15 мин.

Как британские летчики воевали на советском Севере

alt

Когда говорят о летчиках союзных государств в годы Второй мировой войны, вспоминают, как правило, только о французском истребительном авиационном полке "Нормандия-Неман". Вместе с тем заслуживают внимания также действия британских летчиков.

Первая операция Королевских ВВС (Royal Air Force, RAF) в СССР под названием "Форс Бенедикт" ("Force Benedict") длилась всего шесть недель, но по ее итогам четверо пилотов получили одну из высших советских наград - орден Ленина.

Это единственные британцы, награжденные такими орденами. Операция положила начало сотрудничеству летчиков RAF и ВВС СССР.

История о британских летчиках в России мало известна. В Британии в какой-то момент о них вообще забыли, писал коммодор авиации и бывший атташе по безопасности и авиации в посольстве Британии в Москве Фил Уилкинсон.

Несколько участников миссии в Мурманске опубликовали свои воспоминания.

Адъютант командира крыла Хьюберт Гриффит в 1942 году написал книгу "RAF in Russia", летчик Эрик Картер вместе с журналистом Энтони Лавлесом в 2014 году написал книгу ""Форс Бенедикт"", летчик RAF Джон Голли пишет о "Форс Бенедикт" в книге Hurricanes over Murmansk (сам он в операции не участвовал).

Детали миссии также описываются в автобиографиях летчиков - лорда Нила Кэмерона, Рэя Холмса, Фредди Крю.

alt

Участник операции "Форс Бенедикт" Нил Кэмерон впоследствии занимал должности начальника Штаба обороны и начальника Штаба Королевских ВВС

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Русской службе Би-би-си удалось дозвониться до Эрика Картера. Вот как он описывает операцию "Форс Бенедикт":

"Я думаю, эта миссия была на самом деле очень важной в то время. В 1941 году немецкие войска довольно далеко продвинулись в Россию, они были у самой Москвы. У Сталина не было другого выбора, как попросить Черчилля о помощи.

Ваша страна думала, что немцы были друзьями, пока они не добрались до ваших границ. СССР был в довольно плохом положении. Мы [Британия] отправили вам корабли с товарами и самолетами, тоннами боеприпасов, оружием и танками, и это помогло. Думаю, вы согласитесь, что это сильно помогло.

Если бы мы ничего этого не прислали, - ситуация была очень рискованная - Германия могла бы выиграть. Если бы Германия выиграла, я думаю, она обратила бы внимание на Англию, и мы бы долго не продержались против всей немецкой армии.

Кто знает, что случилось бы потом. Было очень важно, что мы держали порт Мурманск открытым [для поставок].

Мы летали с российской эскадрильей, я летал много раз с вашим летчиком-асом. Им нравились истребители Hurricane. Мы, конечно, общались, но у нас не было на это много времени, потому что мы были очень заняты. Мы всегда очень хорошо ладили.

У нас за лагерем была баня, в которую мы время от времени ходили. Они [советские военные] приводили женщин с длинными березовыми вениками, которыми те хлестали нас по задницам.

Я много раз потом был в России. Меня всегда очень хорошо встречали. Кажется, мы им нравились, они всегда были к нам очень добры.

Я был там четыре года назад с моим сыном. Я думаю, вы помните вашего известного летчика, он погиб вскоре после того, как мы вернулись в Англию [Картер имеет в виду Бориса Сафонова - ред.].

alt

Советский ас Борис Сафонов погиб в бою 30 мая 1942 года

Они [организаторы визита] не поленились и нашли его сына. Его сыну было всего 3-4 года, когда его отца убили. Они нашли сына и привели на ужин к нам. Это была очень эмоциональная встреча для всех присутствующих. Его сын расспрашивал меня об отце.

Я не думаю, что [мы] признаем ваши заслуги в полной мере. В конце концов, ваши жертвы среди мирного населения и военных были огромными. Я думаю, что мы должны быть более признательны за ваше участие в войне".

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Судя по воспоминаниям летчиков, советские военные оказались очень дружелюбными, даже командование охотно шло на контакт (затем, правда, все изменилось).

В своих книгах и статьях пилоты RAF приводят много деталей, свидетельствующих, как различались военные двух стран и сами страны.

Первая советско-британская операция во Второй мировой войне организовывалась наспех. Отношения между государствами были едва подходящими для такого сотрудничества.

В день нападения Германии на СССР премьер-министр Британии Уинстон Черчилль выступил с речью по радио.

Глава кабинета министров напомнил, что считает черты нацистского режима неотличимыми "от худших черт коммунизма" и что в последние 25 лет не было в мире более стойкого противника коммунизма, чем он сам.

"Но всё это бледнеет перед зрелищем, разворачивающимся сейчас", - сказал премьер-министр.

Черчилль объявил, что британское правительство решило оказать Советскому Союзу любую техническую и экономическую поддержку, которую может себе позволить Лондон.

Если СССР потерпит поражение, Гитлер нападет на Британию, заверил премьер.

"Поэтому опасность, грозящая России - это угроза нам и угроза Соединённым Штатам", - сказал он в конце своей речи.

Поскольку ответа высшего руководства СССР на обращение Черчилля не последовало, 7 июля Форин-офис отправил МИДу Советского Союза официальное сообщение с предложением помощи.

Сталин ответил только 18 июля, предложив Британии открыть второй фронт на севере Франции и в Арктике.

В качестве помощи Черчилль предложил разместить в Мурманске несколько эскадрилий RAF.

Истребители пришлись как нельзя кстати: значительная часть советской авиации была разгромлена в первые дни войны, несколько сотен самолетов были сожжены на земле.

Затем состоялись короткие переговоры, по итогам которых Черчилль поручил сформировать 151 крыло RAF для отправки в Мурманск.

Единственный незамерзающий порт в СССР был стратегические значимым городом, так как позволял Советскому Союзу получать товары и технику от западных стран в любое время года. Чтобы заблокировать этот канал, Гитлер разработал операцию захвата Мурманска, которую назвали "Зильберфукс" (Серебряная лисица).

Операцию "Форс Бенедикт" организовывали в строжайшей секретности. 151 крыло сформировали из двух эксадрилий - 81-й и 134-й.

В конце июля 38 пилотов и более 500 человек техперсонала собрали на военном аэродроме.

Им сделали большое количество прививок, выдали противомоскитные сетки и экипировку для Ближнего Востока. Все говорило о том, что крыло летит на юг.

alt

Hawker Hurricane был одним из британских истребителей, запущенных в массовое производство во время Второй мировой войны

12 августа военных посадили на поезд, который доставил их в Ливерпуль. Там летчиков и сопровождающий персонал погрузили на бывший круизный лайнер "Лланстефан Касл" (SS Llanstephan Castle), использовавшийся для перевозки личного состава, и судно отчалило.

На его борту также были 24 гражданских пассажира: журналисты, политики, дипломаты и польский художник Феликс Топольский. Изначально лайнер в пути сопровождали два крейсера, два корвета и четыре эсминца.

Уже на борту командир 151-го крыла, новозеландец Невилл Рэмсботтом-Ишервуд объяснил, куда везут летчиков - на российский крайний север, в Мурманск.

Задачей 151-го крыла было передать первые истребители "Харрикейн" (Hurricane Mk IIB) и обучить советских военных с ними обращаться (в итоге в СССР было поставлено около 3000 таких самолетов).

Часть первой партии истребителей - 24 машины - перевозили на авианосце "Аргус" (HMS Argus); на нем же находилась часть пилотов и сопровождающей команды. Еще 15 самолетов в разобранном виде перевозилось на "Лланстефан Касл".

Впоследствии по мере продвижения к конвою присоединялись другие корабли. Сами того не зная, британские пилоты стали частью первого (операция "Дервиш") из 78 арктических конвоев, которые доставляли в Архангельск и Мурманск технику и товары. "Худшее путешествие в мире", - так позже описывал плавание на север СССР Уинстон Черчилль.

Также летчики узнали, что в задачи 151 крыла входит защита аэродрома базирования рядом с Мурманском и сопровождение российских бомбардировщиков. Отношение британцев к коммунистическому Советскому Союзу было непростое, пакт Молотова-Риббентропа еще больше усугубил ситуацию. Летчики RAF в то время еще не воспринимали СССР как союзника, несмотря на все усилия Черчилля.

Усложняло ситуацию еще и то, что командир крыла Ишервуд по дипломатичному решению Черчилля переходил в подчинение к командующему советской авиацией на Северном флоте - генералу Александру Кузнецову.

Солдат баловали перед отправкой на российский север: чай в каюты приносили стюарды, на завтрак был выбор из полдюжины блюд, на кухне водились фрукты, джем, масло, мясо, рыба.

Такой роскоши некоторые и в мирное время не видели. Солдаты не могли поверить, что их везут на войну.

Беззаботное пребывание на круизном лайнере закончилось на подходе к Архангельску. Их не ждали - как только суда приблизились на расстояние выстрела, по военным открыли огонь с берега, ранив одного из членов команды в руку. Советские солдаты приняли британцев за немцев, так как их формы были очень похожи.

"Аргус" сразу отправился к конечной точке назначения и добрался до мурманского побережья 6 сентября. Часть летчиков и персонала остались в Архангельске собирать 15 истребителей, которые были доставлены в разобранном виде.

После выгрузки ящиков выяснилось, что не хватает некоторых инструментов, критически необходимых для сбора самолетов. Выход из положения нашли советские инженеры - они просто смастерили инструменты по эскизам, предоставленным британцами.

Первую ночь оставшиеся в Архангельске летчики провели на барже, где их покусали клопы - пришлось спать со светом, чтобы отпугнуть насекомых. Затем им предоставили дом.

К этому моменту, пожалуй, единственной радостью в СССР для летчиков была еда: кормили хорошо и много - даже по сравнению с Британией, пишет Картер.

alt

Летчик Чарльтон Хоу за время операции "Форс Бенедикт" сбил три немецких истребителя

Советские военные внимательно наблюдали за тем, как собирали истребители. Присутствовал в том числе высший командный состав авиации - полковники и генералы.

Испытательные полеты сопровождались застольями - русские требовали пить до дна, англичане к ночи сползали под столы.

При этом пилотам удалось впечатлить окружающих своим летным мастерством. По рассказам британцев, местные жители думали, что они пьяные, под наркотиками или сумасшедшие.

15 истребителей собрали и протестировали за девять дней. На прощальной вечеринке британцы ели икру ложками из банок и выпили по стакану водки.

Тем временем вторая группа пилотов осматривала место, где им предстояло провести некоторое время.

Аэродром Ваенга под Мурманском представлял собой большую песчаную полосу. Казарму для летчиков устроили в здании из кирпича, из мебели были только кровати, в каждой комнате в стене зияла небольшая дыра для разведения огня, которая закрывалась куском жестянки.

Роль туалета выполняла дыра в полу, водопровод отсутствовал. Условия более чем спартанские. Временное жилище тут же прозвали Кремлем. Офицеров поселили в отдельном здании, которое больше походило на загородный дом.

Для самолетов тоже требовалось какое-то укрытие. И снова русские поразили британцев. Импровизированные ангары для 39 истребителей, которые представляли собой небольшое углубление в земле и крышу из березовых стволов и дерна, были готовы через день.

Ангары "строили" около 1000 человек, которые... появились из леса. Они работали весь день, без перерыва на обед и отдых – в Британии на такую работу ушли бы недели, удивлялись гости. Когда ангары были готовы, строители также безмолвно исчезли в лесу.

Впоследствии один из летчиков обнаружил место, где располагались чрезвычайно эффективные строители – это было большое здание вроде сарая с большим количеством кроватей в несколько ярусов. Британцы решили, что ангары для их истребителей строили заключенные ГУЛАГа.

Во второй день полетов - 12 сентября - британские пилоты сбили два "Мессершмитта" (Messerschmitt Bf 109) и немецкий самолет-разведчик "Хеншель" (Henschel Hs 126).

В этот же день погиб 19-летний летчик RAF - Норман Смит. Его подбили; в результате взрыва боекомплекта пилот не смог открыть кабину и выпрыгнуть с парашютом.

alt

Советский ас Борис Сафонов (слева) с британскими летчиками Кеннетом "Ибби" Уодом (посередине) и Чарльтоном "Вэгом" Хоу (справа)

13 сентября на аэродром прибыли другие летчики, которые собирали истребители в Архангельске. В этот же день похоронили Смита.

Его гроб накрыли британским флагом, который советские военные сделали по собственной инициативе. На церемонии прощания присутствовали местные жители, которые также склонили головы в память о погибшем британском летчике.

Кроме летчика Смита, британцы потеряли еще двух человек - рядовых из наземного персонала Джона Ридли и Глэнвила Томаса.

Из-за неровностей аэродрома истребители при взлете часто "клевали" носом, ломая пропеллеры, и рядовым приходилось висеть на хвостовой части, чтобы самолет нормально взлетел.

Однажды двое британских военных не успели соскочить с хвоста, потому что в результате быстрого разгона их прижало потоком воздуха. Летчик Вик Берг не заметил этого и взлетел.

Когда он оторвался от земли, хвост начал перевешивать и истребитель рухнул на землю. Вик Берг был серьезно ранен и отправлен морем в Британию.

Висевшие на хвосте Ридли и Томас погибли в момент падения, их похоронили рядом со Смитом. Могилы британцев располагаются на территории мемориального кладбища Северного флота в Североморске.

После первых успешных боев в воздухе на аэродром Ваенга приехали советские журналисты, которые снимали летчиков и их истребители в самых разнообразных ракурсах.

Там побывал в том числе корреспондент газеты "Красная Звезда" Константин Симонов и корреспондент "Известий" Александр Склезнев.

По итогам своей поездки журналисты написали по очерку. Симонов также приводит довольно подробные воспоминания о своей поездке к британцам в первом томе книги "Разные дни войны".

На второй неделе полетов погода испортилась, и британцы начали учить советских летчиков обращаться со своими истребителями.

"Они все были очень опытными пилотами и быстро научились летать на "Харрикейнах", первоклассные ребята", - вспоминает участник миссии Питер Нэптон в фильме "Hurricanes to Murmansk".

Одним из первых советских пилотов, которых учили летать на "Харрикейнах", был ас Борис Сафонов. Летчики считали, что справятся с иностранной техникой без труда, но даже Сафонов во время одной из посадок помял закрылки.

После этого советские пилоты начали больше прислушиваться к советам гостей. Британский истребитель достался в том числе генералу Кузнецову - командующему авиацией Северного флота.

Британские летчики поражались храбрости советских пилотов. Один из них взлетел во время сильного снежного бурана. Ни один из британцев не стал был взлетать в такую погоду.

Тем не менее советский пилот сел - после трех попыток, когда все с ним уже мысленно попрощались.

"Сафонов был такой же - у него, казалось, совсем не было страха. Он был либо очень-очень хорош, либо он был сумасшедшим. Я до сих пор не уверен, что из двух", - описывает Картер советского аса.

Советское командование, в свою очередь, отмечало храбрость гостей. "Они приехали сюда драться и дерутся, как настоящие солдаты, самоотверженные и дисциплинированные. (...) Дорвавшись до боя, англичане дерутся наравне с моими орлами. Может быть, кто-нибудь другой, а я не могу сказать лучшей похвалы, чем эта", - рассказывал Симонову советский командир.

За время обучения советских летчиков британцы познакомились с ними поближе и начали устраивать совместные вечеринки.

Пилот Рэй Холмс описывает одну из этих вечеринок так: "Русские выпивают по-своему. Они наливают дюйм чистой водки в стакан, щелкают каблуками, поднимают стакан к тебе с приветствием "Za zda-ro-vye", опустошают его и наполняют снова. Если ты слегка пригубил или выпил половину, ты слабак. Это их оскорбляет и они уходят".

Последствия вечеринки, которую описывал Холмс, были серьезными. Те из британцев, кому удалось вырваться пораньше, уползли в расположение сами.

Остальных отнесли советские военные. Один из офицеров в беспамятстве чуть не проглотил язык - на помощь вовремя подоспел товарищ, который вытащил язык пинцетом.

Погода не улучшалась, и британцы решили устроить ответную вечеринку. Советские военные прибыли на автобусе. Пили скотч, разбавляя его водой.

Вечер был скучным, пока один из британцев не решил пошутить - все банки с водой, которыми пользовались русские, наполнили джином.

alt

Советские летчики быстро освоили британский истребитель

В итоге гостей удалось напоить. В конце вечера британцы заталкивали советских военных в одну дверь автобуса и ловили из другой. Процессом, кажется, наслаждались обе стороны, писал Холмс.

Британские летчики оставили много любопытных деталей о безбашенных "русских". Например, советские военные заинтересовались дартсом, которого они раньше не видели, и решили, что англичане таким образом тренируют меткость, необходимую для воздушного боя.

Хозяева попробовали играть сами. Они метали дротики так сильно, что из доски их пришлось доставать пассатижами.

Однажды в сильный мороз в командный пункт зашел советский военный и поставил на печку ведро с топливом, чтобы "подогреть его для заправки машин". "Вы никогда в своей жизни не видели группу людей, который так быстро бежали", - рассказывает Картер.

Советские военные учились очень быстро. Экзамен механикам устраивал очень строгий британец. Технические специалисты изучали "Харрикейны" всего несколько недель и делали это через переводчика.

Тем не менее они сдали экзамен со средним результатом в 80% - экзаменатор никогда не видел таких результатов за такой короткий срок обучения в Британии.

За свою короткую миссию пилоты сбили 16 немецких самолетов, еще больше немецких машин было повреждено или предположительно сбито. При этом боевые потери с британской стороны составили лишь один "Харрикейн".

Все бомбардировщики, которые сопровождались британцами, вернулись на базу целыми и невредимыми. Советские пилоты бомбардировщиков говорили, что во время сопровождения они чувствовали себя в полной безопасности и даже не смотрели по сторонам.

Советские командование не доверяло британцам и хотело ограничить их пребывание в СССР настолько, насколько это возможно.

К середине октября британцы завершили передачу истребителей советским летчикам. Иностранцам сообщили, что в конце месяца они уезжают домой - на разных кораблях, из разных мест, в разное время.

Летчиков это не огорчало, они были рады концу своей миссии, которая оказалась для них весьма трудной. Британцы еще не уехали, а советские пилоты уже начали сбивать немецкие истребители на английских машинах.

Один из британских кораблей провожала эскадрилья из 12 "Харрикейнов", которые приветственно покачали крыльями, когда приблизились к кораблю.

В марте 1942 года четверых летчиков из 151 крыла наградили орденами Ленина - Ишервуда, командиров эскадрилий Тони Рука и Тони Миллера, а также летчика с самым большим количеством сбитых самолетов - Чарльтона Хоу.

Миссия летчиков 151 крыла широко освещалась в прессе. На эмблему 81 эскадрильи поместили красную звезду, а на эмблему 134-й - красную железную перчатку.

Операция "Форс Бенедикт" была, как может показаться на первый взгляд, малозначительной. Однако именно с этой миссии началось сотрудничество советских ВВС и RAF.

При этом нельзя сказать, что союзнические операции после этого проходили так же гладко, как "Форс Бенедикт".

alt

Летчик 151 крыла Кеннет "Ибби" Уод

После войны многие британские летчики, участвовавшие в операции "Форс Бенедикт", побывали в России.

Правительство России на 40-ю, 50-ю и 60-ю годовщины победы в Великой Отечественной войне вручало медали ветеранам, отдельно отмечая их службу в суровых условиях Заполярья.

Источник : http://www.bbc.com/russian/uk/2016/05/160509_britain_murmansk_force_benedict