6 мин.

Еще не ренессанс. Но уже что-то

Обозреватель Sovsport.ru Михаил Борзыкин разбирает игру «Спартака», спасшегося в матче с «Амкаром».

Тактическая рокировка

Не совсем правильно говорить, что Дмитрий Аленичев наигрывал сегодняшнюю модель на сборах. Наигрывание предполагает какое-то постоянство. Нет, Аленичев попробовал ее один раз – в спарринге с «Шерифом» (3:3). И то пошел на это, наверное, из-за Мельгарехо – парагваец тогда только пришел в команду и надо было его куда-то пристраивать. А после вернулся к схеме с Зе Луишем, которую и выставил на суд футбольной общественности в матче с ЦСКА. Осудили. И не поняли бы Аленичева, не поменяй он ничего в следующем матче.

Перестановки коснулись как тактики, так и состава. Зотов вышел вместо Зе Луиша, и «Спартак» перешел на привычную игру с тремя исполнителями в средней линии, с Поповым над ними и тандемом форвардов Мельгарехо – Промес еще выше. 4–4–2 с ромбом в центре поля – по-видимому, альтернатива базовой вариации. Почему тренерский штаб красно-белых не сыграл так с ЦСКА, до сих пор остается загадкой. Все-таки создавать плотность в средней линии логичнее против топ-соперников, к коим «Амкар», даже нынешний, не относится.

«Спартак»

Первый тайм и Попов

В первом тайме игра проклевывалась фрагментами, бессмысленные фланговые подачи сменялись коротким перепасом через центр. Атака, в общем-то, присутствовала, а вот такая, чтобы комбинационная, продуманная и качественная – вряд ли. Владея территориальным преимуществом, «Спартак» имел лишь подходы. Когда требовалось предпринять последнее усилие, обязательно что-то шло не так. Как правило, последний пас.

Картина маслом: стоят спартаковцы и один амкаровец между ними – и мяч обязательно приходит к последнему. Таких эпизодов было десятка полтора, не меньше. Хозяева были настойчивы, как будто заключался в этом какой-то подвох, скрывалась некая тактическая хитрость…

Сложно сказать, что случилось с Поповым, но в эту субботу он был худшим игроком на поле. 44% брака во всех технико-тактических действиях; преуспел только в единоборствах – 63% выигранных дуэлей. В том, что относится к его непосредственным обязанностям, был сам не свой. Цифры, от которых бросает в дрожь: 62% точных передач, 0% точных острых передач, 0% точных передач в штрафную площадь соперника. Вот такое, понимаешь, плеймейкерство.

Все передачи Попова

Второй тайм и Зе Луиш

Непрерывно владея мячом (временами оно доходило до 77%), «Спартак», хоть и играл неуклюже и посредственно, все-таки изматывал «Амкар», высасывал из него жизненные силы. Поначалу казалось, что во втором тайме пермяки намеренно сели в оборону и действовали по сопернику. А потом стало ясно: выдохлись. Не железные они, солдаты гаджиевские, не всякий темп выдержат. А «Спартак» задал такой темп, что было жарко. Пусть не качеством, так напором. Не интеллектом, так агрессией.

Аленичев произвел три замены, которые усилили игру. Кстати, вот вам, критики тренерского штаба «Спартака», тема для раздумий на выходные. Лучше всех в игру вошел Зе Луиш. Если до Промеса и Мельгарехо мяч в самый ответственный момент не доходил, то до африканца – пожалуйста. Это качество – умение выбирать позицию – у нападающего отмечали давно. Не только смеялись над его реализацией. И это качество пригодилось снова. Не растворился Зе Луиш – спасать вышел. Гол плюс заработанный пенальти – и смех резко притих.

Если в первом тайме «Спартак» нанес 6 ударов по воротам (точность – 17%), то во втором – 12 (42%). Вместе с этим во второй половине встречи гораздо чаще вступал в единоборства – 113 (54%) против 92 (52%) и отборы мяча – 13 (7) против 6 (4). При этом точность передач осталась прежней – 83%. Это говорит, во-первых, о том, что «Спартак» стал играть острее, не останавливался на фазе «подхода», а доводил атаки до завершения, а во-вторых, о том, что оказался лучше, чем «Амкар», готов физически.

Еще важный момент: после перерыва «Спартак» включил прессинг, за счет чего выигрывал большинство мячей в так называемой зоне подборов. В свою очередь, благодаря этому имел атаку вторым темпом. На этот раз центр поля остался за красно-белыми. Ниже на графике вы найдете ответ на вопрос, почему «Спартак» должен играть с тремя исполнителями в средней линии. В том числе поэтому.

Выигранные единоборства в зонах

Выводы

1. «Спартак» по-прежнему сыроват и недостаточно оснащен во всех линиях. Никакого чудесного ренессанса не случилось. Проблемы остались. Все еще больше хаоса, чем мысли. Игра спотыкается, падает в грязь, приподнимается на одно колено и снова падает. Иногда получается встать и распрямится в полный рост – и тогда бьют ключики того, что принято называть связным, осмысленным комбинационным футболом. Беда «Спартака» в том, что эти периоды вдохновения слишком уж скоротечны. А иногда, как в матче с ЦСКА, их вовсе нет.

2. Аленичева можно ругать за плохую подготовку команды. И вообще за то, как некоторые считают, что не тренер. Но Аленичев:

а) изменил тактику, которая сработала

б) произвел замены во втором тайме, которые сработали

в) сделал ставку на давление, которое сработало.

Функционально «Спартак» превзошел «Амкар». Этот «Амкар», не знавший поражений в трех матчах кряду и не пропускавший до удара Зе Луиша на протяжении 380 минут. И тактически «Спартак» превзошел «Амкар». Пермяки на рокировки в составе соперника симметрично не ответили. Три замены – два гола.

3. Второй тайм показал, что потенциал у атаки «Спартака» есть. А представьте, если бы еще Попов, проваливший матч, играл на своем уровне. А вот про оборону этого не скажешь. Все так же беспомощно и безнадежно. Гол «Амкара», кстати, очень напомнил армейскую комбинацию с участием Широкова, Еременко и Мусы. Здесь тоже голевая атака пришла с фланга Комбарова, тоже свои зоны потеряли центральные защитники (Боккетти о чем-то сладко мечтал, а Гранат пошел за Прудниковым), тоже Макеев выполнял работу за других (и тоже, словом, неудачно). Гол из центра штрафной? Головой? Вот это новость! У «Спартака» таких уже семь штук. Больше пропустили только «Анжи» и «Мордовия».

4. Чисто психологически эта победа, пожалуй, даже важнее трех очков. Волевая, что со «Спартаком» случается крайне редко – всего четвертая за два последних сезона. Безумно трудовая. На характере. После таких побед, бывает, окрыляет. Уверенности придает уж точно. Глядишь, и заработают командные механизмы на полную мощь. А нет – значит, потолок. То ли тренерский, то ли командный. А может, все вместе. Есть о чем подумать. Матч с «Анжи» – в пятницу.

Михаил Борзыкин: Советский Спорт