Почему у Исландии получилось
Денис Романцов – о том, как исландцы стали такими сильными.
Во вторник – впервые за три недели в Париже – выпал шанс погулять по городу, не спеша на вокзал или стадион. Минут через двадцать я увидел на Rue Saint Honoré Руда Гуллита, в черной кожаной куртке и светло-синих джинсах, бредущего в церковь Notre-Dame-de-l’Assomption. Около недели назад – на вокзале Nord – я так же внезапно наткнулся на Арсена Венгера с Робером Пиресом, продирающихся к поезду Париж – Лилль сквозь толпу жующих сэндвичи фанатов. И Венгера, и Гуллита я видел живьем и раньше, но одно дело – стадион, его окрестности или место для интервью, когда встреча запланирована и естественна, а другое – идешь себе, и о футболе-то не думаешь, и тут – бац.
Вот и Исландия. Одно дело знать, что у них харизматчиная, волевая сборная, которая уже не исчерпывается шутками про Юрия Ковтуна и количество вулканов в стране, это мы поняли еще в отборе на ЧМ-2014, когда они вышли в стыки, а другое – видеть своими глазами, что они уже не просто среди двадцати четырех участников Евро, а в восьмерке лучших, лучше Англии с Варди, Австрии с Алабой, не хуже Португалии с Роналду.
Это так же внезапно, как Гуллит в церкви или Венгер на перроне.
«В девяностые мы поняли, что должны придумывать и внедрять новые идеи и методы, а не просто следовать старому английскому стилю», – говорил зимой автору журнала Howler Дэвису Харперу чиновник исландской футбольной федерации Гейр Торстейнссон. Для начала Торстейнссон и его коллега, звезда «Штутгарта» восьмидесятых Осгейр Сигурвинссон сошлись на том, что исландских футболистов здорово ограничивает климат. Они задумались над созданием места, где можно было бы играть круглый год, в двухтысячном взяли кредит и построили Футбольный дом в Кефлавике, рядом с международным аэропортом.
Поле стандартного размера под куполом, отопление, трибуна на тысячу мест – играй и тренируйся хоть тридцать первого декабря, но и тем нескольким тысячам футболистов разных возрастов, что жили тогда в Исландии, там было тесновато. Экономический подъем спровоцировал доступность кредитов, те – строительный бум, и к 2008 году, когда грянул финансовый кризис, исландцы успели построить еще десять крытых футбольных стадионов, а число зарегистрированных футболистов всех возрастов достигло двадцати одной тысячи.
Например, в Футбольном доме столичного пригорода Брейдаблика, построенном в 2002 году, сформировались Гильфи Сигурдссон из «Суонси», Альвред Финнбогасон из «Аугсбурга» и Юхан Гудмундссон из «Чарльтона», а Арон Юханссон из «Вердера», играющий теперь за сборную США, занимался в Брейдаблике около года.
Тренер Брейдаблика Дади Рафнссон рассказывал Guardian, что гостивший у него в прошлом году английский тренер назвал условия в этом Футбольном доме райскими. «Больше нигде в мире у детей нет возможности тренироваться так много с такими хорошими тренерами и в таких хороших условиях, – говорит Рафнссон. – Наши тренеры – это больше друзья и учителя, чем кто-то еще. Да, есть дисциплина, но мы не перегибаем палку, не стрижем детей под одну гребенку, хотим, чтобы каждый сохранял свои особенности». Первый тренер Гильфи Сигурдссон Магнус Юнссон говорит в интервью These Football Times: «Гильфи до тринадцати лет был нападающим, но хотел чаще контактировать с мячом и я опустил его чуть глубже. Это изменение стало ключевым в его развитии».
До начала нулевых юных футболистов в Исландии тренировали в основном их родители. В 2002 году Торстейнссон и Сигурвинссон (если вы запутались в исландских фамилиях, то это – руководители исландской футбольной федерации) озаботились тем, чтобы начинающие тренеры могли учиться и получать лицензии УЕФА дома, не покидая страну – Сигурвинссон сам и преподавал, но возглавлял это дело исландский тренер Рагнар Эйолфссон, четыре года создававший учебную программу и утверждавший ее в УЕФА. Сегодня на восемьсот исландцев приходится по одному тренеру с европейской лицензией, и даже детей до десяти лет тренируют только люди категории УЕФА-Б.
Четыре года назад Исландия шла 133-й в рейтинге ФИФА, выиграв в отборе на Евро-2012 только у Кипра – дома, 1:0 (я уточнил: нет, обошлось без автогола кипрского защитника). С 2013 года сборную Исландии тренируют тактический гуру Ларс Лагребек, почти двадцать лет тренировавший разные сборные Швеции, и Хеймир Хадльгримссон, выросший на отдаленном архипелаге Вестманнаэйяр и до сих пор работающий стоматологом. «Когда я получал в Англии лицензию PRO, меня предупредили: никому не признавайся, что ты стоматолог, – говорил Хеймир в интервью журналу Howler. – Но я горжусь своей профессией и не думаю, что она может повредить моей тренерской карьере».
В середине нулевых Хеймир взялся за женскую команду Вестманнаэйяра, выиграл с ней пару местных титулов, переключился на мужчин, трижды участвовал с ними в отборочном раунде Лиги Европы, а потом Торстейнссон предложили ему помогать Лагербеку в сборной. «Обычно в сборную брали тренеров, которые выигрывали чемпионат Исландии, доминировали здесь, – продолжает Хадльгримссон, – но сборная Исландии обычно владеет мячом меньше, чем соперник, (в домашнем матче с Голландией в отборе Евро семьдесят четыре процента времени мячом владела Голландия) поэтому ей больше подходил тренер из маленького клуба – такой, как я».
Приход Лагербека и Хадльгримссона совпал с созреванием поколения, выросшего в крытых манежах, исландских футбольных домах: Сигторссон, Финнбогасон, Сигурдссон. «Сначала один уехал из Исландии, потом другой – уехал и попытался превзойти первого. Они мотивировали и подталкивали друг друга, при этом с подросткового возраста много выступали вместе, так что были прекрасно сыграны», – сказал в том же интервью Хадльгримссон.
Первое, что изменили Лагребек и Хадльгримссон, – расширили штаб сборной. Добавили массажиста, более опытного физиотерапевта (перед игрой с Чехией в отборе Евро он неделю провел в Суонси, готовя к игре Гильфи Сигурдссона), оператора, снимающего матчи на широкоугольный объектив, чтобы проще было анализировать действия каждого игрока, и ввели традицию 30-40 минутных тактических бесед с каждым игроком. Раньше исландские футболисты воспринимали матчи сборной как шанс отдохнуть от клубной рутины и пообщаться со старыми друзьями, Лагербек и Хадльгримссон, с одной стороны, вбили в них мысль, что Исландия может обыгрывать не только Кипр, с другой – подолгу объясняли, что для этого требуется на поле от каждого игрока.
Защитник «Краснодара» Рагнар Сигурдссон в интервью fotbolti.net сказал: «Обычно игроки, сидящие на скамейке, желают плохой игры тем, кто занимает их места на поле, в надежде выйти на поле в следующей игре. Но в нашей сборной победы жаждут и те, кто на лавке. Я впервые в карьере чувствую такое».
«Наш главный секрет – у нас действительно очень хорошие игроки, – говорит Лагербек в интервью Guardian, – и их качество все время растет, младшие сборные Исландии в последние пять лет стали гораздо сильнее. С пяти-шести лет дети занимаются здесь с квалифицированными тренерами. Эта система очень хороша».
Так, может, четвертьфинал Евро – это только начало?
Фото: REUTERS/Eric Gaillard; Gettyimages.ru/Alex Grimm
Всем, кажется, уже ясна одна простая вещь: вложения в детско-юношеский футбол окупаются в течении 20 лет вот такими сказками. Просто кто-то хочет вкладывать, а кто-то нет. Вот и всё.
Так вот: Каждый раз когда англичане брали инициативу - замирало сердце. С трибун их мастерское владение мячом производило куда большее впечатление чем трансляция по ТВ. Каждый их проход заставлял нервничать. Особенно начало второго тайма было показательным. Или неуверенная игра защиты-вратаря в отдельных моментах начала матча, когда после паса защитника назад, на пустом месте вратарю приходилось выбивать мяч в аут.
Да у Англии не было команды. Но это не было заметно. А вот что было заметно даже с таким обзором, так это то что на протяжение абсолютно всего матча Викинги боролись по 2-3 игрока за абсолютно каждый мяч. Просто вдумайтесь. Постоянный прессинг на протяжение всего матча.
Фантастика. И дело не только в физике, а в духе и желание о котором все говорят.
Для этого конечно нужны вложения в детский спорт, никто не спорит. Но разве ЭТОМУ можно научить? Для этого нужна лицензия УЕФА?
Без характера, без желания - сколько бы Вы не вложили, это все коту под хвост. Капитан Исландцев, как и многие его партнеры не в МЮ играет. Вспомните клуб этого великого игрока.
Когда Вы за свою Родину играете, как можно не выкладываться на все 100%? Как вообще профессионал может говорить о том что у него не было достаточной мотивации? Я не понимаю этого.
Многие команды которые проиграли на этом Евро заслужили(!) уважение своих болельщиков. Сборная не обязана быть как Исландия. Она обязана быть как эти команды, которые уже покинули Евро. Своим трудом как минимум доказывая то что какой бы уровень не был у наших футболистов, они выложились на 100% и в плане самоотдачи вопросов к ним нет.
нам тренер давал мяч, а сам уходил бухать в пивнушку неподалёку.. а чё ему, зарплата копейки, спроса никакого.... был ещё один, что у команды помладше, и он вроде не бухал, но и активности толком не проявлял, также давал мяч и куда-то уходил...) Вот и вся суть, там где никто ни с кем не занимается, ничего и не получится, а в России(особенно в 90-е) так потерялись целые поколения мальчишек, которые могли бы реально стать футболистами, если бы за ними следили так, как сейчас это делают в Исландии.
+постоянно сильный ветер - это по ощущениям все -20. + Снег идет очень часто и по-многу.
Думаете у них просто так чемп с мая по октябрь?