Галина Синилова: «Художественная гимнастика - это жестокость и боль»
В художественную гимнастику Галина Синилова, как это часто бывает, пришла за компанию с подругой, а осталась на всю жизнь. Стала мастером спорта и довольно быстро поняла, что хочет работать тренером. В результате Галина Евгеньевна воспитала 17 мастеров спорта и сейчас открывает свою школу художественной гимнастики «Авангард». Что такое природный талант в гимнастике? Зачем нужно слушать музыку? И как родители должны помогать тренеру? Это и многое другое вы найдете в данном интервью.
- Какому ребенку подойдет художественная гимнастика? Как родителям понять, что девочка сможет раскрыться в этом виде спорта?
- Во-первых, все зависит от целей, которые ставят родители перед ребенком. Если говорить о большом спорте, то девочка должна быть стройная, высокая, с хорошей координацией и памятью. Девочки, склонные к полноте, вряд ли будут интересны тренеру, но это не значит, что дорога в художественную гимнастику для них закрыта. Таким детям нужно сразу понимать, что они будут любителями, заниматься для себя. В группы начальной подготовки двери открыты для всех девочек. Не все же мечтают о высших спортивных достижениях, некоторые просто хотят иметь красивую походку, хорошую осанку и справиться с проблемой лишнего веса. Гимнастика все это даст. Единственное, я бы настоятельно не рекомендовала отдавать в наш вид спорта детей с чувствительной психикой.
- Почему?
- Потому что наш спорт - это жестокость и боль. И девочки, воспитанные, как я говорю, «на блинчиках», не справляются с большими нагрузками и требованиями тренеров. Если говорить именно о карьере в гимнастике, то ее сделать может только психологически сильный ребенок.
- Артистизм и музыкальный слух – насколько важны два этих качества?
- В современной гимнастике это очень важно, ведь на соревнованиях есть специальная бригада судей, которая оценивает именно артистизм. Гимнастка должна исполнять упражнения не только технично, но и артистично. Движения должны сочетаться с музыкальными акцентами и фразами, темпом, а тело и предмет должны подчеркивать течение музыки. И если этого совпадения нет, гимнастка наказывается снятием баллов. Выразительность - это не только улыбка на лице спортсменки, но еще и движения всего тела. Голова, плечи, руки, туловище, ноги должны передавать пластику и характер музыки. Так что тренеры и сами гимнастки должны изучать и понимать основу музыкальной структуры, быть музыкально грамотными. Нужно уметь создавать и оценивать движения в музыке. Конечно, эти способности можно развить у ребенка. Делать это должны грамотные тренер и хореограф.
- Почему гимнастика настолько ранний вид спорта? И во сколько все же стоит отдавать ребенка в секцию?
- Я считаю, что оптимальный возраст для начала занятий - это 5-6 лет. Не надо спешить, не нужно лишать ребенка детства. В 3-4 года дети мало понимают, что от них требуют тренеры, они боятся большого зала и скопления людей, начинают плакать и проситься домой. А это грозит тем, что они быстро бросят гимнастику. Дети постарше - уже более послушные, хорошо запоминают новые элементы, могут заводить новых друзей. При этом и затягивать с началом тренировок не стоит: если девочка придет в гимнастику в 9 лет, ей будет тяжело осваивать элементы, связанные с гибкостью. Потому что данные ребенка развиваются в 5-6 лет.
- Как раз о гибкости и растяжке. Насколько я понимаю, первые год-два тренеры будут работать именно над этим. Нужно ли родителям готовиться к тому, что их ребенку будет больно?
- Конечно. Болезненные ощущения будут присутствовать, даже если у юной спортсменки хорошие данные и мягкие мышцы. Все девочки плачут. Поэтому я и говорю, что в 3-4 года ребенок может испугаться боли и трудностей.
- А если ребенок приходит домой и плачет, что делать родителям?
- Во-первых, поговорить с тренером. Может быть, он тянет слишком сильно? Далее попробовать потерпеть, объяснить девочке, что ей нужна эта растяжка. Если не получается, нужно выбрать другой вид спорта.
- Растяжка и гибкость - это врожденные таланты или приобретенные? У вас были ученицы, которые приходили «деревянные», а потом добивались больших успехов?
- Да, конечно. Вообще растяжка и гибкость есть как врожденные, так и приобретенные. Если у гимнастки есть природные данные, это здорово. Но здесь тоже надо быть осторожным. Если ребенок очень гибкий, надо вовремя начать качать мышцы спины, чтобы избежать искривления позвоночника. Если ребенок отлично тянется, ему нужно укреплять мышцы ног, чтобы уметь хорошо прыгать. Здесь все зависит от грамотности тренера.
- В таком случае давайте поговорим о распространенных травмах в детской гимнастике.
- Травмы начинаются тогда, когда дети начинают испытывать серьезные нагрузки, то есть лет в 12. Наиболее распространены в нашем виде спорта искривления позвоночника, повреждения коленей и голеностопов. Ну и в некоторых случаях бывают нервные срывы. Всем гимнасткам необходимо иметь спортивную страховку, без нее до соревнований не допустят.
- Когда становится понятно, что девочка талантлива? И как тренеры это определяют?
- Если у ребенка есть природные данные: гибкость, растяжка и прыгучесть, - то он уже талантлив. Это определяется на первом же занятии. Но без трудолюбия любой талант уйдет в ноль. Девиз гимнастики - трудолюбие в квадрате, терпение в кубе. Это сказала заслуженный тренер России Наталья Горбулина, я всегда ее цитирую.
- А когда дети начинают участвовать в первых турнирах?
- Это зависит опять же от тренера. Внутри группы проводить соревнования можно уже в первый год обучения. Детей набирают в гимнастику в сентябре, а на Новый Год можно уже устроить показательные выступления, чтобы продемонстрировать родителям успехи. Далее, когда дети освоят программы (как индивидуальные, так и групповые), они пройдут отбор среди школы и смогут выступать на уровне первенства города.
- Насколько велика в гимнастике проблема родителей, которые давят на детей своими амбициями и вмешиваются в тренировочный процесс?
- Эта проблема действительно существует. Как правило, активно вмешиваются те родители, которые сами в свое время не реализовались в спорте и хотят, чтобы их мечты исполнили дети. Это плачевно заканчивается. Мамы или папы пытаются диктовать тренеру, как работать, а это не нравится никому. Доверяйте специалисту, вы сами его выбрали. Я никому не позволяю руководить собой, в зале руковожу только я. Или вы мне помогаете, или просто не мешайте.
- А как родители должны помогать?
- Например, в поездках. На соревнования я всегда беру одного из родителей. Он должен раньше всех вставать, делать прически детям, готовить завтрак, организовывать группу, вести всех на выступления. Кроме того, при проведении праздников нужна родительская помощь: в покупке призов и награждении детей. Нужно покупать костюмы, искать хороших портних. У тренера на всё это нет времени.
- Дети ведь выезжают не только на соревнования, а еще и в летние спортивные лагеря. Насколько это важно?
- Это очень важно, я потом целый год работаю с тем материалом, который создаю за лето. Семье можно один летний месяц отдохнуть, съездить в отпуск. А остальные два ребенок должен пахать. Дети из северных регионов России обязательно должны побывать на море, я каждый год везу гимнасток на юг. Малышей я не беру, с ними много проблем, надолго отрывать их от мамы и папы смысла нет. На сборы ездят дети с 6-7 лет. Это очень полезно и для воспитания, потому что девочка всё должна делать сама: и одеваться, и заправлять свою кровать, и собирать вещи. На ковер гимнастка выходит одна, ни родители, ни тренер ей там не помогут. Она должна самостоятельно принимать решения. Наш вид спорта очень хорошо организовывает и дисциплинирует.
Елена Окаемова, SportCloud
Источник: sportcloud.ru