16 мин.

Зато Гильерме наш! Почему натурализация убьет сборную России по футболу

Блог «Крылатые выражения» объясняет, почему натурализация легионеров убьет сборную России по футболу

alt

Фашизм, расизм, ксенофобия. Друзья, давайте договоримся загодя и исключим эти ругательства из нашего лексикона! Слава Богу, мы не на ток-шоу Владимира Соловьева, чтобы заниматься дешевой политической демагогией и софистикой. Здесь и без того есть о чем поговорить, а в спорах наверняка будет жарко.

К слову, о жаре. Говорят, что пустыня Сахара расширяет свои владения на 10 километров ежегодно. Примерно с той же скоростью клубный футбол наступает на мир сборных. Руководители ведущих команд все реже и неохотнее отпускают своих звезд на турниры по эгидой ФИФА. Размеры и без того перегруженного как верблюд жадного бербера календаря все чаще не учитывают интересы сборных, а большинство футбольных экспертов, в том числе и сам Леонид Слуцкий, согласны с тем, что качество футбола в плей-офф Лиги Чемпионов выше, чем уровень игры в финалах мировых первенств. Действительно, если сейчас провести эксперимент, клонировать часть игроков и провести серию матчей с «Барселоной», «Реалом», «Баварией» против лучших национальных команд в их оптимальных составах, я не уверен, что сборные смогут победить хотя бы единожды. Потому что настоящая «командная химия» возможна лишь там, где футболисты играют круглый год, а не гостят наездами от случая к случаю. И лучшее тому доказательство - результаты последних восьми лет. На чемпионатах Европы и Мира побеждали те сборные, которые строили свою игру вокруг «базового» клуба: костяк Испании составляли игроки «Барселоны», а Германии — представители суперклуба из Мюнхена.

Похожая сегрегация происходит и среди болельщиков. Искушенные любители спорта болеют, прежде всего, за свои клубы. Накануне же мировых первенств чаще всего слышен голос тех, кто вспоминает о великой игре в «Ножной мяч» только раз в 4 года, когда «наши играют с ненашими», тех, кто не может отличить не то, что Любимова от Орлова в шлеме, но даже Дзюбу от Акинфеева, тех, кому в футболе больше всего интересны не тактика и красивые комбинации, а политические дивиденды и модные тусовки.

Хорошо иметь домик в деревне, еще лучше — виллу в Майами, но и тетушка, скажем, в Одессе — тоже неплохо, правда ведь? Ты ее любишь, но чаще — на расстоянии. Ты приезжаешь к ней регулярно, но, в лучшем случае, раз в 2 года, если будут время и деньги на поезд. А в остальное время ты пишешь, болтаешь с ней о всяческой ерунде: о том, сколько дельфинов убили жестокие фарерские китобои и кто лучше подходит в мужья для племянницы: банкир из Люксембурга или юрист с паспортом Сан-Марино. Иное дело клуб. Клубный футбол — это котел, в котором ты варишься каждый тур. В зависимости от возраста, темперамента, социального статуса эта влюбленность может принимать разные формы: отвязные выезды в другие города, чопорные походы на домашний стадион с женой и маленькими детьми, жаркие споры на клубных гостевых, в конце-концов, просмотр матчей любимой команды по телевизору каждый тур, каждую неделю. Это как прослушивания песен Мика Джагера или «Агаты Кристи» вечером пятницы с бокалом хорошего виски в руках. Это часть твоей повседневной жизни. Это ритуал. Иными словами, как бы сказал Юрий Розанов, клубный футбол — это семейная жизнь, а футбол сборных — мимолетный курортный роман, без которого, в принципе, можно и обойтись.

Серьезно, друзья! Напишите, мне интересно! Зачем миру футбола вообще нужны сборные, а лично нам — сборная России? Попробуем сформулировать.

1. Сборная как символ национального единства

alt

Скажите, ради чего весь мир каждые четыре года выбирает 23 лучших спортсмена, сливает на их подготовку громадные деньги, организует прямые и, зачастую, технически сложные трансляции, а одна из этих стран — еще и организует турнир у себя? Неужели только ради финтов и голов? Нет! Ради того, чтобы лишний раз продемонстрировать свое национальное превосходство, а еще ради того, чтобы у жителей этих стран появилась возможность почувствовать себя единым живым организмом. Конечно, государства вправе гордиться своими национальными лигами или достижениями клубов на евроарене, но только сборная теоретически может объединить вокруг себя всех. Историки говорят, что во времена Олимпийских Игр прекращались все войны. Точно также, в идеале во времена выступления сборной должны прекращаться и все дрязги внутри страны. Ну хорошо, хотя бы в спортивном мире!

По этой причине, к слову, все критиковали Слуцкого за совмещение постов. Трудно оставаться полностью беспристрастным, когда в твоей деятельности назревает очевидный конфликт интересов. По этим же соображениям я бы запретил игрокам сборной поддерживать любые политические партии. Выступаешь за сборную — учитывай интересы всех, а хочешь заняться политической деятельностью — сперва закончи с футболом и получи нормальное высшее образование.

А теперь скажите, как повлияет натурализация игроков на атмосферу вокруг команды? Уже сейчас, и это очевидно, многие болельщики, журналисты, да и сами игроки, не поддерживают эту затею. Хотите поспорить? Тем самым вы сами признаете неизбежное: натурализация уже внесла серьезный идеологический раскол, а, значит, сборная не сможет выполнить свою главную функцию — функцию объединения. Так стоит ли игра свеч?

2. Сборная как витрина национальных достижений

Футбол, как известно, зеркало жизни. Чем богаче страна, тем больше у нее возможностей для закладки дорогих искусственных полей, строительства национальных академий, возведения стадионов и, как следствие, для развития детского спорта. Конечно, есть исключения, но синхронный провал всех африканских команд на последнем ЧМ лишь утверждает правило. Чем успешнее государство, тем сильнее его сборная, удачные выступления которой — это реклама широких возможностей, развитой инфраструктуры и социального лифта. Если бы у меня был сын, имеющий неплохие задатки в футболе, я бы всерьез задумался о переезде в Бельгию или Голландию, потому что их футбольные академии — лучшие в мире.

Выдачей паспортов иностранцам Россия признала собственную беспомощность и никчемность. Мы не можем воспитать молодых игроков! Мы не способны создать качественную инфраструктуру и наладить систему подготовки! У нас нет тренерских кадров! Мы не можем ничего, кроме как раздавать заветные корочки второсортным легионерам! Молодые таланты, не губите свои карьеры, не приезжайте к нам! Беспринципные наемники средних лет, добро пожаловать! Натурализация игроков для сборной — это путь футбольных карликов и ужасная антиреклама для нашей страны. Помните Федерацию Узбекистана, яростно искавшую в начале нулевых узбекские корни у ненужных России футболистов? Теперь и мы вышли на тот же короткий, но ведущий в тупик путь.

3. Сборная как среда для «выращивания» «героев»

alt

Каждому поколению граждан нужны герои - люди, способные стать лидерами общественного мнения. Музыканты, актеры, писатели. Спортсмены? Почему бы и нет! И футбольная сборная — лучший инкубатор для их (нац. героев) появления. Должно быть, многие любящие футбол подростки хотят стать такими же ловкими и стабильными, как Акинфеев; такими же выносливыми и креативными, как Комбаров; такими же универсальными и начитанными как Юрий Жирков; такими же техничными и трудолюбивыми, как  Кокорин; такими же харизматичными и вежливыми, как Широков; такими, как Дзюба… Хотя, нет. Такими, как Дзюба, лучше не становиться. И вообще, давайте забудем этот абзац! В век компьютерных технологий измазать отнюдь не целебной грязью можно любого. Если же вам нужны успешные примеры, то и их можно найти: Яшин, Нетто, Семак, Тихонов — выбирайте по вкусу и возрасту. И необязательно, чтобы выбранный персонаж шел в политику. Достаточно, чтобы он пропагандировал здоровый образ жизни, отказ от наркотиков, бережное отношение к окружающей среде и прочие правильные аполитичные вещи. Одно это оправдает существование национальной футбольной сборной.

А что оправдает появление в ней Гильерме или Нойштедтера? Они могут показывать великолепный футбол, держать планку Година и Кейлора Наваса, вести монашеский образ жизни — все равно для большинства болельщиков сборной они останутся чужаками. Я отлично могу представить себя в роли Сергея Семака, могу даже предположить, что Андрей Тихонов — мой сосед по лестничной клетке, но мне станет смешно и неловко, если Маринато Гильерме будет давать мне ценные советы по жизни в России. Какими бы классными не были легионеры сборной, стать полноценными ориентирами для молодежи они не смогут.

4. Сборная как метод воспитания патриотизма

Каждый год наше государство тратит миллионы рублей на поддержание сомнительных молодежных движений и создание пафосных патриотических видеороликов. Эффективность таких вложений, разумеется, стремится к нулю. Зато все помнят победы над несокрушимой Францией в отборочном матче в 99-м или триумфальный поединок с Голландией в 2008-м. За громкими ностальгическими вздохами уже можно услышать ворчание, дескать, в футбол играть — не БАМ строить. Все так. За идею могут работать и врачи, и ученые, но только спортсмены могут делать это зрелищно.

Естественно, современные игроки меркантильны. Их главные цели в сборной — засветиться, поднять трансферную цену, перейти в классный клуб или выбить себе контракт пожирнее. Но мы же сейчас говорим о детях. «Посмотри, сынок, как рубится в сборной Торбинский! Как вгрызается в каждый мяч Денисов! Как ложится костьми Нойштедтер! За Россию, за триколор, за любовь к Пути Пушкину и Достоевскому!». Извините, я не готов так нагло врать не то, что собственному ребенку, но даже налоговому инспектору! Сборная России с натурализованными игроками в составе — это команда наемников, играющая за деньги и славу. Только бизнес и ничего личного. Остатки патриотизма умерли с первым врученным паспортом, и нашей стране придется это признать.

5. Сборная как площадка для рекламы собственных игроков

alt

Не так давно Юрий Дудь написал статью о том, почему одна Мария Шарапова делает для России больше, чем все пиар-службы Кремля вместе взятые, и с ним сложно не согласиться. Каждый Чемпионат Мира или Европы — это не только грандиозный спортивный турнир, но и глобальная ярмарка, на которой каждая страна через свои «клубы-комиссионки» предлагает всему миру собственные таланты. Кто-то, уехав за рубеж, быстро сдувается, но кто-то становится мировой знаменитостью, а каждый великим спортсмен — это «агент влияния» собственной страны, человек, осуществляющий культурную экспансию по всему свету.

Представим на минуту, что мы стали коллективным Сергеем Фурсенко или, если говорить прямо, сошли с ума. Помечтаем, что наша сборная выиграет этот Евро или следующий домашний ЧМ. Предположим, что Маринато Гильерме или Роман Нойштедтер получат золотой мяч по итогам сезона и улетят в европейский топ-клуб. С кем они будут ассоциироваться за рубежом? Разумеется, с Бразилией и Германией, с бразильским и немецким футболом. С кем угодно, но только не с Россией. Играя на Евро с легионерами, мы «продаем» «чужие товары», лишь наклеив на них собственную неуклюжую этикетку.

6. Сборная как стимул для молодых футболистов

Каждой футбольной сборной присущ некий дуализм. Или, если хотите, между ней и детско-юношеским футболом существует взаимная корреляция. Если представить всю спортивную структуру в виде пирамиды, то наверху, разумеется, будет главная команда страны, а у основания — любительские клубы и детско-юношеские организации. С одной стороны, если государство стабильно вкладывает необходимые суммы в зарплаты детских тренеров, строительство стадионов, обеспечение школ всем необходимым, рано или поздно оно гарантированно получит результат в виде россыпи индивидуально сильных игроков. Сделать из них классную сборную — уже дело техники главного тренера. С другой стороны, прорыв на Евро или ЧМ всегда провоцирует футбольный бум: родители с удовольствием отдают детей в спортивные секции, а молодежь возвращается в любительский спорт.

Массовое приглашение в сборную иностранцев позволит перепрыгнуть через основание на самую вершину пирамиды и не ждать, пока из тысяч футбольных выпускников выделятся несколько гениев. Но это же нарушит и обратную связь. У молодых футболистов, у детей пропадет стимул для игры. Зачем жертвовать своим законным отрочеством, если и в клубы, и в сборную все равно возьмут уже готовых «гильерме»? Действительно, лучше поиграть в «дотку» после уроков или выпить пивка с друзьями где-нибудь в подворотне. Равноценный обмен? Согласитесь, не очень. Особенно, если учесть, что наемники имеют свойство стареть, а отлаженная система будет давать результаты годами.

7. Сборная как средство сохранения национального игрового стиля

alt

Одно из главных заблуждений в современном футболе — мнение, что чемпионат Европы круче мирового первенства. Как бы не так! В изгаженной воинствующим глобализмом, душной и тесной европейской коммуналке почти не осталось места для разнообразия, а сборные старого света играют, если не в одинаковой, то в крайне схожей стилистике. Иное дело — чемпионаты Мира. На ЧМ-2002 я любовался игрой Сенегала, на недавнем Мундиале в Бразилии симпатизировал Чили и Коста-Рике. Только здесь, на мировых первенствах можно увидеть экзотические тактические модели или открыть для себя по-настоящему талантливых, но неизвестных исполнителей. Леонид Слуцкий, в общем-то был прав, когда говорил, что футбольная миграция — это объективные современные реалии, только стоит ли следовать общей порочной тенденции, да еще и приводить в качестве аргумента неудачные и лукавые примеры? Нужно ли странам проводить мудрую миграционную политику или превращаться в очередной мультикультурный шалман — пусть каждый решает сам, это вопрос политики, а не спорта, мы же вернемся к примеру. Ряд игроков упомянутой «Русским Моуринью» сборной Германии, действительно, не этнические немцы. Но Озил, Хедира, Подольски, Клозе — это люди, воспитанные в германской традиции и ставшие продуктом немецкой футбольной системы.

Как уже говорилось выше, молодые, незаигранные за свои национальные сборные футболисты к нам не поедут. Имидж у детских школ еще не сформирован. Поэтому максимум на что мы можем рассчитывать — бразильский «секонд-хэнд» со взрослыми, сформировавшимися игроками чуть выше среднего. Иными словами, рубя на корню собственную, еще не до конца оперившуюся футбольную традицию, единственное, что мы получим на выходе - «паленую версию Жого Бониты», а копия, как известно, всегда значительно хуже оригинала. Может быть, стоит взять пример с советского хоккея, где нам удалось привить сборной незаурядный комбинационный стиль и в итоге создать известный на весь мир бренд «красной машины»?

8. Сборная как показатель уровня развития футбола в стране

Иногда я завидую современным подросткам, а иногда — сочувствую. В нашем детстве существовали только ртутные термометры, которые нужно было долго-долго держать под мышкой. В общем, было время, чтобы попробовать нагреть его над батареей, сослаться на высокую температуру и не пойти на контрольную по химии. Вероятно, этим же занимался Виталий Мутко, только с еще большим размахом. Как иначе объяснить его патологическое стремление смухлевать везде и всегда?

Действительно, уровень национальной лиги, в которой тон могут задавать купленные за огромные суммы легионеры,  не всегда адекватно отражает качество работы детских спортивных школ, что легко доказывается на примере Франции, Бельгии, отчасти — давно ничего не выигрывавшей сборной Англии с сильнейшей, как многим кажется, лигой мира за пазухой. Ну а юношеские и молодежные сборные — слишком нестабильны, как по игре, так и по составу. Так что, единственным объективным критерием, позволяющим судить о качестве работы всей футбольной системы страны, остается национальная сборная и ее результаты на длинной дистанции.

Предположим, что мы легализовали группу брутальных иностранцев. Допустим, нам даже удалось добиться хороший спортивных результатов на ближайшие 6-8 лет. Игроки получат повышенные премиальные, «Матч-ТВ» - рекордные телерейтинги, а Виталий Мутко — благодарственную грамоту и пожизненную индульгенцию на ведение футбольного хозяйства в стране. Но как нам узнать реальный уровень национального футбола, чтобы не попасть в еще более глубокую яму через те же 6-8 лет?

9. Сборная как единственный стимул для российских чиновников

alt

Наконец, наши чиновники могут говорить массу правильных слов про любительский спорт и детские футбольные академии, но все это останется красивой демагогией без привязки к успехам сборной, ведь за допинг в молодежном футболе, закрытие стадионов и прочие вопиющие «мелочи» у нас никого не уволят. Не принято. И в этом смысле, справедливое поражение нефильтрованной русской сборной может быть даже полезнее, чем «искусственная» победа команды наемников. Поэтому, прежде чем прицениваться к полуфиналу Чемпионата Мира, подумайте, а мы точно его заслужили? Наработали?

Наши детские тренеры, особенно в регионах, получают мизерные деньги, а престиж профессии опущен до уровня "ниже плинтуса". Ну и что? Зато Гильерме наш! Такие крупные города, как Нижний Новгород и Новосибирск отлучены от Премьер-Лиги? Ерунда! Зато Гильерме наш! Практически каждый сезон профессиональные клубы провинции, играющие в ПЛ, находятся на грани банкротства? Пустяки! Зато Гильерме наш! В Самаре практически нет качественных полей, на которых могли бы сыграть любители? Ну и хрен с ними! Зато Гильерме наш! Сборная России составлена чуть более, чем полностью из игроков Москвы-Питера и боится показать нос за пределами МКАДа? Не надо печалиться! Зато Гильерме наш!

Мое детство прошло в суровых девяностых. У меня не было соцсетей, я понятия не имел об интернете и ноутбуке, а сотовые в те годы носили только банкиры и бандиты, что в сущности было одним и тем же. Но я мог выйти во двор и заранее знал, что пацаны — там. В любой момент времени можно было сыграть 2 на 2 или 3 на 3, а по вечерам пятницы и субботы — поймать большую игру «двор на двор». Прошло уже 11 лет, как я переехал в крупный двор, фактически это даже два двора, соединенных в один очень большой. «Есть разгуляться где на воле». Но за все это время я всего несколько раз видел как дети гоняют мяч, зато практически каждую летнюю ночь я слушаю под окном серенады пьяных компаний, и поют они отнюдь не репертуар Мика Джагера, а блатняк. Зато Гильерме наш, мда…

Для чего нужна «новая» сборная России? Для того, чтобы Ваня из Вологды или Вася из Воркуты поболели с пивом и сигами за тех, кого никогда не увидят вживую? Для кого она? Объясните! Кому нужна эта потемкинская деревня? Кому, кроме российских чиновников?!

Кто-то наверняка скажет, дескать, слишком крутые выводы на основе прихода двух игроков, каждый из которых вряд ли попадет в основной состав сборной на этом Евро. Может быть. В конце-концов, тот же Гильерме честно выстрадал долгожданный паспорт, ведь одолеть российскую бюрократию подчас тяжелее, чем победить в серии пенальти. Молодец! У Нойштедтера есть русские корни. В общем, тоже берем! Есть, правда, еще Ари и Боккетти с русскими женами, так что, они практически «наши». Молло — лучший игрок любимых мной «Крыльев», да и по-русски он говорит прекрасно. В общем, если дадут «ксиву», я не в обиде. Кутуньо - молод и очень талантлив, ну как такого не взять? Жоазинью — просто очень крутой игрок. А в довесок к нему надо приглашать Вандерсона, чтоб не было скучно. Марио Фернандес отлично закроет правую бровку, к тому же, ему хорошо знакомы требования Леонида Слуцкого. Дабы уравновесить левую бровку, можно попробовать «украсть» Мельгарехо. Ну, а чтобы не обижался Алексей Миллер, надо обязательно выдать паспорт прекрасному опорнику Маурисио. Так мы закроем все проблемные зоны в сборной и откроем «окно Овертона». Только скажите, вам самим хочется болеть за такую команду? Лично мне — нет. За 25 лет "новой России" для развития русского регионального футбола не было сделано практически ничего и, похоже, теперь настал наш черед "собирать камни".

Фото: (1), (2), (3) - sport-express.ru/ (4) - sovsport.ru/ (5) - rsport.ru/ (6) - gazeta.ru