ТРЕТЬЯК: впереди провал?
Владислав Третьяк – наша легенда, совершенно феерический вратарь. Я горд тем, что не раз вживую видел его игру.
Третьяк – по-человечески мне очень симпатичен. Я верю ему как человеку. Вижу, что он абсолютно искренен, когда рассказывает о хоккее. Да, в его речах иногда слышится то, что немного напоминает уже старческое брюзжание. Но от возрастных изменений мозг ни одного из нас не застрахован. Поэтому обойдёмся здесь от неоправданной критики.
А вот Третьяк как чиновник… Это страшная картина.
Не всегда спортивная легенда становится удачным функционером. Таких примеров сотни и тысячи. Легенда футбола Мишель Платини сначала провалился как спортчиновник на национальном уровне, теперь оказался нечист на руку на европейском. Да что там Платини!.. Сонм знаменитых спортсменов в самых разных странах так и не раскрылись впоследствии ни как тренеры, ни как функционеры. Бывают и обратные примеры, впрочем. Так что правил здесь нет.
Но Владислав Третьяк – пример совершенно классический (рука тянулась написать «клинический», но я не врач). Пример этот просто, извините, карикатурный. В ряде случаев я ещё пытаюсь объяснить его ретроградные заявления тем, что у него включается эдакая охранительная функция: «при мне» (во времена его спортивной молодости) было вот так – значит, вот так и должно оставаться. Как иначе объяснить железобетонную упёртость при обсуждении, к примеру, формата овертаймов «три на три». Посмотрите, как это происходит в НХЛ? Искромётно, зрелищно, ярко! Мы не должны ради шоу жертвовать спортивной стороной, рассказывает нам чиновник. И требует отказаться от этого формата. Простите, а не ради ли того самого шоу мы приходим на стадион? Но чиновник пугается всего нового. Новое – значит, непонятное. Непривычное – значит, страшное.
А как отнестись к старорежимным разговорам о том, что клубы должны работать на сборную? Вы уж определитесь, ради чего Вы там, во главе ФХР, находитесь? Нет, мы-то насчёт Вас конкретно понимаем зачем… И главную задачу главы федерации тоже понимаем – не раздражать одного простого болельщика. Тот хоккей любит. За результаты клубов не спросит, а вот если будут случаться регулярные вылеты сборной в четвертьфиналах олимпиад и чемпионатов мира, по головке точно не погладит.
Но только клубам-то зачем «работать» на сборную? Мы хотим развивать хоккей как бизнес, по нормально работающей заокеанской модели? Нет, похоже, не хотим… Как ещё объяснить паузы в регулярном чемпионате КХЛ (которая вроде бы уже частично функционирует как бизнес-предприятие, при этом клиентоориентированное) ради нелепых раскаток-разминок вроде Евротура? Я ещё готов понять, зачем ФХР настаивает на проведении Кубка Первого канала – всё-таки касса федерации немного пополняется. Иногда, правда, приходится, находить компромиссы, перенося турнир куда-нибудь подальше от болельщика – в Сочи. Но это тоже дело объяснимое, государственно-важное. Страна когда-то вложилась в спортивные объекты ради 17 дней Олимпиады – теперь их надо хоть иногда заполнять, дабы не простаивали.
Но вот теперь для Третьяка, похоже, наступает час икс. Провал на домашней Олимпиаде ему ещё сошёл с рук, хотя вопиющая некомпетентность в ряде вопросов уже тогда вылезла наружу. А вот провал на домашнем чемпионате мира, который неумолимо приближается (чемпионат, пока ещё не провал) может обернуться серьёзным нагоняем. На карту поставлено многое. Даже Кубок мира – традиционно сильнейший по составу участников (признаемся, с большинством хоккейных чемпионатов мира Кубок мира, он же Кубок Канады, не сравнить!) – заранее назван чуть ли не тренировочным турниром. Но если и не случится провал на чемпионате мира в спортивном отношении, то провал организационный вполне возможен.
Проблема пустых мест – проблема номер один предстоящего чемпионата мира по хоккею. Даже многочисленные инспекции ИИХФ уже бьют в набат: билеты на матчи сборной России ещё расходятся (сам же Третьяк хвастался, как втюхал Запашному «со зверями» полторы сотни билетов), а вот на остальных матчах мы столкнёмся с пустыми трибунами.
И ладно бы дело только в жадности верхушки ФХР, у которой не каждый день, ясное дело, домашние чемпионаты мира случаются, хотя установить столь высокие цены на билеты (самые дешёвые – под две тысячи рублей)– это, конечно, за гранью. Где элементарная реклама чемпионата? Где афиши? Надо ли рассказывать, что договориться о бесплатной социальной рекламе для оргкомитета чемпионата – раз плюнуть. Где, наконец, элементарные распространители билетов по школам и детским секциям? Полная импотенция, полная неспособность сделать хоть что-то, кроме громких заявлений. Или мы опять будем прибегать к услугам пресловутой программы «Зритель», когда будем подвозить на автобусах бесплатных детишек с учителями?
Впрочем, в последнее время и громких заявлений уже нет. Одна только паника в глазах и сплошная растерянность. Чего стоит хотя бы скандальная история с заменой юниорской хоккейной сборной накануне отлёта на чемпионат мира. Не буду сейчас говорить о том, как мы стали свидетелями грандиозного выкидывания денег на ветер: целый год в МХЛ играла специально организованная сборная, наигрывая звенья, сыгрывая состав, тратя государственные средства, жертвуя спортивным принципом формирования сборной, а за день до отлёта она была заменена на сборную годом младше. И если в других видах спорта, где пришлось точно так же, боясь произнести очевидное слово «мельдоний», придумывать «отмазки», их формулировали хоть с каким-то минимальным креативом (чего стоят, к примеру, высказывания главы федерации кёрлинга Дмитрия Свищёва о том, что он взял вместо первой сборной вторую, потому что та дала гарантии борьбы не за 8-10-е, а аж за 6-е место!), то в хоккее и этого не удалось сделать.
После того как министр спорта Виталий Мутко прямо во время интервью «Совспорту» требовал от подчинённых «найдите мне Третьяка, пусть он сделает заявление», легенду нашли. По его растерянному виду чувствовалось, что он откуда-то из-за стола, что его отвлекли от чего-то куда более приятного, чем необходимость объясняться. Не дело, говорит, журналистов, обсуждать состав сборной. Это, мол, специалисты обсуждать должны. Вот, дескать, повесим на сайте, тогда и посмотрите без обсуждений… И дальше пошёл отдыхать.
Непатриотично, но после всего этого понимаешь: лучше уж проиграть с треском, тогда хоть может кадровая политика в хоккее поменяется? Или я ошибаюсь?