Спортивно-чиновничий WADAраздел
Очень забавны сегодня псевдоэксперты, рассуждающие о том, что WADA сама себя высекла, что она якобы признала своё поражение, что сама разгребает ту кашу, которую заварила (вот один из примеров такого последовательного «эксперта»: https://twitter.com/Alexey_Pushkov/status/720958267279716352). Ситуация куда сложнее, чем это представляется тем, кто привык делить мир исключительно на белое и чёрное.
Да, допинг-офицеры всегда были озадачены лишь поиском следов в организме того или иного спортсмена. Вопрос о концентрации запрещённого вещества в крови или моче попавшегося – это уже дело десятое. Именно этим и объясняется, что ряд российских спортсменов, попавшихся на мельдонии, теперь, после объявления о введении минимально допустимой нормы этого вещества во внесоревновательный период, пошли писать письма в разные инстанции с целью узнать, сколько ж у них мельдония нашли (http://www.gazeta.ru/sport/news/2016/04/14/n_8504867.shtml). Многим из них, допускаю, никто и не говорил точных цифр, да и для них самих эта информация уже была избыточной.
Теперь внесена логичная корректировка. И это не означает, что WADA включила зданий ход, как кое-кому у нас хотелось бы это представить.
Если следовать такой логике, то парламент, принимая любые поправки в законодательство, тоже признаёт свою неправоту? Вовсе нет. Жизнь – это накопление новой информации. Иногда количество переходит в качество, меняются некие стандарты и установления – законодатель вынужден реагировать. Почему, в таком случае, законодатель в мире борьбы с допингом не может реагировать так же?
Впрочем, WADA в моей защите и не нуждается. Оно и без меня проживёт спокойно. Меня эта история интересует в связи с тремя нюансами. Первый, лежащий на поверхности, заключается в том, как устроен алгоритм «амнистии». Это, конечно, не амнистия спортсменов в полном смысле слова, но для простоты будем называть это так. В каждой спортивной федерации заведён свой алгоритм того, как спортсмену оказаться восстановленным в правах. И вот тут выяснилось, что порой наши спортсмены этого не знают, а чиновники, которые могли бы (и обязаны, если уж рассуждать по делу) подсказать, оказываются сами весьма некомпетентны. К спортсмену претензий нет. Он толкает штангу, он поднимает пыль на беговой дорожке, он раз за разом взлетает на метры вверх, чтобы упасть на маты – у него своя работа. А многочисленный чиновничий околоспортивный люд, который так любит ездить со спортсменами за казённый счёт за границу, рассуждать с умным видом о медальных планах и намекать, что успех подопечного без него был бы ну никак не возможен? Они-то для чего существуют и хлеб свой едят?
Второй момент: мы столкнулись с коллизией, когда часть спортсменов уже ждала очередной подвижки в медальных зачётах… Тут надо сделать маленькое отступление. Мы слышим время от времени, что спустя годы после той или иной олимпиады, мирового первенства победитель лишён награды, а серебряный призёр становится золотым. Иногда проходят перед этим годы и годы. Тому, у кого отобрали… - ну да, обидно, конечно. А вот вы думали о том, что испытывает зачастую тот, о ком можно было бы написать языком газетного заголовка «награда нашла героя»? Он уже не выступает, он не получил той славы и той народной любви, которой был бы удостоен, если бы его не обошёл на повороте тот, кто пользовался запрещёнными препаратами? Да, теперь у него на стенке может красоваться медаль, можно внукам показать будем, но и только-то… А рекламные контракты, а всё то, что сопутствует победам? Нет, жизнь прошла…
И вот в душе у тех, кто занял вторые-четвёртые места вслед за проштрафившимися, затеплилась надежда. И вдруг она оказалась оборвана, отрезана, растоптана… Кого-то конкретно обвинять в этом глупо, но факт остаётся фактом: подвижек в медальном зачёте не запланировано. По крайней мере, пока.
Кстати, о рекламных контрактах. Те, кто оказался замешан в мельдониевом скандале, даже если выйдут из него без потерь в плане спортивной карьеры, вряд ли смогут отыграть назад все уже понесённые финансовые потери. Тут ведь как в старом анекдоте: «То ли он украл пальто, то ли у него, но запашок остался». Так и с нашими спортсменами остался шлейф скандала. А рекламным партнёрам крайне важно думать о своём имидже. Вот и швейцарские часовщики сразу же заявили, что уже не передумают: нового контракта от них Маша Шарапова больше не получит. Справедливости ради заметим, вопрос не только в том, «сидела» теннисистка на допинге или нет – она призналась, что невнимательно работала с документами, халатно относилась к своим профессиональным обязанностям. Передёргиваю? Ну, только если совсем немного…
Хотя и здесь снова стоит бросить камень в околоспортивное сообщество функционеров. В чём заключалась их помощь? Да о чём тут всерьёз рассуждать, если запрещённые препараты совершенно официально отпускались ещё целый месяц после вступления в силу нового перечня запретов?
А вот теперь я перехожу к «в-третьих», и здесь бить наотмашь, кроме как чиновников, ровным счётом некого. Это позорная история с отстранением целых сборных команд. Про хоккейных юниоров слышали все. При похожих обстоятельствах сменили полностью мужскую сборную по кёрлингу. Чуть меньше говорили о неожиданно заменённых игроках сборной по настольному теннису и нескольких футболистах молодёжной сборной. Но обстоятельства были одинаково странными в каждом из этих случаев. Не думая о последствиях, чиновники прикрывали… ну, сами понимаете, что именно. И если ещё в случае со взрослыми спортсменами невыезд на чемпионат мира не является крушением всех надежд и личной трагедией (хотя кто знает?), потому что рано или поздно случатся новые старты, то о чём думали, к примеру, Владислав Третьяк и Ко, когда зажигали красный свет перед сборной U18 – большой вопрос.
Ясно, что вся сборная на мельдонии сидеть не может. Более того, проверить это в краткие сроки нереально. Как рассказывал в недавнем интервью Эдуард Безуглов, врач футбольной сборной, поголовно внутренние тесты никто никогда не проводит. Дело это чересчур накладное (http://www.gazeta.ru/sport/news/2016/03/22/n_8402915.shtml) раз этого не делают у национальной сборной, где совсем иные нагрузки, то не поверю никогда, что кто-то вдруг озаботился судьбой мальчишек.
То есть просто нашёлся человек, который запаниковал, занервничал и пустил под откос судьбу сборной. А ведь для большинства из этих мальчишек мировой чемпионат стал бы единственным в жизни. Не все звёзды молодёжного уровня вырастают потом в звёзд уровня национальных сборных. Владислав Третьяк как руководитель Федерации хоккея России лишил мальчишек шанса. Сломал им судьбу, может быть. Психологический стресс, с которым справятся ли они, эти мальчишки? На одной чаше весов – два с половиной десятка талантливой молодёжи, а на другой – трусливая душонка бездействующего чиновника, боящегося стать крайним. Есть ли способы вернуть этих юных спортсменов в нормальное состояние? Они по десятку с лишним лет шли к своему чемпионату. Они тоже хотели стать со временем такой же легендой, какой был когда-то Третьяк. Но именно этот человек надежды их лишил.
Поэтому что рассуждать тут о несовершенстве системы, которая допускает наплодившихся чиновников-«присосантов»? Как говорил Николай Озеров, каждый пропущенный гол – результат чьей-то ошибки. Как у каждой победы есть имя, так и у каждого поражения. Вы переживаете, что не растут юные таланты? Тогда подойдите, увидев Третьяка на трибуне – и предъявите претензии именно ему. Вашего ребёнка не пустили на чемпионат мира из-за трусости конкретного чиновника – так почему этот чиновник продолжает самодовольно улыбаться и слова говорить пафосные в телекамеры? Вы боретесь за то, чтобы ваше чадо продолжало развиваться в хоккее – превратите жизнь некогда легендарного вратаря, а ныне трусливого проходимца в настоящий ад: пишите письма, звоните в приёмную, не спускайте дело на тормозах – всё не выходящее за рамки закона, разумеется. Потому что иначе эти люди никаких выводов не сделают. Ему даже отряхиваться не надо, чтобы идти дальше и речи говорить. Потому что плевков на его костюме не видно.