3 мин.

В замкнутом круге

Все больше в среде болельщиков людей, никогда не видевших вживую главного противостояния советских времен: «Динамо» Киев - «Спартак». Все меньше - видевших. Редкие архивные нарезки и отдельные матчи – даже не суррогат, иллюзия. Смотреть это - все равно, что пытаться составить представление о настоящем коньяке с помощью бренди, купленного в рыночной палатке. Давно собираюсь описать противостояние команд Бескова и Лобановского таким, каким оно видится мне. Глазами болельщика одной из команд в те времена. И все откладываю – уж очень скандальная публикация получится. Но когда-нибудь напишу обязательно.

А потом противостояние закончилось, вместе с империей; наступили мутные девяностые. Ушел Бесков, уехал Лобановский. Пришли другие люди. Но и «Спартак», и «Динамо» Киев продолжали выигрывать все в своих странах, уже не пересекаясь. В «Спартаке» появился не самый любимый Бесковым Романцев. Поездив по нефтяному Востоку, в Киев вернулся Лобановский. И оба преуспели, к вящей славе своих клубов. В меру своих возможностей и обстоятельств. Но и это время прошло, Лобановский умер, Романцев отправился зализывать японские раны на лоно природы.

И снова команды пошли параллельными курсами. Чехарда тренеров, заменяемых после первого же провала. В Киеве тренировать «Динамо» приглашались те и только те, кто с Лобановским работал или играл у него. «Ученики». Второго Лобановского среди них не оказалось. Приглашение Юрия Семина в «Динамо» ознаменовало завершение эпохи безнадежных и бессмысленных поисков.

В «Спартаке» быть учеником Бескова в обязательную программу кандидата не входило. Новое руководство «Спартака» пыталось приглашать людей, к прежнему «Спартаку» отношения не имеющих. Старков, Федотов, Лаудруп… Но на втором плане всегда присутствовал «носитель спартаковского духа» – политрук. И стоило тренеру из пришлых затормозить, оступиться, как начинали раздаваться громогласные стоны и причитания более или менее заплесневевших от невостребованности «бывших». Им моментально начинал вторить хор «преданных болельщиков» – и все, дело сделано. На смену оступившемуся, как черт из табакерки, выскакивал какой-нибудь очередной жрец и хранитель бесполезных мифов и традиций.

И поначалу, после такой рокировки, дела начинали, как правило, идти лучше. Из фильмов о войне мы знаем, что политрук, заменив командира, может повести за собой и победить в конкретном бою. И даже в нескольких боях. Но чтоб победить в военной кампании, каковой является полный сезон с этапами подготовки, играми чемпионата, еврокубками, трансферами, наигрыванием новых игроков в состав и прочими многочисленными тренерскими обязанностями, требуется другие достоинства, помимо способности мотивировать. Политрук тут, как правило, не справляется. И узнает о том, что не справился, позже всех – так уж устроена человеческая психика.

Карпин сегодня – это политрук. Если дать ему еще год-два, он, возможно, превратится в тренера. А может, и не превратится – сегодня это сказать сложно. Карпин сам загнал себя в угол – всеми своими выступлениями о «Великом Спартаке», о единственном месте, которого этот «Спартак» достоин, об игроках, пропитанных, извините, спартаковским духом – идеологической риторикой политрука. Поэтому Карпину лучше уйти. Самому. Не обязательно немедленно. Лучше – в плановом порядке, тщательно взвесив и подобрав кандидатуру нового тренера. И дать этому новому год или два спокойно работать. Строить новую команду постепенно, ставить игру, заменять одних игроков другими неспешно и продуманно. Без лозунгов о немедленных успехах и рассказов о «Барселоне», которая играет в спартаковский футбол. Потому что сегодня «Спартак» – обычная команда. Давно пора это осознать и примириться с этим. И чем скорее, тем лучше. Да, есть прошлое – история, статистика, достижения и провалы. Но место этому прошлому в музее, а не в раздевалке команды и не на страницах сегодняшних новостей.

Я намеренно не упоминаю в этих заметках о сегодняшнем руководстве «Спартака». Федун – это внутреннее спартаковское дело. Не мне о нем судить. Хочу только сказать, что под таким давлением извне не работает ни один руководитель клуба в России. И все его шараханья из стороны в сторону, тренерские перестановки – не от этого ли давления происходят? Как и новому тренеру, руководителю требуется время для оптимального подбора подчиненных. Не по принципу принадлежности к прежнему «Спартаку», а по деловым и человеческим качествам. Как это сделали в свое время братья Старостины, пригласившие в «Спартак» исконного динамовца – Константина Бескова, и не мешавшие ему в его работе.

В Киеве свои ошибки уже поняли. И начали исправлять. Может, и в «Спартаке» пора?

Следить за обновлениями