Дай пас. Способ анализа игрового мышления
Мой последний материал в «записках» о психологии стратегической подготовки вызвал реакцию специалиста-психолога. В комментариях он написал: «Ни о чем». Согласен, весьма часто обсуждение с тренерами, спортсменами, да что говорить – и с психологами, о причинах неуспешности в спорте получаются разговоры «ни о чем».
Действительно, о чем идет речь, если фигурист делает «бабочку» в произвольной, а двумя днями раньше выполняет ее снова в короткой на чемпионате Европы. А за полтора месяца до этого она же появляется у него на родном чемпионате. И при этом он утверждает, что не понимает, как это происходит – ведь на тренировках всё получается.
Действительно, о какой стратегической подготовке биатлонистов можно говорить, если за две недели до главного старта сезона половина первого состава сборной должна доказывать свою подготовленность в очной борьбе с другими кандидатами и еще с доброй сотней, не попадающих в основные команды своих стран.
***
Так получилось, что параллельно чемпионату мира по гандболу, отгремевшего на прошлой неделе во Франции, у нас в Питере проходил турнир 13-14-ти летних гандболистов. В течение четырех дней я наблюдал игру восьми команд. А поскольку перед этим смотрел игру наших с французами и делал записи, то приставал к знакомым тренерам с вопросами: «В чем дело – наши разыгрывают шагом, количество пасов часто много больше десяти, а броски по воротам, как правило, делаются в непосредственном контакте с защитой. У французов же – постоянное движение, количество пасов не превышает 4-6 (редко 10) и броски значительно чаще выполняются игроком, освободившемся от опеки». Я интересовался, что это – особенности тактики, игрового мышления или функциональной подготовленности? Увы, конкретных разговоров не получилось.
В психологии труда есть такой прием анализа трудовой деятельности – регистрация процессуальных характеристик работы, в том числе количество действий до ее результата. Наблюдая за игрой ребят, я стал считать и записывать количество пасов до броска по воротам. Оказалось, команда, которая выигрывает, делает статистически значимо (t-критерий) меньше пасов до броска – 2-5 пасов. А вероятность попадания в ворота много выше 60%. И наоборот, проигрывающая команда разыгрывает дольше – 6->10 пасов, она чаще теряет мяч и результативность ее атаки составляет намного меньше 50%. Такая особенность наблюдается у одной и той же команды, когда она выигрывает и когда проигрывает!
Все выходные я просидел в YouTube, просматривая игры сборной Торгованова с Польшей и Бразилией, с Норвегией и Францией. Конечно, строгой модели игры быть не может, но закономерные особенности игрового мышления прослеживаются четко. В матчах, где наши побеждали, количество пасов до броска было меньше, чем в тех играх, которые россияне проигрывали. В проигранных матчах темп розыгрыша падал до стояния на месте.
С карандашом просмотрел обе встречи Франции и Норвегии. Команды были одинаковы по темпу. Не различались по количеству пасов (в основном 3-5, да бывало и больше 10), но норвежцы чаще попадали в ситуации жесткого единоборства, что сказывалось на результативности атак.
В «записках» уже шла речь об игровом мышлении в хоккее и футболе. Игра гандбол, на мой взгляд, полностью вписываются в особенности и того, и другого. Конечно, в каждом игровом виде своя специфика. В тоже время игра есть игра: в ней прослеживаются общие закономерности – темп, динамика развития игровой ситуации, своевременность паса и момент принятия решения.
Конечно, с учетом особенностей игроков строится тактическая схема игрового взаимодействия. А сбалансированность всего этого будет зависеть от психического состояния игроков и психологического настроя команды.
Каждый раз у меня возникает вопрос. А игроки понимают, знают особенности игрового мышления каждого и команды в целом? От тренеров по баскетболу услышал, что хороший игрок должен уметь играть на каждой позиции в команде, а игровое мышление либо есть, либо включается аналитическое мышление, как в шахматах.
P.S. Впервые порадовался за Максима Ковтуна – парень начинает адекватно оценивать себя в спорте, а не спорт в себе.
Как наблюдаю, игровое мышление в нападении базируется на своём (командном) устремлении забить противнику (гол, мяч, шайбу) - т.е. аналитика я-свои-чужие в действии "от себя", а игровое мышление в защите базируется на аналитике действий противника и своих игроков + скорости собственной реакции на эти действия - т.е. аналитика чужие-свои-я, действие "к себе". Зачастую игроки с талантом нападающего абсолютно теряются в защите - хотя это должны быть сферы одного "игрового мышления", просто в разной последовательности. Как-то всё сложнее, чем просто "логическое", "игровое" или какое-нибудь "интуитивное" мышление...
Игроки боятся брать на себя бросок в атаке,чтоб не сделали виноватым,а потому и "пихают" мяч партнёру.
У команды Н Е Т готовых комбинаций(из 10 пасов комбинаций не формируют).
Мораль:Торгованова казнить.