6 мин.

Почему у Исландии получилось

Денис Романцов – о том, как исландцы стали такими сильными.

alt

Во вторник – впервые за три недели в Париже – выпал шанс погулять по городу, не спеша на вокзал или стадион. Минут через двадцать я увидел на Rue Saint Honoré Руда Гуллита, в черной кожаной куртке и светло-синих джинсах, бредущего в церковь Notre-Dame-de-l’Assomption. Около недели назад – на вокзале Nord – я так же внезапно наткнулся на Арсена Венгера с Робером Пиресом, продирающихся к поезду Париж – Лилль сквозь толпу жующих сэндвичи фанатов. И Венгера, и Гуллита я видел живьем и раньше, но одно дело – стадион, его окрестности или место для интервью, когда встреча запланирована и естественна, а другое – идешь себе, и о футболе-то не думаешь, и тут – бац.

Вот и Исландия. Одно дело знать, что у них харизматчиная, волевая сборная, которая уже не исчерпывается шутками про Юрия Ковтуна и количество вулканов в стране, это мы поняли еще в отборе на ЧМ-2014, когда они вышли в стыки, а другое – видеть своими глазами, что они уже не просто среди двадцати четырех участников Евро, а в восьмерке лучших, лучше Англии с Варди, Австрии с Алабой, не хуже Португалии с Роналду.

Это так же внезапно, как Гуллит в церкви или Венгер на перроне.

«В девяностые мы поняли, что должны придумывать и внедрять новые идеи и методы, а не просто следовать старому английскому стилю», – говорил зимой автору журнала Howler Дэвису Харперу чиновник исландской футбольной федерации Гейр Торстейнссон. Для начала Торстейнссон и его коллега, звезда «Штутгарта» восьмидесятых Осгейр Сигурвинссон сошлись на том, что исландских футболистов здорово ограничивает климат. Они задумались над созданием места, где можно было бы играть круглый год, в двухтысячном взяли кредит и построили Футбольный дом в Кефлавике, рядом с международным аэропортом.

Поле стандартного размера под куполом, отопление, трибуна на тысячу мест – играй и тренируйся хоть тридцать первого декабря, но и тем нескольким тысячам футболистов разных возрастов, что жили тогда в Исландии, там было тесновато. Экономический подъем спровоцировал доступность кредитов, те – строительный бум, и к 2008 году, когда грянул финансовый кризис, исландцы успели построить еще десять крытых футбольных стадионов, а число зарегистрированных футболистов всех возрастов достигло двадцати одной тысячи.

Например, в Футбольном доме столичного пригорода Брейдаблика, построенном в 2002 году, сформировались Гильфи Сигурдссон из «Суонси», Альвред Финнбогасон из «Аугсбурга» и Юхан Гудмундссон из «Чарльтона», а Арон Юханссон из «Вердера», играющий теперь за сборную США, занимался в Брейдаблике около года.

Тренер Брейдаблика Дади Рафнссон рассказывал Guardian, что гостивший у него в прошлом году английский тренер назвал условия в этом Футбольном доме райскими. «Больше нигде в мире у детей нет возможности тренироваться так много с такими хорошими тренерами и в таких хороших условиях, – говорит Рафнссон. – Наши тренеры – это больше друзья и учителя, чем кто-то еще. Да, есть дисциплина, но мы не перегибаем палку, не стрижем детей под одну гребенку, хотим, чтобы каждый сохранял свои особенности». Первый тренер Гильфи Сигурдссон Магнус Юнссон говорит в интервью These Football Times: «Гильфи до тринадцати лет был нападающим, но хотел чаще контактировать с мячом и я опустил его чуть глубже. Это изменение стало ключевым в его развитии».

До начала нулевых юных футболистов в Исландии тренировали в основном их родители. В 2002 году Торстейнссон и Сигурвинссон (если вы запутались в исландских фамилиях, то это – руководители исландской футбольной федерации) озаботились тем, чтобы начинающие тренеры могли учиться и получать лицензии УЕФА дома, не покидая страну – Сигурвинссон сам и преподавал, но возглавлял это дело исландский тренер Рагнар Эйолфссон, четыре года создававший учебную программу и утверждавший ее в УЕФА. Сегодня на восемьсот исландцев приходится по одному тренеру с европейской лицензией, и даже детей до десяти лет тренируют только люди категории УЕФА-Б.

alt

Четыре года назад Исландия шла 133-й в рейтинге ФИФА, выиграв в отборе на Евро-2012 только у Кипра – дома, 1:0 (я уточнил: нет, обошлось без автогола кипрского защитника). С 2013 года сборную Исландии тренируют тактический гуру Ларс Лагребек, почти двадцать лет тренировавший разные сборные Швеции, и Хеймир Хадльгримссон, выросший на отдаленном архипелаге Вестманнаэйяр и до сих пор работающий стоматологом. «Когда я получал в Англии лицензию PRO, меня предупредили: никому не признавайся, что ты стоматолог, – говорил Хеймир в интервью журналу Howler. – Но я горжусь своей профессией и не думаю, что она может повредить моей тренерской карьере».

В середине нулевых Хеймир взялся за женскую команду Вестманнаэйяра, выиграл с ней пару местных титулов, переключился на мужчин, трижды участвовал с ними в отборочном раунде Лиги Европы, а потом Торстейнссон предложили ему помогать Лагербеку в сборной. «Обычно в сборную брали тренеров, которые выигрывали чемпионат Исландии, доминировали здесь, – продолжает Хадльгримссон, – но сборная Исландии обычно владеет мячом меньше, чем соперник, (в домашнем матче с Голландией в отборе Евро семьдесят четыре процента времени мячом владела Голландия) поэтому ей больше подходил тренер из маленького клуба – такой, как я».

Приход Лагербека и Хадльгримссона совпал с созреванием поколения, выросшего в крытых манежах, исландских футбольных домах: Сигторссон, Финнбогасон, Сигурдссон. «Сначала один уехал из Исландии, потом другой – уехал и попытался превзойти первого. Они мотивировали и подталкивали друг друга, при этом с подросткового возраста много выступали вместе, так что были прекрасно сыграны», – сказал в том же интервью Хадльгримссон.

Первое, что изменили Лагребек и Хадльгримссон, – расширили штаб сборной. Добавили массажиста, более опытного физиотерапевта (перед игрой с Чехией в отборе Евро он неделю провел в Суонси, готовя к игре Гильфи Сигурдссона), оператора, снимающего матчи на широкоугольный объектив, чтобы проще было анализировать действия каждого игрока, и ввели традицию 30-40 минутных тактических бесед с каждым игроком. Раньше исландские футболисты воспринимали матчи сборной как шанс отдохнуть от клубной рутины и пообщаться со старыми друзьями, Лагербек и Хадльгримссон, с одной стороны, вбили в них мысль, что Исландия может обыгрывать не только Кипр, с другой – подолгу объясняли, что для этого требуется на поле от каждого игрока.

Защитник «Краснодара» Рагнар Сигурдссон в интервью fotbolti.net сказал: «Обычно игроки, сидящие на скамейке, желают плохой игры тем, кто занимает их места на поле, в надежде выйти на поле в следующей игре. Но в нашей сборной победы жаждут и те, кто на лавке. Я впервые в карьере чувствую такое».

«Наш главный секрет – у нас действительно очень хорошие игроки, – говорит Лагербек в интервью Guardian, – и их качество все время растет, младшие сборные Исландии в последние пять лет стали гораздо сильнее. С пяти-шести лет дети занимаются здесь с квалифицированными тренерами. Эта система очень хороша».

Так, может, четвертьфинал Евро – это только начало?

Фото: REUTERS/Eric Gaillard; Gettyimages.ru/Alex Grimm