«Выходишь на улицу, а десять человек фотографируют твой дом». «Хайбери» – 10 лет без футбола
Дария Конурбаева – о том, чем сегодня живет легендарный стадион «Арсенала».
Район Islington на севере Лондона – страшный сон всех филологов (произношение «Излингтон» не сходится ни с одним правилом английского языка) и один из ареалов обитания столичного среднего класса. Состоятельная молодежь, молодые специалисты, преуспевающие бизнесмены с семьями: «новая волна» Британии, еще не успевшая накопить на небольшой особняк в Челси, но уже переросшая креативный, но слишком шумный Восточный Лондон. Здесь тесными рядами стоят уютные даже с виду красно-кирпичные домики, за которыми прячутся внутренние садики в пару квадратных метров. В местных пабах уже с утра можно встретить завсегдатая-пенсионера, который помнит Черчиля – ну или как минимум Маргарет Тэтчер, а спать Излингтон ложится часов в 8 вечера. За шумными тусовками – это не сюда.
«Больше всего мне нравится, что в этом районе всегда тихо и спокойно. Единственное, что вы слышите – это самолеты наверху, – рассказывает Стив, живущий в пяти минутах ходьбы от метро «Arsenal». – Но при этом здесь чувствуется энергия «Арсенала» вокруг. Сегодня вечером будет матч, и сейчас еще довольно рано для того, чтобы почувствовать эту вибрацию. Но за 2-3 часа до стартового свистка начнут появляться люди, бродящие по улицам, откроются палатки с атрибутикой и уличной едой, заработают на полную мощность пабы – и начнется веселье. Я люблю эти моменты, это ожидание игры».
Стиву 41 год – и за «канониров» он болеет «кажется, целую вечность». Впервые на игру его привели, когда ему было пять. Десятилетия спустя Стив был на последнем матче «Арсенала» на «Хайбери» – а теперь живет на пятом этаже Западной трибуны того, что называется «Highbury Square».
О том, что легендарный стадион переоборудуют в жилой комплекс, стало известно за год до того, как «Арсенал» переехал на «Эмирейтс». «Помню, когда впервые услышал о такой возможности, сразу подумал: вот черт, какие-то счастливчики будут жить на этом стадионе! У меня самого тогда еще не было достаточных средств для покупки квартиры здесь, оставалось только завидовать».
Цены на квартиры в «Highbury Square» сегодня варьируются от 400 тысяч до пары миллионов фунтов: очень серьезные деньги даже по меркам сумасшедшей лондонской недвижимости. Десять лет назад, пока «Арсенал» доигрывал последний сезон в старом доме, стены не покинутого еще «Хайбери» уже делили инвесторы. Они и выкупили большую часть дома (одной конторе отошло сразу 150 будущих квартир от общего числа в 725), поэтому говорить о том, что каждый первый жилец – фанат «Арсенала», не приходится.
Красно-белый шарф на шее не был обязательным условием при заезде в «Highbury Square». Местные жители – скорее просто состоятельные люди, которые могут позволить себе жить к новом комплексе рядом с метро и в 15 минутах езды от центра Лондона. Частный садик под окнами, милый вид с балкона, хороший район: всё это собрало в стенах старого стадиона неплохих людей, которым не чуждо чувство общности. «Судя по нашей районной страничке в Facebook, все довольно милые», – констатирует Стив, а затем добавляет, что футбольная страсть есть почти у всех его соседей. Просто это далеко не всегда «Арсенал».
Переезд в новый комплекс для Стива начался по сути с матча против «Уигана», после которого клуб объявил распродажу памятных вещиц. Среди ценных приобретений: крючки для бутс Денниса Бергкампа и кусочек газона с «Хайбери».
Спустя пару лет Стив отважился на более серьезные траты и вложил все сбережения в квартиру сначала на Восточной трибуне, которая была готова к сдаче раньше других, а затем переехал на Западную.
Сейчас они вместе с невестой Моникой уже восьмой год живут на пятом этаже Западной трибуны. Двухуровневая квартира кажется небольшой, но уютной: с просторной гостиной наверху (бонусом к ней – балкон и большая терраса с видом на «чашу стадиона» и крышу нового «Эмирейтс») и спальней с кабинетом внизу.
Кабинет сильнее всего выдает в хозяине болельщика: комната декорирована в красно-белых тонах, и почти в каждом углу находится что-то памятное – и связанное с «Арсеналом».
Крючки Бергкампа и билет на матч с «Уиганом» в рамке, футболка от Робера Пиреса, который живет в том же комплексе, альбомы и фотографии звезд прошлого. «У меня нет любимых игроков сегодня. Нравится Санчес, но это совсем другая история. Раньше когда я встречал кого-то из футболистов вживую, мне просто сносило крышу. Бергкамп, Анри, Адамс, дуэт Пети и Виейра… Когда Венгер только пришел на работу в клуб, у нас был костяк из 8-10 игроков, которые могли сожрать с потрохами любого!»
На рассуждения о прошлом и будущем клуба разговор скатывается с периодичностью раз в пять минут, даже когда речь идет о видах из окна. Как болельщик с более чем тридцатилетним стажем, Стив быстро ставит диагноз нынешней команде («Мы потеряли способность выигрывать большие матчи – и стали очень удобным, деликатным и милым соперником для всех. Люди больше не боятся приезжать к «Арсеналу», им нравится с нами играть!»), но не готов подписаться под письмом за отставку Венгера. «Арсен – отличный специалист, но он тактик, складывающий красивый паззл. Ему нужен в тренерском штабе кто-то, кто может встать перед игроками в раздевалке и сказать: “Парни, вы сейчас выйдете на поле и, черт возьми, сделаете все, что нужно. Вы должны засучить рукава – и умереть на поле, если потребуется. А если вы этого не сделаете, то не сыграете в следующей паре матчей, потому что мне на поле нужны только лучшие». Такой не пугающий, но вдохновляющий, умеющий зарядить эмоциями тип».
Даже в обсуждении главного феномена этого сезона, он все равно разворачивает предмет дискуссии в сторону «Арсенала»: «В течении многих лет нам говорили, что мы не можем соперничать в финансовом плане с «Ман Сити», «Челси» и «Юнайтед» – и поэтому мы четвертые. Мы всегда очень рационально относились к деньгам – и ничего не выигрывали. А теперь есть «шпоры» и этот чертов маленький «Лестер», которые тратят в разы меньше, но стоят выше нас в таблице. И я не знаю, что в следующем году будет с ними, но с нами опять случится та же самая фигня. Она случается каждый, каждый год!»
Под конец мы выходим во внутренний двор, и я спрашиваю о планах на жизнь: Стив признается, что никогда не продаст эту квартиру. «Мы планируем переехать за город в жилье побольше, но это всегда будет наш дом. Мы вложили в него слишком много себя, и никакие деньги этого не возместят. К тому же, я всегда буду болеть за «Арсенал» и это место навсегда особенное для меня.
С возрастом мои приоритеты меняются. Поход на матч – это уже не тусовка из разряда «Ребята, давайте соберемся все вместе и как следует поболеем за наших парней!» Я приглашаю на игры клиентов, провожу на стадионе бизнес-встречи. Да, это стало чуть больше обычным развлечением, и чуть меньше такой страстью, как в детстве. Мальчишкой я знал все и про всех, следил за каждой новостью, собирал газеты и хранил билеты с больших игр. Сейчас я продолжаю за всем следить, просто не так яростно.
Но эта квартира, этот дом – это то, что отчасти сохраняет во мне детскую преданность к футболу. Иногда ты забываешь, какой привилегией обладаешь, живя здесь. А потом выходишь на улицу с утра, а перед домом стоит десяток человек, фотографирующих фасад. И это всегда напоминает о том, в каком потрясающем месте мы живем».
Фото: Дария Конурбаева
Потрясающе.
Область расселения - это ареал. Ореол - это нимб у святых.
Лестер в 2002 играя в пердиве обанкротился, попал под внешнее управление и права на стадион потерял. Новый владелец заключил контракт на имя The Walkers Stadium, а клуб, чтоб там играть долгосрочную аренду.
Арсенал же в 2004 заключил контракт на имя нового стадиона Emirates по собственной воле, чтоб иметь больше денег. Схожая ситуация следом была с Ковентри, они тоже переделали старый стадион Хайфилд в жилой комплекс, сохранив поле, а новому дали имя спонсора. Но Ковентри к тому времени уже был в пердиве.
Кроме того спонсоры Мидлсбро, Лестера, Ковентри были британские компании.The Walkers расположены в Лестере и выпускают чипсы Lay’s, в Ковентри стадион собирались назвать Jaguar Arena заключив контракт с местным автомобильным заводом, но он разорился его заключили с иностранным спонсором.
А Emirates к Ислингтону не имеет никакого отношения. Арсенал просто без крайней нужды продал имя стадиона тому, кто больше даст, чтоб на этом зарабатывать. Позже так стали делать другие. Потому и характеризовал данную тенденцию, как шлюховатую.