9 мин.

«Если бы я не снимала кино, то стала чемпионкой по серфингу». Режиссер Инна Блохина о погружении к 40 акулам без клетки и спортивном доккино

С 20 января в российских кинотеатрах можно посмотреть фильм «Она – океан», покоривший зрителей со всего мира и завоевавший восемь наград зарубежных кинофестивалей.

Картина документальная, в основе лежат истории девяти женщин из разных уголков планеты, чьи жизни неразрывно связаны с океаном. Это девочка, которая мечтает стать чемпионкой мира по серфингу; легенды мирового спорта, уже покорившие немало больших волн; морской биолог; профессиональный фридайвер; защитница акул, которая плавает с ними без клетки…

Идея и воплощение – российского режиссера Инны Блохиной. Она и сама занимается серфингом и в большой воде находит силы и вдохновение. В эксклюзивном интервью Sports.ru Инна рассказала о любви к океану, собственном пути в спорте и кино, преодолении себя и стереотипах, которые важно разрушать. 

Поехала учиться серфингу – так родилась идея первого фильма

Я росла у бабушки на Каспии, в Азербайджане. Мы часто ездили на море – тогда я его и полюбила. А когда посмотрела фильм «На гребне волны», вдохновилась и стала заниматься вейкбордингом, попробовала кайтсерфинг. 

В 2005 году я познакомилась с Никитой Замеховским, одним из первых русских серферов. Он выдал доску, гидрокостюм, и я пошла в море бороться с волнами. В первый раз был шторм, очень холодно. Меня жутко разозлило, что я не могу взять ни одну волну. Почему-то казалось, что я должна встать красиво и сразу же поехать. Многие так думают, когда приходят в серфинг, но это сложный вид спорта.

Самолюбие было задето, я решила продолжать. Поехала на Бали, чтобы учиться, и там началась трансформация – преодоление себя, единение с водой и психологическое расслабление. 

Потом я училась серфингу на Шри-Ланке, также у Замеховского. В жизни был тяжелый период, но океан так вдохновил меня, что я захотела рассказать другим, как это здорово. Так родилась идея первого фильма о серфинге «На волне». 

Вообще, мой путь в киноиндустрию был долгим. Я училась в Институте телевидения и радиовещания на факультете журналистики, работала на НТВ, Первом канале, Муз ТВ – совокупно отдала им 20 лет. Потом уже решила, что созрела для собственных проектов, и создала InWaves Production. Премьера «На волне» состоялась в 2012 году в Москве, а потом фильм вышел на экранах всего мира.

Дальше появилась идея фильма «Она – океан». Это был очень долгий проект: хотелось найти идеальных героинь. Кроме того, мы снимали девочку, которая росла в кадре на протяжении шести лет. 

Моя задача как режиссера – показать, что между женщиной, океаном и спортом есть глубокая связь

Название фильма говорит само за себя. Оно родилось сразу же после того, как мы начали работать над сценарием. Она – океан. Это женщина-океан, это океан как слово женского рода, это женщина как Вселенная, равная океану.

Спортивная составляющая тоже важна. Женщины, которые добились высот, поняли, какое место в их жизни занимает океан. Моя задача как режиссера – показать, что между женщиной, океаном и спортом есть глубокая связь. Важно, чтобы зритель не думал, как эти составляющие связаны, а чувствовал. 

Я никого из героинь специально не искала. Это все стечение обстоятельств. Чинта (девочка, которая учится серфингу; она растет в кадре на протяжении шести лет) – дочка знакомого шейпера, мы увидели ее, когда приехали за доской. Ей было девять лет. Когда я спросила, кем она хочет стать, она ответила: «Чемпионкой мира». Меня так это поразило. Такая амбициозная мечта такой маленькой девочки! Я подумала, что было бы здорово проследить за ее становлением серфера-профессионала, посмотреть, получится ли у нее.

Я чувствовала связь с Чинтой. Я тоже всегда знала, чего хочу. Потом я встречала других женщин, просила делиться интересными историями. Постепенно, как бусинки в ожерелье, собрались остальные героини. Когда мы увидели фильм, поняли, что они идеально совместились друг с другом.

Считается, что документальный фильм, особенно спортивный, – это скучно. Это неправда. Чем больше будет режиссеров, которые будут браться за такие темы, тем богаче будет наша жизнь. Документальное кино позволяет соприкоснуться с судьбами людей, которые годами идут к своей мечте. Это один из самых искренних, честных и мощных способов показать человеческую жизнь. 

Кино должно быть разным. Благодаря нашему фильму можно почувствовать любовь, подумать о защите окружающей среды, поразмышлять о потере, задуматься о поддержке, поверить в себя.

Этот фильм наполнил меня во время съемок. Подарил осознание, что я все могу и что вокруг есть люди, которые поддержат. 

Не нужно бояться неизведанного. Это большая ошибка. Нужно рисковать

Когда я начала снимать фильмы, мне было страшно. Я многого не знала. Нужна смелость для того, чтобы делать что-то первой.

Страх – это еще один стереотип.

Люди, которые не живут у океана, считают акул чудовищами. Я поняла, что это не так, когда попала на лодку к Оушн Рамзи (защитница акул с Гавайев). Она сказала: «У меня такое условие: я не дам тебе снять историю обо мне, если ты не погрузишься с акулами без клетки, не прочувствуешь, что это такое». Я отказывалась, потому что для меня это был самый сильный и большой страх. Как можно просто вот так прыгнуть в воду, где плавает 40-50 трехметровых акул? Но мне пришлось это сделать. 

Оушн буквально оттащила меня от лодки, у меня сперло дыхание… Но это было невероятно, нереально красиво. В черных и бездонных глазах акул я увидела интеллект. Не зря Оушн называет каждую акулу по имени. Вокруг меня плавал трехметровый самец Гарри Поттер, у него шрам на верхнем плавнике. 

Это погружение – мое самое яркое впечатление в жизни. Ушли страхи воды, акул, океана. Я проснулась на следующий день совершенно другим человеком.

Не нужно бояться неизведанного. Это большая ошибка. Нужно рисковать. Неважно: снимать какой-то проект, покорять вершины или волны... Нужно находить в себе силы и смелость делать это, тогда жизнь будет гораздо ярче. Сегодня ты можешь чего-то бояться, а завтра – полюбить это. 

 

Документальное кино – это момент. Упустишь, а он больше не повторится

Снимать было тяжело. Работали с международной съемочной группой, найти общий язык непросто из-за разности менталитетов. Плюс экстремальные условия, когда приходилось погружаться с акулами; работа в непогоду, когда ломалось оборудование… А ведь документальное кино – это момент. Упустишь, а он больше не повторится. Нужно быть максимально готовым к съемке, но в то же время как бы наблюдать со стороны, не мешать жизни идти своим чередом. 

Я считаю, что женщина-режиссер отличается от мужчины. Она многозадачна. Женщина как мать даже во время съемочного процесса. Приходится постоянно поддерживать других. Например, не все мужчины готовы снимать на природе, в жестких условиях, когда приходится сражаться со стихией. Не все мужчины готовы выходить из машины с камерой во время сильного бурана, закрывая собой оборудование.

Когда я уставала, я брала доску и шла в океан.

Конечно, у меня есть близкие, которые очень поддерживают. Это тоже важно. Рядом должны быть те, кто с тобой на одной волне и подбадривают, когда думаешь сдаться.  

У каждого режиссера есть амбиции, каждый стремится, чтобы было максимально интересно, чтобы дошло до сердца зрителя. Проект всегда хочется делать большим – мы вывели свой на мировой уровень, а такое происходит не каждый день. Мы много работаем с компанией Blue Fox Entertainment, нашими американскими дистрибьюторами. Они распространяют «Она – океан» по всему миру. В 2021 году он стал самым просматриваемым в Австралии и Новой Зеландии.

Самый тяжелый эмоционально момент настал даже не во время съемок, а когда я забеременела и не могла больше ездить на кинофестивали. Для меня это было важно. Пришлось выбирать, и, конечно, я осталась дома ради другого своего не менее важного проекта. Ему сейчас 1 год и 7 месяцев. 

Совмещать материнство с работой очень сложно. Хочется отдать всю себя ребенку, подарить ему все свое время, но не получается из-за работы. Мне кажется, каждая женщина сталкивается с этим. Меня поймет каждая мать. 

Но у меня есть амбиции: хочется делать еще большие проекты. Возможно, попробую художественное кино, но документальное – моя любовь, моя страсть. Я от этого никуда не денусь.

 

Мое самое большое достижение в серфинге – то, что я начала понимать, чего хочу

Я хочу снимать фильмы о людях, которые пришли к океану. Это, конечно, не единственная тема, которая мне интересна, но она мне очень близка.

Движение, активный образ жизни помогают мне оставаться здоровой и в хорошем настроении. Я очень люблю сноуборд, а еще с детства занимаюсь конным спортом. Но серфинг – это особенная любовь. Я живу в городе, и постоянно мечтаю об океане. 

Я хотела бы полететь на Таити, где Кеала Кеннелли (одна из лучших женщин-серферов мира) покоряет волны. А самое любимое место – это Гавайи. Большие волны брать боюсь, только средние, ведь у меня мало практики. Практика нужна именно в океане, потому что там естественная среда, и каждый день океан подкидывает тебе что-то новое. Если бы я не снимала кино, я бы стала чемпионкой по серфингу, потому что люблю тренироваться.

Мое самое большое достижение в серфинге – то, что я начала понимать, чего хочу, осознала свои негативные стороны, страхи. Кажется, что только природа и стихия могут помочь забыть о проблемах и нуждах. Посмотришь на горизонт, зайдешь в воду и выйдешь оттуда обновленным, чистым мысленно и физически. 

Я попробовала виндсерфинг и кайфанула. Как подружиться с водой и телом, сколько это стоит (спойлер: терпимо) и где кататься в России?

Экспедиция на Камчатку по Тихому океану: встречи с косатками и медведями, кратер вулкана, черный пляж и падающие льдины

Фото: личный архив Инны Блохиной