4 мин.

В альтернативной реальности. Михаил Борзыкин – о Кокорине и Мамаеве

Обозреватель Sovsport.ru делится своим мнением о нашумевшем скандале вокруг игроков сборной России.

alt

К концу вчерашнего дня появилось немало опровержений – да, в злачном заведении находились, за столиком сидели, но не они были инициаторами этой царской гулянки, чрезмерно пышной и пафосной даже по меркам наших бриллиантовых футболистов-мажоров. Я не знаю, что было на самом деле, сколько платили игроки, сколько курили, сколько пили, и пили ли вообще. Но я нисколько не удивлен, что в изначальную версию все, включая политиков и чиновников всех мастей, легко поверили. Репутация, знаете ли.

Да и как тут не поверишь, если Instagram Кокорина, напичканный фотографиями многих атрибутов роскошной жизни, у нас знают лучше, чем технико-тактические особенности нападающего? Про амплуа, кстати, наверняка знают меньше, чем про люксовые машины игрока. И как тут не поверишь, если пару недель назад Мамаев, направляясь на отдых в частном самолете, отметился тем самым провокационным комментарием на своей страничке? А что касается ТТД, то вот они: ноль ударов в створ на двоих за весь турнир.

Люди озлоблены и раздражены. Вряд ли кто-то ожидал от сборной России победы на Евро-2016. Команда у нас средняя и даже, видимо, ниже среднего. Наш футбол переживает смутное время: проблемы детско-юношеского спорта, кризис, болезненный процесс смены поколений в сборной, переоцененный чемпионат – объективных факторов столько, что замучаешься перечислять. Но мало кто думал, что наша команда станет худшей среди всех 24 участников турнира. И это ударило больнее всего.

Сейчас на наших глазах разыгрываются пронзительные драмы. Великий Буффон, еще вчера угадывавший направление всех ударов немцев в серии пенальти, сегодня обнимается с болельщиками и обещает: поедет на чемпионат мира. Бардзальи в прямом эфире не может сдержать слез; этот могучий воин, останавливавший лучших нападающих Европы, плачет как нежный подросток. А в Рейкьявике по возвращении сборной Исландии армия болельщиков (да вся страна) и футболисты сливаются в единое целое.

Всему этому завидуешь, и в данном случае в зависти нет ничего дурного. Это хочется смотреть, переживать, впитывать в себя снова и снова. Чтобы забыться на время, переключив внимание с нашего порочного мира на мир, определенно более светлый, чистый, искренний, настоящий; мир, в котором игра и эмоции первичны, а деньги вторичны; мир, в котором президент страны стоит на одном секторе с фанатами, потому что футбол объединяет, и на стадионе, как в бане, все равны.

От наших мастеров ногомяча требовалось всего ничего – на какое-то время выпасть из поля зрения, не отсвечивать, не напоминать о себе, дав забыть этот страшный позор, и тем более не попадать в дурацкие ситуации. Не мешать наслаждаться тем, чего у нас, к сожалению, и близко нет. Требовалось всего-то немного ума и осторожности. И осознания того, что любая выходка станет спичкой, поднесенной к пороховой бочке. Потому что – да, люди озлоблены и раздражены.

И далеко не только из-за того, что у нас нет конкурентоспособной команды. Это полбеды. Это можно понять. И даже простить. У нас с 2006-го действует программа, и даже вроде бы несколько программ, по развитию российского футбола. Развалили все капитально. Однако же не привыкать. Беда – в другом. В искусственности, абсурдности, дикости футбольного мира, который мы построили. В системе, которая произвела (и продолжает производить) на свет поколение игроков-мажоров, живущих в альтернативной реальности.

Обратите внимание, старшее-то поколение в подобные истории не попадает. Я не помню ни одного похожего казуса с Игнашевичем или братьями Березуцкими. Про Семака, Зырянова, Семшова и говорить нечего – то были спортсмены, а не бизнесмены с начальным капиталом в виде российского паспорта. Но нынешнее поколение – уникальное. Для этого поколения, яркими представителя которого является наша неразлучная парочка Twix, похоже, нет ничего святого, кроме протоптанной, устланной золотым песком тропы к ближайшему банкомату.

Вот почему вчера русскоязычный интернет, и не только спортивный, превратился в проснувшийся Везувий. Попали в поле зрения, засветились, напомнили о себе, вернув нас из мира Евро в родное смердящее болото. И тут уже без разницы, что было на самом деле: кто что покупал, кто что пил, кто что курил, кто сколько платил, кто отпускал шутки во время исполнения гимна. Этот взрыв иллюстрирует то презрение, которое накопилось к нашей сборной, к нашему футболу, к нашей порочной системе, и ту боль, которая не уходит.

Чаша терпения переполнилась. В клубах – не ночных, а футбольных, – наверное, тоже. Капля бальзама в этой истории – реакция «Зенита» и «Краснодара», которые отправили отличившихся футболистов в дубль. Сложно сказать, насколько реальны эти санкции. Вполне возможно, это был всего лишь пиар-ход, чтобы снизить градус общественного негодования и как-то защитить репутацию. Но хочется верить, что все это реально. Может быть, хоть клубы как-то повлияют. Потому что сами по себе футболисты не изменятся, не повзрослеют, не поумнеют. В альтернативной реальности это невозможно.

Михамл Борзыкин: Советский спорт