Живой музей «Спартака»
Про новый музей «Спартака» написано и сказано уже немало, хотя для посещения болельщиками он откроется только через несколько дней. Но, это как раз тот случай, когда ожидание стоит того. Я не удивлюсь, если каждый из переступивших порог этого удивительного футбольного храма, намоленного наградами, победами, славными именами и великими традициями, выйдет оттуда с желанием вернуться в музей вновь и вновь. Потому что одного раза для просмотра этого уникального места просто недостаточно. Разве что мельком взглянуть на стены, удивиться безграничным возможностям интерактивного просмотра, и, неожиданно понять, что ты здесь уже не десять минут, а целый час. Лувр, Русский музей, Третьяковка – там можно побывать и однажды, но приходить хочется еще и еще. Были бы возможности. Потому что это и кино, и театр, и книга, и, наверное, целая жизнь, которая продолжается, течет и изменяется.
Отдельные ветераны клуба уже успели посмотреть экспонаты музея до дня его торжественного открытия. И у каждого – море впечатлений. И каждый, если этого не сделал раньше, хочет принести туда что-то свое. Дабы на века оставить там частицу самого себя. Спрашиваю, стоя перед дверьми музея у Анатолия Константиновича Исаева, олимпийского чемпиона 1956 года: «Вы уже там были?». «Был», - отвечает. «И как?». 83-летний Анатолий Константинович, человек, повидавший в своей жизни многое и к преувеличениям не склонный, вдруг отвечает: «Знаешь, такого никогда не видел. Обалденно!».
Через некоторое время он вместе с Алексеем Парамоновым, Никитой Симоняном, президентом клуба Леонидом Федуном и министром спорта, президентом РФС Виталием Мутко поучаствует в открытии этого храма спортивных святынь «Спартака» и вновь будет с нескрываемым восторгом ходить по просторным залам, где одним кликом открываются уникальные страницы истории великого клуба. Сохранившиеся кадры кинохроники, призы, которые нынешние поколения и в глаза не видели, майки лучших игроков «Спартака», знаменитые бутсы Алексея Парамонова с частицами «золотой» земли Мельбурна. Наконец, старые потертые очки Николая Петровича Старостина, его анкета, которую он заполнял в очередной раз, уже в 1984 году, повышая на учебе свою квалификацию футбольного специалиста. Листая ее электронные страницы, вице-президент клуба Наиль Измайлов восхищался в нашем разговоре: «Николай Петрович не переставал учиться, хотя в то время вроде бы уже все постоянно учились у него. В 1982-м проходил курсы, два года спустя - опять…» Но это все так – бегло. На самом же деле каждый посетитель сможет замереть здесь надолго, надев наушники, посмотреть и послушать под комментарий диктора ход того или иного сюжета. Великие голы, великие футболисты... Да, что там великие. Здесь есть имена каждого спартаковца. Причем о каждом, при желании вы можете узнать еще больше. Один клик, другой... Министр спорта Виталий Мутко в сопровождении Леонида Федуна, группы ветеранов клуба и директора музея Алексея Матвеева, передвигаясь по залам, не переставал восхищаться увиденным. По-моему, у него, как и у каждого, возникало желание что-то потрогать руками, прикоснуться к очередной спартаковской святыне, спрятанной под музейным стеклом.
Один из представителей клуба неожиданно просит меня подойти к очередному интерактивному стенду и показывает удивительные документы: один, второй, третий... И останавливает внимание на каком-то листке: «а это знаете что? Это зарплаты игроков 1966-го года. Вот здесь, в ящике, оригинал, а теперь мы выводим этот текст на экран. Фамилии, суммы. Видите?». Я начал с интересом рассматривать листок, как вдруг увидел недалеко от себя Мутко и Федуна. И не мог не поделиться с ними этим документом. «Виталий Леонтьевич, любопытнейший экспонат». «Да? А что это?». «Зарплатная ведомость». Министр с интересом приблизился, стал искать очки. «Так. Очень любопытно. И какой год? 1966-й? Что там получается? 160 рублей, 180, 180 плюс 10…». Оторвавшись от документа, министр задумчиво поинтересовался: «интересно, в то время это были хорошие деньги?». И, увидев подошедшего Александра Мирзояна, еще раз задал этот вопрос: «Как думаете?». Александр Багратович, с присущим ему чувством юмора, со знанием дела и улыбкой пояснил: «ну, не такие, как сейчас, конечно, но по тем временам приличные. Кстати, дополнительные десять рублей в месяц полагались за звание мастера спорта…». Пошли дальше…
А дальше новая сценка - один из тренеров нынешнего «Спартака» Егор Титов, увлеченно переходя с одного стенда на другой, меняя наушники, окунался в мир того футбола, в котором он сам творил историю. Где-то рядом Ринат Дасаев, Сергей Шавло, Сергей Родионов, Дмитрий Аленичев – живые экспонаты. Вот кадры кинохроники, а вот и сами герои. Удивительное чувство сопричастности к тому, что было, есть и, конечно же, будет.
Этот музей – для всех возрастов. На любом стенде с его интерактивными возможностями можно задержаться надолго, просматривая любимых игроков, самые интересные матчи и составляя символическую сборную всех спартаковских времен. Но, что самое интересное и важное, этот музей уже не остается чем-то застывшим, даже еще официально не открывшись. Он пополняется и обновляется постоянно. Алексей Александрович Парамонов принес на открытие в дар, и это стало сюрпризом для всех, свою золотую олимпийскую медаль 1956 года. Никита Павлович Симонян тоже завещал музею все свои многочисленные награды. «Я пока медали храню дома, но когда уйду в иной мир, все мои награды, все мои успехи будут здесь, обещаю», - сказал 89-летний Симонян, на что Леонид Федун быстро среагировал: «Мы подождем еще лет двадцать, Никита Павлович, не торопитесь…».
А вот кому надо поторопиться, так это современному поколению спартаковских футболистов. И дело не только в том, что места в музее хватает и для новых наград. Просто болельщики самого популярного в стране клуба заждались новых побед и титулов. Красавец-стадион есть, уникальный музей открыт, строится многое другое. Ну, нельзя при таком внимании оставаться без призов не то, чтобы больше десятка лет, а каждый год.
И последнее. Советую всем и каждому: как только музей «Спартака» откроется в апреле – посетите его. Можете даже побывать там всей семьей, не пожалеете. Это тот самый случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать.