7 мин.

Сергей Кофанов: “Если у вашей бредовой фантазии есть план, она превращается в мечту”

Сергей Кофанов в долгом представлении не нуждается. Самый молодой российский восходитель на Эверест, обладатель ведущих российских и мировых наград в альпинизме, а ныне - мотивационный спикер и бизнес-коуч. Ведь действительно, кому как не человеку, столько раз преодолевшему себя, давать мотивацию другим. Поэтому сегодня будет не привычное интервью про путь в альпинизме, а, скорее, про то, как идти к своим целям и почему иногда стоит свернуть с выбранного пути.

Ошибка дверью определила жизненный путь, или как становятся известными альпинистами 

Мои родители - инструкторы по спелеологии, а это даже более опасный вид спорта, чем альпинизм. Поэтому при выборе спорта для меня мама и папа руководствовались безопасностью. С 4 лет я перепробовал многое: плавание, акробатика, лёгкая атлетика, фехтование, карате, баскетбол, волейбол, большой теннис. Все занятия всегда проходили в залах и были относительно безопасными. 

Перерыв в спорте у меня был лишь однажды, когда я готовился к вступительным экзаменам в вуз. Но я настолько уже не представлял себя вне спорта, что при первой же возможности захотел вернуться. Но вот куда - это был вопрос. Волей случая именно в этот момент в моём родном Екатеринбурге проходил чемпионат мира по спортивному скалолазанию. Моя мама увидела про них по телевизору, решила, что это безопасно и предложила мне попробовать. Я подумал, почему бы и нет. Прихожу в зал и у нас завязывается диалог с тренером: 

- Здравствуйте, можно к вам на скалолазание записаться? 

- Можно, но мы не скалолазы, мы - альпинисты.

- А в чём разница?

- Ты записывайся, а там поймёшь.

Вот так с подачи мамы я и оказался в “безопасном” виде спорта.

Почему опытный альпинист отговаривает других от восхождения на Эверест? 

Каждый раз, когда ко мне приходит человек и говорит о своем желании покорить ту или иную вершину, я всегда пытаюсь понять - насколько он адекватно ставит перед собой цели. Ведь это очень важный момент. Бывали случаи, когда приходили люди, которым глубоко за 60 лет с порванным недавно ахиллом и отсутствием какого-либо опыта восхождений, но при этом с огромным желанием подняться на Эверест. И мотивация тут - стать самым пожилым восходителем, например.  В таких случаях я, конечно, отговариваю. 

Да и в целом сейчас я называю себя человеком, отговаривающим других от восхождения на Эверест. Хотя не так давно работал горным гидом и помогал людям зайти на заветную вершину. Мне было действительно интересно готовить людей, выстраивать для них дорожные карты на несколько лет вперёд. А сейчас с учетом накопленного опыта я понимаю, что такая мечта может быть чревата для людей как с точки зрения здоровья, так и жизни в целом. Поэтому всегда советую ставить посильные цели, особенно при малом опыте восхождений. 

Сергей Кофанов в 2007 году спас пострадавшего итальянского альпиниста Марко Эписа, которого бросили на вершине Эвереста. Девять часов он тащил его в одиночку до палаточного лагеря. Это был первый случай в истории спасательных операций на Эвересте, когда умирающего удалось спустить с такой высоты силами одного человека.

Нельзя работать полгода в офисе и поехать на Эльбрус или Эверест  

Если все же человек настроен решительно и готов идти планомерно к своей цели, то важно правильно вести подготовку. Многое зависит от самого восхождения. Если эта экспедиция долгая, гималайская, то она больше похожа на марафон. И здесь важны кардиотренировки: бег и лыжи. Нельзя отработать полгода в офисе, не занимаясь ничем, а потом пойти на восхождение. Но к тренировкам тоже надо подходить с умом.

Например, приходят люди уже в возрасте и говорят: “Хотим в горы, но боимся, как выдержат ли наши колени.” Конечно, нет смысла таким людям советовать сразу бегать по 3 км, 5 км, 10 км в день. Тем более что бег по асфальту - это большой вред для коленей. С помощью таких тренировок человек может быть и приведет в порядок сердечно-сосудистую систему. Но его колени скажут ему “привет” и тогда никакого Килиманджаро не видать. Поэтому я в таких случая советую заниматься на тренажерах. Отлично подходит эллипсоид, который дает щадящую нагрузку на суставы, но при этом тренирует весь организм и выносливость. 

Второй важный момент - не выбирать для первых восхождений сложные вершины. Например, идти на Эльбрус (многие ошибочно думают, что стоит начать с этого). Это вершина высотой 5600 м, которая требует навыков ходить в кошках, пользоваться ледорубом и веревками, а еще обязательно вызовет приступы горной болезни. У нас в России огромное количество горных систем на Алтае, Кавказе, Камчатке, Байкале, Кольском полуострове. В любое из этих мест можно поехать и посмотреть, как ваш организм будет чувствовать себя на 2000 - 4000 м. 

И последний момент, который хотел бы отметить, - все же важно быть настойчивыми на пути к своим целям. В моей новой книге “У каждого свой Эверест” я даже выделял целую главу под названием “Ода настойчивости” (не вошла по объему в основное издание). Так вот, я считаю, что настойчивость - это одно из основных качеств, которое помогает в горах. Потому что с точки зрения нагрузок альпинизм больше похож на марафонский бег. И здесь важны терпение и упорство. 

Случайно пробежал Бостонский марафон 

Марафоны я стал бегать также случайно, как и попал в альпинизм. В 2003 году я участвовал в экспедиции на Мак-Кинли — высочайшую вершину Северной Америки. После возвращения в Москву у меня оставалось две недели до следующей экспедиции и открытая годичная американская виза на руках. Друг предложил поехать на Нью-Йоркский марафон, чтобы там поболеть за него. Я согласился. Сам я никогда не бегал на тренировках больше 10–15 километров и не очень любил бег. Мы прилетели в Нью-Йорк. Друг получил стартовый пакет с чипом, который должен быть у каждого участника. Но перед стартом случилась беда - у друга умер отец и ему нужно было срочно лететь домой. Он оставил мне чип и кроссовки: «Если ты за меня пробежишь, то это будет много для меня значить».

Конечно, я решил поддержать друга. Но моя цель была - выйти только на старт. И вот я начал бежать. Думаю: “Ладно, 5 км пробегу и потом на метро поеду в гостиницу”. В итоге так я говорил себе каждые 5 км до дистанции в 20 км, на которой я был точно намерен сойти. Но тут началась часть трассы, которая отгорожена забором, за ним стоит толпа людей, которые поддерживают участников, играют рок-группы. Ты заряжаешься этой энергией и продолжаешь. В итоге, 20 км я пробежал, 20 км - прошел пешком и еще 2 км последних снова пробежал. 

После этого я несколько месяцев я не мог даже думать о беге. А когда отдохнул, морально прежде всего, вспомнил, как рядом со мной бежали дедушки и бабушки. Думаю, неужели я не могу так? И задался целью пробежать марафон с нормальным временем. С тех пор я принял участие во многих марафонах. Моя мечта - собрать пятёрку из мейджоров: Нью-Йорк, Бостон, Чикаго, Берлин и Лондон. Это все марафоны с огромной историей. А еще участие в таких забегах - это возможность увидеть города с другой стороны и пробежать там, где обычно ездят только машины. Я уже пробежал Нью-Йорк, Чикаго и Берлин, остались Бостон и Лондон. 

Если у вашей бредовой фантазии есть план - она превращается в мечту

Но марафоны - это не единственная мечта в моей жизни. Другая, более масштабная - это желание подняться на гору Олимп. Но не на тот Олимп, который находится в Греции, где по преданиям живут греческие Боги. А на Олимп, который является высочайшей вершиной нашей Солнечной системы и находится на Марсе. Я понимаю, что сейчас вы подумали, что за бредовая фантазия? Как вообще возможно подняться на гору на Марсе? Но я скажу так: если у вашей бредовой фантазии есть план, то она уже превращается в мечту. А план у меня уже есть.