«Вар’яты з Бжесту». Фанаты БГК сдают экзамен в Польше, а «Виве» проходит в 1/4 финала Лиги чемпионов
Даже приученные ко всему пограничники удивлялись, когда выяснялось, что все эти люди едут не na zakupy, а на гандбол. Всего в Кельце приехали более ста белорусов – поддержать команду, погулять по городу, поддержать команду, отдохнуть, поддержать команду, привезти домой сувениров в литровой таре и, конечно же, поддержать команду.
Тем удивительнее это было наблюдать, учитывая домашнее поражение в четыре мяча.
– Поляки говорят, что на этой арене никогда не проигрывали. А я им говорю: мы будем первыми! Выиграем в два мяча. А они: «Ладно, но мы идём дальше», – смеётся болельщик из Бреста.
Если у вас есть пара свободных часов – потратьте их на изучение города. Кельце не такой уж и большой, зато исторический центр прекрасно сохранился. Дворец Зелинского, обитель краковских епископов и, конечно же, площадь Рынок – за 2-3 часа вы легко обойдёте главные достопримечательности. А больше и не надо.
На пути к арене вы столкнётесь с ещё одним интересным явлением – геологическим разломом. Эдакий каньон в миниатюре. Желающие могут даже подняться наверх. Только, чур, не мусорить!
У самой арены находится небольшой отель и ресторанчик, который стабильно оживает в день матча. Здесь мелькают сотни жёлтых футболок, а иногда, по слухам, заглядывают и гандболисты. Подтверждение тому – на стенах.
После матча заведение ещё долго живёт своей жизнью. Наверное, этим можно объяснить практически отсутствующие торговые точки с едой на арене. Полторы палатки на 4000 человек – это лишь на самую малость больше, чем ничего.
Hala Legionow создана по принципу «мы построили ангар». Ничего суперсовременного, но это никому и не нужно. Площадка для игры есть, трибуны есть – что ещё надо?
Самолёты здесь не паркуют, но арена заполняется и без них. Мне кажется, если бы сборная Польши по футболу опустилась на дно Марианской впадины, чтобы сыграть со сборной Беларуси, на матч всё равно приехали бы несколько тысяч поляков.
В фан-шопе не протолкнуться. Но не из-за огромного интереса людей, нет. Просто он очень маленький. Он так и называется – «sklepik kibica». Именно «sklepik», магазинчик.
В продаже несколько видов шарфов, футболки, подушки и мелочь типа ручек. На верхней полке стоят какие-то кубки. Интересно, они тоже продаются?
За час до игры польские фанаты уже вывесили свои баннеры. Самый яркий и заметный из них – «Iskra Kielce». Нынешнее название клуба «Виве Таурон» является спонсорским. «Таурон» связан с польским спортом не только через клуб из Кельце – ледовый дворец в Кракове тоже носит спонсорское название «Таурон-Арена».
Складывается ощущение, что слова «Виве» и «Таурон» среди фанатов под запретом. Они скандируют либо «Кельце», либо «Искра». Либо по привычке, либо выражая своё недовольство проданными правами на имя любимого клуба. В какой-то момент фанаты отвернулись спиной к площадке и принялись что-то скандировать. Уж не по этому ли поводу?
Сколько платит спонсор, я не знаю. Но стоящие у входа спонсорские «Лексусы», презентованные игрокам, свидетельствуют о том, что немало. Что любопытно, «Лексусы» именные! На каждом из них указан номер и имя гандболиста.
Это, кстати, один из признаков большого клуба. Футбольный «Реал», например, имеет контракт с «Audi», по которому каждому игроку команды дарят по машине при условии, что игроки будут на них приезжать на тренировки и игры. Как видите, здесь условия аналогичные – машины специально припаркованы прямо у входа на арену, на самом видном месте.
Чуть ли не первое, что привлекло внимание, когда я вошёл внутрь зала, – газеты! Да-да, на каждом сиденье лежала газетка от спонсора «Эхо». Внутри – новости клуба, города и реклама.
Фанаты подготовились к матчу. Вернее, они готовились не к матчу, а к возвращению Растко Стойковича домой. «Witaj w domu», написано на баннере. И это не просто дань человеку, который отыграл здесь несколько лет. Это самая настоящая любовь!
Польские фанаты приветствовали Стойковича в том числе и вербально. Такой чести удостаивались только игроки «Виве» – нынешние и бывшие.
Никуленкова тоже почтили. Обошлись без баннера, но после многоголосого «Дима Никуленков!» капитан БГК наверняка смахнул ностальгическую слезу. Дмитрий обернулся, радостно помахал жёлтой стене и вернулся к команде. Нужно сосредоточиться на предстоящей игре.
Если БГК выходил на площадку откуда-то издалека и сбоку, то игроки «Виве» выбегали под торжественную музыку. Что-что, а шоу из спортивного события поляки делать научились. Ещё бы кофе делать научились!
Каждый игрок выбегает под рёв фанатов, а маскот пританцовывает рядом. Люди аплодируют и, в целом, очень рады снова видеть своих любимцев. Интересно, что Растко Стойковича в составе БГК приветствовали даже теплее, чем некоторых игроков «Виве».
Минута молчания, объявленная в память жертв терактов в Брюсселе, в отдельно взятом регионе арены слегка нарушается посторонним звуком. Один из польских журналистов яростно колдует над ноутбуком, пытаясь отключить весёленькую музычку и звуки какого-то матча, но не очень успешно. Его уничтожают взглядами, но словами ничего не выражают.
Наконец все предматчевые процедуры закончены и фанаты получают полноценную возможность продемонстрировать свои вокальные способности. Что они и делают. И в этот момент я понимаю, что сотня белорусов из Бреста всё-таки слышна на фоне четырёх тысяч поляков. Не очень понятно, что они скандируют, но их слышно. Особенно чётко выделяется барабан.
Их, конечно, слышно было не всегда. Но в те моменты, когда БГК начинал владеть мячом, а поляки начинали свистеть, заряды в пользу брестской команды пробивались сквозь шум и гул, а барабан настойчиво гнал вперёд.
Если вы раньше видели польских фанатов, они вас уже вряд ли удивят. Но по белорусским меркам их отношение к делу подкупает. Фан-сектор, в котором два заводящих прыгают с микрофоном. Огромные колонки (чтобы все-все слышали!) и всеобщее единение. Молодёжь не стесняется прыгать и петь, люди постарше не стесняются как минимум похлопать вместе со всеми. Умеют болеть и никто не зажат в своих собственных тисках стеснения.
В Беларуси это за редкость – лишь в Бресте постепенно приходят к такому да ещё, может быть, хоккейные «Неман» и «Динамо» обладают чуть более активной публикой.
Это даже интересно. Дело ведь не только в наличии/отсутствии спортивной культуры. Просто люди не стесняются выражать свои эмоции, они пришли поболеть – и болеют. У нас же ходят смотреть – и смотрят.
Наверное, можно и уровень жизни отнести к списку причин. Всё-таки у нас мало стариков на трибунах. Когда ты экономишь на всём из-за низкой пенсии, как-то не слишком тянет ходить на спорт, и настроение тоже не всегда хорошее.
В Беларуси пытаются заманивать не только зрелищем, но и развлечением. Мол, приходите поболеть, у нас активная культурная программа в перерыве матча, куча точек с хот-догами и пивом и сектор для детей. Несмотря на то, что поляки сами не дураки устроить развлекалово на футбольном стадионе, гандбольная арена в Кельце была лишена практически всего подобного.
То есть, опять же, они идут на гандбол болеть за своих – они и болеют. Хот-доги и пиво здесь не играют никакой роли и относятся разве что к небольшому списку удобств. Где-то на пятнадцатой строке в списке.
Так или иначе, поляки болеть умеют и делают это с удовольствием. Когда атаковал «Виве», они гнали своих вперёд с такой силой, что начинаешь понимать, почему Растко Стойкович чуть не плакал от «возвращения домой». Движение игроков «Виве» во время атаки даст фору броуновскому по непредсказуемости. Пешич в первой половине тайма ещё отбивал, но потом как-то совсем сник и поляки забрасывали почти всё подряд.
Но и Брест не пальцем делан. Когда БГК поджимал, Талант Дуйшебаев, главный тренер «Виве», начинал носиться по бровке, словно стараясь поднятым ветром охладить пыл брестчан.
К концу первой половины игры счёт был 14:11, но своя атака, сейв Пешича и перехват позволили отыграть -3 и уйти на перерыв при равном счёте. И это несмотря на тайм-аут «Виве» и яростную атаку под не менее яростный рёв трибун.
Перерыв для учителя не является поводом покинуть своё место. Большая часть людей остаётся на трибунах. Это логично – вне трибун делать особо нечего и развлечений никаких. Брестские фанаты трибуны всё-таки покидают, отправляясь на разведывание вражеской территории под скандирование «Бэ-Гэ-Ка! Бэ-Гэ-Ка!». Поляки по-доброму улыбаются и шепчут про «вар’ятов з Бжесту». Я бы счёл это комплиментом.
По традиции ищу человека, с которым можно было бы обсудить насущные вопросы. Ищу кого-нибудь постарше, чтобы схалявить и поговорить по-русски. Эта тактика работает, как часы. Китайские. Впрочем, сейчас повезло – мне попался словоохотливый поляк лет 60. Его зовут Анджей и он врач-хирург.
– Раньше команда называлась «Искра», «Корона», «Виве», «Виве Тарге» и «Виве Таурон». «Виве» и «Таурон» – это спонсоры, а «Искра» – в сердце. У нас все говорят – «Искра», редко команду называют «Виве».
- Какой вид спорта в Кельце самый популярный?
– И футбол, и гандбол равноценны.
- Футболом вы тоже интересуетесь?
– Так. В Кельцах играет «Корона». Kibicy («фанаты» – рус.) у нас ходят и на футбол, и на гандбол. Только на футболе они за воротами сидят. С ними часто бывают проблемы, если честно.
- Команды из какого города для Кельце являются принципиальным противником?
– Из Кракова. «Висла» Краков. И ещё «Висла» Плоцк.
- Раз «Висла» враг, то с «Краковией», наверное, дружите?
– Раньше дружили, но теперь уже нет. Но и не враждуем.
Другой поляк, гораздо моложе, уже выражает свои мысли на английском. Честно говоря, представиться парень забыл, поэтому я решил, что буду звать его Джон Фридхофен.
– У нас и гандбол, и футбол популярны. Почти нет такого, что кто-то ходит только на гандбол, а кто-то – только на футбол, – говорит Джон Фридхофен.
Я расспрашиваю про БГК.
– Хорошая команда. Знаете, мы почти не огорчились, когда выяснилось, что не займём первое место в группе и что нам придётся играть в 1/8 финала. Потому что мы знали, что к нам приедет Растко.
- …и Никуленков.
– Да, и Дима тоже. Мы им рады. Да вы и сами видели, – смеётся поляк. – А kibicy у вас классные. Я рядом с ними сижу, они не замолкают. И много девушек красивых. У одной серёжки с эмблемой клуба, я такого ещё не видел.
Я вспоминаю, как маленькая девочка в брестском фан-шопе хотела купить такие, и улыбаюсь. Эксклюзив!
– Наверное, в Бжесте тоже классная атмосфера. Жаль, я не ездил в этот раз. Но если в следующем году жребий сведёт, обязательно поеду, – жмёт на прощание руку Джон Фридхофен.
Раз уж поляки так говорят про брестчан, можно констатировать: свой фанатский экзамен ультрас БГК сдали. Учитывая, что БГК играет с Кельце если не на равных, то довольно близко к тому, можно ждать сданного экзамена и от команды уже через годик.
В перерыве болельщиков развлекают маскоты. Их два. Один – от спонсора. Другой маскот носится по трибунам, заводит волну и просто фотографируется с детьми. Словом, просто душка.
Спонсорский маскот тоже бродит повсюду. Его задача – засветиться перед как можно большим количеством людей.
Во втором тайме окрылённый живительными люлями Таланта Дуйшебаева «Виве» начинает лететь в атаку и довольно быстро уходит в отрыв на 4 мяча. Чуть напряжённые по началу второго тайма польские болельщики спокойно выдыхают и болеют в своё удовольствие. Даже аплодируют мощному и эффектному броску Криштопанса.
Трибуны устраивают перекличку, в которой участвуют все – и стар, и млад. Кроме того, где-то раз в пять минут ведущий поднимает зрителей на время атаки «Виве». Давайте, мол, аплодируйте и гоните их вперёд. Господи, можно подумать, до этого была тишина!
– Ещё моцнее! – подгоняет ведущий. Куда уж сильнее! Они так яростно кричат и так яростно сжимают кулаки, что от напряжения сломался бы даже одноразовый эспандер класса «сушка».
– Ещё-ё-ё! – кричит ведущий.
Святой Бебешко, да шум и без того на уровне взлетающего самолёта!
– Ещё, ещё, ещё!
И вот тут стало понятно, что резервы есть. Самолёт взлетел.
В конце БГК поджал и даже был близок к тому, чтобы спасти игру (но не серию), вот только фортуна вновь отвернулась и вместо ничейного счёта у «Виве» оказалось +3. Матч так и завершился – 33:30.
Фанаты «Виве» в очередной раз одарили вниманием Никуленкова («Дима Никуле-е-нков!» и Стойковича («Растко! Растко!»). Стойкович не выдержал и пошёл обниматься к полякам, подарил им футболку и в ответ неожиданно получил внушительный сувенир.
В этот вечер Растко был нарасхват. Сначала его заобнимали одни фанаты, затем – другие. Потом Растко добрых минут пять отвечал на вопросы журналистов, после чего вновь полез на фан-сектор. Тысяча селфи, тысяча подписанных футболок, тысяча портсигаров импортных обнимашек и улыбок. Словом, если кто из игроков БГК и будет вспоминать этот день с улыбкой, то это явно Растко Стойкович.
Если вы думаете, что польские игроки сразу после окончания матча куда-то убежали, вы очень сильно ошибаетесь. Потому что они выстроились в линию и запускали волну вместе с фанатами. Единение команды и фанатов – да, это про «Виве» «Искру» Кельце.
– Дзень-ку-ем! Дзень-ку-ем! – скандируют трибуны. Игроки отвечают на это аплодисментами.
Фанаты БГК им. Мешкова в этот вечер не спешат разбегаться по барам и ресторанам. Они ждут свою команду. Каждый игрок получает порцию аплодисментов, Растко Стойкович и Иван Пешич получают даже двойную порцию внимания в этот вечер – Растко от общения с поляками, а Пешич просто умудрился дважды пройти мимо автобуса. Главного тренера и вовсе качают на руках.
Дмитрий Никуленков, капитан команды, говорит:
– Вы – лучшие. Только для вас мы и играем.
Свой экзамен фанаты БГК в тот вечер сдали не только полякам, но и команде.
Но вообще, поляки круто болеют, ходить на спорт в их стране - одно удовольствие.
>> Всё-таки в Восточной Европе к зальным видам спорта особое отношение.
Мне кажется, у них куда больше в ходу патриотизм :) Под патриотизмом в первую очередь понимают прийти на свою команду и сорвать на матче глотку.
О чём речь, если открытие волейбольного ЧМ-2014 проходило на футбольном стадионе, а сам матч собрал, если я не путаю, тысяч 60.
ВОТ! Прийти, а не просидеть дома, узнать результат, поругать и успокоиться))
Всё-таки в Восточной Европе к зальным видам спорта особое отношение. А отношение к "лексусам" спортсменов, вижу, одинаково везде. Но без спонсора обычно печальнее - денег не то что на ЛЧ, на внутренние выезды иногда не найти.
Но в целом, как следует из прочитанного, поездка удалась?)