ГЕННАДИЙ ГАРАГУЛЯ О ЛЮБИМОМ ПИСАТЕЛЕ, СПОРТИВНЫХ КНИГАХ, ПОВЛИЯВШИХ НА НЕГО, И О ТОМ, НУЖНО ЛИ ЧИТАТЬ ФУТБОЛИСТУ
В эксклюзивном интервью главный тренер «Торпедо» рассказывает о своей любви к чтению, влиянии литературы на его мировоззрение и профессиональную деятельность, а также о том, как книги помогают ему в работе с командой.
— Геннадий Николаевич, этот месяц мы посвящаем писателю Максиму Горькому. Мы планируем выпустить программку в виде газеты для «Новой генерации», и одну из полос хотели бы посвятить интервью с вами. Мы поговорим о литературе, её влиянии на Вас и о том, любите ли Вы читать.
— Я люблю читать книги. В каждую поездку беру с собой разные произведения: о спорте, тренировочном процессе, футболе. Это могут быть как научно-популярные, так и классические произведения. Я не ограничиваю себя в выборе литературы, потому что мне нравится сам процесс чтения. Когда читаю, я расслабляюсь, отдыхаю и получаю знания, которые затем стараюсь использовать в жизни.

— Какие книги оказали на Вас влияние?
— Нет одной конкретной книги, которая изменила бы моё мировоззрение. Есть автор, который мне нравился с детства — Валентин Пикуль. Я прочитал много его исторических романов. Хотя он не является документалистом, его произведения часто оторваны от исторических фактов, и некоторые романы не выдерживают исторических справок. Самый интересный роман, который я читал, — «Реквием каравану PQ-17». Валентин Пикуль был юнгой и участвовал в Великой Отечественной войне. Он писал о том, как наши моряки конвоировали грузы, доставляемые по ленд-лизу из США в Мурманск. Мне также нравятся другие его романы: «Фаворит», «Париж на три часа» и другие. Я люблю книги о Великой Отечественной войне. Ещё одна книга, которая мне нравится, — «Момент истины» Владимира Богомолова. По этому произведению был снят фильм «В августе 44-го».
— Какие книги оказали на Вас влияние как на тренера?
— Что касается спорта, мне кажется, я прочитал всё, что можно. Все новые публикации я сразу же изучаю. У меня есть приложение на электронной книге, где я покупаю книги и читаю в свободное время. Это удобно, так как экран с подсветкой позволяет читать даже в темноте. Все книги не вспомнить, но назову последние, которые прочитал: «Препятствие как путь» Райана Холидея — о принципах стоицизма на современный лад; «Идеальный командный игрок» Патрика Ленсиони; «Внутренняя сила чемпиона» Джима Мерфи; «Успешный тренер» Райнера Мартенса и «Выносливость. Разум, тело и удивительно гибкие пределы человеческих возможностей» Алекса Хатчинсона.
— Переносите ли Вы что-то из книг в работу?
— Обычно это происходит на сборах, когда мы наблюдаем, как ребята и их организмы реагируют на упражнения. Мы пробовали внедрять интервальную работу, чтобы потом воспроизвести её на сборах. Упражнения нужно адаптировать под себя. Везде нужна специфичность, чтобы всё это работало. Мне понравилась книга «Наследие. 15 уроков лидерства от All Blacks» о сборной Новой Зеландии по регби. Я отправлял её ребятам по команде. У меня есть план, чтобы игроки прочитали её, а затем мы вместе обсудили. Например, что мы можем взять из этой книги для нашей философии. Когда ты читаешь один, сложно перенести идеи на команду, а когда коллектив прочитал книгу, информация легче укладывается в командную работу.
— Вы идеалист? Считаете, что все футболисты смогут прочитать книгу?
— Нет, я не идеалист. Я думал, что было бы замечательно, если бы у нас была идея, объединяющая команду помимо спортивных задач. В моей голове живут мероприятия, где мы могли бы обсуждать книги и фильмы. Существует множество мотивационных фильмов, например, «Каждое воскресенье» или «F1». Каждый человек воспринимает информацию по-разному. Ты в фильме видишь одно, а я — другое, и мы по-разному оцениваем события. Когда ты узнаёшь точку зрения другого человека, начинаешь лучше его понимать и становишься ближе как часть коллектива. Поэтому я рекомендую прочитать книгу «Наследие. 15 уроков лидерства от All Blacks».

— Как Вам фильм «Человек, который изменил все»?
— Это интересный взгляд на спорт с другой стороны. Я занимаюсь статистикой и анализом, но цифры не всегда отражают реальность. Они могут подтверждать некоторые моменты, но не всегда на 100% демонстрируют происходящее. Цифры не выигрывают игры, выигрывают люди. Например, один игрок может не выделяться в статистике, но совершить переломное действие в матче, которое отразится всего лишь в одной маленькой цифре. Цифры бесполезны, если ты не видел сам матч.
— А должен ли спортсмен читать книги?
— Книги расширяют кругозор и позволяют взглянуть на мир глазами других людей. Это всегда определенная философия. Чтение — это высокоинтеллектуальная деятельность. Лучшие игроки — это высокоинтеллектуальные люди, и только такие спортсмены могут достигать максимальных результатов.
— Что лучше читать спортсмену?
— Не стоит разделять литературу на «полезную» и «неполезную». Бывают разные периоды жизни, и можно читать несколько книг одновременно. Не знаю, насколько спортсменам необходимо чтение. Они часто сосредоточены только на себе. Однако, когда работаешь в команде, приходится думать о коллективе. Спортсмены, изучая специализированную литературу, иногда предлагают реализовать определенные моменты, которые могут быть полезны только им, но не всей команде. И в этом заключается проблема.
— Что общего между литературой и футзалом?
— Непредсказуемость. Ты не знаешь, какой сюжетный поворот произойдет в следующий момент. Даже в футзале матч может развиваться одним образом, а через секунду все изменится, и выигрышная игра может закончиться неудовлетворительным результатом. Именно это делает футзал интересным для болельщиков.
— Может ли в футзале «чеховское ружье» висеть на стене?
— Да, есть недисциплинированные игроки, которые в критический момент могут «выстрелить», и тогда ты окажешься в меньшинстве. Если ты ставишь такого игрока на поле, нужно осознавать, что это может привести к проигрышу.
— В литературе есть второстепенные персонажи. Есть ли они в футзале? Это те, кто «таскают рояль»?
— Нет. Я считаю, что все игроки — это личности. Каждый занимает свою роль. Сегодня один «таскает рояль», а завтра другой. Каждый игрок должен осознавать свою важность и понимать, зачем он выходит на поле и почему иногда остается в запасе. Им нужно объяснять свои решения. Если они принимают это, то у них не возникает обид и недовольства. Все решения должны быть обоснованными, и нельзя делить игроков на «важных» и «второстепенных». В одном матче один игрок может проявить свои сильные качества, а в другом — другой. Для меня все важны, и нет второстепенных героев.
— А как же главные герои?
— Если ты хочешь создать команду чемпионов, главным героем должна быть команда. Если у тебя есть набор высококлассных футболистов, но они не образуют единое целое, трудно надеяться на потрясающие результаты. Поэтому для меня предпочтительнее иметь в команде средних игроков, объединенных одной целью и понимающих, чего они хотят.

— Что общего между тренером и писателем?
— Много параллелей. Автор проводит сюжетную линию в книге, а тренер пытается создать определенный сценарий для команды, используя различные нюансы и наработки. И тот, и другой — творцы. Тренеру, правда, сложнее. Писатель может наделить своих героев любыми качествами, необходимыми для сюжета, а у тренера есть игроки, которых он должен сделать лучше. Гораздо проще сказать, что что-то неправильно, чем объяснить, как это исправить. Для меня самое приятное в работе — видеть, как идеи, которые ты обсуждаешь с командой, реализуются в игре. Когда это происходит часто, ты понимаешь, что движешься в правильном направлении. Кроме того, и писатель, и тренер приносят эмоции людям. Болельщикам интересно наблюдать за тем, что происходит на поле или в книге.
— Может ли тренер выгореть, как это происходит с писателями, и осознать, что больше не может предложить футзальному миру?
— Думаю, да. Став главным тренером, я осознал, насколько энергозатратной является эта работа. Если ты хочешь добиться результата, нужно отдать максимум эмоций игрокам, тренерскому штабу и болельщикам. Я понимаю, почему некоторые тренеры, сталкиваясь с большим количеством игр и плотным графиком, берут паузу на год или полтора. Это вполне нормальная практика, если они не работают. Выполнять свою работу каждый день очень тяжело. Необходимо постоянно перезаряжать свою батарейку, а спортсменам нужна постоянная поддержка. Тренер же должен делить свою энергию с другими.
— Если бы Вы решили написать свою автобиографию, как бы Вы ее назвали?
— Пока рано об этом говорить. Я еще не завершил свой путь. Автобиография — это итог, а я только в начале своего пути. Об этом пока не задумываюсь.






У вас же такой хороший смысл интервью, зачем предварительно кричать на читателя?)