Денис Казанский: Человек, пришедший в журналистику, уже должен быть готовым продуктом. Времени на раскачку никто не даст
О том, как пришел в профессию
Я никогда в жизни не думал, что буду спортивным комментатором. Сейчас же целое поколение об этом мечтает, потому что профессия на виду, много футбола, много хоккея, конкурсы пошли. Но я человек из советской школы и изначально не было такого варианта. На НТВ показывали ЛЧ, работали Уткин, Черданцев, Розанов, Маслаченко. Закрытая каста. Я понимал, что туда так просто не попасть. Я спокойно делал свою работу, снимал сюжеты для местного телевидения, сначала спортивного характера, потом политические, даже больше социальные, исторические. И потом вдруг объявился этот конкурс. Плюс у меня были личные профессиональные причины уехать из Липецка. У нас произошло слияние двух соревнующихся между собой телекомпаний. Представьте, выезжаете вы на съемку и обязательно нужно сделать сюжет лучше, чем у твоего коллеги-соперника. Если делаешь хуже, тебе влетает, не наказывают конечно, но для тебя это становится проблемой. И потом 2 коллектива, в силу экономических соображений, слились и на этом липецкое телевидение загнулось. Люди стали уходить из профессии. Очень важно, чтобы перед тобой был человек, на опыте которого ты учишься, за которым ты следишь. В Липецке таких людей не оставалось. Я попытался уехать в Москву через знакомые каналы. Получилось не сразу. Через конкурс попал на канал, приехал как человек, который будет рассказывать о хоккее, но в кулуарах узнаю, что хоккейные комментаторы там не нужны. Поэтому я свое хоккейное прошлое прячу и говорю, что буду комментировать футбол. Так что это не было целью моей жизни, как у многих моих коллег. Они не хотели быть спортивными комментаторами, они хотели просто работать на спортивном телевидении. Постепенно мы приходили к этой работе, постепенно учились. Первые эфиры – ужас, вторые – еще хуже и еще хуже. Потому что ты готовишь тонну материала и потом выпаливаешь это в течении 10 минут , не рассчитываешь всю дистанцию – 90 минут в футболе, 3 периода в хоккее, ты перегружаешь людей информацией. Потихоньку приходишь к тому, какой объем нужен людям, как выстраивать свой репортаж, ты говоришь, говоришь, говоришь и речь пробивается. Она не может взяться ниоткуда, поэтому нужна какая-то склонность. Это процесс, который занимает много времени, этому можно научить, но это в какой-то степени самообразование. Но самое главное правило, которое мне подсказали – речь развивает чтение. Для комментатора самый важный процесс подготовки к репортажу - чтение. Я имею в виду не матчасть, а как прикладное. Вся литература, которая выходит – надо все читать бесконечно. В процессе чтения нужно находиться постоянно – дома, на работе, в отпуске. Только так ты обогащаешь свой лексикон и понимаешь, как можно долго и интересно говорить.
О прикладных знаниях, которые нужны, чтобы получить вакансию на ТВ
Во-первых, должно быть само вакантное место. Сейчас везде прошли сокращения, и это действительно неприятно. Талант, раз, работоспособность, два, и удача. Без нее вообще ничего не получится. Если попал куда-то, то в нужный момент в нужное время. Я видел несколько достаточно талантливых ребят, которые приходили на собеседование и сразу терялись. Человек замечательно говорит до, ставишь перед ним микрофон и все. Сейчас такое время, что времени нет ни на что. Вот почему сейчас так часто происходят смены тренеров в спорте? Потому что результат нужен мгновенно. Никто не будет ждать 2-3 года, чтобы тренер раскачался, построил свою команду. То же самое и в журналистике. Человек, который приходит в эту сферу должен быть уже готовым и сделать так, чтобы на него сразу сделали ставку. Для провинциальных людей это большой путь, целая профессиональная жизнь. Мне безумно повезло, но и я был готов, чтоб сразу врубиться в эту сферу и через полгода я уже поехал на ЧМ в качестве корреспондента. Необходимо невероятное трудолюбие, хороший ремесленный статус и удача. Нужно больше верить в себя и не переживать, если с первого раза не получилось. Я попал с четвертой попытки. Поэтому нужно просто стараться, ждать и надеяться. Мы все обязаны удаче и должны отдавать, что получили. Если позвать любого коллегу, чтобы он рассказал студентам о том, как он дошел до этой жизни, как сделать первый шаг, что-то подсказать, мы все с удовольствием приедем, потому что действительно в ответе перед своей удачей за то, что с нами произошло и мы должны дать вам надежду и вдохновить вас на то, что все это может получиться.
Об имидже спортивного комментатора
Разве у спортивного комментатора должен быть какой-то определенный имидж? У меня есть коллега Михаил Мельников. Он совершенно вне канонов имиджа. У него достаточно долгое время не было мобильного телефона. А зачем? – спрашивал он - Если нужно мне связаться с кем-нибудь, я свяжусь, а если тебе нужно связаться со мной, но не можешь – значит вовсе и не надо. Сейчас изменилась структура, у него появился телефон, но это не мешает ему фриково одеваться и по этому поводу нисколько не переживать. Сейчас у нас на канале, когда ты в кадре, есть дресс-код, костюмеры проверяют, чтобы не было перекоса по гамме, за этим следят и это правильно. На НТВ такого не было, мы иногда приходили кто в чем одет и считали, что неважно, как ты одет, а важно, что ты говоришь. На самом деле важно и то, и другое. Меня многому научила командировка в Англию. Там люди трепетно относятся к тому, как одеваются и выглядят в кадре. И спортивные и неспортивные журналисты, ведь, как говорят, по одежке встречают. Вы должны следить, что происходит в соцсетях, ведь любое высказывание могут вырвать и сделать контекст и из этого обязательно появится какая-нибудь новость. Это тоже влияет на твой имидж. Ты уже 25 раз подумаешь, надо ли фотографироваться с незнакомыми людьми в нерабочем состоянии, это все тоже вывалится в интернет и будет безумный скандал. Мы все должны за этим следить, потому что это все имеет непосредственное отношение к нашей работе.
О нагрузке во время матча
Нагрузка большая, особенно если комментируешь 2 матча подряд, но такое бывает очень редко. На самом деле все время тарахтишь – приходишь на стадион, тебе нужно поболтать с этим, с другим, узнать последние новости, поговорить с коллегами и болельщиками. Нет такого ,что замкнулся и молчишь. Когда устанешь – тогда и устанешь. В этом нет ничего особенного. Это свойственно всем людям.
Потом ты понимаешь, что смотришь футбол, хоккей, аргументируешь это перед женой, что это твоя работа, тебе за это платят. И как тут можно наесться? Только физически можно устать, это серьезная нагрузка. Но пока интересно и движет любопытство – всегда найдешь силы и возможности.
О барьерах в шутках
Процентов 90 всех шуток подготовлены заранее. Многие достаточно трепетно относятся к юмору в эфире, поэтому нужно относиться к этому аккуратно. Мне больше близка ирония, чем шутка и я считаю, что например обыгрывать фамилии не очень правильно. Барьеры должны быть только внутренние, это зависит от воспитания. Распределение шуток в одном квадратном километре – очень важно. Об этом говорили многие коллеги – и Розанов, и Уткин. Люди включают телевизор, чтоб посмотреть футбол, а не послушать комментатора. У нас часто происходит обратный процесс. Когда люди видят свою фамилию в футбольном матче – это их шанс, это их сцена, они считают себя главным действующим лицом. Это проблема, с ней борются, поэтому и шутки должны быть аккуратными. При этом вы всегда в ответе за то, что говоришь. И не всегда можно понять, насколько это правильно.
Недавно была история – комментировал матч Ньюкасла. На «Сент-Джеймс Парк» есть традиция, на 17 минуте все болельщики встают и апплодируют, на экране показывают фото 2 болельщиков, погибших в авиакатастрофе на Донбассе. Я рассказываю об этом, говорю, что такая традиция, к сожалению, появилась и "на 17 минуте вспоминают пассажиров рейса, который разбился при загадочных обстоятельствах". Мне показалось, что я сказал это достаточно компактно и обтекаемо. Тут же взорвался твиттер, причем взорвался с двух сторон, писали люди с Украины – что за ерунда, какие загадочные обстоятельства, это ваши ребята и т.д., с другой стороны – доказано, что Бук стоял на территории Украины и т.д. В итоге попал под огонь с двух сторон. Когда работаешь на большую аудиторию, к шуткам нужно относиться очень внимательно, мы их тщательно готовим, проверяем и только потом выдаем.
Об условиях работы
Есть такое понятие, как перегон сюжета, сейчас есть интернет и с этим все гораздо проще. Я поехал в Новосибирск, был матч Кубка УЕФА Сибирь – ПСВ. Оттуда нужно было перегнать сюжет. В моем понятии это либо большая ТВ-башня, либо автобус с тарелкой. Когда позвонил в Москву, сказали, что нужно прийти на вахту стадиона и позвонить оттуда снова. Я уже тогда немного насторожился. Пришел, позвонил, поручили "спросить у вахтера ключ от правого бойлера". Открываю бойлер, там две больших трубы, между ними в паутине лежит коробка, в ней - 2 провода. На одном написано "В Москву". Мне говорят, к нему не подключайся, подключайся к другому. Таким образом я перегнал сюжет в Москву.
Что касается арен, они у нас не особо приспособлены для комментаторов. Отличительная черта футбольных стадионов – все комментаторские позиции находятся за стеклом. Это очень неудобно. На зарубежных же стадионах работаешь под открытым небом, чуть ли не на трибуне. Это очень интересно. На Стэмфорд Бридж я сидел прямо за спиной Пауло Ди Каньо. Футбола не видно, несколько финалов Лиги Чемпионов я работал за воротами. Очень неудобно, о футболе не получаешь никакого представления. Но с другой стороны ты получашь кое-что другое – эмоции, болельщики и т.д. Все иностранные стадионы построены с удобствами для прессы. Все наши стадионы для этого не приспособлены.
О нестандартных ситуациях в эфире
Если возникла какая-то неожиданная ситуация, к ней надо быть готовым. У меня было несколько таких нестандартных историй, как в Грозном погасили свет на стадионе, внизу сидит Кадыров, в кабину заходят автоматчики, спрашивают – все нормально? Был момент, когда в городе Грац в Австрии играл Локомотив и там погасили свет и 45 минут не было вообще ничего, меня держали в эфире на пустом поле, ничего не происходило, я говорил ни о чем. Непонятно было, уйдут или не уйдут, не уходили. Или на Олимпиаде в Лондоне был любопытный момент. В фехтовании встречались корейка и немка и девушка из Кореи посчитала, что судьи ошиблись и если бы она ушла с дорожки, автоматически бы проиграла. И она села на дорожку и сидела час, ждала, пока судьи решат, кто прав, кто виноват. Она сидела час и я рассказывал все это время, как ей приносят полотенце, как она воду пьет. Причем этот вид спорта для меня непрофильный. Все естественно переключились, это главное событие Олимпийских игр, главный скандал, не было такого в фехтовании никогда. Все смотрели и слушали нас.
О фанатах.
Фанатское движение – это данность. Мы снимали большой сюжет про Вест Хэм. Нам посоветовали пообщаться с одним болельщиком, чтобы он рассказал о том, как начал болеть за клуб, пятое, десятое. Мы с ним сняли интервью, классный мужик, показал татухи, рассказал все интересно. Он работал в Лондоне на рынке Кэмпдон, своеобразное место, культовый рынок, где можно купить абсолютно все. Он продавал майки, мы все это сняли, я был счастлив. Это был один из элементов сюжета, но не основной. Когда мы приехали и стали монтировать, оператор говорит – смотри! Я подошел и увидел, что весь этот товарищ в свастиках. Все его майки – фашистские. Прям настоящий фашист. Об этом в интервью не говорил, ведь мы говорили о футболе. И я понимаю, что все, в эфир его ставить никак нельзя. Такие случаи бывают, теперь я слежу за каждой деталью, когда мы снимаем болельщиков. Они везде разные и отношение к тебе тоже разное.
О предпочтениях
Я, конечно, болею за Липецк, но спорт там, к сожалению, погиб. Из английских команд – слежу за МЮ, а из наших команд – больше за игроков. Я воспитывался в хоккее, конец 80-х годов, ЦСКА, Тихонов, я не мог не болеть за них. Очень много друзей играют в командах, я больше переживаю за друзей, чем за команды.
О критике
Если критика нормальная, если тебе подсказывают и объясняют, почему ты не прав – это естественно. После матча в Питере, когда Зенит проиграл, я сказал «как говорят французы, Са Ля Ми» и мне показалось, что я пошутил, чтобы подбодрить людей. И мне сразу прилетело в твиттере – по-французски это не так, как так можно в такую минуту... Было тяжело, поэтому нужно только время. Если редактор исправляет, воспринимается тяжело, ведь кажется написал идеальный текст, ничего выкидывать нельзя, но к этому нужно привыкнуть. Было любопытное изречение по поводу журналистики, что смысл журналистики – отделять зерна от плевел и публиковать плевела. Я задумался, что это довольно глубоко, потому что с зернами и так все понятно. Сам для себя читатель или зритель поймет, что происходит, а ты, как журналист, должен давать другой взгляд на ситуацию. Критика от этого и приходит, потому что тебя могут не понимать. Если по делу – ты признаешь, что неправ и принимаешь это.
О словах Черданцева про блоггеров
Там был довольно пикантный контекст, но для нас блоггеры - это даже помощь. Недавно в России объявился болельщик Сток Сити, есть человек, который болеет за Уимблдон. Если с первого взгляда посмотреть – это полный привет, клиника. Но, так как мы находимся в этой среде и работаем с этим, то с такими людьми общаемся с интересом. Они сильно помогают, я со всеми ними знаком. Вообще интернет можно воспринимать по-разному, и как помойку, и как базу для конкуренции. Мы должны относиться к этому нормально, но опять же, очень важен контекст, в котором мой коллега об этом говорил. Плюс у блоггеров есть своя ответственность, это большая платформа, которая подвержена взглядам цензуры.
Особенности работы спортивного журналиста
Спортивная журналистика не отличается от любого другого типа. Везде одни и те же приемы – ты меняешь только слова и контекст. Если сравнить лучшее спортивное интервью и общеполитическое интервью – они ничем не отличаются. Разве только подготовкой и контекстом. Ни первый вопрос, ни концовка – не будут разными. В этом нет специфики спортивной журналистики. Я имею в виду именно журналистику, а не вещание. Это совсем другое дело, когда ты выстраиваешь канал, здесь очень много «но» и «если». Когда начинал вещание канал Матч ТВ, хоккей залез на футбол и футбол подвинули на 15 минут. Совсем недавно в хоккее было три овертайма и это полностью перевернуло всю сетку вещания. Здесь специфика есть. Когда ты готовишь сюжет, текст, материал о человеке. Просто вписываешь в контекст футбольный матч. Но сейчас время такое, что никому неинтересно читать про то, как складывается футбольный матч, потому что смысл – его либо посмотрели впрямую, либо посмотрели хайлайты – и пересказывать то, что было на площадке нет никакого смысла. Гораздо интереснее посмотреть, что было до, что случилось после и что происходит во время не связанное с конкретной игрой.
О монополии МАТЧ ТВ
Лично на мне это никак не сказалось. Только стал больше охват аудитории, потому что не так много матчей на чистом НТВ показывали раньше. Да, теперь это монополия и человек, который столкнется с проблемами в профессии, с большим скрипом будет искать работу. Я имею в виду комментаторскую. Спортивному журналисту легче, существует много газет, здесь и СЭ, и СС, которые не объединены одним холдингом, как в телевидении. Это данность, с которой мы должны считаться. Вряд ли на рынке спортивного ТВ появится какой-то большой конкурирующий игрок. Потому что в России все очень тяжело со спортом. Мы часто говорим, что Россия – не спортивная страна. Не работает платное спортивное ТВ, потому что люди привыкли смотреть все бесплатно и очень мало кто будет доплачивать за качественный контент иностранных чемпионатов. Монополию создали, чтобы устранить всех внутри с снаружи. Сейчас, когда мы показываем много футбола и много хоккея, это все сказывается только положительно.
О бюджетных провинциальных футбольных клубах.
Клубы, которые не имеют спонсоров-монополистов и владельцев вроде Сергея Галицкого, влекут жалкое существование и имеют определенный потолок. Не видно, за счет чего такая ситуация может измениться. Это большая-большая печаль. Уровень ТВ-журналистики напрямую упал в последнее время. Я вижу в этом связь с экономикой и политикой с одной простой причиной – выборы. Если раньше все региональные компании существовали на деньги какого-нибудь олигарха и он был заинтересован в том, чтобы компания была ярче, сотрудники были сильнее. И когда отменили выборы, нужда в региональных телекомпаниях отпала. Это было рычагом и двигателем прогресса. От выборов до выборов проходил. Я езжу по многим городам и часто смотрю региональное телевидение. Ужас. То, от чего мы ушли в начале нулевых, к этому и пришли сейчас. От стандартной верстки, когда первым номером идет сюжет о мэре или губернаторе. Бывает даже по 4 сюжета о губернаторе – он посетил, уборка, надои и т.д. Все это, к сожалению, вернулось. Сколько это продлится – я не могу знать. Это касается и спорта. Все клубы имеют бюджетное финансирование. Сейчас произошла ситуация в Твери. Там поменяли губернатора. Был Андрей Владимирович Шевелев, благодаря которому и появилась русская классика. Он поддерживал хоккей, но в области, наверное ситуация была не самая лучшая, потому что по рейтингу доверия губернаторов он был в восьмом десятке. Но на хоккей всегда арена была битком. Сейчас он уходит и приходит новый, которому хоккей, видимо, до лампочки. Все. Может там хоккея может и не быть. Депутаты скажут, что те деньги, которые выделялись на хоккей, должны уйти на пенсии и зарплаты бюджетникам. Справедливо, пожалуй. Почему бюджет должен содержать футбольный или хоккейный клуб, я не понимаю. Но другого выхода в нашей стране нет. И социальная ответственность бизнеса работает не в каждом регионе. Галицкий появился, замечательно. Но других прецедентов сейчас нет
О женщинах-комментаторах
Не раз уже говорилось, что этот вопрос закрыт. Такие эксперименты на тематических каналах МАТЧ пробовались, в частности с Марией Командной, но получились неудачными. Женщина может идеально знать матчасть и разбираться в футболе не хуже мужчины, но восприниматтся всерьез женщина-комментатор никогда не будет. Для этого существуют виды спорта, которые хорошо ложатся на женский голос, фигурное катание, например. А футбол, хоккей – те виды спорта, о которых рассказывать должен только мужчина.
Об интересных собеседниках в мире футбола
Существует стереотип, что футболисты – недалекие люди, но сейчас времена изменились. Об этом можно было говорить в середине девяностых, таких людей действительно было очень много. Сейчас люди в футбол приходят совсем другие. Как ни странно, чем интереснее человек играет на футбольном поле, тем более интересный он собеседник. Для меня загадка, почему хоккеисты лучше футболистов говорят и мыслят, ведь у них гораздо меньше времени на книги, чем у футболистов.
Если вы следите, знаете, что сейчас дефицит футбольных аналитиков. Много хороших аналитиков хоккейных, из числа бывших хоккеистов. А вот бывшие футболисты, хорошо видно, как говорят с натяжкой. Несмотря на то, что голова у них варит.
Но если взять текущее поколение сборников, в ней собраны довольно интересные и начитанные люди. Братья Березуцкие, Сергей Игнашевич, нечасто дает интервью, но в личном общении интересный собеседник, Денис Глушаков, Роман, Широков Артем Дзюба очень нешаблонно мыслит. Однако есть и закрытые персоны вроде Игоря Денисова.
О киберспорте
Я если честно, не очень понимаю, что это такое. Но я был на чемпионате Мира по ФИФЕ в Бразилии, за день до финала на Маракане. Вообще все комментаторы играют в симуляторы. Больше в хоккей, чем в футбол. Но легче комментировать эмоции отдельного человека. Киберспорт мегапопулярен, в него пришли большие деньги и я не исключаю, что когда-нибудь большие коллеги мои будут работать в киберпространстве.
О зарубежной прессе
Меня очень поразили интервью, которые делают спортивные журналисты в Англии. Они сильно отличаются от нашего понятия интервью. То есть у нас это вопрос-ответ, как правило. Если мы говорим об интервью со спортсменами, которые я читал и продолжаю читать, например в издании The Guardian, Times – больших, серьезных, то, как правило, это повествование, которое сопровождается цитатами. То есть тут больше рассказа о самом человеке плюс немного того, что он говорит, а не вопрос-ответ, как у нас. Это очень интересная форма, красиво составленный текст. У нас это строгая последовательность, если ты задал вопрос, получил ответ, дальше идешь, такая структура интервью. Там эта структура меняется и ты, как журналист, выстраиваешь свой текст как тебе удобно и кажется интересным.
О том, как выстроить интересный сюжет
Важнейшее качество журналиста – любопытство. Если тебе интересно, ты сделаешь сюжет интересным для других. И ты должен замечать абсолютно любые мелочи. Расскажу такую историю. Мы поехали снимать неспортивный сюжет в село Стебаево Липецкой области о том, что местный дядька был уверен, что это родина русского самогона. Мы ехали, искали этого человека и заехали в дом, который был весь увешан флюгерами. Я вышел, зашел туда, выходит дед с ножом. Я спрашиваю, как найти того, кого мы ищем, он показывает, что тот дядька живет дальше через три дома. И спрашиваю, почему у этого деда весь дом во флюгерах, он отвечает, что мастерит их. Оборачиваюсь и вижу, что на стене гаража под крышей мелом написаны даты и предложения с орфографическими ошибками и я понимаю, что дед вел дневник, как умирала его жена. Это был колоссальный эффект и естественно нужно было делать историю об этом. Дед это скрывал и не собирался выставлять на показ, но мимо этого пройти было нельзя. Я спросил у него 25 разрешений и мы сделали историю и про флюгеры и про его жизнь и дневник смерти жены. Любопытство должно быть в каждой секунде твоего пребывания на работе. Всегда говорят, что новости нет там, где нет журналиста. Дико слышать любую фразу в духе «новостей сегодня нет». Новости есть в каждом доме. Когда ты приезжаешь на спортивное мероприятие, важно найти какую-то околоспортивную деталь и вокруг нее выстроить весь сюжет.
Расскажу, как открывали почетную доску герою войны. Дом, доска, пионеры, стрельба, цветы, все замечательно. Я решил зайти внутрь, узнать, в курсе ли жильцы, что за доска и о чем она. Зашел и увидел, что там на 3 квартиры один чугунный унитаз. Один туалет на три квартиры. Спрашиваю, как люди там живут. Они отвечают – дом под снос с 1973 года. И на нем открыли памятную доску. И материал получился совершенно другой. Дом не снесли, сделали капремонт. Это позор – такая красивая история, сделали доску, ремонт сверху, но внутри творился ад. Всегда найдется какая-то другая сторона. Очень важен ракурс, с которого ты посмотрел на ту или иную новость. В любом спортивном соревновании всегда найдется какая-нибудь история, которую ты раскрутишь и которая сделает для тебя этот сюжет интересным. Все должно быть персонифицировано, все через человеческую историю и тогда это будет интересно.
Фото -пресс-служба Объединенного совета обучающихся ВГУ UKNOW, Мария Барихина, sports.ru
Спасибо за интервью.
Маленькая просьба к Вам по комментариям.
Меня зовут Дмитрий, мне 42 года. Я очень люблю хоккей, немного играю сам и часто его смотрю. Считаю, что из нынешних комментаторов матчей лучшими являетесь Вы, Юрий Розанов, Борис Майоров и, в меньшей степени, Роман Скворцов. Я имею ввиду эмоциональность комментатора, от которой зависит интерес зрителя даже к самой проходной игре. Спасибо Вам за то, что с Вами хоккей смотреть интересно!
Конечно, это дело вкуса… Но совершенно невозможно слушать усыпляющего Ткачёва с его непрерывным безэмоциональным потоком слов и непрерывные глупости по Первому каналу от Андрея Голованова и подобных, возможно, и специалистов в спорте, но явно не в комментаторской работе. Например, много интересного и профессионального рассказывают Александр Хаванов и Сергей Гимаев. Их очень интересно слушать. Но не во время матча, а в перерывах, во время анализа. Ибо комментируют они, увы, скучно.
Теперь к просьбе. Пожалуйста, поменяйте в Вашем лексиконе кошмарные «вылазит» и «вылазиют» на «вылезает» и «вылезают»!
В остальном же надеюсь на увеличение количества Ваших и Юрия комментариев!
С уважением, Дмитрий.