Фильмы о бессмертном подвиге. «А зори здесь тихие…», нашумевшие по планете
Уже осталось меньше недели до праздника Великой Победы всего мира, и советского народа в частности, над немецким национал-социализмом, или попросту нацизмом (который в СССР, да и сейчас в нынешней России упрямо называют фашизмом). И в преддверии 70-летия этой ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ над агрессором хотелось бы вспомнить те фильмы, которые знакомы с детства. Многие из них, конечно же, носили откровенный пропагандистский характер. Но ведь разве это плохо, когда мастера советского кино воспевали подвиг страны и людей, которые ценой неимоверных усилий и десятков миллионов жертв выдюжили в борьбе с гитлеризмом и сломали хребет нацизму? Нет, конечно. На примерах подвигов героев Великой Отечественной (или советско-германской, кому как) войны воспитывались целые поколения молодежи СССР. Правда, признаюсь, в 1980-е года все эти показные собрания и вечера насчет великого подвига советского народа в годы той страшной войны воспринимались молодежью с каким-то скепсисом и иронией. Ведущие повторяли заученные стандартные фразы, которые до них десятилетиями говорили старшие товарищи. Постоянно звучали одни и те же песни, и все это отдавало какой-то фальшью и показухой. На мой взгляд, этому поспособствовал наш дорогой генсек. Всеми «любимый», весь в наградах, как новогодняя елка Леонид Ильич (образ которого не «вылазил» из анекдотов) уже едва шамкал губами, когда читал из кипы бумаг на внеочередных съездах дежурного созыва свои шедевральные доклады, которые нам, простым советским ученикам, полностью зачитывали после уроков. Это было настоящей каторгой, как для детей, так и для взрослых. Учителя читали быстро, как только они могут, потому что мыслями были уже в кругу своей семьи. Муж придёт с работы, а в кастрюлях пусто, или продукты уже замёрзли в холодильнике и некому разогреть приготовленный утром ужин. Голодные детишки пришли с детсада и плачут, где же наша мама? А их старшие братья и сестры слушают в школе «гениальную» писанину Брежнева. Если не очередной доклад на наивысшем уровне, то «эпохальные» творения советской литературы, как то - «Малая земля», «Возрождение» и «Целина». И слава Всевышнему, что щелкопёры, которые написали эти книги вместо нашего такого родного генсека, смилостивились над всем советским народом и вместили его воспоминания в тонкие брошюры с мягким переплётом. А то бы от биографии нашего кормчего поехала бы не одна «крыша». Она и так «протекала», когда от старшеклассников требовали учить из брежневской трилогии большие отрывки наизусть.
Зачитывают, так, классные руководители доклад и доводят до нашего ума основные его тезисы. Отличники и ударники с умным выражением лица всем своим видом показывали, что они полны внимания и прекрасно понимают текущие задания партии и правительства, поставленные перед нашим народом. Отстающие понурили головы на парты и откровенно спали. Быстрее бы домой, наскоро перекусить и вперёд на улицу к своим товарищам дурачиться. Ведь детство, как и юность с молодостью, в жизни бывают только раз. Наконец учитель, заплетаясь языком от скорости чтения и количества страниц такого ненавистного доклада, заканчивает, и, глубоко выдохнув воздух, с большим облегчением произносит «Вы свободны!». С выкриками «Ура!» мы вылетаем из душного класса и вливаемся в могучий ученический поток, который выплывает изо всех помещений школы и несет нас к выходу. Громадная пацанячья толпа моментально разделяется на кучки и исчезает каждая в своём направлении. Девушки выходят с чувством собственного достоинства. Такие себе красавицы - недотроги с каменным выражением лица, которые неторопливо расходятся по домам, весело щебеча с подругами за пределами двора сельской «альма-матер». Спустя некоторое время за ними на пороге школы появляются почтенные педагоги с сумками в одной руке и тетрадями для проверки в другой. На кое-кого из них, после прочтения очередного доклада Леонида Ильича перед классом, дома ожидают очередные разборки со своей второй «половинкой», который уже успел зарядиться с товарищами по работе сорокоградусной и пришла (вторая половинка) в своё жилище закусить выпитое. А кушать то и нечего, посуда пустая, жена отсутствует. «Куда же это годится, скажите люди добрые? Говорил мне отец: «Не женись на училке!», а я, балбес, не послушался!»…
Но здесь разговор не об этом. Когда советское государство упустило нить патриотической пропаганды среди молодежи со своих крепких рук, это еще тот вопрос. Но все же, фильмы о Великой Отечественной войне всегда вызывали живейший интерес среди советских зрителей. Ведь никакими приказными мерами нельзя было обеспечить высокое посещение кинотеатров, например, на «Щит и меч» (1 серия - 68,3 млн. зрителей, 2 серия – 66,3 млн.). Или вот по 66 миллионов на каждую серию «А зори здесь тихие…». Кстати, эти два фильма о Великой Отечественной войне вошли в десятку самых посещаемых советских картин за все время существования СССР, наряду с «Пиратами ХХ века» (87,6 млн.), «Москва слезам не верит» (84,4 млн.), «Бриллиантовая рука» (76, 6 млн.), «Кавказская пленница…» (76, 5 млн.), «Свадьба в Малиновке» (74, 6 млн.), «Экипаж» (71, 1 млн.), «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (69, 6 млн.), «Новые приключения неуловимых» (66, 2 млн.). Согласитесь, неплохая подобралась компания…
Но я сегодня хотел повести рассказ о потрясающем фильме «А зори здесь тихие…». Конечно, этот фильм не о спорте, а о войне с ее неизменным спутником, смертью. Но ведь марш-броски, это что, не спорт? А как метко стреляли по противнику девушки-зенитчицы? Все это ведь не сразу приходит, а с многочисленными тренировками. А в карельских озерах купаться далеко не летом, и в болотах «тонуть» - это ведь какую силу духа нужно иметь актрисам?! Под стать своим героиням!
Станислав Ростоцкий и Ольга Остроумова во время съемок фильма «А зори здесь тихие…», которые начались в мае 1971 года.
Режиссер фильма Станислав Ростоцкий сам прошел войну. Воевал не за страх, а за совесть. Мог погибнуть, если бы не медсестра, которая вытащила его, тяжело раненного, с поля боя. Вы можете себе представить, чтобы хрупкая слабая женщина буквально пронесла на руках парня несколько километров!!! Вот и Ростоцкий решил, отдавая дань уважения своей спасительнице, своему ангелу-хранителю с красным крестом на белой нарукавной повязке, снять фильм о нелегкой женской доле на войне. За основу была взята повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Героический сюжет про девушек-зенитчиц и их строгого старшину, думаю, всем известен. Фильм снимался в очень сложных климатических условиях. Режиссер, дабы вдохновить своих подопечных на подвиг по преодолению всех тягот и лишений хоть и бутафорской, но армейской жизни, скрипя протезом на ноге, доставшимся ему в наследство от прошедшей войны, первым заходил в болотную жижу! И вообще, ввел в своем «подразделении» жесткую армейскую дисциплину. Интересно, что пятерку главных героинь фильма выбирали участники боевых действий из состава съемочной группы. И только Ольга Остроумова (в роли Женьки Комельковой) и Ирина Шевчук (Рита Осянина) уже засветились в советском кино. Остроумова, так и вовсе уже снималась у Ростоцкого в очень популярном и нашумевшем фильме «Доживем до понедельника» о проблемах советской школы. А вот для Андрея Мартынова (старшина Васков), Елены Драпеко (Лиза Бричкина), Екатерины Марковой (Галя Четвертак) и Ирины Долгановой (Соня Гурвич) это был дебют в большом кино. Мало того, у Долгановой «А зори здесь тихие» единственная актерская работа в ее фильмографии. Молоденькие двадцатилетние актрисы чуть ли не падали в обморок, когда впервые увидели загримированную пожелтевшую мертвую Соню Гурвич. У Остроумовой и Марковой от вида бычьей крови на груди «погибшей», куда моментально начали слетаться мухи, стало плохо с сердцем, и пришлось срочно вызывать «Скорую помощь»! А сколько километров непроходимых карельских дебрей пришлось прорубить съемочной группе, чтобы протащить за собой всю аппаратуру, это же уму непостижимо! Гулаговцы отдыхают! Драпеко вообще не прошла пробы, и только вмешательство жены Ростоцкого Нины Меншиковой расставило все на свои места. Точно говорят, что муж – голова, а жена – шея, куда шея повернется, туда голова и смотрит. Посмотрела «вторая половинка» Станислава Иосифовича отснятый материал, и тут же позвонила в Петрозаводск, мол, не прав, ты, муженек. В роли Лизы Бричкиной должна сниматься только Елена Драпеко!
А сколько времени ушло на самую настоящую войну съемочной группы со змеями, которые облюбовали каменную гряду. А с кровососами-комарами как намучались! И не только потому, что комариные тучи кружили над людьми, выжидая момент, чтобы вонзить свои хоботки в такую желанную людскую плоть. Много приходилось переснимать крупных планов, когда они попадали в крупный план. Ростоцкого и вовсе укусил клещ. И пока не оказалось, что он не эцефалитный, режиссер проходил курс лечения, когда нужно было соблюдать строгую диету и ни грамма спиртного на грудь. А сколько раз Драпеко-Бричкина в трясине погибала! Подорвали динамит в болоте. В образовавшеюся «ямку» набежала жижа. Вот туда и «погружалась» Драпеко несколько дублей, каждый раз отмываясь и наводя нужный гримм с кучей веснушек на лице. А как немецкие диверсанты своими МП-40 на спине Гали Четвертак после ее крика: «Мама» разорвали «пулями» гимнастерку с морем крови? Такой крупный план планировался, но пиротехники что-то там намудрили с электрической цепью, и мощность «выстрела» оказалась куда больше намеченной. И только доска на спине актрисы, через просверленные дырочки в которой хлынула искусственная кровь, спасла Екатерину Маркову от увечий на теле. Да, в начале 1970 годов снимали без разных там компьютерных спецэффектов, «вживую», и все должно было быть правдоподобно.
Несмотря на многочисленные дебюты, Ростоцкому удалось снять самый настоящий шедевр! Как бы сейчас сказали: «Хит», причем не на сезон, а на века вечные!!! На многие военные фильмы советские школы организовывали коллективные посещения с последующим обсуждением. Обязаловка, которую многие не любили. Но вот на «А зори здесь тихие» явка всегда была стопроцентной, и обговаривали сюжет картины в охотку, с удовольствием. Особенно в старших классах, когда уже можно было в открытую поговорить про девушек и любовь. Конечно же, в конце уже подготовленные одноклассницы делали «правильные идеологически выдержанные выводы». Так воспитывалась советская молодежь – в духе патриотизма, когда готов отдать свою жизнь за процветание Родины!
Да что там говорить? Возьмем, к примеру, Китай. До сих пор в «Поднебесной» учат грядущее поколение несокрушимости человеческого духа и преданности коммунистическим идеалам по гайдаровской «Как закалялась сталь» с Шараповым-Конкиным в главной роли, а каждый новый год встречают под «Иронию судьбы...». Но отдельно среди этих кинолент стоят «А зори здесь тихие». О мегапопулярности этого кинотворения (не побоюсь этого слова) режиссёра Станислава Ростоцкого в Китае не стоит и распространяться! Самый любимейший фильм Дэн Сяопина - их «генсека». Китайцы даже свою многосерийную телеверсию сняли в середине 2000-х годов. Кстати, понравилась. Но меня вот что интересовало советских школьников. Как общеизвестно, в Китае запрещено публично демонстрировать обнажённое женское тело. И не так, как это было в СССР, с обмолвками, а вообще. То есть категорически. И это не прихоти коммунистического руководства страны. По конфуцианству не положено! А по этой философии китайцы живут тысячелетиями! В таком случае, как же они показывали сцену в бане с голыми девушками-зенитчицами в «А зорях...»? Неужели вырезали? Как известно, сам режиссёр этого фильма едва ли не на коленях уговаривал молодых актрис попариться перед кинокамерой в чём мать родила, потому что придавал этой сцене огромное значение, если не ключевое. Как рассказывала исполнительница роли Женьки Камельковой в документальном фильме «Ольга Остроумова. Очень личное», что девушки пришли к режиссёру всем скопом: «Не будем сниматься! Давайте нам дублёрок!». А Ростоцкий им: «Мне нужно показать, что это женщины, которые должны давать жизнь, продолжать её, понимаете? А в такие красивые ваши молодые тела попадает пуля и всё, и они неживые!». И за идею, так сказать, раз нужно, пошли все! Вот так.
Кстати, вместе с девушками тогда в бане «парились» сам режиссёр, который давал актрисам указания, когда те были ещё в купальниках, оператор Шумский, и банщик дядя Вася, отвечавший за давление. Он так загляделся на голых красавиц, что не уследил за манометром и едва не обварил паром актрис. Правда, дядя Вася в последний момент увидел, что стрелка на манометре температур уже зашкаливает, успел вскочить в девичий круг, и «Ложись, всем ложись!». И тут оказалось, что недаром Ростоцкий запрещал молодым актрисам во время съёмок покидать расположение « воинской части» в лесах Карелии и хоть изредка выезжать к любимым в Москву. Девушки так вошли в образ бойцов красной армии, что мгновенно выполнили «приказ» в его классическом значении, а не в понимании большинства женщин. Таким образом, горячий пар прошёл сверху залёгших актрис, потому их красота и не пострадала. Конечно, этот дядя Вася получил хороший втык, а девушек, чтобы они никого не стеснялись, отделили от съемочной группы в количестве двух мужчин полиэтиленовой плёнкой с дыркою для глазка кинокамеры. Вот к таким хитромудростям приходилось тогда прибегать творцам фильма, чтобы достичь своего. И недаром, скажу я вам.
В 1973-м «А зори здесь тихие ...» среди лидеров кинопроката - 66 миллионов зрителей. Попутно ленту оценило жюри международного кинофестиваля в Венеции годом ранее, присудив ей памятный приз. Кстати, я бы очень удивился, если бы произошло иначе. Ведь всем известно, что подавляющее большинство жюри на любом фестивале составляют мужчины. А здесь, сколько обнаженных русских красавиц на квадратный метр перед горячими итальянскими сеньорами! Кто же из настоящих мужиков сможет выдержать такую «психическую» атаку? Правильно, никто. В том же году эту картину было выдвинуто на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». А это уже о многом говорит. Про Союз вообще молчу. Победы и премии на эту кинокартину посыпались, как из рога изобилия. Лично я считаю «А зори здесь тихие...» когда «В бой идут одни «старики» самыми лучшими фильмами о Великой Отечественной войне не только в советский период, но и на сегодняшнее время. Были, конечно, киноэпопеи, когда в «Битве за Москву» русский «Диверсант» с «Солдатами свободы» проводили «Освобождение» «Утомлённых солнцем». Но по своей душевности и правдивости с этими двумя советскими лентами пока ещё ни одно кино в мире и рядом не стояло!
Вот они, главные герои фильма «А зори здесь тихие…». Старшина Васков (Андрей Мартынов, которому на время съемок было 26 лет), младший сержант Рита Осянина (Ирина Шевчук), Женька Комелькова (Ольга Остроумова), Лиза Бричкина (Елена Драпеко), Соня Гурвич (Ирина Долганова), Галя Четвертак (Екатерина Маркова), стоят на каменной гряде, где пришлось повоевать как со змеями, так и с комарами.
Женька Комелькова изготовилась к стрельбе по врагу. Наверняка Ольге Остроумовой, да и другим ее молоденьким коллегам, нужно было пройти практику владения винтовокой, чтобы из нее палить. Пускай даже, и холостыми патронами.
Экстремальные «развлечения» Комельковой и Васкова. Скажу только, что эта сцена снималась уже далеко не летом. А в Карелии лето не сильно-то жаркое. Да и вода в озерах не для долгого купания.
Рабочий момент болотных съемок.
После таких вот неоднократных погружений в болотную жижу погибшей Лизе Бричкиной самое время посочувствовать, и пожелать…
…сходить в баню! Что Елена Драпеко (лежит спиной) и сделала. До сих пор тайна, как Ростоцкому удалось на разных там худсоветах сохранить эту сцену? А вот еще одну эротику не удалось протащить сквозь цензорские клещи – когда обнаженные зенитчицы загорали на разложенном брезенте.
Рабочий момент съемок. Станислав Ростоцкий объясняет молодому актеру Андрею Мартынову и своей «старой» знакомой Ольге Остроумовой, как нужно правильно играть в данном эпизоде.
2008, 4 мая 2015
Костенко Александр Александрович