Почему Евро-2016 получился таким скучным
Вадим Лукомский разбирает неутешительные тенденции турнира.
Хороший итог Евро от Славена Билича: «Евро-2016 показался мне упорным и интересным, но очень оборонительным турниром. Ожидал подобного, но все равно недоволен, так как Евро есть Евро! Каждая команда оказалась организованной, но, на мой взгляд, это минимум того, что мы должны были ожидать. Это чемпионат Европы, элитный турнир, он определенно должен предполагать больше качественной атакующей игры и рисков. Я не критикую команды за желание быть оборонительными и организованными, просто это абсолютный минимум. Я же ожидал нечто сверх этого».
С показателем 2.12 гола за игру Евро-2016 стал наименее результативным чемпионатом Европы за последние 20 лет. Частично виноват формат, дающий хорошие шансы на выход из группы даже с тремя нулевыми ничьими, частично прослеживающиеся уже ни один турнир тенденции на уровне сборных. Попытаемся разобраться и в них, и в других, не связанных с оборонительным характером матчей, но тоже интересных тактических аспектах турнира.
Персональные ориентировки при игре без мяча
Пожалуй, начать стоит с объяснения того, что такое персональные ориентировки и чем они отличаются от персональной опеки. В комментариях к разборам отдельных матчей неоднократно приходилось сталкиваться с путаницей по этому поводу. Тем, кто хочет полного понимания систем опеки в современном футболе, советую прочитать два материала на английском (о зональных системах, о персональных).
Краткое саммари важных для турнира вещей, связанных с системой опеки. В современном футболе доминируют зональные системы, но и они могут быть очень разными. Упрощенно: есть несколько вариаций, в которых игроки ориентируются на пространство (конкретную зону, свободное пространство на поле или линии передач), и вариант с ориентировкой на игроков соперника. Ключевая разница в том, что системы первой категории проактивные (побуждают игроков читать игру, предугадывать), второй – реактивные (побуждают реагировать на действия соперника). Второй вариант принято называть персональной игрой/персональными ориентировками – иногда даже персональной опекой (из-за того, что классическая персональная опека очень редка в наше время, а этот вариант сохранил наибольшее количество ее особенностей). Графически это выглядит примерно так:
Слева: зональная система первой категории. Справа: зональная система с персональнальными ориентировками.
В клубом футболе игра с персональные ориентировками (второй вариант) считается примитивной и немногими применяется на регулярной основе. На уровне сборных она стремительно набирает популярность. Она намного проще, ее проще внедрить в ограниченное время, а на уровне сборных далеко не все способны полноценно использовать ее главный недостаток (реактивность).
Пожалуй, поворотной точкой следует считать выступление Голландии ван Гала на ЧМ-2014. Луи всегда использовал персональные ориентации в центре поля (иногда по всему полю) и даже специально подстраивал схему под количество центральных полузащитников у соперника. Успех его команды показал, что на уровне сборных соперники не обладают достаточной сыгранностью, чтобы использовать недостатки персональных ориентаций. После Евро тезис выглядит лишь более актуальным. Так или иначе систему использовали более половины команд с разной степенью успеха (от Португалии до России). Для большинства она стала простейшим путем к добротному и легко понятному игрокам улучшению организации игры без мяча. Пожалуй, именно ее в первую очередь нужно винить в необычайно низкой результативности.
Тренд оказался настолько глобальным, что нашел ярчайшее отражение в статистике всего турнира. Значительно снизилась роль перехватов как метода отборов (игроки ориентированы на соперников, а не на зоны, следовательно, реже получают возможности перехватывать). Например, лучшая по перехватам команда Евро (Чехия с показателем 18 перехватов в среднем за матч) была бы лишь 18-й по их количеству в Ла Лиге. Среднее количество перехватов на Евро – 27 за матч на две команды – на 20-30% (в зависимости от лиги) ниже показателей клубных лиг.
На клубном уровне сейчас наблюдается обратный тренд. Даже ярый сторонник персональной игры Сэм Эллардайс старается в отдельных ситуациях внедрять элементы проактивной игры. «Мы умышленно начали обучать игроков перехватывать мяч, а не отбирать его, потому что нынче большинство попыток отборов становятся фолами», – рассказал он около 2 лет назад.
Возросла важность первого паса
Побочный эффект первого тренда. Когда солидное число команд играет с персональными ориентациями, больше свободы получают центральные защитники (редкая схема предполагает достаточное количество атакующих игроков, чтобы накрыть аналогичное количество ЦЗ). Когда центральный защитник относительно свободен, а обороняющиеся игроки соперника ориентированы на персональную игру, возникают: 1) варианты для передач низом через линию (например от ЦЗ к вингеру или нападающему), 2) ЦЗ получает достаточно времени на подготовку хорошего диагонального паса.
Пример ситуации 1 из финала: полузащитники ориентированы на персональную игру (Карвалью оглядывается на Гризманна, вне кадра) – Сиссоко временно без опеки и получит солидную свободную зону после паса от Косьельни
Пример ситуации 1, матч Италия – Бельгия: у Кьеллини открывается прямая линия передач на нападающих
Пример ситуации 2, матч Италия – Бельгия: пространство Бонуччи перед голевым пасом из-за явной ориентировки Феллайни на Де Росси
Характер турнира создал идеальные условия для защитников с прекрасным пасом – Боатенга, Хуммельса, Бонуччи и других. Команды, у которых нет такого игрока, напротив, мигом начинали испытывать проблемы с продвижением мяча вперед из-за того, что персональные ориентации часто сковывали их полузащитников. Что приводит нас к...
Охотный отказ от владения мячом
Персональная игра была так эффективна, а первый пас так важен в первую очередь потому, что командам не хватало сыгранности (движения, взаимопонимания), чтобы ее оголять. Логичный в таком случае ответ – минимизировать ситуации, когда команда вынуждена атаковать позиционно.
Еще перед стартом Карло Анчелотти заметил: «Тренеры сборных получают очень мало времени на тренировки с выбранным составом между концовкой сезона и началом турнира, поэтому неизбежными становятся жертвы с их стороны. Чтобы научить команду терпеливо выходить из обороны и развивать атаки в короткий пас, нужны часы тренировок – если только речь не об Испании, обладающей обоймой игроков, которые обучаются этому всю жизнь. Альтернативный, более простой путь – сделать ставку на контратакующий футбол. Для этого нужно хорошо организовать оборону и обучить игроков не паниковать под давлением противника». Никогда ранее принцип не был настолько популярен.
На турнире было всего две сборных, умеющих и предпочитающих владеть мячом против массированной обороны – Испания и Германия. Еще две – предпочитающие, но с кучей проблем в позиционных атаках, Англия и Швейцария. Лишь эти 4 команды завершили турнир с показателем владения больше 54% и ни разу не уступили сопернику по этому параметру в отдельных матчах. Все остальные очень охотно отдавали инициативу и при прочих равных предпочитали контратаковать.
Когда они такой возможности лишались, начинались мучения, которые как правило завершались неудачей. В 10 из 15 игр плей-офф работало простое правило – проходит тот, кто меньше владеет мячом. И вообще уникальный факт – в 30% матчей турнира выиграли команды, владевшие мячом меньше 45% времени:
Косвенным отражением того, насколько ужасны были позиционные атаки на турнире может служить количество дальних ударов (ими часто грешат команды, вынужденные владеть мячом, но не особо представляющие, что с ним делать). На Евро 10 из 24 команд наносили больше 50% от всех ударов из-за пределов штрафной. Для контраста: в последнем сезоне АПЛ (хороший клубный уровень, но никак не лига самых умных позиционных атак) не было ни одной такой команды.
Важность крайних защитников в атаке
«Крайние защитники сейчас в почете. Они становятся все более важными для каждой команды, так как способны предоставить дополнительную атакующую опцию на фланге, дополнительное оружие для вскрытия осторожного организованного соперника», – заключил Алан Пардью в одной из колонок по мотивам Евро. Ее хорошо дополняет ранее сформулированное Пепом Гвардиолой простое правило позиционных атак: «Хочешь атаковать через центр – создавай ширину на фланге. Хочешь атаковать через фланг – хорошо играй в центре». Важность фулбеков проявилась по-разному, но была бесспорной.
Первый вариант – напрямую. Проблемы большинства команд в позиционных атаках, перекрытый центр поля и аномально большое количество дальних ударов сделали навесы/прострелы не худшим методом вскрытия соперников в позиционных атаках. В европейских топ-лигах лишь 1 из 98 команд делала в среднем за матч 4 кросса, завершавшихся ударом. На Евро таких команд оказалось 5 из 24, включая обоих финалистов. Часто задача поддержки атак кроссами ложилась именно на крайних защитников.
Второй вариант – косвенный. То, о чем говорит Гвардиола – само присутствие флангового защитника в высокой широкой позиции и готовность для открывания вынуждает соперника уделить ему внимания, оставить больше пространства в центре (или, как вариант, не уделить и оставить фулбека свободным). Самые продуктивные в позиционных атаках команды обладали действительно качественными атакующими крайними защитниками. Лучший пример – преображение Германии после того, как в старте начал выходить Йосуа Киммих. Занятно, что наибольшее количество моментов в одном матче (7 штук) создал не атакующий игрок, а именно фулбек – Натан Клайн против Словакии.
Кризис чистых форвардов
«Турниру явно не хватало чистой девятки мирового уровня. Ромелу Лукаку, Марио Гомес, Оливье Жиру, Харри Кейн – неплохие футболисты, но никто из них был не в состоянии дать то, что требовалось турниру – хладнокровного, неудержимого нападающего в шикарной форме», – Роналд Куман даже не побоялся раскритиковать собственного игрока, описывая плачевность ситуации.
Более половины сборных играли либо с игроком другой позиции в роли номинального форварда, либо чередуя посредственных слабо играющих чистых форвардов – однажды на этой позиции сыграл даже Давид Алаба. 4 полуфиналиста на решающие матчи выпустили в старте лишь одного чистого нападающего (Жиру). Евро – хорошее отражение более глубокого тренда, который с цитатами и деталями раскрывался в превью к финалу Кубка Америки (где как раз до сих пор обитают топовые страйкеры).
Схемы с 3 защитниками снова себя достойно показывают
Перед матчем Италия – Испания Хави рассказал: «При начале атак у Италии будет 3 защитника и 2 фланговых игрока, что означает 5 вариантов продолжения атаки. По этой причине Испании трудно применить привычную схему прессинга. Использование двух форвардов ставит еще больше вопросов, потому что они создают ситуацию 2-в-2 против наших центральных защитников, поэтому в случае, если кто-то из крайних защитников выдвинется для прессинга Кандревы (на деле вышел Де Шильо) или Флоренци, у нас сзади останется только 3 игрока. На чемпионате мира в Бразилии Голландия и Чили использовали 3-5-2, чем создали нам кучу проблем».
Мысли экс-лидера Испании оказались почти 100-процентным попаданием. Очень показательная история. Во-первых, снова подчеркивается характер турнира – очень редко тактическая теория так гладко переносится на практику и относительно легко объясняется просто самими циферками в схемах, но это уровень сборных, где команды менее склонны проявлять гибкость, а такие вещи становятся более вероятными. Во-вторых, неплохо объясняется общий успех формации с 3 защитниками на турнире. Схема ставит перед соперником вопросы, которые при прочих равных в современном футболе не привыкли решать. Решить их оперативно с не самой сыгранной командой еще труднее.
Италия выступила выше ожиданий в формации 3-5-2. Остановить их сумела лишь команда, переключившаяся для этой цели на игру с 3 центральными защитниками. Уэльс дошел до полуфинала с тройкой, где уступил не в последнюю очередь из-за отсутствия важных для оригинальной схемы игроков (Дэвиса и Рэмзи). До полуфинала здорово сдержать и практически остановить команду Коулмэна удалось Северной Ирландии, которая, опять же, с этой целью переключилась на тройку защитников.
Умные атакующие игроки помогают менять схему
Из полуфиналистов лишь Германия выглядела командой, способной играть в относительно трудный близкий к клубному футбол. Остальные добавляли разнообразия командному движению за счет использования гибридных схем, в которых огромная роль отводилась умению отдельных игроков грамотно принимать решения.
Пожалуй, случай Уэльса – наиболее простой для понимания. Таким футболистом был Аарон Рэмзи. Номинально он стартовал на позиции одной из двух десяток в схеме 3-4-2-1, но благодаря его движению схема часто трансформировалась в 3-5-1-1. Часто из-за невероятного объема работы казалось, что он одновременно играет и оборонительного полузащитника, и атакующего плеймейкера.
У Португалии образца плей-офф ключевым элементом оказался Адриен, а сама система была более трудной. Команда Фернанду Сантуша переключалась с 4-4-2 ромб, на более традиционные 4-4-2, благодаря выдвижением Адриена и подстроением под это движение его партнеров (фланговые игроки при выдвижении сужаются, опорник Карвалью опускается поглубже). В маневрах участвовала вся полузащита, но руководил движением именно Адриен. Этот прием сыграл ключевую роль в нейтрализации Португалией плеймейкеров соперников (прежде всего, Модрича, Аллена и Погба). Здесь снова проявился игровой интеллект прекрасно блокировавшего линии передач Адриена – дико важная работа, пускай она не отражается в оборонительной статистике игрока напрямую.
Антуан Гризманн схожим образом помог Франции. Мой любимый случай: очень редко игрока, взявшего награду лучшего на турнире и бомбардирский приз, а также, по мнению многих, пробившегося в реальные претенденты на «Золотой Мяч», можно хвалить за умную незаметную тактическую работу. Его номинальная позиция предполагает выбор между ролью форварда и десятки, но в тактическом плане он дает команде намного больше. Блестящее понимание игры Антуаном проявилось в полуфинале, когда в первом тайме на фоне доминирования Германии в опорной зоне и свободы Крооса он (похоже, самовольно) опустился на одну линию с Погба и Матюиди и помог команде продержаться в критический момент. Еще один блестящий пример: по сведениям французской газеты Libération, в перерыве неудачно складывающегося матча с Ирландией Гризманн объяснил Дешаму, как его роль на правом фланге вредит балансу и предложил переход на 4-4-1-1, которая неплохо прослужит команде вплоть до финала.
Результативные замены
Эдер, переворачивающий ход финала и забивающий самый важный гол турнира после выхода на замену, не просто красивая история, а отражение более глубокого тренда. Кто внимательно читал, наверняка, уже заучили, каким я вижу этот турнир – большинство команд применяют упрощенные приемы, которые устарели на уровне клубов, и мало кто проявляет тактическую гибкость. В эту картину отлично вписывается шаткий характер матчей, которые относительно легко переворачивались даже умными, но не самыми глобальными и тонкими решениями отдельных игроков, не говоря уже о тренерских ходах и заменах.
Во вторых таймах было забито в полтора раза больше мячей, чем в первых, а только прямой вклад (голы или голевая) вышедших на замену игроков в забитые мячи составил 24 результативных действий (когда и гол, и голевая были у запасных, учитывалось только 1 действие, так как это вклад в 1 мяч). Неплохо для турнира из 51 матча.
Что будет дальше
Футбол на уровне сборных – в плачевном состоянии. Из-за глобализации уже достаточно давно большие турниры сборных перестали быть законодателем мод и источником новых тактических идей. Это не сюрприз. Действительно настораживает тот факт, что слабый по качеству Евро стал следствием особенностей, которые прослеживались и ранее, но именно сейчас вышли на пик (персональные ориентировки, трусость в созидании, нехватка форвардов). Пока не видно, за счет чего ситуация может сильно улучшиться к ЧМ-2018. Самый вероятный путь – продолжение большинства трендов.
Как неисправимый оптимист все-таки вижу один позитивный сценарий. В нем вдохновением для уровня сборных послужат не описанные выше тренды, а успех Италии Антонио Конте. Эта команда выступила значительно выше ожиданий, используя именно те приемы, которые хочется видеть чаще на уровне сборных.
Во-первых, Конте отказался следовать мантре «мы не клуб, у нас мало времени, сосредоточимся на простом». Тренер Италии выбрал противоположный путь: «С самого начала работы в сборной говорил, что единственный путь к успеху для нас – быть похожими на клубную команду, команду, которая играет вместе каждую неделю. Мы не настолько хороши, чтобы позволить себе быть просто набором игроков». С командой, которая вместе с тренером поверила в осуществимость этого, у Конте получилось сделать Италию возможно самым трудным и отлаженным механизмом на Евро.
Во-вторых, несмотря на не самый яркий стиль и частую игру от соперника, Италия никак не была одной из команд, поощрявших тренд на несостоятельность и безыдейность в позиционных атаках. «Я никогда не учу команду контратаковать. Это не мой стиль. Когда моя команда с мячом, у нее всегда есть идея. Когда мы теряем мяч, мы стараемся быть максимально организованными, прессинговать соперника и быстро вернуть его себе», – рассказывал тренер перед турниром. Что из этого получилось? Команда, которую Хави назвал смесью «Барселоны» и «Атлетико» – комплимент, с которым Конте охотно согласился.
В-третьих, сами идеи Италии, от формации до методов преодоления прессинга, были достаточно оригинальными для уровня сборных и могут оказаться интересными даже для изучения клубными командами.
В итоге получается шаблон, которому не так уж трудно соответствовать. Пригласить в сборную исключительно тех, кто готов принимать тактические идеи и очень усердно над ними работать. Позаботиться над тем, чтобы команда представляла, что нужно делать с мячом, а не просто полагалась на мастерство лидеров в атаке (это не выглядит невыполнимой задачей, если выполняется первое условие). Подобрать схему или замысел, который подходит выбранным игрокам и может удивить соперников (что само по себе на уровне сборных большой плюс).
К сожалению, выбор такого пути большинством все равно остается очень маловероятным, так как Италия, несмотря на успех, все-таки не победила на турнире (для влияния на общие тенденции это важно), а тренеров уровня Конте редко заносит в сборные.
_________________________
..что приводит нас к бесконечным навесам Игнашевича в никуда..
Вообще же, главное в тексте нескучность. А тактика и тренды, не вся из которых связаны со скукой.