7 мин.

Олимпиада. Такой ли уж главный старт четырехлетия?

1

Призеры Олимпиады-2012: Дарья Дмитриева, Евгения Канаева, Любовь Черкашина.

К Олимпийским играм я всегда испытывала огромное уважение – главный старт четырехлетия, на котором, как известно, почетно уже само участие, а не только победа. Всегда была уверена, что это мечта и смысл жизни любого спортсмена.

Поэтому когда я впервые столкнулась с мнением о том, что Олимпиада – событие уж слишком переоцененное и надо бы относиться всем к нему попроще – слегка удивилась. Да это же Олимпиада! С большой буквы! А любой чемпионат, даже мира, – всегда с маленькой. Но со временем, наблюдая за событиями на самих Играх и за тем, что им предшествовало, я все чаще вспоминала то мнение, и оно не казалось мне уже таким несправедливым.

Отбор на Олимпиаду-2016 в художественной гимнастике еще больше снизил уровень «крутости» Игр в моих глазах и оставил меня в замешательстве.

Прежде всего, меня накрыли сомнения в том, что правила отбора построены так, чтоб на Олимпиаду попадали сильнейшие. В художественной гимнастике, на мой взгляд, все смахивает на то, что цель – показать мнимую широкую географию этого вида спорта, дать возможность выступать не сильнейшим, а всем по чуть-чуть.

А еще – меня жутко задела и возмутила ситуация с лицензиями для Африки.

Постараюсь обо всем по порядку.

1

Российские гимнастки в групповом упражнении узнали, что выигралы золото Игр-2012.

Прежде всего: правила отбора в Рио-де-Жанейро были запутанными. При этом они нигде нормально не освещались. В русском переводе так вообще не существовали и найти их можно было лишь на сайте Международной федерации гимнастики. Но все же попытаться понять их был шанс.

Итак, согласно правилам, всего на Олимпиаде в Рио будут выступать 26 гимнасток. На отборочном чемпионате мира в Штутгарте были разыграны первые 15 лицензий – гимнастки, занявшие первые 15 мест, завоевали лицензии для своей страны. Однако эти лицензии не именные, а на страну. То есть, поехать не Олимпиаду не обязательно должна именно та гимнастка, силами которой был получена путевка.

На том же чемпионате мира были определены 23 гимнастки, которые получили «второй шанс» получить лицензию – на специальном Тест ивенте. В конце апреля на этом Тесте лучшие шесть гимнасток из 23 получили дополнительные путевки. Эти лицензии уже именные, и это значит, что отправиться в Рио должна именно та гимнастка, которая участвовала в Тесте.

Кроме того, одна квота была зарезервирована для гимнастки, страна которой принимает Олимпиаду. Еще три лицензии – для того, чтоб на Олимпиаде были представлены все континенты.  И судьбу еще одной путевки определяла Трехсторонняя комиссия.

В групповых упражнениях на чемпионате мира определились первые девять стран, еще три лицензии разыграли на Тест ивенте. Причем в групповом первенстве не должны быть обязательно представлены все континенты. Почему-то достаточно трех (в итоге это будут Европа, Азия и Америка).

Отмечу, что раньше никаких «приколов» с Тест ивентом не было – на чемпионате мира сразу отбирались все гимнастки на Олимпиаду. Впервые Тест ивент появился к Олимпиаде-2012.

В индивидуальном первенстве каждая страна имеет право завоевать максимально две лицензии. Но в этом году правила были ужесточены. Получить две лицензии от страны на Игры можно было только при условии, что обе гимнастки войдут в топ-15. Если вторая гимнастка не попадала в топ-15, ехать на Тест ивент за дополнительной лицензией она уже не имела права. Таким образом, из-за такого ужесточения две путевки от страны получили только Россия и Беларусь.

В итоге получилось, что на Олимпиаду попали гимнастки, которые заняли места ниже «вторых» гимнасток, а те не смогли попасть в Рио лишь потому, что они – второй номер. Ладно, в этой «несправедливости», допустим, можно обвинить тренеров и гимнасток – работать надо лучше.

Таким образом, по результатам чемпионата мира, такие страны получили не именные лицензии: Россия (2), Беларусь (2), Грузия, Украина, Азербайджан, Израиль, США, Испания, Болгария, Корея, Франция, Греция и Япония.

По итогам Тест ивента именные лицензии получили: Сабина Аширбаева (Казахстан), Николь Рупрехт (Австрия), Вероника Бертолини (Италия), Екатерина Волкова (Финляндия), Анастасия Сердюкова (Узбекистан), Ана Луиза Филиориану (Румыния), а также – Чанг Ронг (Китай) и Яна Березко-Маргграндер (Германия). Получила лицензию «хозяйка соревнований» представительница Бразилии Наталия Гаудио. Континентальная квота досталась Даниэль Принс из Австралии. 

Ситуация с Африкой задела меня больше всего. Вообще-то, как исходило из правил, лицензию по континентам должна была получить та гимнастка, которая заняла наивысшее место на чемпионате мира. И это была Грейс Легот. Она заняла 64 место (самое высокое среди представительниц своего континента). Эта гимнастка давно всем запомнилась и полюбилась – тонкая тростиночка с прекрасной гибкостью и пластикой. Она была изюминкой многих соревнований. Я так вообще за нее болела и пристально следила. Она мне нравилась, и я была уверена, что именно ее увижу в Рио. Однако все было не так просто. Кроме всего прочего, оставалось еще и решение Трехсторонней комиссии. И эта комиссия вдруг отдала свое предпочтение гимнастке из Кабо-Верде Элиан Боал. Таким образом, лицензия для Африки ушла от Грейс. А, последняя, континентальная, квота досталась представительнице Австралии (которая заняла 78-е место на ЧМ!).

1

Африканская гимнастка Грейс Легот.

Так получилось, что очень сильно было наплевать на то, что вообще-то Грейс Легот – лучшая гимнастка Африки. Почему Кабо-Верде? Есть варианты? У меня нет. Впервые вообще услышала об этой гимнастке. Специально пересмотрела все протоколы чемпионата мира. Элиан Боал заняла там 111 место, четвертое с конца.

Я понимаю, что это, вероятно, пустяки, - все равно путь не то что на пьедестал, но и в финалы Олимпиады закрыт и для ЮАР, и для Кабо-Верде, и для Австралии. Но такие «сливы» как-то не тянут на справедливый отбор на соревнования всей жизни для спортсменов. А если это не сливы – то объясните мне, чтó тогда?

Если же затрагивать «верхушку» Олимпийских игр, розыгрыш медалей  и определение якобы лучших из лучших, то тут вспоминается случай с Дарьей Кондаковой. Эту гимнастку я считаю самой яркой и сильной во все четыре года олимпийского цикла 2009-2012 годов. И что? Получив травму, она ушла со спорта, так не выступив на Олимпиаде. Как результат – кто о ней  помнит и знает? Художественную гимнастику обычно смотрят раз в четыре года, да и то, только чтоб почувствовать гордость за свою страну: мы впереди планеты всей! И почему-то лишь олимпийские чемпионы становятся героями.

Но с другой стороны всей этой мрачной истории есть такие спортсмены, как Анна Ризатдинова, которые Олимпиадой в Рио просто бредят. В каждом интервью при воспоминании о Рио у Ани загораются глаза и она, этого не скрывая, говорит, как много значит для нее Олимпиада, как она на нее настроена и как сильно мечтает о пьедестале. Впрочем, она могла бы этого и не говорить. Ее «серьезные намерения» видны с ее выходов на ковер. В самом начале олимпийского сезона,  на самом первом старте, Ризатдинова уже была в шикарной форме. Там, где другие роняли предметы и «обкатывали» упражнения, Аня уже все выполняла на автомате – четко, чисто и как надо. Ирина Дерюгина с восхищением рассказывает о невероятном труде Ани (для которого лучше всего подходит слово «пахать») и, самое главное, ее безумном желании выступить на Олимпиаде и стать там лучшей.

Из-за таких спортсменов, как Анна Ризатдинова, я и продолжаю со скрипом, но все-таки уважать Олимпиаду.

1
2

Анна Ризатдинова. Эмоции Любови Черкашиной на ОИ-2012 после успешного выступления.

Конечно, несмотря на ворчания, я буду смотреть олимпийские соревнования в Рио и страшно болеть. И я, конечно, постараюсь поверить в их честность. Но не обещаю. И вполне допускаю, что в мою альтернативную историю войдут другие гимнастки. Потому что, по-моему, титулы олимпийских чемпионов должна помнить вечно только Википедия. А людям все же лучше запоминать самих спортсменов и их историю в спорте.