3 мин.

Дай пас. Способ анализа игрового мышления

Мой последний материал в «записках» о психологии стратегической подготовки вызвал реакцию специалиста-психолога. В комментариях он написал: «Ни о чем». Согласен, весьма часто обсуждение с тренерами, спортсменами, да что говорить – и с психологами, о причинах неуспешности в спорте получаются разговоры «ни о чем».

Действительно, о чем идет речь, если фигурист делает «бабочку» в произвольной, а двумя днями раньше выполняет ее снова в короткой на чемпионате Европы. А за полтора месяца до этого она же появляется у него на родном чемпионате. И при этом он утверждает, что не понимает, как это происходит – ведь на тренировках всё получается.  

Действительно, о какой стратегической подготовке биатлонистов можно говорить, если за две недели до главного старта сезона половина первого состава сборной должна доказывать свою подготовленность в очной борьбе с другими кандидатами и еще с доброй сотней, не попадающих в основные команды своих стран.

***

Так получилось, что параллельно чемпионату мира по гандболу, отгремевшего на прошлой неделе во Франции, у нас в Питере проходил турнир 13-14-ти летних гандболистов. В течение четырех дней я наблюдал игру восьми команд. А поскольку перед этим смотрел игру наших с французами и делал записи, то приставал к знакомым тренерам с вопросами: «В чем дело – наши разыгрывают шагом, количество пасов часто много больше десяти, а броски по воротам, как правило, делаются в непосредственном контакте с защитой.  У французов же – постоянное движение, количество пасов не превышает 4-6 (редко 10) и броски значительно чаще выполняются игроком, освободившемся от опеки». Я интересовался, что это – особенности тактики, игрового мышления или функциональной подготовленности?  Увы, конкретных разговоров не получилось.

В психологии труда есть такой прием анализа трудовой деятельности – регистрация процессуальных характеристик работы, в том числе количество действий до ее результата. Наблюдая за игрой ребят, я стал считать и записывать количество пасов до броска по воротам.  Оказалось, команда, которая выигрывает, делает статистически значимо (t-критерий) меньше пасов до броска – 2-5 пасов. А вероятность попадания в ворота много выше 60%. И наоборот, проигрывающая команда разыгрывает дольше – 6->10 пасов, она чаще теряет мяч и результативность ее атаки составляет намного меньше 50%. Такая особенность наблюдается у одной и той же команды, когда она выигрывает и когда проигрывает!

Все выходные я просидел в YouTube, просматривая игры сборной Торгованова с Польшей и Бразилией, с Норвегией и Францией. Конечно, строгой модели игры быть не может, но закономерные особенности игрового мышления прослеживаются четко. В матчах, где наши побеждали, количество пасов до броска было меньше, чем в тех играх, которые россияне проигрывали. В проигранных матчах темп розыгрыша падал до стояния на месте.

С карандашом просмотрел обе встречи Франции и Норвегии. Команды были одинаковы по темпу. Не различались по количеству пасов (в основном 3-5, да бывало и больше 10), но норвежцы чаще попадали в ситуации жесткого единоборства, что сказывалось на результативности атак.

В «записках» уже шла речь об игровом мышлении в хоккее и футболе. Игра гандбол, на мой взгляд, полностью вписываются в особенности и того, и другого. Конечно, в каждом игровом виде своя специфика. В тоже время игра есть игра: в ней прослеживаются общие закономерности – темп, динамика развития игровой ситуации, своевременность паса и момент принятия решения.

Конечно, с учетом особенностей игроков строится тактическая схема игрового взаимодействия. А сбалансированность всего этого будет зависеть от психического состояния игроков и психологического настроя команды.

Каждый раз у меня возникает вопрос. А игроки понимают, знают особенности игрового мышления каждого и команды в целом? От тренеров по баскетболу услышал, что хороший игрок должен уметь играть на каждой позиции в команде, а игровое мышление либо есть, либо включается аналитическое мышление, как в шахматах.  

P.S. Впервые порадовался за Максима Ковтуна – парень начинает адекватно оценивать себя в спорте, а не спорт в себе.