Импрессионизм, но не футбол
То, что состоялось вчера на «Энфилде», вообще-то говоря, футбольным матчем назвать можно только с большой натяжкой.
Счет 0:0 –насморк командного спорта, самая неприятная штука, какими бы ни были опасными моменты в атаке и как бы отлично ни играла защита. «Дышать» тем, что происходит на поле, не получается. Футбольный матч – это все-таки хотя бы одно взятие ворот. Но игры, в которых забито больше пяти голов на двоих, трудно считать именно футбольными матчами, это уже нечто другое, совсем другое. Кто-то скажет «цирк», кто-то скажет «спектакль». Верно и то, и это, зависит во многом от восприятия и хода действия.
А вот тренер победившей команды таким матчем до конца доволен быть не может. Три или более пропущенных мяча никакому наставнику положительных эмоций не добавят, пусть команда даже в ответ забила четыре, пять или больше. И Юрген Клопп не зря, ох, не зря подчеркнул, «странность» игры и отметил, что его «Ливерпулю» «немного повезло».
То, что он добавил про «европейский футбол во всей своей красе» - это эмоции Клоппа-человека от победы. Но при разборе матча ничего подобного от него игроки не услышат. У Клоппа-тренера к ним будет немало неприятных вопросов, потому что он – спланировавший игру мозг футбольной команды, которая вопреки его плану пропустила три мяча.
Он понимает, что победа при трех голах в свои ворота – это не футбол европейского уровня, и семь мячей на двоих его наверняка не радуют.
Это все не означает, что в матче не должно быть перелома. Без вот этой яростной отмашки медвежьей лапы и последующим движением напролом с сокрушением всего на своем пути футбол будет мертв. Это будут вечные 1:0 – команды до какого-то момента играют, потом одна из них забивает мяч, и команды доигрывают. То самое, в чем упрекали итальянцев раньше и продолжают почему-то упрекать сейчас, несмотря на то, что времена (а с ними и игра) давно изменились.
Да только вот вчерашнее действо такой отмашкой ярости ну никак нельзя назвать. «Ливерпуль» был вовсе не раненым медведем, а просто медведем, которого разбудили прежде положенного срока. Вот он и шатался весь первый тайм. В перерыве доспал то, чего не хватило, а на второй вышел уже бодрым. Не яростным (а с чего бы выспавшемуся медведю быть яростным? Он просто выспался), но имеющим достаточно сил, возможности которых и реализовал.
Исключением из «максимума пяти», пожалуй, можно считать счет 4:2. Матчи, которые заканчиваются с таким результатом, очень часто смотрятся более «трудовыми», редко расцениваются как действие на сцене или на арене, вне зависимости от того, в каком порядке были забиты голы.
Это вот нечто такое пограничное между действием футбольным (3:2, 3:1, 2:1 и др.) и действием театральным. Возможно, потому, что два пропущенных мяча в футболе случаются нередко, и это какое-то привычное ощущение. Если команда забивает в ответ два или три, то итоговый результат отражает более-менее равное соотношение сил. Если же ответом становятся пять и более взятий ворот, то к команде неизбежно возникают вопросы: вы по итоговому счету, оказывается, наголову выше соперника, так как же позволили ему забить аж два гола?!
А вот четыре забитых при двух пропущенных такого ощущения не оставляют, особенно если команда не отыгрывалась с 0:2, а, например, вела 1:0, потом пропустила два и забила еще три. Тренер поворчит на пресс-конференции и на разборе матча, но два в свои ворота – это не три, два случаются сплошь и рядом, нет ощущения «нефутбола».
4:3 тоже кажется иллюстрацией и доказательством паритета сил, ведь разница всего в один мяч. Но червячок сомнения в классе команд начинает подтачивать: «Что ж это за футбол? «Дыр-дыр» какой-то!». А окончательно на футбол как на игру (тем более, на такой стадии еврокубка!) можно махнуть рукой при вроде бы равном, но совершенно диком счете 4:4. Или, что еще хуже, 5:4. Тут уже вряд ли кто-то рискнет назвать это именно европейским футболом во всей своей красе.
Это уже не какая-то общепонятная панъевропейская краса, а импрессионизм, набор впечатлений, выполненный к тому же в ярких цветах. Игра красок завораживает, доставляет удовольствие, это очень увлекательно и приятно глазу, смена цветов выполнена весьма искусно. Вот посмотрите, тут, казалось бы, переход в один тон – и сразу же в другой, противоположный по спектру. Удивительно еще и тем, что вряд ли художник так планировал, это скорее было находкой прямо в процессе создания шедевра. А может, и одной из тех случайностей, которые помогают создать произведение искусства на века. Это очень необычно…
Но на «Энфилде» вроде как в футбол собирались поиграть. Или нет?
Оригинал записи - в блоге на сайте EuroFootball.ru