10 мин.

Назад в будущее: как тактическая эволюция футбола вернула нас в прошлое

«Лестер» и «Атлетико» добились успеха, поняв, что соперники забыли способ противодействия их старомодной тактике. Какая судьба ожидает теперь игровую философию «Барсы» и «Аякса»?

 

Раньери

На какое-то время философия двух выше упомянутых команд стала общепринятой для всех тех коллективов, что причисляли себя к футбольной элите. «Барселона» Пепа Гвардиолы считалась образцом необычайно эффектной игры, поскольку открыла новые границы в области владения мячом. Другие последовали ее примеру, и у руля большинства этих команд находились те, кто выступал в составе «Барсы» в 90-е годы, которые, как и сам Гвардиола, за основу своей игровой философии взяли идеи Йохана Кройфа.

Эта идиллия была нарушена в последние два сезона. И не только из-за Жозе Моуринью, у которого проявились признаки Эдипова комплекса, когда он начал войну против клуба, где получил футбольное образование. Контратаки снова в моде. История тактики всегда была цикличной: цикл одних футбольных идей сменялся полностью противоположным им циклом игровых философий, но результат всегда получался удивительным, что и делало это время таким захватывающим.

Гвардиола стал последователем традиций той великой игры в пас, что берет свое начало еще во времена «Куинз Парка», и продолжает развитие при Бобе «Тоффи» Макколле в «Ньюкасле», Питере МакУильяме в «Тоттенхэме», Вике Букингеме в «Аяксе» и уже затем при Ринусе Михелсе и Йохане Кройфе в «Барселоне» и так далее. Но команда, придерживающаяся данного стиля, оставляет вопрос, заключающийся в том, что преподнесут нам не только традиции, но и тактическая эволюция. Не стоит говорить, что она окончена, ведь всегда будет что-то новое, но та «Барса» определенно достигла новой ступени этой эволюции, возможно, даже главной ее ступени.

Футбол как аэроплан

В первом матче сборных Шотландии и Англии в 1872 году можно было впервые сделать вывод о расстановке команд на игру. «Схема игры, как правило, - говорит секретарь ФА Чарльз У. Элкок - включала в себя семь форвардов, и только четверо играли в обороне, состоявшей из трех линий, последней из которых, разумеется, была вратарская. Перед голкипером находился всего один фланговый защитник, а перед ним в свою очередь двое нападающих, чтобы следить за форвардами соперника.

Против английской схемы 1-2-7 Шотландия выбрала новую по тем временам расстановку 2-2-6, играла в пас и, несмотря на то, что ее представители не обладали такой физической мощью, как англичане, добилась нулевой ничьей. В следующее десятилетие «Кэмбридж», « Ноттингем Форест» и «Рексхэм» экспериментировали со схемой 2-3-5, и с тех пор нападающих в расстановках становилось все меньше. В 60-е годы великий тренер киевского «Динамо» Виктор Маслов сравнил футбол с аэропланом с более четко организованной передней частью. Вместо пяти форвардов их стало четыре, затем их число снизилось до трех и так далее. Высшей стадией данной эволюции стала так называемая «ложная девятка», то есть схема без нападающего.

Однако далеко не все следовали данному вектору развития. Кроме того, первые признаки зарождения схемы с ложной девяткой можно было увидеть еще на примере Гилберта Освальда Смита, выступавшего за «Коринтианс» в 90-е гг. XIX века. Было немало тех коллективов, которые лишь со временем начинали придерживаться новых тенденций в эволюции футбола, но в целом она всегда двигалась в сторону уменьшения числа нападающих. Но что будет дальше, после того, как их количество в схемах некоторых команд сократилось до нуля?

Конечный пункт

Российский художник Казимир Малевич вызвал немало споров после того, как он написал свою знаменитую картину «Черный квадрат» в 1915 году и повесил ее у себя в комнате там, где обычно в украинских домах того времени висела икона. Так появился на свет супрематизм. Позже в том году он нарисовал «Красный квадрат» на белом фоне, а три года спустя «Белый квадрат», также на белом. Он стал конечным пунктом данного течения в искусстве – Малевич достиг максимальной точки в поисках идеала, если не считать, что он разве что мог добавить на холст какое-либо изображение.

Отчасти по политическим причинам Ленин восхищался Малевичем, но Сталин, принявший управление государством после смерти Ленина в 1923 году, с подозрением относился к абстрактному искусству и поощрял советский реализм. Поскольку Малевич зашел максимально далеко в области супрематизма, в 20-е годы он вернулся к фигуративному искусству, которым занимался в ранние годы своего творчества. При этом даже его поздние работы, где изображены в основном представители рабочего класса – «Девушки в поле»,  «Крестьянка», «Косарь» - очень далеки от натурализма. Они представляют собой странную модернистскую версию советского реализма. Иными словами, продвинувшись как можно дальше в области абстрактного искусства, Малевич продолжил свои преобразования за счет интерпретации старых традиций, зная при этом, что будет в дальнейшем.

сборная Греции

Кажется, сейчас своего конечного пункта развития достиг футбол, по крайней мере, одна линия его эволюции подошла к концу. Поэтому, не имея понятия о том, в какую сторону ему двигаться дальше, мы вновь видим немало элементов из его прошлого. Даже этот феномен, представляющий из себя нечто вроде дежавю, не является новым. Самым очевидным примером является сборная Греции на Чемпионате Европы – 2004. Отто Рехагель выбрал игровую модель , устаревшую еще 20 лет назад, - персональную опеку. Соперники оказались не в состоянии справиться с ней. Нападающие, которые привыкли к зональной системе, прекрасно знали ее недостатки и то, где можно было найти свободное пространство, оказались бессильны. Успех Греции на том турнире не привел к возвращению популярности персоналки, хотя уже тогда можно было подумать, что футбол зашел в тупик. Хотя на определенное время данная тактика действительно стала чуть более популярной вновь.

Разногласия о владении мячом

Эволюция не носит прямолинейный  характер, это не обычная прогрессия, и у нее есть несколько исходных точек. Другим главным витком развития футбола в 1872 году стала игра в пас. До того момента игроки чаще всего, находясь с мячом, не поднимали головы, но шотландцы поняли, что лишат преимущества англичан, если будут как можно чаще передавать друг другу мяч.

В годы зарождения футбола игроки были полностью сосредоточены на мяче и думали только о том, чтобы как можно лучше им распорядиться. Однако полвека спустя появился контратакующий стиль игры, впервые примененный Гербертом Чепмэном в «Нортхэмптоне», а затем, уже в гораздо большей степени, в «Хаддерсфилде» и «Арсенале». К середине 60-х его позиции укрепились. Мнения разделились: одни считали, что мячом нужно распоряжаться как можно аккуратнее, и предпочитали игру на контратаках, но в то же время и между ними возникали разногласия. Так, некоторые из них считали быстрый переход из обороны в атаку эффективным средством взломать самую надежную оборону и считали приемлемым использование более рискованной модели, при которой допускалась потеря мяча, но можно было застать соперника врасплох. Другие полагали, что в футболе все зависит от ошибок соперника, а их вероятность повышается в том случае, когда ты владеешь мячом. В свою очередь они делились, кто считал, что нужно применять высокий прессинг при глухой обороне, тех, кто предпочитал использовать так называемых «либеро», и, наконец, тех, кто полагал, что четверка защитников должна заниматься лишь своими прямыми обязанностями.

Предыдущие 50 лет прошли в постоянных спорах между теми, кто считал приоритетом владение мячом, и теми, кто выступал за быстрый переход из обороны в атаку. Своего апогея это противостояние достигло в 2010 году, когда Гвардиола проводил свой второй сезон у руля «Барселоны». В полуфинале Лиги Чемпионов сезона 2009/10 его команда играла против «Интера» Жозе Моуринью. Каталонцы владели мячом 81% игрового времени в ответной игре, но не сумели отыграть дефицит в два мяча в дуэли с «черно-синими», игравшими вдесятером.

Поражение «Барселоны» от «Баварии» Юппа Хайнкесса в 2013, а также победа «Реала» над «Баварией» Гвардиолы в полуфинале 2014 года свидетельствуют о том, что контратакующий футбол возвращает былые позиции. После баталий Гвардиолы и Моуринью и периода доминирования игровой философии «Барсы» и «Аякса» был достигнут определенный баланс.

Неоднозначное настоящее

Высокий прессинг «Боруссии» Юргена Клоппа вынуждал Гвардиолу применять прямые передачи вперед в определенных встречах для того, чтобы преодолеть давление соперника. Отчасти под влиянием обстоятельств, отчасти от появления в команде Роберта Левандовски и от того, что игроки «Баварии» выросли под влиянием совсем иных идей, Гвардиола стал не так фанатично относиться к своей привычной игровой модели.

Аналогично «Барселона» отошла от пуристических идей своего бывшего наставника. В лице Неймара, Луиса Суареса и Лионеля Месси они располагают атакующим трио, способным обыграть защитника за счет дриблинга, а наличие в составе Ивана Ракитича позволяет «сине-гранатовым» больше играть в вертикальный пас в полузащите, как это было при Хави. Это все еще та же школа «Барсаякса», но «Барселона» стала играть более прямолинейно, и сейчас в ее построении есть четкий разрыв между тройкой атаки и остальными семью игроками. Они как ни одна другая команда оказались близки к той схеме, появление которой однажды предсказал Карлос Альберто Парейра, - 4-6-0, – но сейчас уже нет такого ощущения.

В то же время сегодня среди тренеров становится все больше если не абсолютных противников «Барсаякса» вроде Моуринью, то тех, кто определенно придерживается иных взглядов. Пример наиболее успешного из них – это, конечно, Диего Симеоне, работающий с мадридским «Атлетико». В основе его игровых идей лежат аргентинские традиции антифутбола. В возрасте 14 лет его наставником был Викторио Спинетто, тот, кто в свое время придумал антифутбол, работая с 1942 по 1956 гг. в «Велес Сарсфилде». Последователем его идей стал один из его подопечных Освальдо Зубельдия, руководивший знаменитым «Эстудиантесом» в конце 60-х. Они прессинговали, ловили соперников в офсайд задолго до того, как это стало популярно в Аргентине, и отдавали на поле все свои силы. В той команде выступал Карлос Билардо, впоследствии главный тренер сборной Аргентины, который провел с ней два Чемпионата Мира (в 1986 и 1990 годах), и именно он заложил фундамент того «Эстудиантеса», который Симеоне привел к чемпионскому титулу в 2006, впервые за 23 года. Однако тактически футбол Симеоне значительно отличается от игры Зубельдии. Хотя «матрасники» гораздо больше применяли прессинг в этом сезоне по сравнению с прошлым, в особенности в первом матче полуфинала Лиги Чемпионов против «Баварии», обычно их тактика в больших матчах заключается в глубокой обороне и в том, чтобы нейтрализовать давление соперника, прежде чем быстро перейти в атаку.

Симеоне

Футбол, предлагаемый Клоппом, хотя и имеет признаки философии Бьелсы и Гвардиолы, прежде всего представляет собой своего рода ремейк традиционного агрессивного английского прессинга соперника, владеющего мячом. Любопытно, что английскими клубами, преуспевшими на европейской арене с помощью данного подхода, в свое время стали «Ливерпуль» и «Ноттингем Форест», но они при этом также совмещали высокий прессинг с владением мячом.

Даже успех «Лестера» при всей своей уникальности можно считать интерпретацией старомодной модели игры. Синдзи Окадзаки играл слишком глубоко для того, чтобы его можно было назвать сегодняшним представителем схемы 4-4-2, преобладавшей в английском футболе в 80-е годы, но большинство команд того времени очень узко играли в обороне, имели в своем составе осторожных крайних защитников, двух трудолюбивых центральных полузащитников, технически одаренного вингера и одного игрока, взаимодействующего со вторым нападающим, что в свою очередь обеспечивало его связь с быстрым центрфорвардом.

В начале сезона в похожем ключе играл «Уотфорд», имеющий в своем распоряжении двух центральных нападающих, один из которых, Трой Дини, играл очень глубоко. Последнее поколение центральных защитников выросло, играя против одного форварда, поэтому когда один вступает в борьбу, другой в это время его страхует. При игре против двух форвардов страховка отсутствует, что кардинальным образом меняет всю систему защиты. Как знать, сумел бы Джейми Варди так провести этот сезон, если бы центральный защитник в определенные моменты меньше следил за Синдзи Окадзаки?

Как и Греция Рехагеля, «Лестер» поставил перед соперниками вопрос, ответ на который они забыли, напомнив о том, что тактическая эволюция не является строго линейной или цикличной, а сочетает в себе обе характеристики. Некоторые старые идеи не помешают, но они могут быть видоизменены для того, чтобы соответствовать современной игре. На данный момент влияние команд-новаторов ослабло, и на передний план вышло прошлое.

Джонатан Уилсон, The Guardian

Золотой век плеймейкеров в Английской Премьер-Лиге