История одного спора. Судьба Широкова
Никто не знает, где продолжит карьеру Роман Широков. И продолжит ли вообще. Через десять дней ему стукнет 35. За спиной – две неудачи кряду в «Спартаке» и ЦСКА. Медлительность, о которой раньше говорили как о недостатке хавбека, теперь выступает его единственной отличительной особенностью. Все остальные качества, похоже, притупились и выцвели.
Вопрос будущего Широкова – уже классика нашего футбола. За последние несколько лет, в течение которых Роман путешествовал по маршруту Санкт-Петербург – Краснодар – Москва, этот вопрос поднимался тысячу раз. Самое острое обсуждение тема получила, конечно, прошлой зимой, когда Широков со скандалом уходил из «Спартака».
С ноября по март мне довелось написать штук десять текстов – с цифрами, буквами, схемами, доказательной базой и прочими прелестями нашей любимой диванной аналитики. В это же время я нажил себе врага – Арсена Минасова, агента футболиста. Доказательная база, видимо, настолько его задела, что при каждом удобном случае он нелицеприятно обо мне отзывался. И слово «сказочник» в отношении меня было самым пристойным в этом потоке.
Признаться, для меня это стало откровением. Футболиста не оскорблял, старался быть объективным. Основная мысль всех текстов – Широков уже не тот, и любой приличный клуб не может позволить себе держать на поле игрока с мизерным функционалом – острый пас. А ничего другого у него уже не было. Да и острый пас пробивался на свет божий куда реже, чем в последнюю краснодарскую весну.
Суть сводилась к тому, что «Спартак», с его аморфной средней линией, не может позволить себе Широкова – вреда будет больше, чем пользы. Но в каком-то другом клубе, с прочной, отрегулированной полузащитой, Широков теоретически еще может себя проявить. Позже этим клубом станет ЦСКА. Широков провалится и там, но все равно, по каким-то необъяснимым причинам, поедет на Евро. А дальше – все очень свежо, чтобы напоминать.
* * *
Вот такие, казалось бы, справедливые рассуждения заставляли Минасова нервничать и мозолить пальцы о клавиатуру. Он приходил к нам на передачу «Ловчев Онлайн», где тешил мое тщеславие, вспоминая эту аналитику. Не забывал в твиттере, перейдя от подколов к намекам-прогнозам о том, что вскоре мне предстоит искать новую работу. Что он пишет сейчас, я не знаю: после того, как я во второй раз внес его в черный список, он ответил взаимностью.
На самом деле Минасов вступал в горячую дискуссию со всеми, кто посмел усомниться в гении Широкова. Такая манера поведения. С одной стороны это можно понять: агенту надо как-то продвигать своего клиента, которого окутал столь негативный информационный фон. А с другой – доказывать правоту все-таки надо на языке аргументов. У Минасова, который ведет свою статистику, по части аргументов порой возникают сложности.
«Широков сделал три передачи? Он сделал больше голевых передач. Просто не забили. 0+3» – это слепая статистика! И Роман с этой статистикой лучший ассистент «Спартака»! Но нет результата», – из эфира «Ловчев Онлайн».
Эта заметка не о том, как я оказался прав. Любой здравомыслящий человек еще зимой понимал: закончился Широков. Хотя тогда у него была правдоподобная легенда – во всем виноват унылый, бесхребетный «Спартак», где игра организована через одно место. Легенда эта, впрочем, рассыпалась уже к концу марта – после одного сильного матча за Кубок последовала череда неудач. И даже Слуцкий, попавший в неловкую ситуацию – раз взял игрока, то ставь в состав – поменял схему, вернув в центр Еременко.
Эта заметка о том, что время, черт возьми – лучший судья всем нам. Подождали – разобрались. Претензии к Широкову были обоснованы. Прогноз его будущего оказался верен. Конечно, вряд ли Минасов меня разбанит – я останусь для него «сказочником». Но внутреннее понимание своей неправоты у него наверняка есть. И было раньше. Решил сыграть в публичного адвоката, бывает. И это даже здорово, что футбольные люди не отмалчиваются. Пусть даже так, в таком ключе – уже хорошо. Лучше протокольного «без комментариев»…
* * *
Но мы отвлеклись. Дальше-то что? В ЦСКА Широков вряд ли останется. У него было несколько месяцев, чтобы доказать свою состоятельность. Слуцкий поверил, шансы давал. Но чем ближе была концовка сезона, тем меньше мы видели Романа на поле.
В современном футболе держать такого игрока в составе – слишком большая роскошь. И слишком большой риск. На него можно пойти, но при условии, что футболист свои козыри будет демонстрировать на регулярной основе. Как в случае с Думбия. Он, человек неопределенного возраста, вечно травмированный, мог прыгать на одной ноге 85 минут. А на 86-й решал исход матча.
С Широковым все иначе. Регулярно демонстрировать свой козырь – это несколько чаще, чем отдавать один острый (обостряющий) пас за матч. Мобильность в центре поля, сбалансированная игра, объем черновой работы и прочее куда важнее ваших острых передач. А если еще этот футболист может играть только на чистых мячах и растворяется в условиях плотной опеки, то это уже совсем беда.
Есть мнение, что на Евро Слуцкий окончательно разочаровался в Широкове. Он бросил его в бой в самый ответственный момент – и Роман, получив мяч всего 19 раз, не был ни лидером, ни вдохновителем атак, ни просто бойцом. Да еще и «привез». К тому же при участии Широкова произошел другой инцидент. Поговаривают, что Мамаев получил рассечение брови в результате того, что принялся разнимать Романа с Глушаковым. Якобы Денис стал предъявлять Широкову, что от того пользы чуть, ну и, как это бывает, слово за слово – в общем, сцепились.
Когда нечего сказать об игроке, обычно говорят о микроклимате. Мало кто знает, что это такое, но все послушно кивают, принимая сказанное за веский аргумент. Сейчас и это не прокатит. ЦСКА – конечно, не сборная. Но Слуцкий все видит, понимает, чувствует.
* * *
Сейчас перед Слуцким стоит важная задача. Даже две.
Первая – как-то реабилитироваться в глазах общественности. Если матчи его ЦСКА смотрят условные пять человек, то матчи сборной на Евро – все пятьдесят. 45 из этих 50 до фонаря, что Слуцкий регулярно выигрывает чемпионат России и вообще заслуженный тренер, о котором пишут книги. Расположение домохозяек вернуть непросто – придется конкурировать с Малаховым и другими занятными персонажами нашего безумного мира – так, чтобы гимн Лиги чемпионов заглушал заставку самой модной передачи на «Первом канале».
Вторая – подготовить команду к осени и избавиться, наконец, от комплекса больших турниров. Очередное фиаско в групповом раунде Лиги чемпионов не простит, пожалуй, даже Евгений Гинер. Деньги деньгами – а они даже за шесть поражений в группе такие, что все наши, кроме «Зенита», обзавидуются, – но есть еще спортивная составляющая, репутация, амбиции.
Широков для решения этих задача не слишком подходит. Конечно, можно оставить его в роли, придуманной Слуцким, – джокера. Но так ли хорош Роман в этой роли? Да, он может выходить на заключительные полчаса и преображать атакующую игру. Но только при одном условии: если ЦСКА будет вести в счете, а значит, соперник будет вынужден раскрываться. При других сценариях пользы от нынешнего Широкова ждать не приходится.
Как-то многовато условий, при которых футболист, который не Месси и даже не Агуэро, может быть полезен. Стоит ли игра свеч – большой вопрос.
Остается два варианта. Или Широков находит себе клуб калибра «Рубина». Или, если ничего не находит до закрытия трансферного окна, вешает бутсы на гвоздь. Может быть, не сразу. Можно и в Дедовск заехать, и в Истру – вспомнить, так сказать, молодость. Но это лишь отсрочит неминуемый закат.
И это, вы знаете, печально. Можно сколько угодно критиковать Широкова – а мы потому его и критикуем, что не бездарность и может горы сворачивать, но лучше игрока этого амплуа наш футбол пока не произвел. И вряд ли произведет в ближайшие годы.