Трибуна
26 мин.

Российский гольф не знает, куда он идет?

Собрать 1000 зрителей на одном из турниров? Может собрать 50.000 человек в онлайне на трансляции? Вырастить поколение спортсменов, которое будет «рвать» на международной арене как это сейчас происходит в теннисе? 

Эти и другие вопросы в моем понимании являются отражением тезиса «мы стремимся сделать гольф массовым». Стремление познакомить детей с мини-гольфом уже со школьной скамьи, увлечь студентов болеть за сборную ВУЗа и активная работа с инклюзивными спортсменами похвальны, но к развитию профессионального спорта это имеет не прямое, а опосредованное отношение. 

На прошлой неделе завершился XXXIV розыгрыш Чемпионата России по гольфу. Турнир впервые проводился за пределами Московского региона, на главный старт сезона вышли 80 крутейших гольфистов страны. Их битва за призовые 3.000.000 рублей и звание чемпиона и чемпионки страны была наполнена крутейшей спортивной драматургией – за четыре игровых дня спортсмены прошли 72 лунки и судьба медалей как мужских, так и женских решалась именно на 72-й. 

Но этот «Гранд-Финал» собрал лишь два-три десятка зрителей у кромки грина финальной лунки, а также несколько сотен человек в прямом эфире. В этот момент клаб-хаус принимавшего чемпионат гольф клуба был арендован под свадьбу и никто из приглашенных, находившихся в сотне метров от главной развязки сезона, не удосужился дойти и поинтересоваться «кто же выигрывает?».

Тем временем на экранах телевизоров того же клаб-хауса шел международный турнир, где в кадре на каждой лунке можно было увидеть сотни (а может и тысячи) болельщиков. 

Все это наполняет меня смешанной гаммой чувств. 

С одной стороны я испытываю невероятный кайф от того, что вижу своими глазами: умопомрачительные выступления юниоров на взрослых стартах, высший класс от мастодонтов игры, преодоление ими испытаний сложнейшего поля России с пинами (расположением лунок) уровня PGA-тура. 

С другой стороны меня гнетет осознание нереализованного потенциала, коим российский гольф располагает в избытке. Можете смеяться, но я искренне убежден, что имена Наталии Гусевой и Егора Ерошенко, Екатерины Прохоровой и Владимира Осипова могут быть известны россиянам не хуже, чем имена Мирры Андреевой и Дианы Шнейдер (теннис), Аделии Петросян и Евгении Медведевой (фигурное катание), Мирона Лифанцева (плавание) и Александра Большунова (лыжи), и прочих-прочих других. 

Именно эта вера подтолкнула меня к написанию данного текста, в котором я постараюсь подсветить что же не так с российским гольфом прямо сейчас и какие шаги ему предстоит сделать в ближайшем будущем. 

Давайте рассмотрим гольф индустрию РФ через призму обычного игрока. 

Ваши коллеги на западе играют по 30-50 турниров за сезон, борются за выход на турниры с многомиллионными призовыми или уже играют там (Привет, Наталия Гусева!). Они видят перспективу профессиональной карьеры длинной в десятки лет, которая при условии успешных выступлений сможет обеспечить их самих и их семьи солидными финансами, а самим спортсменам подарить возможность путешествовать по миру, соревнуясь с лучшими и играя на лучших полях.

Тем временем в России уже достаточно полей мирового класса: Агаларов, Пестово, Сколково, Целеево, Раево, Завидово, Пайн Крик, Геленджик и другие. 

При этом за сезон у нас есть всего 7-8 турниров, где можно бороться за серьезные призовые: 3 этапа и финал Кубка АГР, командный и личный Чемпионат России, а также Чемпионат Московской Области и про-ам турнир «Магистр и Ученик». Это уже неплохо, с учетом того как дела обстояли 5 лет тому назад, но этого недостаточно, чтобы хотя бы двадцать сильнейших спортсменов страны могли жить только на призовые в течение всего сезона. Даже если добрать поверх этого десяток локальных соревнований без призовых и несколько международных выездов – все равно у гольфиста с трудом набирается 50 игровых дней за сезон. 

Игроки PGA и LPGA туров, европейских, азиатских и других международных историй играют по 40-50 турниров за сезон. Это сотни соревновательных раундов ежегодно. 

Вы можете возразить, что нашим гольфистам иметь аналогичную соревновательную практику не позволяют климатические условия и будете правы – отечественный гольф-сезон открывается в середине апреля турнирами в Геленджике и закрывается в середине октябре в тех же южных краях. 

Но почему тогда в подходящих для гольфа теплых месяцах (Мае, Июне и Сентябре) в разгар сезона проводится всего по одному большому турниру, подходящему под наши критерии? Разве не должны мы использовать по максимуму пригодное для гольфа время и забивать календарную сетку хотя бы двумя, а в идеале 3-4 серьезными турнирами в месяц? 

Разве не должны мы кооперироваться с дружественными странами, активно приглашая иностранных игроков на наши домашние турниры, а также вывозить лучших по итогам сезона на десятки международных стартов, чтобы окунать наших игроков в условия жесточайшей конкуренции и тем самым предоставлять им пространство для роста?

Мне довелось поговорить с десятками лучших гольфистов нашей страны и большая часть из них признается, что даже не имеет членства ни в одном из гольф клубов. «Это дорого и нецелесообразно» – признаются они, ведь «участие в турнире, как правило, стоит дешевле грин фии в том же самом гольф клубе». Большинство же после окончания вузов идут на обычную работу или устраиваются тренерами в гольф клубы, чтобы иметь достаточный доход для обеспечения карьеры и быта. 

У этого есть обратная сторона – резко сокращается соревновательная практика (тренерам гольф клуба «Сколково», среди которых Владимир Осипов и Алексей Карасев, разрешено участвовать всего в трех турнирах в течение сезона). Именно это обуславливает огромное количество юниоров на главных стартах страны – игроков до 16 лет часто больше, чем игроков старше 30. При этом мы продолжаем говорить о гольфе как о спорте, где серьезные результаты можно показывать и после 40 и после 50 лет. 

В моем понимании, гольф в России уже не «ребенок», но все еще «юниор» и ему необходимы мудрые наставники и проводники, кто поможет ему быстрее «повзрослеть». 

Виктор Корниенко занял 2 место Чемпионата Мира в своей возрастной категории (12 лет)

Раскрою эту мысль через жизненные примеры. 

Мне часто говорят, что «в гольф могут играть только состоятельные люди». Это не так, вернее не совсем так. На детско-юношеском уровне погрузиться в эту игру могут очень многие: 

В этом году Ассоциация Гольфа России сделала бесплатным участие юниоров на своих соревнованиях. Успешные выступления на важных турнирах дают возможность попадания в сборные команды регионов и сборную России, что для гольфиста значит регулярные выплаты и компенсацию расходов на инвентарь и перелеты на иногородние соревнования. Все это помогает облегчить нагрузку на родителей и все больше талантливых ребят из (как минимум) 10 регионов России, где открыты абсолютно бесплатные детско-юношеские академии гольфа, могут начинать карьеру и прокачивать свои навыки в этой прекрасной игре.

Но – если бы не было этого «но», вы бы сейчас не читали данную статью. Это «но» – туманные перспективы взрослой карьеры для российского гольфиста. В уже открытых гольф клубах количество мест среди тренеров и управленцев ограниченно, турнирная сетка профессионального гольфа ничтожно мала, а полноценная работа за пределами гольф поля вряд ли позволит вам проводить 150-200 дней с клюшкой в руках. 

Выходом становится поступление в иностранный вуз для получения постоянной игровой практики и совершенствования уровня игры в условиях высокой конкуренции. По возвращению эти игроки имеют преимущество перед местными ребятами как на турнирах, так и в плане тренерской практики, но практически не имеют резона переходить из любителей в профессионалы – за сезон ты будешь играть в меньшем количестве турниров, но сможешь получать более 1.000 долларов призовых. И эти молодые спортсмены резонно задаются вопросом «Как часто хотя бы в теории я смогу претендовать на такие суммы?». Ответ: пару раз в год, и то зависит от формы и еще кучи факторов. В итоге по этому пути соглашаются идти единицы и их можно понять. 

Но давайте попробуем не только «понять», но вместе порассуждать на тем, чего не хватает отечественной гольф индустрии на момент лета 2025 года, чтобы скорректировать направление движения и в конечном итоге дать дорогу сотням перспективных юниоров превратиться в сотни крутых гольф-профессионалов, за лучшими из которых однажды с замиранием сердца будет следить вся Россия.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Рубрика «Давайте помечтаем»

Выделение внутри АГР отдельного департамента, который бы занимался исключительно профессиональным гольфом. Перед данным департаментом стояла бы задача обеспечить про-игроков достаточной игровой практикой (речь о 15-20 турнирах с призовыми ежегодно), а также высокой конкуренцией за счет приглашения сильных игроков из-за рубежа. 

Под эгидой этого нового руководящего органа к 2027-2030 годам было бы реально запустить свой «отечественный про тур». Этот тур включал бы как столичные и региональные этапы, так и международные. (Про эту дивную фантазию я обязательно выпущу отдельную статью, но сейчас сильно 

Все это потребовало бы огромных финансовых вложений, которые реалистично привлечь из двух основных источников: букмекеры и телевизионщики (в широком смысле, медиа). Одним нужны популярные беттинговые линии, другим эксклюзивный медиа контент. Но вся эта формула никогда не заработает, если мы не будем учитывать то, что учитывают вышеперечисленные потенциальные спонсоры – зрительский интерес. Чтобы гольф был популярен у рядового зрителя он должен быть не просто зрелищным, но и понятным ему. 

БУКМЕКЕРЫ

Лига Ставок – первый букмекер, кто серьезно зашел в гольф: партнерство с АГР, проведение своего тура «Кубок Лиги Ставок» и ежегодный турнир «Лига Ставок: Медиа Гольф» с привлечением больших имен мира спорта и медиа от Артема Дзюбы, Евгения Плющенко и Евгения Малкина, до рэпера OBLADAET, Эльдара Джарахова и Сарика Адреасяна. Также была попытка запуска проекта «Гольф-снайпер» – эксклюзивной линии так называемых быстрых ставок, альтернативы кручению рулеток и тому подобного. 

По итогам, из четырех дорогостоящих начинаний прижился только их эксклюзивный гольф турнир «Кубок Лиги Ставок», но в остальном итог явно оказался ниже ожиданий букмекера – тот же Медиа Гольф проводился в 2023 и 2024 году, но анонса нового сезона этим летом мы, видимо, уже не дождемся...

В чем причина вероятного закрытия данного проекта? Все та же – на многочасовую трансляцию были готовы зайти 10-20 тысяч человек, но смотрели ее более получаса считанные сотни. Уровень зрительского интереса отлично отражают цифры подписок на их соц сети – речь идет о паре тысяч человек из которых львиная доля пришла с основных страниц букмекера и теперь лежит мертвым грузом. 

Ставка на один турнир в течение года вместо съемок регулярного контента, который еженедельно привлекал бы новую аудиторию в этот вид спорта, себя не оправдала. 

Личный пример: Вчера я слушал в машине треки OBLADAET и Джарахова, смотрел матч с участием Дзюбы, а сегодня они играют в мой любимый вид спорта вместе со знакомыми мне с детства Ваней Стригановым и Сережей Мироновым. Но даже я при всех этих вводных не досмотрел трансляцию до конца! Хотя комментировал эту трансляцию мой самый любимый комментатор Сергей Дурасов, а снимали ее профессионалы из Матч ТВ. 

Почему даже мне конечный медиа продукт, скажем прямо, «не зашел»? Да потому что нужно забыть ошибочный тезис, что многочасовая трансляция (пусть даже с лучшей аппаратурой и лучшими комментаторами) будет интересна зрителю.

Мы как индустрия в борьбе за зрительское внимание напрочь проигрываем тик-току и ютубу (читай. ВК и ВК Видео). Спорт в целом в этой битве оказался в уязвимом положении, о в свое время точно высказался президент футбольного клуба «Реал Мадрид» Флорентино Перес: 

«Чтобы решить проблему, нужно признать, что она существует. Молодежь все меньше и меньше интересуется футболом. Новые поколения предпочитают другие развлечения – например видеоигры. Они хотят получать качественный продукт, но футбол не может им этого предложить.»

Повторю еще раз слово в слово: мы как индустрия в борьбе за зрительское внимание напрочь проигрываем тик-току и ютубу (читай. ВК и ВК Видео). Жанр спортивных состязаний уступает развлекательному жанру. И это нормально. Нужно принять это как факт и попытаться работать с этим. 

Вот пример «работы над ошибками» проекта Лига Ставок Медиа Гольф:

За один съемочный день с теми же медиа-персонами можно снять 3-4 крутых и драйвовых 40-минутных ролика на грани спортивного, разговорного и развлекательного жанров (уважаемые букмекеры, обращайтесь ко мне, у меня есть готовый сценарий для целого сезона подобного шоу). 

За одну съемочную неделю у вас будет контент по пол года вперед если публиковать 1 ролик в неделю или на целый год с периодичностью 1 ролик раз в 2 недели. Суммарные затраты на подобную авантюру были бы кратно меньше затратат на турнир с сотней гостей и тоннами выпитого им шампанского, а эффект от такого подхода – регулярный контент для площадок вроде ВК Видео, постоянная активная аудитория и возможность каждую неделю продавать рекламные слоты, а также привлекать людей на ваши беттинговые линии. 

Да, все это может прогореть так же, как прогорел проект Лиги Ставок. Но потенциальный выхлоп в разы больше, а риски исчисляемые деньгами в разы меньше. Я абсолютно серьезно, если у вас, мой дорогой читатель, есть знакомые среди крупнейших букмекеров – отправьте им эту статью с фразой «дочитайте этот текст до конца, не пожалеете» и одно такое сообщение, дошедшее до нужного адресата может изменить до неузнаваемости изменить облик российского гольф в глазах широкого зрителя. А может и не изменить, но откуда мы узнаем, если даже не попробуем?

МЕДИА

На важности акцента на качественном медиа-продукте необходимо остановиться отдельно.

Как мы уже выяснили, многочасовые трансляции соревнований НЕ РАБОТАЮТ. Это не привлекает новых зрителей, не может заинтересовать уже вовлеченных, как следствие не интересно спонсорам и не помогает привлекать достаточного финансирования, чтобы выводить спортивную составляющую на новый уровень. 

Про «альтернативный подход» к транслированию гольфа через заход в развлекательный сегмент было сказано уже достаточно. Что насчет медиа-сопровождения соревновательного гольфа?

Тут вылезает огромная пропасть в осведомленности о гольфе между уже погруженными в гольф (несколько тысяч человек) и еще не погруженными (чуть более 140 млн, не считая русскоговорящие страны ближайшего зарубежья). Широкий зритель не знает наших гольфистов в лицо, не узнает их голос или технику свинга, если увидит их во время очередной трансляции. 

У нас от слова совсем отсутствует новостной контент в формате видео обзоров, где бы в формате дайджеста освещались актуальные события отечественной гольф индустрии, а также успехи наших за рубежом. Широкий зритель не знает, что наша Наталия Гусева сейчас одна из 100 сильнейших гольфисток мира, но даже не чемпионка России (максимум серебро) – значит среди действующих гольфисток помимо нее есть не менее крутые, что относится и к парням. Но в преддверии большого турнира, анонс которого наш дорогой зритель случайно зацепил в текстовых новостях, где этому зрителю ознакомиться с тем, за кого болеть? Какой канал в ВК Видео открыть? Какое шоу на Кинопоиске посмотреть? Какую документалку на Матч ТВ глянуть в рабочий перерыв или по дороге туда? Правильно, никакой. Его просто еще не сняли. 

В 1988 году, при советской власти, такие мастодонты мирового спорта как Пеле и Майк Тайсон, приехали в Москву дабы открыть первое в ее современной истории гольф поле, идеально вписанное в центр столицы в районе Мосфильма по проекту шведского мультиспортсмена (чемпион страны по хоккею и по футбол, да-да, так бывает) Свена Тумбы Йохансона, который своими уникальными идеями и невообразимым видением реализовал то, о чем даже сейчас было бы сложно подумать – не то что в советское время.

Чем вам не сюжет для крутейшей первой серии документального сериала «История Российского Гольфа»? Далее можно было бы рассказать про то, как в 90-е годы на фоне безумной бедности населения в Москве начали проводить международные гольф турниры с шестизначными призовыми в зеленой валюте, как в нулевые началась «эпоха строительства гольф клубов», как в десятые по всей стране начали открываться бесплатные гольф академии из которых вышло поколение супер крутых гольфистов, подвинувших элиту нулевых годов.

Неужели история шестикратного чемпиона Владимира Осипова не заслуживает отдельный сюжет? Или супер-раунд Марии Верченовой на Олимпиаде в Рио 2016, где она выдавла раунд жизни, поставив рекорд поля и навсегда вписав себя в историю олимпийского гольфа? Или стремительное восхождение юной Наталии Гусевой, которая только благодаря призовым за успешные выступления в 2024 году к своему 22-летию уже стала долларовым миллионером и попутно первой россиянкой с карточкой LPGA?

В конце концов, можно нагло стырить идею Орла и Решки и запустить шоу «Гольф-Турист», где условные Руслан Усачев и Эльдар Джарахов будут гонять по Сибирским и Уральским гольф полям, помимо гринов и банкеров обозревая сколько стоит кружка кофе и клаб сэндвич в местных гольф клубах (очень дорого, поверьте). 

Важный момент – все вышеперечисленное придумано мной, лежит в виде черновиков сценариев в моем ноутбуке и уже не первый месяц ждет своего часа. Я не боюсь делиться идеями по принципу «ну их же украдут», потому что знаю, что это лишь верхушка айсберга и еще десятки крутых идей томятся во льдах моего креатива. Если вас зацепили мои идеи – пользуйтесь. Если хотите реализовать нечто подобное именно с моим видением и обладаете достаточным для этого ресурсом, то смело спрашивайте мой контакт и мы вместе воплотим это в жизнь. 

Но я опять отвлекся от главной линии моего повествования – соревновательного гольфа. В этом ключе есть еще один важный момент, которому стоит выделить отдельный раздел.

ЗРИТЕЛИ

Красота гольфа – в его сложности. Его сложно понять во всех его тонкостях и деталях. Ему не трудно научиться на базовом уровне, но сложно освоить его на уровне профессионалов (поверьте, я более 12 лет играю и знаю о чем говорю). Его сложно освещать, ведь раунд длиться более пяти часов, а зритель с трудом удерживает внимание больше 20 минут… 

Решения

1. Основной акцент на формат Матч-Плэй вместо Строук-Плэй

2. Регулярные новостные обзоры событий российской гольф индустрии, а также документальные проекты

3. 20-40 минутные ролики с крутейшими моментами турнира, вместо (или как дополнение) к многочасовым трансляциям

Решение 1.  Основной акцент на формат Матч-Плэй вместо Строук-Плэй

Как я уже признавался ранее, я играю в гольф более 12 лет. За это время я принял участие более чем в сотне турниров, но ни разу не завершал игру в «минус». Поэтому я как никто другой знаю насколько тяжело игроку сыграть поле за 70 ударов, а не за 80. 

Но может ли зритель со стороны оценить насколько эти 10 ударов принципиальны? Нет. Он начинает зевать уже на моменте, когда я пытаю объяснить что такое «пар лунки», «пар поля» и для чего гольфисту нужны 14 разных клюшек. 

Однако формат матч-плэй – совершенно другая история. Одна лунка = одно очко, 9 лунок = 9 раундов, если по итогу будет ничья, то начнется самое интересное – переигровка. Все это понятно любому человеку со стороны. 

Драматургия подобного формата очень круто раскрылась на примере первого в истории Командного Чемпионата России 2025 в «Форест Хиллс». Так называемое (мной) дерби Москвы и Московской области в финалах и полуфиналах, где сильнейшие на бумаге команды не всегда выходили победителями, а разгромные победы чередовались с борьбой до 18 лунки – все это понятно широкому зрителю, перспективно и вообще глоток свежего воздуха. 

С моей точки зрения, именно за матч-плэй турнирами будущее. Все это можно подавать как плей-офф Лиги Чемпионов или Кубка России по футболу. Можно найти параллели с UFC и устраивать не турниры, а «ивенты», где заранее известны несколько громких вывесок, а спортсмены соревнуются в разных «весах» (про/любители/юниоры/студенты/сениоры/тренеры) и по итогу коллекционируют победы и поражения.

Условно, был бы сайт куда можно было зайти и увидеть, что у Владимира Осипова за карьеру в дуэлях матч-плэй 20 побед и 2 поражения, а у Ерошенко 15 побед и ноль поражений. Представляете какой интерес вызвала бы подобная вывеска? «Битва титанов», не иначе. Сама их дуэль транслировалась бы в ВК Видео, в перспективе на нее можно было бы продавать билеты, в то время как для гольф клуба два-три флайта за день такого «ивента» не было бы проблемой, какой становится большой турнир. Наоборот, клубы захотели бы привлекать ивенты именно на свои гольф-арены, а подобные вывески были бы крутым дополнением к обычной программе мероприятий для членов клуба. 

В итоге игроки получают зрительский интерес к своим персонам, гольф поля приток новых потенциальных членов, видео площадки уникальный эксклюзивный контент, букмекеры повод потратить очередную тучу денег (на этот раз на что-то стоящее), а русскоязычные зрители гольфа – интересные противостояния за которыми хочется наблюдать.

Решение 2.  Регулярные новостные дайджесты, а также документальные проекты

Все это уже обсудили выше. Смысла повторяться не вижу. Пишите или звоните мне лично и я с радостью поделюсь идеями в рамках живого общения с надеждой на дальнейшее сотрудничество.

Решение 3. 20-40 минутные ролики с крутейшими моментами турнира

Вместо (или как дополнение) к многочасовым трансляциям

Если после чтения «Решения 1» у вас в голове возник резонный вопрос «Ну и что нам, отказаться от турниров Строук Плей»? – вы мыслите абсолютно здраво и логично. 

Нет и еще раз нет. Именно в формате stroke play (игры на счет ударов) проходит 80-90% всех мировых турниров и не просто так. Именно тут полностью раскрывается красота гольфа, ведь решающим может стать любой удар и любая ошибка. Завершить 18 лунок в минус – круто. Но пройти 3-4 игровых дня с итоговым минусовым счетом – это нечто запредельное.

Однако разглядеть эти 30-40 минут игры того или иного гольфиста среди 5-8 часов трансляции почти нереально. И тут на помощь приходят форматы, давно используемые PGA и LPGA в своих ютубах: «Best moments of Masters 2025» и «Rory Maclroy full final round Masters 2025».

Названия взяты из головы, но уверен, что примерно так это и называется на их официальный страницах (ютуб же запрещен, так что не знаю как это глянуть, но возможно вы справитесь)

Скажем так, первый формат – это нарезка лучших моментов (хайлайтов) того или иного соревновательного раунда или всего турнира. За 20-30 минут зритель погружается в происходящее и в последствии либо будет готов посмотреть отрывками трансляцию, или и вовсе приедет посмотреть соревновантеив живую. Также моменты отсюда можно пускать тик-токами, рилсами и шортсами на всевозможные платформы и увеличивать трафик и охваты. Помимо этого подобный 20-30 минутный ролик был бы супер интересен концентрацией крутого гольфа на единицу времени, в противовес монотонной трансляции, где реально крутые моменты чередуются с желанием комментатора заполнить пустоту в эфире.

Технически реализовать такой формат на уровне близком к PGA не трудно при партнерстве с условным Матч-ТВ и их ресурсом. Менее масштабно, но не менее интересно я стараюсь заниматься этим в своем тг-канале ИГРЫ АРИСТОКРАТОВ. Там я один выступаю в роли оператора, комментатора, монтажера и смм-щика, с одним айфоном в руках, при этом привлекая сопоставимую с официальной трансляцией аудиторию, а порой и вовсе заменяя ее.

Теперь представьте, что можно сотворить в рамках тоже же формата, имея в распоряжении команду из 5-6 операторов, 1-2 монтажеров и 1 грамотного смм-щика. Представили? Я тоже, и по телу побежали мурашки…

Второй формат – полный раунд того или иного спортсмена (9 или 18 лунок на том или ином турнире). Это более персональная история, которая будет не только интересна, но и полезна другим игрокам. Условно, увидев полный раунд Осипова или Ерошенко, посмотрев какие решения они принимают в той или иной ситуации на знакомом мне поле, я смогу многому у них научиться и улучшить свою игру. 

Технически реализовать данную идею не сложно – нужно два оператора на один флайт и один хороший монтажер. За турнир можно снимать 2-4 лидерских флайта, а это до 16 персональных роликов по 20-30 минут. Затраты меньше чем на большую трансляцию, а выхлоп в разы больше. 

Разумеется, это не все доступные форматы, но именно они представляются мне наиболее перспективными с учетом контекста, во всех красках описанного мной по ходу статьи. Я лично попробую реализовать часть идей уже 7.08 – 8.08 на финале Кубка АГР в Пестово.

Впереди много работы, а я итак уже сильно отвлекся от нее, в том числе и на этот текст. Поэтому плавно плывем сквозь воду моих речей и айсберги моих идей к финальному выводу. 

ВЫВОД

Я часто слышу, что гольф в России находится в «зачаточном состоянии», что это еще молодой вид спорта и все еще впереди. Но что Мы как «родители» делаем для его взросления прямо сейчас? 

Впереди у гольф-сезона 2025 еще как минимум четыре мощные вывески:

Финал Кубка АГР в Пестово (призовые 2.000.000 рублей)

Кубок Мэра Москвы (победитель забирает Москвич)

Чемпионат Московской Области в Агаларово (призовые …)

Кубок России в Петергофе (главный матч-плей турнир в РФ?)

Призываю всех кто влюблен в эту игру (так же как я), приходить на турниры в роли зрителей и поддерживать наших родных спортсменов. Призываю всех кто обладает медиа ресурсом использовать его для освещения данных турниров. Призываю всех партнеров и спонсоров нашего вида спорта поддерживать материально тех спортсменов, кто не имеет возможности регулярно выезжать на международные старты. Призываю руководящие органы нашего вида спорта подумать над возможными шагами для изменения коньюктуры профессионального гольфа в нашей стране. 

Вы тоже хотите, чтобы Наталья Гусева находила несколько свободных недель в своем загруженном календаре и прилетала на Родину принять участие в турнирах перед родными зрителями? Чтобы чемпионы прошлых лет Софья Анохина и Мария Верченова, Евгений Кафельников и Артем Яловенко снова участвовали в крупнейших турнирах России? 

Вы ведь тоже хотите, чтобы наши юниоры вроде Виктора Корниенко и Алисы Молокановой, Василисы Мериновой и Софии Добролович играли по 30 турниров за сезон и регулярно «рвали» сверстников на международной арене? Чтобы от участия таких гольфистах как Сергей Миронов и Давид Нагиев, Даниил Ромашкин и Артем Филаткин у соперников по европейским, азиатским, саудовским или любым другим турам буквально тряслись коленки, а местные СМИ писали бы о них как о главных фаворитах?

Если ваш ответ на вышеперечисленные вопросы «Да!», то вот вам мой финальный вопрос – Что лично Вы можете сделать для российского гольфа прямо сейчас.

ПОСТСКРИПТУМ

Лично мне никогда не приходилось организовывать турниры по гольфу, привлекать многомиллионное финансирование для подобных целей. От моих действий напрямую не зависят судьбы десятков тренеров и сотен молодых спортсменов. Я стараюсь достаточно трезво оценивать те сложности, с которыми сталкиваются люди, для кого вышеперечисленное – это их работа, их жизнь и призвание. Низкий поклон тем, кто посвятил свою жизнь гольфу, тем кто обитает «за кадром», но напрямую влияет на то, что происходит там, на поле для гольфа. 

Я представитель сферы медиа и только начинаю делать верные шаги для популяризации гольфа в нашей стране. На текущий момент я уже познакомил десятки (может, сотню) человек с новым для них видом спорта и останавливаться на достигнутом не намерен. 

Если вы обладаете желанием и ресурсом делать для наших общих целей то, чего никто никогда не делал до нас – уделите мне ровно 30 минут живого общения и я постараюсь убедить вас, что знаю ответы хотя бы на часть поднятых мной ранее вопросов. У меня есть готовые идеи, которые будут интересны букмекерам и площадкам вроде ВК Видео, зрителям уже вовлеченным в гольф и людям со стороны. 

Формула «у вас купец, у нас товар» в этом случае неактуальна, ведь мы все в одной лодке. Давайте попробуем посмотреть на это под другим углом – «у вас весла, у меня компас». Доверитесь ли вы мне?

Александр Макаров, автор канала о гольфе «Игры Аристократов».


📸 Фото: Сергей Якубицкий, Татьяна Берендеева, Андрей Медведев, Никита Симонов, Александр Макаров.