Психологические проблемы перехода молодых игроков во взрослый спорт (баскетбол)
Работаю 2 года с баскетболистами, и большая часть моих клиентов – это игроки, перешедшие из юношеского баскетбола во взрослый.
Молодые спортсмены сталкиваются с рядом проблем, которые им необходимо решить в первые годы своего профессионального взросления.
Во-первых, функциональная подготовленность. Многие атлеты физически уступают в габаритах, скорости и т.п. Это может привести к некоторому комплексу. Игрок зацикливается на своем «недостатке» и заранее проигрывает в борьбе.
Во-вторых, подавление авторитетами. Спорт – деятельность, где выживает сильнейший и, часто, более именитый. Незыблемые фигуры команды всегда уверены в себе и не готовы делиться с молодыми имеющимися у них позициями. Такая ситуация приводит к повышению волнения и переживанию игроком своей несостоятельности.
В-третьих, отношения с тренером. Молодые спортсмены порой держат обиду на тренера, потому что он не дает им много времени до тех пор, пока баскетболист не докажет свою готовность приносить пользу команде. Ожидание своего шанса утомляет, и на фоне эмоций может зародиться скрытый конфликт.
В-четвертых, судьи чаще наказывают молодых. Понимая это, игрок боится совершать какие-либо агрессивные действия, ограничивая силы и эмоции, из-за чего падают физиологические показатели: скорость реакции, например, снижается скорость принятия решения. Баскетболист стопориться на мыслях и опасении получить фол и снова сесть на скамью запасных.
Как мы видим, много факторов, которые могут сыграть злую шутку в карьере.
Как обезопасить и сохранить потенциал спортсмена?
Переходя во взрослый состав, игрок должен четко понимать, что его основная задача – освоение полного технико-тактического арсенала команды. В помощь, при подготовке, используется идеомоторная тренировка. Это обучение тела двигательному действию через представление. Баскетболист должен научиться управлять своим состоянием и быть готовым за короткий промежуток времени, который предоставит тренер, показать максимально эффективные действия и быть частью коллективного механизма. Для обучения способности управлять состоянием рекомендую различные аутотренинги на сосредоточение внимания, на восстановление, на мобилизацию резервов. Спортсмену необходимо выстроить систему установок, направленных на полную готовность, необходимое физическое и эмоциональное состояние и высококачественную игру. Проводить занятия по развитию внимания, восприятия пространства, восприятия скорости и т.д. Научиться правильно отрабатывать совершенные ошибки.
Также стоит обратить внимание на стиль общения каждого игрока команды, особенно лидера, и выбрать тактику взаимодействия таким образом, чтобы старшие партнеры дали возможность проявить себя на площадке и смогли доверять.
При работе с тренером нужно понять, какая роль для вас выделена и что хочет увидеть наставник. Например, позиция разыгрывающего. Задача исполнителя на ней – организация командных действий, выстраивание рисунка игры. Молодой разыгрывающий во время матча должен показать способность организатора. Возникает вопрос: «А кто меня, молодого, будет слушать?!»
Задача первичная – обратить внимание партнеров на площадке на взаимодействие, это работа разыгрывающего. На первых порах что делать, какую комбинацию играть, может сказать и опытный центровой, например. НО тренер обратит внимание, КТО организовал успешные действия, а не, кто озвучил расстановку.
Итак, выстраивание эффективных установок, умение выстраивать отношения и желание развивать свой арсенал – залог успешного перехода молодого спортсмена во взрослый суровый баскетбол.
Очень грамотно подмечен нюанс, характерный для психологии разыгрывающего.
Ключевой фактор для саморазвития молодого баскетболиста - пахота, постоянная работа над собой, постоянные дополнительные тренировки. Это помогает добавить физически, это добавляет веры в себя, это, что очень важно, развивает само умение работать над собой. Только через большой труд можно достаточно быстро стать своим в коллективе, прибавить в мастерстве и т.д. и т.п. Этот рецепт универсален для любого вида спорта. В баскетболе игрок каждого амплуа должен дополнительно работать над компонентами игры, важными именно для этого амплуа.
Молодой Стеф Карри делал на дополнительной индивидуальной тренировке от 500 до 1000 бросков в день, чтобы прогрессировать.
Умение работать часто отсутствует из-за, как раз-таки, низкого класа детского тренера. И над этим умением надо работать конечно, не в период перехода в основные составы команд.
P.S. кстати, спасибо за следующую тему ;)
На мой взгляд, один из ключевых аспектов работы психолога в спорте - точная, правильная мотивация игрока на труд, пахоту, на ежедневную работу над собой.
Легендарный Анатолий Владимирович Тарасов в этой части был великим тренером, великим психологом, великим мотиватором. Гений тренировки, у него игроки постоянно работали над собой.
Личность детского тренера важна для правильной ориентировки молодого спортсмена на работу, умение трудиться. Но также важно воспитание в семье, пример старших, пример других спортсменов.