7 мин.

Красно-желтые истории

За историей большого триумфа, крупного командного успеха всегда лежит несколько историй поменьше. Это истории тех, кто был частью команды, кто на протяжении месяца, года, десятилетия выплетал величайшее чемпионское полотно в истории футбольной Испании. Когда каждый представитель красной фурии проходил мимо заветного кубка чемпионов, у кого-то из них проносилась перед глазами вся их карьера. И если знаешь, кому и через что пришлось пройти, чтобы сделать безумно счастливой целую нацию, вот тогда даже от победы чужой сборной можно получить самое настоящее моральное удовлетворение.

История первого триумфа закончилась задолго до финала чемпионата мира. Для Виктора Вальдеса признанием его вратарского мастерства стал вызов в национальную сборную, первый в карьере. В мае мы с Женей Шуваевым на слете барсаманов сразили присутствующих эмоциональным спором о том, должен или не должен Вальдес получить приглашение в фурию. Ситуацию рассудил Висенте Дель Боске, и Виктор потеснил Де Хеа и Диего Лопеса. И пусть третий вратарь едет на мундиаль туристом, но в минувшем сезоне голкипер «Барселоны» провел лучший сезон, и фраза о том, что «Витек Балбес» (как его любят снисходительно называть недоброжелатели) стал лучшим воротчиком примеры в сезоне 2009/10, уже не должна вызывать насмешек или сомнений.

Огромный сине-гранатовый легион в испанской армии со времен чемпионата Европы получил пополнение в лице Жерара Пике, Сержио Бускетса и Педро. Сейчас кажется несколько диким, но еще два года назад Пике не был одним из лучших центральных защитников Европы, его не называли «Пикенбауэром», он перешел в «Барселону» за 5 млн. евро и рассматривался в качестве запасного. Сейчас без его умения начать атаку из глубины, игры на втором этаже и боевого задора трудно себе представить и клуб и сборную. Канарцу Педро не удалось в ЮАР проявить себя с лучшей стороны. Он и сам это понимает – после полуфинала вингер так корил себя за упущенный момент при выходе два в одного, что даже журналисты, подошедшие за экспресс-интервью к Дель Боске, попросили его поговорить с футболистом, чтобы тот не сильно терзался. И после финала Педро критично оценил собственный перфоманс. Тем не менее, его умение быть активнее нынешнего Давида Сильвы и быть разнообразней Хесуса Наваса помогло ему стать неотъемлемым игроком ла рохи в плэйофф. Два года назад за успехом сборной на Евро он смотрел по телевизору. Его успехом на тот момент было повышение в классе «Барсы Атлетик» – из четвертого дивизиона в третий.

Ни один другой футболист не вынудил меня вступить в такое количество дискуссий, как Сержио Бускетс. Отсутствие харизмы, имени, запредельного уровня техники, которым обладают его партнеры, настроило внушительную часть общественности против Бускетса. Временами это напоминало шизофрению – из десяти семь обвиняют опорника во всех смертных грехах, а трое хвалят за отличную игру. Благо, Гвардиола и Дель Боске оказались на той стороне шизофреников, что положительно оценивали талант Бускетса. Никакой «ахиллесовой пятой» сборной Испании он не стал. Более того, в половине из проведенных фурией на мундиале матчей «Марка» признавала Сержио Бускетса лучшим игроком в команде (или разделившим эти лавры с еще одним-двумя партнерами). Его работа не бросается в глаза, если не следить за действиями 16-го номера намеренно. Великолепная мобильность, неплохой отбор и игра на втором этаже, уникальное умение укрыть мяч в самый нужный момент и способность собирать тонну желтых карточек для соперника – за это вчерашний дублер «Барсы» стал чемпионом мира. И, кстати, миф о любви Буси к симуляциям слишком раздут – к неприглядной стороне футбола он прибегает не чаще других одноклубников и уж точно не является в этом отношении злостным рецидивистом.

Карлос Марчена для тренера сборной чемпионов мира стал не то талисманом, не то мемом, такой изощренной внутренней шуточкой. По статистике, если Марчена на поле, то фурия не проигрывает. И Дон Висенте с болезненной настойчивостью стал выпускать защитника «Валенсии» на замену в конце тяжело складывавшихся игр, чтобы перестраховаться перед судьбой – все уже, извините, не можем проиграть, Марчена на поле. Карлос появился во всех играх плэйофф, кроме финала.

История Сеска Фабрегаса – драма со счастливым концом. Он ведь как Лэмпард с Джерраром в сборной Англии – вроде бы и источник неиссякаемых возможностей, и в то же время проблема. Не вписывался в стройный рисунок игры, не находил себе места. На ЧМ главный тренер нашел ему одно идеально подходящее место – скамейку запасных, где Фабрегас и осел для того, чтобы блеснуть в финале. Расшевелить подзастоявшуюся полузащиту Испании и выдать голевую передачу на Иньесту.

А как же обойтись без басков? Немногочисленные успехи пиренейской державы в прошлом всегда имели под собой баскскую основу. Тогда деньги не играли такой важной роли в футболе, и манера «Атлетика» основываться только на «своих» позволяла им держаться в упряжке лидеров футбола в стране и регулярно поставлять высококлассные кадры в национальную команду. Несколько лет назад баски стали для фурии сказкой из прошлого, а теперь вновь воплотились в реальность в лице молодых Льоренте и Хави Мартинеса. Пусть появления обоих получились эпизодическими, но за свое камео таран из Бильбао собрал в свой адрес немало комплиментов.

Не обошлось и без грустной истории. Не бывает так, чтобы у всех все было хорошо. Фернандо Торрес, возвращения которого в строй ждали перед чемпионатом, который до сих пор считается одной из главных звезд фурии, так и не сумел продемонстрировать вменяемой игры. «Освободил пространство для Вильи», вот и весь список его благодетелей на турнире. На Евро он сумел забить в финале решающий мяч, здесь же появился затем, чтобы получить травму. И резким контрастом – выступление Давида Вильи. В статье двухлетней давности я уже отмечал, что прошло то время, когда Вилья считался «оруженосцем» Торреса, уже тогда Давид обошел более именитого коллегу по уровню демонстрируемой игры, а сейчас этот отрыв увеличился на неприличное расстояние. Несколько сборных, в числе которых Италия и Нидерланды, приехали на международный турнир без нападающих. И не будь в составе фурии Давида Вильи, к таковым можно было бы причислить и Испанию. Простой паренек из Астурии обошел мадридского принца.

Ветераны и динозавры – Карлес Пуйоль, Жоан Капдевила, Хави. Как же не хотелось, чтобы игроки такого полета уходили в историю без кубка чемпионов. Переживший вторую молодость капитан «Барселоны» выдержал конкуренцию в клубе и в сборной, не доверил никому страховать голкипера, и пусть отчетливо проигрывал дуэль быстроногому Роббену, но зато сумел забить победный мяч в полуфинале. Смешно вспоминать, но еще три года назад Хави болельщики сборной критиковали за то, что он подворачивает гетры с изображением испанского флага внутрь, что якобы свидетельствует о его отношении к стране. Когда Хави говорил «виска Эспанья» на праздновании европейского чемпионства, простили. После вчерашнего стоило бы и прощения попросить.

К сказанному неделю назад в статье про Андреса Иньесту можно добавить только одно – «все получилось». Именно тихоня Андрес стал героем национального масштаба, вышедшим из бледной тени. Словно бы повторив гол на «Стэмфорд Бридж» (не по исполнению, но по важности и накалу), он остался верен себе. Не стал танцевать у углового флажка или красоваться перед камерами, а сорвал с себя футболку, чтобы в самый счастливый для Испании момент люди вспомнили о Даниэле Харке.

И, конечно, историю индивидуальных триумфов сборной Испании можно завершить историей о ее капитане. Икер Касильяс пережил не лучший клубный сезон, его нещадно критиковали перед чемпионатом мира за неуверенную игру. Его подруга, работающая журналистской на испанском телевидении, прилетела в ЮАР, и общественность хмурила брови – наш капитан отвлекается на женщину! Начались матчи группового этапа, и неуверенность не исчезла, ляпы и ошибки следовали одни за другими. Но в финале он ошибок не совершил, он несколько раз спас команду от неминуемого гола. После гола Иньесты операторы выхватили лицо капитана сборной Испании, он не сдерживал слез ни во время, ни после матча. Он преодолел неудачи и вышел победителем, сумев сделать то, что не удалось многим его предшественникам. И да простят меня поклонники Рауля, но тем Касильяс и отличается от предыдущего капитана, что Рауль в решающий момент свою сборную хоронил, а Икер ее выручал. Кубок был поднят в воздух руками потрясающего вратаря. Но последним штришком перед тем, как этот оскароносный фильм должен был завершиться титрами, стало послематчевое интервью Касильяса, где вопросы ему задавала журналистка, и по совместительству его девушка. К черту прямой эфир и правила приличия, Икер поцеловал ее перед камерой. Идеальный последний кадр для истории любви.

Истории любви Испании к футболу. Которая наконец-то оказалась взаимной.