Хромой чемпион ОИ: как гимнаст Шнягин выигрывал турнир за турниром с больной ногой
Грант Шагинян был одним из поколения спортсменов, прошедших войну и изрядно от неё пострадавших. Только вот на его долю пала не только тяжёлая ноша потери близких, но и страшная травма, которая едва не лишила гимнаста шансов на большое спортивное будущее. Он, однако, оказался парнем не из робкого десятка, который на все «нельзя» от врачей говорил «можно».
Война vs. большие планы
Как только 7-летний Шагинян начал выполнять самые простые упражнения, всем тренерам в зале стало ясно, что мальчик – талант. Он был очень работоспособным, что вылилось в его первые большие победы уже в 1939-м: Грант тогда выиграл золото многоборья на национальном первенстве среди юниоров. За этой викторией последовала ещё одна точно такая же уже через год. Грант вот-вот должен был выйти на взрослую арену, но всё обломалось по его собственной воле – спортсмен изъявил желание принять участие в военных действиях, разгоревшихся в 1941-м, и исполнить долг перед отечеством.
В 1943-м грант получил серьёзное ранение. Его ногу чудесным образом спасли, однако исправной работы всех мышц никто гарантировать не мог. Первое время конечность просто не реагировала на сигналы мозга, но Шагинян решил не бросать незаконченные дело и выполнял комплексные тренировки, которые должны были помочь ему восстановить прежнее состояние. Получилось. Нога практически пришла в былую форму: было немного заметно, что Грант прихрамывает, но в сравнение с тем, что было, это смело можно было считать огромным достижением.
О новых больших победах Гранта никто не грезил – его возвращение уже было большой победой, но только не для него. К 1949-у гимнаст набрал феноменальную форму, какой у него ещё не было – из Будапешта, где в том году проходил фестиваль молодёжи и студентов, он привёз домой сразу шесть наград высшей пробы.
Лучший в стране чуть не протел мимо национальной команды
В том, что Грант необходим команде не сомневался никто. Однако его попадание в сборную поставили под сомнение судьи национального чемпионата 1951 года. На том турнире Шагинян, исполнивший одну из самых сложных программ, получил несоответствующую выступлению оценку. О несправедливости открыто заявляли даже его принципиальные конкуренты. Судейские баллы не позволили Гранту даже банально попасть в призёры в абсолютном первенстве, не говоря уже о награде высшей пробы.
Впрочем, Грант снова взял волю в кулак и вернулся в игру уже через год. В 1952-м он добился титула абсолютного чемпиона СССР и выиграл ещё два снаряда – коня и кольца.
Две чемпионские Олимпиады
К Играм в Хельсинки Шагинян подходил всё в той же отличной форме. Тем не менее, до самого престижного золота не добрался – остался в многоборье с серебром, отдав победу соотечественнику Чукарину. Позднее, правда, отыгрался на коне и в опорном прыжке, позволив всему стадиону насладиться советским гимном.
После Олимпиады Грант не пропал с радаров – в 1954-м он добавил в свой послужной список ещё и два золота и бронзу мирового первенства. Однако эти медали дались ему уже куда сложнее: он сам не молодел, а в зале появлялись все новые и новые таланты, готовые прославлять советскую гимнастику.
Воспитал преемника
Одним из тех талантов был и ученик самого Шагиняна. Во время постолимпийского турне Грант случайно заметил Альберта Азаряна, который в свои 14 был достаточно крепким спортсменом. Опытный гимнаст предложил молодому парню своё наставничество, и тот показал на что способен уже в 1954-м на том же самом чемпионате мира в Риме. Из знаменательного – именно тогда мир увидел тот самый крест Азаряна на кольцах.
Так, Шагинян, который впоследствии был признан МОК «рыцарем спорта» вошёл в историю не только как первоклассный спортсмен, но и как истиниый кузнец талантов.