«Возможно, Промес подхватил «звездную болезнь». Это бывает»
После продолжительной зимней паузы «Спартак» провел два разных матча, которые и завершились по-разному. ЦСКА проиграли, у «Амкара» выиграли. Соперник был разного уровня, но против них выходила одна и та же команда – «Спартак». В трех таймах в общей сложности мы увидели один спартаковский коллектив и только во втором тайме против «Амкара» произошли изменения, затронувшие и качество, и содержание игры. Что в итоге и сказалось на результате встречи в пользу красно-белых.
У ЦСКА и «Спартака» было одинаковое количество времени для подготовки к сезону. Но, почему-то в том матче армейцы выглядели свежее. Недавно общался с одним из наших лучших современных тренеров. И вот он мне, в том числе, рассказывает: берем показатели футболистов до матча – все отлично, команда вроде бы должна выйти и играть здорово. А она появляется и начинает ползать по полю. Вот хожу и думаю почему это происходит…
Есть немало различных факторов, которые воздействуют на человеческий организм. Может быть, к матчу против ЦСКА спартаковцы еще не набрали нужных кондиций, не обрели той легкости в игре, которая могла бы повлиять на результат в лучшую сторону. И что мы увидели? Армейцы не давали свободы в работе с мячом, перекрывая все зоны. «Спартак» уступал практически по всем показателям. Да, бывает и такое, что уступая во всем, команда, тем не менее, побеждает. Проскочили, ударили, получился рикошет и мяч оказался в воротах. А у второй – куча моментов, но гола нет. Так вот, возвращаясь к трем упомянутым таймам. Постановка игры «Спартака» в них мне не понравилась. Ты ждешь всегда от своей команды каких-то атакующих действий, создающих остроту у ворот соперника. Но для этого нужны исполнители.
Говорили в свое время, что Широков якобы мешает Попову. Что Попов не может освоиться рядом с ним, поскольку вроде бы футболисты похожи по манере игры. Хотя, на мой взгляд, никакой схожести там нет. Но, так или иначе – Широкова в «Спартаке» мы уже не видим. Какой стала игра Попова? Какой и была: рваной. Может блеснуть, но стабильности нет. Или возьмите Мельгарехо. Чего мы от него ждем и надо ли этого ждать? Понятно, что всех рассудит только игра. Однако всегда существуют и какие-то предварительные факты для размышления. Когда тот или иной футболист приглашается в клуб, то смотрят: где играл, как играл, какие показатели имеет. Мы ведь по-прежнему хотим видеть в «Спартаке» законодателя мод, не так ли? Команда не выигрывает трофеи уже несколько лет? Это так. Но желание подняться на первое место никуда же не девалось. Поэтому и те люди, которые пополняют команду, должны это понимать. Они обязаны соответствовать определенному уровню. Откуда мы брали Мовсисяна? Из «Краснодара». Для той команды он был хорош. Для «Спартака» таким не стал. Почему? Потому что спартаковцы строят свою игру немного по-другому. Требования к каждому новичку – тоже иные, более завышенные. Мовсисян до этих требований не поднялся.
«Спартаку» нужны исполнители. А их сейчас нет. Хотя в каждой команде таких должно быть человек пять-шесть. Это костяк, который во всем: по психологической устойчивости, по физико-техническим показателям обязан стоять выше остальных. Это своего рода неприкасаемые, которые постоянно играют в составе. И, если кто-то из них выпадает, то встает вопрос о замене. Подчас это становится головной болью для тренеров, потому что замена каждого такого игрока – сложная вещь. Она же должна быть равноценной. Что обязан сделать Мельгарехо, перейдя в «Спартак»? Конечно же, прибавить по всем направлениям. Я не считаю, например, что ему гарантировано постоянное место в составе. Мельгарехо нужно это место заслужить. Как заслужил, например, Боккетти. Да, он тоже может допускать ошибки. Но видно же, что человек болеет душой. Шумит, кричит, что-то кому-то все время показывает: двигайтесь, делайте так… Самое худшее – это безразличие. Когда ты выходишь и играешь по схеме - как получится, так и получится. Что категорически неправильно.
Постоянно повторяю: «Спартаку» нужны лидеры. Нам надо взять игроков сразу на несколько позиций, где бы эти лидеры не опустили свою планку ниже определенного уровня. Что, например, происходит с Промесом? Мнения на этот счет могут быть разные. Мне думается, что тут, скорее всего, надо говорить о "звездной болезни". Ее еще никто не отменял. И приходит она подчас незаметно для человека. Вроде бы игрок, по его мнению, ведет себя все также, а на самом деле, в глазах окружающих, он, достигая каких-то высот, начинает меняться. Он уверен, что теперь на него надо смотреть по-другому, относиться к нему и общаться с ним не так, как раньше. Проявлять больше уважения. Видно, что парень, как и прежде, старается, но что-то не получается.
В перерыве матча с «Амкаром» я немного пообщался с Леонидом Арнольдовичем Федуном. И мы сошлись во мнении, что у нас впереди нет нападающего. Как же забивать? Промес, как правило, привык создавать остроту с флангов, а в этой встрече он то ли собирался вести игру, то ли замыкать передачи партнеров... В итоге он просто потерялся. А против такого всегда играть легче. Когда у него нет какой-то уверенности в себе, в своих действиях. Потом вышел Зе Луиш. Он игрок штрафной площади. Добивание мяча, борьба в воздухе… Этого футболиста надо только обслужить. Промес другой. Ему нужна ширина действий. Если он получает мяч один в один с соперником, он с ним может довольно легко расправиться. До выхода Зе Луиша мы просто доводили мяч до штрафной и все. Дальше, в глубине у нас человека не было, отдавать мяч некому.
Конечно, можно играть впереди по различной тактической схеме. Не исключаю, что могла сработать и та, что поначалу применил «Спартак». Но тогда нужны исполнители, которые обязаны все делать правильно. Возможно, игроки группы атаки не поняли Дмитрия Аленичева. Я думаю, что за счет контроля мяча предполагалось вытянуть на себя защитников, открыть зоны и в эти зоны из глубины могли врываться и Мельгарехо, и Промес. Не получилось. На что тренерский штаб и среагировал. Перестроились. Поэтому Аленичев и сделал правильный шаг, выпустив вместо Мельгарехо нападающего Зе Луиша. Результат сказался…
на данном этапе я не вижу только одного: результатов тренерской работы. Впечатление плохой тактической выучки, слаженных переходов от обороны к атаке и наоборот и отсутствие наигранных комбинация.