Дмитрий Винников: «Кто-то должен поделиться с акробатикой наградами и временем на ОИ»
Пора знакомиться с видом спорта, который регулярно приносит России золотые медали международных соревнований. Всё о детской спортивной акробатике SportCloud рассказал Дмитрий Винников, заслуженный тренер России, работающий в петербургской школе ВоВиС.
Федеральный стандарт предписывает начинать обучать детей акробатике с 6-7 лет. Это не поздно?
А почему вам кажется, что это поздно?
Я сужу по художественной гимнастике, где так же важны гибкость и растяжка и где набирают детей с 4 лет, чтобы эти качества развивать.
Да, в этом отношении вы правы. Но, помимо гибкости и растяжки, акробатика предъявляет высокие требования к координации, чувству пространства (потому что дети будут переворачиваться через голову и осуществлять вращения), образному мышлению и способности к концентрации. Последнее – это очень важно, ведь мы подвергаем детей некоему риску, и юным спортсменам надо сразу уметь внимательно слушать тренера, понимать, что он говорит, и выполнять это. Вот в силу этих причин детей в акробатику мы начинаем набирать с 6-7 лет. Другое дело, что можно начать в 4-5 лет и просто заниматься растяжкой, общим развитием и не форсировать акробатическую программу.
Акробатика – это не олимпийский вид спорта. Есть ли поддержка государства, существуют ли государственные школы?
Больший процент детей сейчас занимается в государственных школах. И хотел бы уточнить, что акробатика пока не входит в программу Олимпийских Игр, но признана олимпийским видом спорта. Мы сейчас входим в программу Всемирных Игр, которые тоже проходят раз в четыре года. Эти соревнования созданы как раз для кандидатов на попадание на Олимпиаду. Кроме того, акробатика в октябре дебютировала на молодежных Олимпийских Играх в Буэнос-Айресе.
Получается, что акробатика находится уже в конце пути к попаданию на Олимпиаду?
Да, путь получился долгим. Мы в 1998 году вошли в Международную федерацию гимнастики (FIG), и там нам говорили: будем гимнастами и будем единым видом спорта выступать на Играх, как это сейчас делают в плавании и в легкой атлетике. По их планам, мы уже в 2006 году должны были дебютировать на Играх. Этого не случилось в силу многих причин, как финансовых, так и политических. Проблема ведь еще в том, что на Олимпиаде нельзя увеличивать количество дней проведения состязаний и количество комплектов медалей. То есть с новым видом спорта кто-то должен поделиться наградами и временем. В нашем случае это должна быть либо спортивная, либо художественная гимнастика. Они делиться пока не хотят.
При этом, насколько я понимаю, акробатика вполне могла бы принести России золотые олимпийские медали.
Да, и это тоже не всем нравится. Некоторые иностранцы думают: вот, опять Россия будет первая! (Смеется).
Давайте вернемся к детям. Итак, акробатику сейчас надо искать в основном в государственных школах.
Да. Приведу пример Петербурга: у нас есть три мощные школы, которые развивают наш вид спорта. Это ВоВиС, где преподаю я, Городской центр физкультуры и спорта и Региональная академия физкультуры и спорта. Последняя организация – негосударственная, работает по системе самоокупаемости и берет очень много детей, формирует большие группы.
Есть ли в этих школах отбор или на начальном этапе берут всех детей?
Если брать коммерческие организации, то они берут, конечно, всех. Каждый ребенок – это деньги, доход. Но надо быть готовыми к большой плотности, занятия в группах не всегда проходят эффективно, потому что тренер не может одновременно уследить за таким количеством ребят. В государственных школах есть отбор, потому что количество спортсменов в группах ограничено и существуют контрольно-переводные нормативы, тестирования и так далее.
На что тренеры смотрят при отборе?
Прежде всего, ребенок должен быть активным и подвижным. Он не сидит на месте, бегает, прыгает, кувыркается на диване. Второе важное качество – это гибкость. Далее идут сила, координация и смелость. У нас есть, например, специальные тесты, которые определяют, боится ли ребенок изменения положения тела в пространстве.
В акробатике смотрят на внешность ребенка, на конституцию его родителей? Так делают в той же в художественной гимнастике.
Акробатика хороша тем, что позволяет успешно себя реализовывать спортсменам любых ростовых и весовых показателей. У нас есть пары и группы, где акробаты делятся на нижних, средних и верхних. Естественно, верхние (которых держат и подбрасывают) должны быть легкими, а нижние – более массивными. В общем, критерий роста и веса будет играть роль не сначала, а когда тренер начнет формировать составы пар, троек и групп.
А когда происходит формирование составов?
Через два года занятий, когда дети уже обрели определенные навыки и способности. Они чувствуют свое тело, имеют координацию и выполняют индивидуально базовые акробатические элементы (это баланс, гибкость и прыжки). И тут мы уже действительно смотрим на конституцию, на мышечный корсет ребенка, оцениваем возможности спортсмена.
А вот интересно, есть ли здесь психологический аспект? То есть видит ли тренер, что какому-то ребенку больше подойдет работа в парах, а какому-то - в группах?
Психология у нас вообще играет большую роль, но она всплывет позже, года через два после формирования команд. Акробатика держится на умении правильно выстраивать отношения с партнерами, проявлять инициативу, уметь доверять и подчиняться, быть ответственным. Конечно, эти качества будут нужны уже на этапе взрослых разрядов. Впрочем, со взаимоотношениями и конфликтами в коллективе тренеру приходится сталкиваться и раньше.
Правда ли, что у акробатики очень много противопоказаний, и заниматься этим видом спорта стоит только полностью здоровым детям?
По поводу обилия противопоказаний - неправда. А так, любой ребенок, который хочет заниматься любым видом спорта, должен пройти медосмотр и предоставить заключение о своем здоровье. Еще раз, специфических противопоказаний для акробатов нет. Тем более, в самом начале подготовки.
Как правильно выбрать школу по акробатике?
Первый критерий для родителей - это возможность попасть в государственную систему подготовки, которая предполагает бесплатное обучение. Далее уже государственные школы можно ранжировать по успехам их воспитанников. Зайдите на сайт городского спорткомитета или на сайт школы, посмотрите на достижения учеников на соревнованиях, на чемпионатах России или мира. Это важно для тех родителей, которые желают детям спортивной карьеры. Большинство же просто хотят, чтобы ребенок получал удовольствие и развивался всесторонне. И тут важно, к какому тренеру вы попадете.
Задайте специалисту все интересующие вас вопросы, расскажите о проблемах в семье, о ребенке. Посмотрите, как тренер на это отреагирует, внимательно ли он слушает, предлагает ли пути решения. Это важно, потому что спорт зиждется на взаимоотношениях, контакте и профессионализме.
Мой следующий вопрос как раз был о первом тренере.
Узнайте, занимается ли специалист только развитием физических качеств ребенка или умеет воспитывать, вдохновлять и поддерживать. Готов ли тренер развивать в детях творческое начало? Может быть, помимо спортивной подготовки, он работает и над психологией? Мы в нашей школе занимаемся рисованием, лепкой, у нас раз в неделю приходит психолог и играет с детьми в игры, которые помогают им сплотиться или снять страхи. Вот что главное. А результат появится как следствие подобной комплексной подготовки. Ведь можно выучить двойное сальто, делать его на тренировке, а потом выйти перед зрителями и испугаться.
В акробатике важны музыкальный слух и актерское мастерство?
Да, это обязательный аспект нашей работы. Все, что мы готовим в акробатике, должно в конечном этапе связаться в единую композицию, которая исполняется под музыку. Должна быть хореографическая канва. Те, кто тренируются у нас, обязательно посещают уроки хореографии. Малыши - один раз в неделю, более продвинутые спортсмены - три-четыре раза.
Аспект артистизма очень важен, это отдельная оценка. Порой выходят на соревнования спортсмены одного уровня акробатической подготовки, но разных эмоциональнальных способностей. Побеждают более артистичные.
Насколько дорого заниматься акробатикой? На что в основном будут уходить деньги родителей?
Вы знаете, если ребенок зачислен в государственную школу, то на первых порах тратить деньги не придется. Нужно будет купить шорты, футболку и носки, а также небольшие утяжелители для развития силы и эластичные бинты для растяжки. Бывает, родители хотят подготовить для спортсменов более интересные призы на соревнованиях. Тогда деньги на это собирает родительский комитет.
А дальше, если дети (с 11 лет) попадают в сборную города, тратить на акробатику придется больше: самим шить купальники, оплачивать услуги хореографов, которые ставят композицию выступлений и так далее. Выезды на соревнования при этом происходят за счет государства. Например, уже несколько лет дети ездят на первенства мира и Европы.
Вы сказали о купальниках для выступлений. В художественной гимнастике их стоимость может доходить до 100 тысяч рублей.
До такого мы еще не дошли. Да и потом, купальники для гимнастики расшиты огромным количеством камней Сваровски. Нам это не подходят, потому что кристаллы утяжеляют костюм и могут поранить спортсмена, который ловит партнершу. Ведь акробатика - контактный вид спорта. Хороший купальник у нас стоит 15-20 тысяч рублей.
Правда ли, что практически с самого начала дети занимаются акробатикой по 6 дней в неделю?
Координация, мышечная память, которые спортсмены вырабатывают на тренировках, теряются, если делать большой перерыв. Но новички занимаются у нас 3 раза в неделю, и этого вполне достаточно. Через два года акробат перейдет на 4-х разовую работу, а еще через два - на 5-разовую. Далее, если ребенок уже будет работать в звании кандидата или мастера спорта, он будет тренироваться 6 раз в неделю. И то, у нас есть такие спортсмены, которые параллельно учатся музыке, рисованию, и мы идем им навстречу, они занимаются 5 раз в звании мастеров.
Что будут уметь дети после года обучения?
Первый год дети как правило работают индивидуально, не в парах и группах. Они учатся делать шпагат, мостик, стойку на голове, руках и лопатках, кувырки, колесо и упражнения на равновесие.
То есть сальто они пока делать не будут?
Ни в коем случае! Форсировать подготовку нет никакого смысла. Сальто потребуется уже на уровне первого взрослого разряда, то есть с 8-9 лет.
Насколько акробатика - травмоопасный вид спорта?
По статистике, акробатика находится не вверху списка и даже не в его середине. В нашей школе кто-то раз в год подворачивает ногу, травмирует кисть руки. Переломы бывают очень редко.
Я бы сказал, что на 90% ситуация зависит от тренера. От его умения грамотно построить занятие и понимания, готов ли ребенок делать сложный элемент самостоятельно. Если не готов - надо заниматься со страховкой.
Плюс, мы учим спортсменов правильно падать, самостраховаться и страховать друг друга. У нас ведь парно-групповой вид, где нижний спортсмен, который ловит партнера, всегда обеспечивает безопасность.
Я много общаюсь и с травматологом, который нас консультирует. Он говорит, что травмы происходят от того, что ребенок расслаблен и потерял концентрацию. Акробат должен во время выполнения упражнений четко понимать, что делает его правая рука, а что - мизинец на левой ноге.
Может ли акробат рассчитывать на долгую профессиональную карьеру?
Во времена Советского Союза на высоком уровне выступали акробаты 35-40 лет. Сейчас такого нет и не потому, что вид спорта усложнился. Просто изменился строй. Раньше спорт поддерживали очень серьезно на государственном уровне. Акробат, входящий в сборную страны, получал неплохую стипендию, которая могла мотивировать на успехи. Сейчас этого нет. Теперь к концу школы ребенок должен определиться с будущей профессией, а дальше получать навыки зарабатывать деньги. Акробаты-победители чемпионатов мира должны думать о дальнейшей реализации. Можно продолжать свой путь в цирковом искусстве, можно уходить в тренерскую или педагогическую работу. Но эти варианты, конечно, не догма. Каждый выберет что-то в зависимости от своих желаний и способностей.
Автор: Елена Окаемова, SportCloud