21 мин.

Как изменился сноубординг в России за последние 10 лет? Почему исчезли крупнейшие коммерческие соревнования? Где тренируются российские спортсмены?

В этом текстовом сериале мы говорим о том, как развивались в последние годы популярные массовые и экстремальные виды спорта.

Через месяц в Пекине состоятся Олимпийские игры, где уже в седьмой раз среди привычных видов – биатлона, лыж, фигурного катания – будет представлен сноубординг. Впервые соревнования по сноубордингу появились на Олимпиаде в Нагано-98 – это были дисциплины хафпайп (трюки в полутрубе из снега, похожей на рампу для скейтборда) и гигантский слалом (скоростные соревнования). С тех пор сноуборд присутствовал на каждой Олимпиаде: в 2014-м году в Сочи добавили слоупстайл, в 2018-м – биг-эйр.

В России сноубординг развивался по своему пути: через коммерческие фестивали, где российские сноубордисты оттачивали мастерство, чтобы квалифицироваться на крупнейшие мировые события – и заработать деньги. Потом в индустрии все изменилось: фокус сместился на подготовку к Олимпиаде, исчезли крупнейшие коммерческие соревнования, появились и так же исчезли сноупарки на горнолыжных курортах.

В то же время строились новые горнолыжные курорты, сноубординг становился доступнее, переходил из категории экстремального в массовый зимний спорт. Появились новые звезды среди профессиональных спортсменов – вы наверняка слышали не только о Вике Уйалде и Алене Заварзиной (оба выступали на Олимпиаде-2014 в дисциплине параллельный гигантский слалом), но и о российских фристайл-сноубордистах – Анастасии Таталиной (чемпионка мира по фристайлу 2021, биг-эйр); Владиславе Хадарине (участник Олимпийских игр 2018); Валерии Демидовой (обладательница Кубка мира по фристайлу, хафпайп), Ксении Орловой и других спортстменах.

Обо всех этих изменениях, произошедших со сноубордингом, мы поговорили с человеком, который знаком с индустрией со всех сторон. Это Игорь Игнатьев, гендиректор ивент-агентства We Are In Sports, которое с 2008 года проводит крупнейший в России спортивно-музыкальный фестиваль New Star Camp (и, кстати, ведет отдельный блог фестиваля у нас на сайте) – в том числе благодаря фестивалю имена многих звезд сноубординга на слуху.

Игорь начал кататься на сноуборде в 2000-м, потом работал на одном из горнолыжных курортов под Санкт-Петербургом и участвовал в реконструкции курорта Туутари-парк, так что знает о сноубординге все.

Что произошло со сноубордингом за последние 20 лет. Невероятный бум, рост числа фестивалей, энтузиасты проводят свои события, сноубординг – дорогой, эксклюзивный и опасный вид

Мое увлечение сноубордом началось еще в школьные времена: друг купил доску и позвал прогулять школу. Сначала просто хотелось научиться кататься, а когда я погрузился в культуру, для меня это стало отдушиной, отрывом от реального мира. Все, что происходило в быту, с появлением сноубординга заиграло разными красками. Была жизнь до и жизнь после.

В двухтысячные культура экстремального спорта в России, тем более в Санкт-Петербурге, была очень слабо развита. А потом стремительно начала расти: на MTV постоянно говорили о сноубординге, райдеры давали интервью, сноуборд на Олимпийских играх показали по телевизору.

Передача «Новая атлетика» на MTV, существовала с 1998 по 2002 год. История сноубординга – с 6:20.

Ольга Шелест о передаче «Новая атлетика»

Тогда выходили каталоги с обзором досок на новый год, и я до сих пор помню половину моделей и расцветок оттуда.

Самым авторитетным изданием был журнал «Доски» – каждый месяц мы получали бумажную копию в руки. Было несколько крупных бордшопов, куда мы могли ходить бесконечно – это Balance в Питере и «Неолимпийские игры» в Москве (первый в России специализированный бордшоп, который открылся в 1998 году ­– прим. Sports.ru). Раньше не было такого обилия торговых центров, других развлечений. Сходить в бордшоп было как сходить в музей.

Поездка на склон была целым путешествием на весь день. Нужно было сначала ехать на метро, потом на электричке. С утра уезжали на гору, целый день катались, ближе к ночи возвращались. В 10-11 классе мы с друзьями снимали квартиру в районе поселка Коробицыно, где находятся все горнолыжные курорты, чтобы не ездить туда-обратно. Весь сезон, с начала декабря по последние числа апреля, все время мы проводили на склонах.

Зимой в Санкт-Петербурге проходило несколько больших соревнований, в том числе этап чемпионата России, куда приезжали все именитые райдеры. Еще на курорте «Золотая долина» проходил известный в узких кругах, но на то время громкий ивент, «Турнир 15». Это был список must visit, события из которого ты никогда не пропускал.

Было много соревнований, о которых все говорили. В Москве с 1998-го по 2005-й проходил кубок «Nescafe Чистая энергия», который воспитал целое поколение райдеров.

В тот момент по всему миру активно проводились городские соревнования. Сейчас это этапы Кубка мира, но раньше это были коммерческие старты. Осенью 2002-го я поехал в Москву на Nokia Totally Board: перед зданием МГУ построили огромную железную конструкцию и на искусственном снегу проводили соревнования по биг-эйру. Все звезды, о которых мы читали в журналах, там присутствовали. Я не ожидал, что может быть такой масштаб: все локальные соревнования были абсолютно другого уровня.

Самое классное время в сноубординге было с 2003 по 2011 год, когда было очень большое комьюнити. Тогда сноубординг и вообще экстремальные виды спорта были развлечением «номер один». Если ты хотел быть чуть-чуть отличным от других, то выбирал экшн-спорт.

Большой успех имел домбайский лагерь Flammable Camp. Ребята делали его с 1997 года.

Там снимались разные российские фильмы: известная студия Stereotactic, которая снимает супер крутую рекламу, вышла из сноубординга – все смотрели их фильмы с упоением (полнометражные фильмы «Марафон», «Кухня», RE, All Inclusive – прим. Sports.ru). 

Фильм «Кухня» (2008)

Проводились выставки, много дистрибьюторов брендов пришли в Россию. Потом ситуация устаканилась, событий стало меньше, хотя качество постепенно росло.

В те же годы мы с друзьями начали проводить небольшие события для локальных бордшопов, а позже появилась идея сделать такой ивент, который бы вошел в международный рейтинг Ticket To Ride. Это была система отборочных турниров на самые главные мировые старты.

Уровень события в TTR определялся по нескольким параметрам: размер призового фонда, наличие прямой трансляции, количество иностранных райдеров.

В зависимости от звездности турнира, участники, занявшие места с первого по десятое, получали определенное количество баллов в общем мировом рейтинге. Дальше, если позволял личный рейтинг, они могли попасть на ивенты высшей категории – 5 или 6 звезд. Их было на тот момент около 9-12 во всем мире. Если райдер хорошо себя зарекомендовал на отборочных чуть ниже статусом, то автоматически получал инвайт на самые громкие соревнования, такие как Air & Style (сноубордический контест в Инсбруке, проводился ежегодно с 1994 года – прим. Sports.ru).

Первый фестиваль New Star Invitational, который мы провели в 2008 году на курорте Игора под Петербургом, получил статус 2 звезды (из 6 возможных). К 2013-му году наш статус поднялся уже до 4 звезд. Позже эту систему упразднили, все спортсмены стали отбираться на Олимпийские игры через Кубки мира.

В первые годы мы много писали иностранцам. Это был челлендж – позвать иностранных участников на локальные соревнования под Питером. Сейчас, когда мы выросли как фестиваль, мы получаем все больше запросов от иностранных съемочных команд, от райдеров и их менеджеров, которые видят качество и масштаб фестиваля. Сейчас хотят приехать уже они сами, без дополнительных усилий с нашей стороны.

В какой-то момент – году в 2008-м – начался бум сноупарков: практически каждый курорт считал долгом сделать подобную площадку с трамплинами и рейлами. У всех был примерно один и тот же цикл: срок жизни сноупарка на курорте составлял 2-3 или максимум 4 года, как это было на курорте Игора под Петербургом.

В большинстве случаев это было развлечение: владелец курорта инвестировал в сноупарк, делались земляные работы, системы оснежения. На самом деле сноупарк – это спортивный объект, вокруг которого нужно отдельно выстраивать инфраструктуру, он не работает сам по себе. Это объект, который нужно развивать. Поэтому многие курорты не смогли ничего заработать и году к 2012-му закрыли сноупарки как опцию. Все-таки это дорогое удовольствие – обслуживать спортивный объект, на котором катается не так много людей.

Каким стал сноубординг сейчас: безопасный и распространенный вид, и только в России удалось сохранить вайб, который был раньше

Инфраструктура

Мощнейшим толчком для развития инфраструктуры горнолыжных курортов стала Олимпиада в Сочи и развитие всей Красной поляны. Сейчас это четыре курорта с сетевыми отелями, барами, ресторанами.

Олимпийская стройка и пост-олимпийское наследие – все это вывело сноубординг в России на новый уровень. Я читал, что не во всех странах удалось задействовать олимпийские объекты, но в России это прямо выстрелило.

Почему появление олимпийских объектов было таким важным? На большинстве горнолыжных курортов в России длина склона от 500 до 1300 метров. А в Сочи трассы длиной в 4-5 километров… Длина склона и количество трасс – основное, зачем сюда едут люди. Кататься на местной горке надоедает, поэтому люди тренируются на домашнем курорте, но раз в год или чаще отправляются в большие горы.

У тех, кто давно и постоянно катается, до 2014-го года выбор был только один – раз в год отправиться в Австрию или Швейцарию и там прокатиться с семьей или с друзьями. А сейчас, если выбрал для себя такой вид зимнего отдыха, можно накатываться на локальном курорте и несколько раз в год позволить себе значительно дешевле съездить в Сочи, в большие горы, и посмотреть, чему смог научиться. А дополнительная мотивация – то, что ты катаешься на пост-олимпийских курортах, там же, где выступали спортсмены.

Добраться до горнолыжных курортов стало значительно проще с появлением каршеринга. Теперь легче собраться с друзьями и провести выходные за городом, катаясь на склонах. А с наличием сочинских курортов все упростилось в разы: есть много людей, которые срываются под прогноз. В среду посмотрел, что в пятницу снегопад, прыгнул на самолет, 2 часа 20 минут – и ты уже в Сочи. Иногда по пробкам дольше ехать до московского курорта, чем до Розы Хутор.

Сейчас горнолыжная индустрия переживает бум. Несколько больших проектов находятся на стадии стройки – на Эльбрусе строят новые канатки, очень большой комплекс строится на Алтае (называется «Манжерок»). Открываются действительно новые курорты. Плюс еще пандемия: не так много вариантов, куда поехать, поэтому сейчас сильно вырос спрос на горнолыжный отдых.

События

Во время пандемии многие мировые курорты были закрыты, а точнее, открыты только для местного комьюнити. Например, некоторые курорты в Австрии продавали сезонные абонементы только жителям ближайших деревень. Не было никакого туристического спроса, ивенты не проводились.

При этом в России в прошлом году в марте случилась такая небольшая «ковидная оттепель» и мы смогли провести фестиваль New Star Camp на очень высоком уровне. До сих пор собираем фидбэк от иностранных коллег и райдеров. Они говорят: «То, что вы сделали, феноменально по масштабу». Многие обратили внимание на российский фестиваль, потому что информационное поле не было перегрето событиями.

За последние 10 лет многие события в принципе прекратили свое существование и только самые громкие коммерческие турниры с многолетней историей перешли под эгиду FIS (Международной федерации лыжного спорта – прим. Sports.ru). Теперь они носят статус этапов Кубка мира, на которых райдеры отбираются на главные соревнования планеты.

Иностранные райдеры, которые приезжают к нам на фестиваль, говорят, что вайб, который они чувствуют у нас сейчас, сопоставим с вайбом, который у них было много лет назад. Это очень лестно, что культура сноубординга, которая когда-то зародилась в Альпах, до сих пор жива в том самом бунтарском виде именно у нас. Такие фестивали теперь – довольно уникальное явление в мире.

В Европе и Америке сноубординг уже стал частью культуры. Для них съездить на склон – такое же развлечение, как сходить на классное кино. В их головах это встало на определенную полку. У нас до сих пор для многих сноубординг и горные лыжи, поскольку это не самые доступные виды спорта, в новинку. Поэтому интерес сильно повышен.

Про фестиваль New Star Camp сейчас

Поскольку New Star Camp – это коммерческое мероприятие, то наравне с комфортом атлетов мы уделяем внимание зрителям. Мне самому как участнику многих спортивных соревнований не всегда комфортно, когда я не понимаю регламент, тайминг. Мы много лет смотрели, как лучшие коммерческие ивенты проводились за границей, и перенимали опыт.

Комфорт зрителя превыше всего: наличие прямой трансляции, удобные лаундж зоны, понятный регламент и не затянутая программа. Чтобы человек, который только втянулся в сноубординг или горные лыжи, понял, что вообще происходит, что ждать в какой промежуток времени. Поэтому часто отборочные соревнования мы оставляем за кадром, и в соревновательные дни выпускаем на трассу уже отобранных райдеров, где они показывают только самые лучшие трюки.

Сейчас уровень спортивного сноубординга растет семимильными шагами, и те трюки, которые сейчас нужны для того, чтобы занять призовые места на ведущих мировых соревнованиях, требуют серьезного тренировочного процесса, нужно с детства заниматься в спортивной школе.

Но большая часть гостей нашего фестиваля – любители, иногда те, кто впервые встали на доску. Для них у нас есть специальные контесты, иногда фановые, как S7 Flight Session на самый высокий прыжок, где мы строили специальную пирамиду с электронным высотомером. Часть участников хотели не соревноваться, а просто узнать высоту прыжка, позаниматься и побороть свой же результат. Мы всегда строим сноупарк с учетом атлетов-любителей, в нем три линии для каждого уровня катания.

Фестиваль растет: раньше это было райдерское событие, громкое среди тех, кто действительно этим увлекается. В последние годы нам говорят, что мы стали попсовей. Мы правда стали популярней, когда большое количество людей стало приезжать на музыкальную программу фестиваля.

Курирует музыкальную программу Ольга Гончарова. Все начиналось с формата вечеринок в баре c музыкой от диджеев-друзей фестиваля, которые приехали покататься, затем добавился формат Apres-Ski и масштабные вечеринки открытия и закрытия. Так из спортивного события New Star Camp эволюционировал в музыкально-спортивный фестиваль с шоу-кейсами от самых популярных музыкальных сообществ и промо-групп в лайнапе и привозом больших иностранных артистов.

Мы не забываем, откуда мы, и насколько любим всю эту сноубордическую и горнолыжную культуру. И именно то, что фестиваль становится популярным, привлекает классных партнеров, делает хорошие продажи скипассов и отелей, – все это дает нам возможность поддерживать сноубордическую культуру и core-аудиторию.

Количество райдеров, которых мы сейчас приглашаем и поддерживаем, выросло в разы. Несколько лет подряд мы делали серию событий Road to New Star Camp на региональных горнолыжных курортах России, где победители получали оплаченную поездку на фестиваль и возможность принять участие во всех любительских контестах и в некоторых основных соревнованиях.

Мы помогаем не только сформировавшимся и продвинутым райдерам, но и начинающим. Например, в этом году создаем для топовых российских и международных райдеров закрытый «Клуб атлетов», но в него, в том числе, войдут и продвинутые любители.

Мы запустили конкурс, по условиям которого отберем в команду клуба 30 лучших спортсменов-любителей. Куратором проекта стал Евгений «Жун» Иванов, профессиональный сноубордист, прорайдер Quiksilver и Yes Snowboards. Он будет отсматривать присланные райдерами видео с трюками, оценивать их с точки зрения техники и стиля. Лучшие райдеры попадут в «Клуб атлетов», и на фестивале получат оперативную связь с нашей командой, спортивную страховку, ски-пасс на все дни фестиваля, браслет участника, доступ к закрытым спортивным мероприятиям и в зону для атлетов, где можно размяться, отдохнуть, перекусить, оставить личные вещи.

Наша главная задача в развитии этой культуры – показать, что сноубординг и горные лыжи доступнее, чем многие представляют. Сейчас столько разных развлечений от гейминга до блогинга, но мало что заменит спортивный образ жизни и время проведенное в горах. Мы каждый год стараемся привозить все больше людей и показывать им эту культуру.

Сноупарки

Парки остались в тех местах, где люди понимают, зачем это нужно и как этим управлять. Это отдельный инфраструктурный объект, который требует повышенного внимания. Нельзя построить несколько трамплинов и перил и ждать, что сейчас придут сотни, тысячи сноубордистов и начнут кататься и платить за все это деньги.

В создании сноупарка очень много шагов: само строительство фигур – это 30 % дела. Остальные 70 % – это создание инфраструктуры, целый набор соревнований в течение сезона и школа подготовки для тех, кто будет кататься в парке. К сожалению, многие российские курорты прошли лишь первый этап – строительство фигур – и не сделали ничего больше. Зато в тех местах, где научились это монетизировать, такие спортивные объекты прекрасно себя чувствуют.

В Сочи практически на каждом курорте сейчас есть сноупарк, за которым следят в течение сезона. Это просто как одна из трасс для катающихся на более высоком уровне. Курорты в Сочи, благодаря объему туристов и средствам, которые они получают, могут себе позволить содержание таких парков. На любом европейском или американском курорте сноупарк – это как один из склонов, без этого ни один курорт не работает.

Сейчас такие спортивные объекты открываются именно в тех местах, где все факторы совпали: там, где есть спрос потребителя, наличие и интерес со стороны детских школ, наличие инфраструктуры, финансовых возможностей. Чтобы строить и обслуживать сноупарк, нужны отдельные единицы техники, которых часто нет на курортах. Почему мы проводим фестиваль в Сочи и строим там сноупарки для шоу? Потому что там есть достаточное количество тех же самых ратраков – курорт может спокойно выделить несколько машин на месяц-полтора, чтобы они строили специальные объекты.

Что ждет сноубординг дальше и каким хочется видеть этот спорт: кажется, он в идеальной точке развития

Чего сейчас не хватает сноубордингу в России? Локальной суперзвезды. Например, победителя Олимпийских игр, к которому будет приковано внимание СМИ. Который мог бы стать звездой российского масштаба.

В остальном, мне кажется, сейчас всего хватает. Мы каждый год видим все больше и больше интереса со стороны партнеров и курортов. Сейчас именно то самое правильное время, когда можно учесть все ошибки и недочеты, которые были в индустрии, и делать все на высочайшем уровне. За эти годы у многих увлечение сноубордом сформировалось в профессию, знания трансформировались на новый уровень. То, что делается на курортах и в организации стартов, вышло на более профессиональный уровень. Поэтому сейчас все идет ровно так, как надо.

Раньше было большое поле для эксперимента, на котором все попробовали поиграть. И остались только сильнейшие.

Любая вещь, которая есть на рынке, может выстрелить, но останется ли она как тренд надолго? Должны совпасть звезды. Сноубординг и горные лыжи заняли свое место уже давно: они были до нас, и будут после нас.

Тем не менее, если мы говорим про спортивные ивенты, шоу и фестивали, то сейчас вырос уровень осознанности. Мы смотрим на все, что происходит вокруг. Нельзя сделать сноубордический ивент, потому что он сноубордический, хуже, чем какой-то музыкальный фестиваль. Потому что люди привыкли к сервису. Привыкли, чтобы покупка совершалась в один клик, чтобы был комфорт. Поэтому все, что сейчас происходит, или имеет какой-то уровень, или умирает в зародыше.

Наш фестиваль популяризирует сноубординг и горные лыжи среди людей, которые не думали, что будут заниматься этими видами. Мы долгое время в своих аккаунтах в соцсетях рассказывали, что происходит в мире экстрима, и в какой-то момент столкнулись с тем, что гости и знакомые, которые к нам едут, спрашивали: «У вас там все круто катаются, а я там точно к месту?»

Последние несколько лет мы фокусировались на разрушении этого стереотипа, потому что фестиваль спортивно-музыкальный – он не только про спорт высоких достижений. Это скорее такая сессия в конце сезона, где профессиональные спортсмены подводят итоги спортивного сезона, любители повышают уровень, потому что специально для них на неделю построен очень классный сноупарк, а новички под руководством тренеров учат первые трюки.

Несколько лет мы говорили с людьми так: если ты думаешь, что у нас все очень круто катаются, то ничего страшного, не переживай, мы тебя тоже научим, для этого у нас есть своя школа по фристайлу, по фри-ски. Но с последнего года мы также активно развиваем в коммуникации направление «если ты вообще не хочешь кататься и не собирался, тебе тоже есть чем заняться на фестивале». Мне кажется, это важный момент. Потому что надо, чтобы люди к нам доехали, дальше остается только влюбиться в горы – а это очень легко. Поэтому не стоит сразу мотивировать людей перепрыгнуть через себя. Достаточно их позвать в правильную атмосферу, показать, как это выглядит. А интерес родится сам собой.

Сейчас основная наша коммуникация, что New Star Camp ­– то место, где нужно быть раз в сезон. Место, где собираются все независимо от того, каким видом спорта или какой деятельностью занимаются. А как кататься и что делать на сноуборде или на лыжах – это исключительно твой выбор, но, если интересно, мы все покажем.

У нас гости окунаются в атмосферу, где можно встретить кого угодно где угодно. На афтепати можно встретить известных артистов, музыкантов, проехать в одной кабинке с Александром Усом, директором мультимедийной студии «Сила света», или театральным продюсером Федором Елютиным, встретить в лаундж-зоне Анастасию Таталину (чемпионка мира в биг-эйре – прим. Sports.ru) и других именитых атлетов. Они не только выступают на соревнованиях, но и на тусовках часто бывают замечены. А еще проводят мастер-классы для новичков, судят любительские соревнования, катают в парке наравне с любителями. Диджей Нина Кравиц выступала у нас на открытии в прошлом году и задержалась на 5 дней, потому что, оказывается, она в России почти не каталась. Она обалдела от Розы Хутор и раскатала там все склоны на лыжах за эти 5 дней.

Часто люди едут за подобным опытом за границу. Но все-таки есть языковой барьер и нужна хорошая компания. А тут – уникальный прецедент, когда 6000-8000 человек, говорящие с тобой на одном языке, примерно одного возраста, одновременно находятся в классном месте. Этот вайб – непередаваемое ощущение.

Блог New Star Camp: о фестивале, райдерах, горнолыжных курортах России и сноубординге

Топ-10 российских прорайдеров, за которыми надо следить

Как изменился BMX в России за последние 10 лет? Рассказывает участник олимпийской сборной России Константин Андреев

Как изменились любительские виды спорта за последние 10 лет
5 комментариев
реклама ньюстара немного надоела!
+3
-1
+2
Блин, круто! Когда-то сам гонял, но так давно было, что и забыл как оно было.
+3
-1
+2
Всегда радуюсь таким проектам и таким людям, которые смогли самореализоваться в любимой теме. Прочитал текст и настроение моё улучшилось...)
А у нас тут польская Закопане почти под боком, и дорожка проторена еще с конца 90-х. Для сноуборда трассы, правда, небольшие, но чисто под активный отдых всё прекрасно устроено. До пандемии люди целыми автоколоннами туда выезжали. Очень душевно было...
+1
-1
0
Очередная реклама?
Ни чего по существу...
+1
-1
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий