Стокгольмский синдром: когда злоумышленник становится «союзником»
Стокгольмский синдром характеризует психологическое состояние личности, при котором у жертвы возникает симпатия к агрессору. Это может быть в одностороннем или взаимном порядке. Жертва пытается рационально оправдать действия преступника, отождествляя себя с ним. Такое поведение связано с защитной реакцией организма. Неудивительно, что в таком состоянии человек помогает злоумышленнику. Чтобы понимать, как развивается синдром, подробнее рассмотрим его признаки и причины, а также поговорим о способах его лечения.
Содержание
Признаки стокгольмского синдрома
Стокгольмский синдром назван так в честь знаменитого дела – в 1973 году швед Ян-Эрик Олссон захватил банк Kreditbanken в Стокгольме. Он взял в заложники четверых работников банка и при помощи сокамерника продержал их шесть дней. После освобождения заложники, целые и невредимые, заявили, что больше боялись полицейских, чем преступников. Он защищали похитителей после освобождения, не соглашались давать против них показания в суде и, по некоторым данным, сами наняли для них адвокатов.
Психиатр Нильс Бейерут, который консультировал полицию во время инцидента, пытался объяснить такое поведение заложников и придумал термин Norrmalmstorgssyndromet (Норрмальмсторгский синдром, по названию площади, на которой расположено здание банка). Позже термин трансформировался в «стокгольмский синдром».
Теперь этот термин используется в случаях, когда заложник (или другая жертва) действует против собственных интересов, например, препятствует своему освобождению, помогает преступнику и вступается за него.
Выделяют несколько признаков стокгольмского синдрома:
искреннее восхищение;
сочувствие ситуации, в которой действует агрессор;
помощь агрессору для осуществления его плана;
сопротивление действиям по защите других людей;
оправдание действий преступника;
нежелание содействовать с правоохранительными органами для задержания злоумышленника;
отказ от показаний против агрессора.
Помимо симптомов, у личности происходят психологические и физические изменения. Пострадавший отождествляет себя с обидчиком. В этом случае подсознание индивида работает, выстроив тактику инстинктивного поведения с последующей благосклонностью агрессора. По мере взаимодействия с преступником жертва начинает ему сочувствовать, понимать намерения. Например, синдром развивается, когда заложник защищает обидчика или жертва влюбляется в маньяка и оправдывает его действия.
Пострадавший начинает искаженно воспринимать события и реальность. Длительное взаимодействие с агрессором меняет у жертвы точку зрения на происходящее. Возникает оправдание поведения обидчика из-за тяжелой работы, жизненных обстоятельств или трудного детства.
Жертва перестает адекватно оценивать ситуацию. Это обусловлено психо-физическим потрясением и страхом за собственную жизнь. Попытки изменить ситуацию воспринимаются отрицательно. Например, заложники боятся спасательных операций, больше чем преступников. Поскольку, находясь с обидчиком, люди пребывают в состоянии перманентного покоя. Если начнутся освободительные действия, то результат для пострадавших может быть непредсказуем.
Причины возникновения стокгольмского синдрома
политических и криминальных терактах;
военных операциях;
похищении.
Помимо этого, люди могут взаимодействовать с агрессорами:
внутри профессиональных коллективов;
тюремном заключении;
внутри семьи;
религиозных сектах;
политических группах.
Причиной возникновения стокгольмского синдрома становится близкий контакт со злоумышленником. По статистике из более 1 200 преступлений с захватом заложников или похищением людей, жертва подвержена развитию ненормального поведения в 8% случаев. Это связано с тем, что пострадавшие находились длительное время в одном помещении с обидчиком и вели общение.
Преступник может использовать метод кнута и пряника, чтобы жертва не чувствовала безысходность. Агрессор проявляет «заботу» в виде осуществления какой-либо просьбы заложника – поесть или попить. Обидчик может сделать поблажку, например, развязав жертве руки.
Пострадавший может быть не связан, но у него нет возможности сбежать. Это обусловлено зависимым положением от обидчика. Распространено в семье, когда ребенок не может добровольно уйти от родителя-тирана.
Некоторые люди, у которых есть признаки зависимого расстройства личности, склонны к развитию стокгольмского синдрома. Индивид перекладывает принятие решений на других, а повседневные действия без совета со стороны даются им с трудом.
К другим факторам развития стокгольмского синдрома относят:
Демонстрация насилия преступником – страх получить увечья.
Инстинкт выживания – знание о поведении в стрессовых ситуациях.
Языковой или культурный барьер – оправдание непониманием другой религии, языка и т.д
Характер человека – общительный человек способен узнать больше об агрессоре, из-за чего начинает проявлять эмпатию.
Длительность стрессовой ситуации – взаимодействие с преступником более суток.
Человек хочет находиться в безопасности, а стокгольмский синдром становится копинг-стратегией. Жертва под влиянием страха и стресса переориентируется. В этом случае появляются мысли, что безопасно находиться рядом со злоумышленником. Под давлением ситуации пострадавший может начать искать причину в себе. Поскольку собственные желания контролировать проще, чем чужие.
Психологические механизмы стокгольмского синдрома
Состояние потакания абьюзеру или агрессору развивается на нескольких уровнях: психическом и поведенческом. Первый механизм связан с возникновением синдрома через идентификацию, оправдание и прощение.
Поведенческий уровень характеризуется тем, что пострадавший принимает требования, изъявляет послушание и оказывает помощь. Это направлено на то, чтобы сократить насильственные действия со стороны правонарушителя.
Стокгольмский синдром имеет следующие механизмы:
Шок – личность испытывает стресс, и оказывается в травмирующем для него событии.
Депривация – жертва находится в изоляции от внешнего мира.
Импринтинг – уровень стресса превышает допустимую норму, которую может выдержать человек. Поэтому он впадает в детство или подростковый возраст. Насколько далеко подсознание откинет человека зависит от уровня входящего стресса. Если жертва в таком состоянии находится длительное время в изоляции, то она симпатизирует человеку, который проявляет к ней заботу,
Внешняя угроза – пострадавший понимает, что его жизнь зависит от правонарушителя. Поэтому проблемы преступника становятся и его собственными. Злоумышленник ощущает угрозу, которая для жертвы становится противоборствующей. Это и служит причиной, когда жертва влюбляется в похитителя.
Незавершенность – жертва продолжает симпатизировать нарушителю даже через многие годы после опасного события.
Психический и поведенческий механизм сохраняют «Я» жертвы, как систему личности. Защита своего ментального здоровья позволяет справляться с травмирующими ситуациями без развития расстройств. Индивид легче справляется после пережитого стресса и возвращается к привычному образу жизни.
Влияние стокгольмского синдрома на психологию человека
Сам по себе стокгольмский синдром помогает человеку адаптироваться при угрозе жизни. Однако, при неадекватном понимании происходящего личность может препятствовать действиям правоохранительных органов. Тяжелые психологические проблемы возникают при постоянных ситуациях. Например, домашнее насилие. Если абьюзер не получает наказание, то его действия повторяются. С каждым разом с особой жестокостью.
Синдром не относится к заболеваниям, но перерастает в следующие проблемы со здоровьем:
вину;
панические атаки;
ПТСС или посттравматическое стрессовое расстройство;
бессонницу;
выученную беспомощность;
дезориентацию:
депрессивные расстройства;
хроническое напряжение.
Жертва может перестать доверять окружающим, даже если люди пытаются помочь из добрых побуждений. Человек изолируется от внешнего мира из-за пережитого стресса. На фоне беспомощности пострадавший станет искать того, кто его защитит. Это перерастает в зависимость от других людей. Личность становится податливой на исполнение чужих идей.
Бытовой стокгольмский синдром бывает нескольких типов: между детьми и родителями или между мужем и женой. В первом случае ребенок в ходе «воспитания» получает оскорбления и побои. Когда мать или отец в хорошем настроении, то дарят подарки и улыбаются. Дети запоминают радостные моменты, а факты насилия скрывают. Ребенок это делает из побуждения защитить родителей, чтобы не было разбирательств.
Стокгольмский синдром развивается при абьюзивных отношениях в паре. Обидчиком может выступать как мужчина, так и женщина. Жертва терпит поведение второй половинки в силу разных факторов. После физического насилия обидчик приносит извинения, раскаивается. Однако, побои или подавляющее поведение личности продолжается. Действует тот же принцип кнута и пряника. Жертва винит себя в сложившихся обстоятельствах и верит, что можно все исправить.
Корпоративный стокгольмский синдром развивается на работе среди коллег и начальства. Например, руководитель обещает повышение или премию, если сотрудник возьмет больше работы. Если подчиненный отказывается или не успевает выполнить объем поставленных задач, то начальник его унижает, угрожает уволить. Пострадавший начинает сомневаться в своих умениях. Однако, жертва может не осознавать опасность ситуации. Тем более, адекватно оценить. Жертву сложно переубедить и подтолкнуть к осознанию травмирующего положения.
Некоторым индивидам труднее вернуться к нормальной жизни после стокгольмского синдрома. Состояние вызывает страх, и жертвы боятся рассказывать о травмирующих событиях. В таких случаях требуется помощь специалиста, чтобы не возникло повторной ретравматизации.
Методы лечения и помощи пострадавшим от стокгольмского синдрома
Специалисты службы поддержки поощряют стокгольмский синдром при возникновении опасной ситуации для жизни и здоровья человека. Проводить лечение нужно после травмирующего события. Зачастую жертва самостоятельно отходит от шока. Для этого требуется несколько дней.
Проводить психотерапию рекомендуется при бытовом стокгольмском синдроме. Лечение осуществляется в следующих направлениях:
Когнитивная терапия – назначается при легкой форме синдрома. Специалисты работают с пострадавшим методом убеждения и смысловой переработки установок. По большей части рассказывают, как работает механизм адаптации организма при стрессовых ситуациях.
Когнитивно-поведенческая терапия – специалисты при помощи убеждения пытаются изменить представление у пострадавшего о преступнике. Это сочетают с внедрением поведенческих шаблонов. Пострадавший должен перестать считать себя жертвой. С человеком обсуждаются вероятные развития событий с ответом на угрозы. Проводится разъяснение о методах выхода из конфликтной ситуации.
Психодраматическая терапия – специалисты помогают восстановить критическое отношение пострадавшего к правонарушителю. Травмирующее событие обсуждается и анализируется участниками группы.
Если у пострадавшего нет возможности посетить специалиста, то окружающим важно подтолкнуть его к обдумыванию ситуации. Ненавязчиво предложить почитать соответствующую литературу. Если это знакомый, то задайте ему наводящие вопросы. Поинтересуйтесь у жертвы о видении травмирующего события. Важно выслушать человека без осуждения. При общении может произойти осознание или включится рациональное мышление.
При беседе с пострадавшим не надо давать советов. Ему надо самостоятельно принять решения, что позволит преодолеть чувство беспомощности. Стоит понимать, что личность будет сложно переубедить о роли правонарушителя как злодея. Это может вызвать обратный эффект.
Стокгольмский синдром – нормальное поведение организма на стрессовое событие для защиты жизни и здоровья человека. Однако, становится неадекватным, если жертва полностью переходит на сторону правонарушителя. Из-за чего может сорваться работа по спасению пострадавших. При бытовом развитии синдрома важно рационально понимать, что родитель или партнер в отношениях проявляет нездоровое поведение, насилие. Пострадавшему нужно научиться видеть опасность ситуации и не сочувствовать агрессору. Если стрессовая ситуация не отпускает человека, то стоит обратиться за помощью к специалисту.
Преодолейте свои страхи: практические советы для освобождения от ограничений
Газлайтинг: манипуляция, которая разрушает доверие и самооценку