Не отдавайте 4-летних детей в футбол. Это вредно, лучше прыгать на батуте и бегать
Гид по видам спорта для молодых родителей.
Мы любим спорт, а потому с удовольствием подключаем к нему детей. И, конечно, хотим, чтобы они достигли в нем определенных высот. Но какой спорт выбрать? Когда начинать? С какого момента увеличивать нагрузки?
Спорт ребенку точно не повредит: по данным ВОЗ, для улучшения кардиореспираторной и мышечной функции и здоровья костей детям от 5 лет важно оставаться физически активными не менее 60 минут в день. А со всем остальным попробуем разобраться прямо сейчас.
Малышам подходит плавание, детям 2-5 лет – занятия без четкой структуры, а детям 6-9 лет – виды спорта, связанные с концентрацией
Выбирая вид спорта для ребенка, важно учитывать особенности развития организма в том или ином возрасте. Малышам, например, очень полезно плавать. Тактильное ощущение воды и сопротивление ей способствуют образованию новых нейронных связей, поэтому плавание может улучшить не только физическое развитие ребенка (координация и баланс, мышечная масса), но и умственное (вербальные навыки и память). А еще обучение плаванию в младшем возрасте повышает уверенность в себе: ученые думают, это из-за того, что занятия по плаванию обычно проводятся в группах – и дети в итоге комфортнее чувствуют себя в социальных ситуациях.
Дальше наука говорит, что дети от 2 до 5 лет слишком малы для большинства организованных видов спорта. Так что, начиная заниматься ими в этом возрасте, они, как правило, не получают долгосрочных преимуществ с точки зрения спортивных результатов. В это время лучше и правильнее выбирать относительно свободные тренировки без четкой структуры – занятия на батуте, игры с мячом, танцы или бег.
Когда ребенок становится старше, у него улучшается координация движений и он лучше следует указаниям. Так что в возрасте 6-9 лет следует начинать играть в футбол или баскетбол, кататься на коньках или лыжах, заниматься теннисом или боевыми искусствами. Эксперты сходятся во мнении, что дети не готовы к соревновательным видам спорта до тех пор, пока им не исполнится хотя бы 8 лет. До этого им сложно справиться со стрессом, связанным с победой, проигрышем и тем, что их оценивают по производительности.
Тщательно контролируемые (особенно с точки зрения правильной техники и положения тела) тренировки с повышенными нагрузками, считают ученые, нужно начинать с 7-8 лет, если ребенок сам этого хочет. Так, «балтиморская пуля» Майкл Фелпс стал тренироваться как раз в оптимально подходящие для этого 7 лет. Но, поскольку в каждом правиле есть исключения, есть и пример чемпионки Олимпийских игр 2018 года Хлои Ким, которая встала на сноуборд в 4 года, а уже в 6 лет приняла участие в первых соревнованиях.
Для детей старшего возраста, если нет медицинских ограничений, будет полезен любой спорт в заявленных объемах – от 60 минут в день. Но если в 11-15 лет хочется заниматься профессионально, важно понимать, что многое здесь зависит и от таланта, и от вида. Скажем, в фигурное катание будет уже поздно, а вот в велоспорт еще можно.
Концентрация на одном виде спорта в детстве не очень-то полезна – чем больше их будет, тем лучше
Ранняя специализация – основной повод для дискуссий в профессиональном детском спорте. С одной стороны, сосредоточение внимания только на одном виде спорта с определенного возраста кажется разумным, ведь ребенок, если в будущем он хочет стать вторым Месси или Роналду, должен заниматься футболом, а не плаванием. Но, с другой стороны, все больше исследований приходят к выводу, что у ранней специализации больше минусов, чем плюсов.
Риски ранней спортивной специализации включают в себя более высокий уровень травматизма, повышенный психологический стресс и полный отказ от занятий спортом. А еще, думают ученые, это может привести к эмоциональному выгоранию.
Модель ранней специализации основана на выводах шведского психолога Андерса Эрикссона и его правиле 10 000 часов. О чем идет речь? Вместе с коллегами Эрикссон провел наблюдательный эксперимент в Академии музыки в Берлине, в ходе которого было установлено, что у лучших студентов к 20 годам набралось 10 000 часов практики, у хороших студентов – около 8 000 часов практики, а у «середнячков» – только 4 000 часов практики. И хотя речь шла исключительно о скрипачах в отдельно взятом учебном заведении, концепция 10 000 часов для достижения лучшего результата стала применяться ко всем видам навыков, включая спорт.
И хотя в целом в ней нет ничего страшного, очевидно, что работает схема не всегда. И если кто-то имеет рост 1,52 метра, ему не стать звездой баскетбола, даже если к 20 годам у него будет 30 000 часов практики. То есть, применяя правило 10 000 часов, нельзя забывать о том, что во многих видах спорта значение имеют физиологические характеристики, которые уже и можно развивать и оптимизировать через постоянную практику.
Так, высокому человеку с длинными костями может быть труднее делать жим лежа, приседания или становую тягу, чем кому-то пониже, потому что больший диапазон движений заставляет переносить вес на большие расстояния. Поэтому высоких тяжелоатлетов и пауэрлифтеров не так много. Зато высокий рост окажется преимуществом в плавании, лазании или беге.
Если у вас широкие плечи, то вы потенциально можете бросать, тянуть и бить лучше, чем кто-то с узкими плечами. А если длинные ноги – бегать быстрее (и это еще более вероятно, если у вас узкие бедра, которые позволяют тратить меньше энергии на управление вращением таза).
В этом смысле как раз ранняя диверсификация – максимальное количество разных спортивных активностей в ранние годы – может привести к тому, что в будущем ребенок станет элитным спортсменом. Ее преимущество, помимо всестороннего физического развития, в том, что ребенок может сам выбрать вид спорта, который нравится ему больше остальных и с которым у него все получается.
За диверсификацию выступает и Дэвид Эпштейн, автор книги «Спортивный ген: изнутри науки о выдающихся спортивных достижениях». Он отмечает, что такая модель присутствия ребенка в спорте максимально соответствует естественной для человека модели развития. Иными словами, юный спортсмен начинает с множества неструктурированных действий и приходит к чему-то конкретному точно так же, как малыш приходит к говорению через лепет и разрозненные звуки.
К сожалению, у диверсификации тоже есть минусы. Например, есть риск, что когда ребенок поймет, какой именно спорт заставляет его сердце биться чаще, наверстать упущенное для профессионального спорта время уже не получится.
Как соблюдать баланс на тренировках? Половину времени тренироваться, а половину – просто играть
В науке, изучающей профессиональный спорт, есть такой термин – преднамеренная игра. Это неструктурированная деятельность, где роль правил и тренера отходит на второй план, а на первый план выходит удовольствие от процесса. Она не дает немедленных преимуществ в развитии спортивных способностей ребенка, но обеспечивает вовлечение и дает мотивацию продолжать занятия. Последнее важно как минимум потому, что самой распространенной причиной, по которой подростки оставляют спорт, является то, что он больше не приносит им удовольствия.
Исследование, в котором приняли участие четыре 20-летних хоккеиста из юношеской команды Канадской хоккейной лиги c контрактами уровня НХЛ, показало, что оптимального результата получается достичь, если время между преднамеренной игрой и преднамеренной практикой – рутинной тренировочной деятельностью с соблюдением всех правил, от которой не всегда получаешь удовольствие, но всегда получаешь результат – будет распределено примерно поровну.
Чтобы это выяснить, спортсменов опрашивали за каждый год тренировок с 6 до 20 лет, обращая внимание на виды деятельности и уровень участия в них, компоненты активности, количество часов в неделю и количество месяцев в году, потраченные на спортивные мероприятия. А верифицировать информацию помогали трое родителей, которые подтверждали виды спорта, тренировочные часы и прочую ретроспективную информацию.
А еще важна работа с психикой. Травмы могут увеличить риски – но главное, чтобы этого не сделали родители
Мы отлично знаем, что спорт положительно влияет на психику. Но профессиональные тренировки в детском возрасте – история иного порядка. Хотя у нас все еще есть данные, что юные спортсмены имеют меньшие риски развития депрессии, число молодых спортсменов с психическими заболеваниями неуклонно растет.Здесь есть два аспекта, которые могут работать отдельно или вместе:
Первый – травмы головы, особенно в высококонтактных видах спорта, таких как футбол, хоккей и бокс, увеличивающие риски ментальных нарушений.
Второй – психологическая нагрузка, часто связанная с давлением тренера и родителей. Родительское давление, в частности, увеличивает отрицательный стресс и снижает мотивацию ребенка-спортсмена. При этом отрицательные комментарии по поводу спортивных достижений ребенка дает почти треть мам и пап.
Так как себя правильно вести, если вам хочется, чтобы ребенок развивался в спорте? Прежде всего, позволить ему самому решать, какой спорт выбрать. Даже если вы всегда мечтали воспитать хоккеиста и с детства водили сына на лед, он может заинтересоваться бегом или футболом, и это совершенно нормально. Не менее важно не давить на ребенка и не связывать свою любовь с его спортивными успехами. Наконец, нужно контролировать собственную вовлеченность в процесс, чтобы ее не было много, но всегда было достаточно.
В конечном итоге полезно помнить, что не каждому ребенку, который без ума от спорта и посвящает ему все свое время, суждено стать олимпийским спортсменом и даже просто попасть в профессиональную команду. Но не нужно забывать и о том, что иногда все решает удача. Как в случае с канадской прыгуньей в высоту Николь Форрестер, которая работала в McDonalds, когда тренер из Университета Торонто обратил внимание на ее «бесконечно длинные ноги» и поинтересовался, не хочет ли она научиться прыгать. Так 17-летняя Николь оказалась в спорте, а потом стала 8-кратной чемпионкой Канады по прыжкам в высоту.
Тренировки, питание, любительский спорт – в разделе «Здоровье»
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Фото: globallookpress.com/Jan Woitas/ZB, Andrey Nekrasov/ZUMAPRESS.com, Martin Moxter/imageBROKER.com, Hummam Sheikh Ali/ZUMAPRESS.com, Serhiy Hudak/ZUMAPRESS.com; РИА Новости/Александр Вильф, Рамиль Ситдиков