Новый рассвет и беспроигрышная серия. Часть первая
«Мрачные годы седьмых мест были намного хуже Кальчополи и ссылки в Серию B. Возвращение на былые позиции и выигрыш скудетто без единого поражения навсегда останутся в истории «Ювентуса». Это было уникальное и особенное событие», - Джорджо Кьеллини
Иногда даже те люди, что следят за футболом в течение многих лет, могут быть шокированы увиденным настолько, что снова влюбляются в игру, как это однажды уже было с ними в детстве. После двух ужасных лет команды под руководством Чиро Феррары, Альберто Дзаккерони и Джиджи Дель Нери, финишировавшей в Серии А дважды подряд на седьмом месте, клубный менеджмент решился на широкомасштабные изменения. Как и много раз в своей истории, чтобы обеспечить себе светлое будущее, «Ювентус» обратился к прошлому.
Незадолго до окончания сезона 2010/11, Беппе Маротта объявил об отставке своего близкого друга Дель Нери и приходе ему на смену никого иного как Антонио Конте. Новый тренер был капитаном «Ювентуса» в победный период выступлений под руководством Марчелло Липпи, однако имел не самый большой тренерский опыт, включая неудачные 19 матчей во главе «Аталанты» в Серии А.
Кроме назначения главным тренером человека, чьими наибольшими достижениями был выход в высший итальянский дивизион с «Бари» и «Сиеной», Беппе Маротта закончил межсезонье тем, что вновь не смог подписать давно обещанного форварда с мировым именем. Вместо этого он привел в клуб несколько футболистов, хоть и не впечатляющих, но зарекомендовавших себя в прошлых клубах крепкими игроками, таких как Штефан Лихштайнер из «Лацио» и Артуро Видаль, переехавший на Аппенины из Германии. Фанаты, между тем, не без основания ставили под сомнение разумность подписания из «Ромы» невероятно противоречивой фигуры в лице Мирко Вучинича.
И все же, главным образом беспокойство вызывал Конте, человек, которому, тем не менее, был присущ знаменитый ювентийский дух как никому другому. Вместе с Дель Нери они имели один общий недостаток, заключавшийся в тяге к игре по схеме 4-2-4, привлекшей Конте сразу после того как он сменил капитанскую повязку на тренерскую скамью. Используя ее, бывший капитан «Юве» смог добиться успеха в Серии B, но она была изначально обречена на провал в соперничестве с клубами высокого уровня ввиду слишком малой плотности в средней линии.
Все эти и многие другие сомнения были развеяны в первом же туре усилиями игрока, обозначившего свое появление в клубе в той же манере, что и в первом своем матче в Серии А более десяти лет назад. В один из апрельских дней 2001-го года мир стал свидетелем того как Роберто Баджо своим привычным божественным касанием принял великолепный длинный пас, пробросив мяч мимо Эдвина ван дер Сара, а затем завершил атаку ударом в пустые ворота. Этот гол помог скромной «Брешии» заработать очко в выездном матче против явного фаворита «Ювентуса», однако тот гол, и, что более значительно, невероятный пас, представили широкой публике Андреа Пирло – плеймейкера, играющего в глубине полузащиты.
Хотя многие в его родной Италии знали о нем еще в то время, когда ему был 21 год, человек, появившийся в тот день на «Стадио Делле Альпи» предстал перед ними в ином обличии. К тому моменту Пирло был для всех традиционной десяткой, и в течение всей своей карьеры, продолжавшейся уже шесть лет и включавшей опыт выступлений за «Реджину» и «Интер», он играл под нападающими. На этой позиции он, будучи капитаном сборной, великолепно проявил себя на победном для Италии молодежном чемпионате Европы 2000-го года, где не только завоевал звание лучшего игрока турнира, но и стал лучшим бомбардиром.
Теперь же он был игроком, носившим на спине пятый номер и располагавшимся перед защитниками, однако вместо того, чтобы исполнять роль опорника, он вел игру, начинал атаки и распоряжался мячом, заново изобретя многими давно забытую роль. К счастью для Пирло, а также «Милана», «Ювентуса» и сборной Италии, тренер «Брешии» Карло Маццоне достаточно долго работал с подобными игроками, чтобы запомнить те дни, когда футболисты данного амплуа были главными действующими лицами. Для молодого полузащитника смена позиции стала во многом вынужденной мерой. Наличие в команде Роберто Баджо, исполнявшего ту же роль, что и он сам, означало, что Андреа придется подыскать новое место на поле.
Особой похвалы в этой ситуации заслуживает Карло Анчелотти, чья проницательность и вера в Пирло, стали катализатором приобретения игрока в «Милан» на роль реджисты. Доверие тренера, хоть и не было таким эффектным и необычным, как смена амплуа, сделанная Маццоне, стало жизненно важным для Пирло и позволило ему вырасти в того игрока, которого мы знаем сегодня. С первых игр в Ломбардии, футбольный мир не мог не заметить его превращения из юного ученика Баджо в полностью сформировавшегося полузащитника.
Возмужав в течение первого сезона, Пирло помог «Милану» выиграть две Лиги Чемпионов, а национальной сборной – чемпионат мира в 2006-м году. Тот турнир в Германии, когда Андреа находился в непревзойденной форме, возможно более чем любой другой период его карьеры обозначил Пирло в качестве одного из величайших игроков своего поколения. Он помог адзурри сломать традицию плохо проводить стартовый матч чемпионата мира, забив великолепный гол дальним ударом и приведя Италию к победе над Ганой со счетом 2-0, попутно став игроком матча. Лучшим игроком он был признан затем и в полуфинальном матче против хозяев чемпионата, и даже в финале, когда его блестящее выступление оказалось в тени из-за драматичной серии послематчевых пенальти и шокирующего удаления Зинедина Зидана.
Пять лет спустя вдохновитель камбэка «Милана» в матче против «Ливерпуля» в финале Лиги Чемпионов 2006/07, проведший пару сезонов, страдая от травм, неожиданно оказался не нужен россонери, решившим не продлевать с ним контракт. Решение было принято вице-президентом «Милана» Адриано Галлиани после обсуждения с Жан-Пьером Меерссманом, главой знаменитой медицинской академии «Милан Лаб», и главным тренером Массимилиано Аллегри. Беря в расчет то, что Италия под руководством Роберто Донадони была выбита Испанией с Евро-2008 на этапе четвертьфинала из-за того, что Пирло пропускал матч из-за дисквалификации, а команда Марчелло Липпи потерпела крах на чемпионате мира 2010-го года, в котором Андреа из-за травмы провел на поле лишь 34 минуты в заключительном туре, мнение Аллегри стало решающим фактором, т.к. он был первым тренером за долгое время, нашедшим способ побеждать без Пирло.
В течение сезона 2010/11, в котором «Милан» завоевал скудетто, полузащитник вышел в основе всего в 12-ти матчах, и это было наименьшее количество игр, начиная с его первого сезона на "Сан Сиро». Зачастую Пирло приходилось играть на левом краю полузащиты, т.к. его новый тренер стремился укрепить игру своей команды в этой зоне. Пожертвовав возможностями итальянца изобретать и творить на поле в угоду более традиционной манере игры стоппера в лице Марка ван Боммела и энергии Кевина-Принса Боатенга, «Милан», по словам тогдашнего тренера «Барселоны» Пепа Гвардиолы, «потерял фантастического игрока».
Немногие верили в то, что на высшем уровне полузащитник все еще способен быть настолько важен, как это описывал Гвардиола, в свое время заменивший Пирло в «Брешии», когда тот отправился в «Милан». Пирло улыбался, когда Галлиани в качестве прощального подарка преподнес ему ручку производства Cartier, на которой была выгравирована эмблема «Милана». Вероятно, данный подарок и был достоин человека, долгое время поддерживавшего россонери, но возможно величайший полузащитник Италии всех времен чувствовал, что после стольких лет в знаменитой красно-черной форме, он заслуживал куда большего. «Это была красивая ручка, но все же лишь ручка. С обычными синими чернилами», - писал он в своей автобиографии «Думаю, следовательно играю». «Адриано Галлиани сказал мне: «Не вздумай использовать ее, чтобы подписать контракт с «Ювентусом»». К сожалению для вице-президента и всех, имеющих отношение к «Милану», уроженец Флеро поступил совсем наоборот.
«В качестве прощального подарка я ожидал нечто большее, чем ту шутку Галлиани. Мои десять лет в «Милане» закончились именно так. Но я все равно улыбнулся», - писал Пирло, вероятно уже другой ручкой. Несмотря на то, что в течение десятилетия фаны бьянконери воспринимали полузащитника как соперника, они приняли его так, что тот сразу почувствовал Турин своим домом. В первой же игре за «Ювентус» Пирло доминировал на поле, чего не случалось с ним в течение всего предыдущего сезона.
Тот матч был первым в эпохе Конте и вобрал в себя все, чем стал «Ювентус» на протяжении следующих 48-ми матчей, проведенных без единого поражения. Кроме этого, первый тур нового сезона стал матчем открытия нового «Ювентус Стэдиум», а первым соперником туринцев в их новом доме стала «Парма». Ведомые уроженцем Турина и воспитанником молодежной академии «Юве» Себастьяном Джовинко, в тот момент находившимся в совладении обеих команд, дукали (прим. переводчика: «ducale», ит. – «герцогский», прозвище «Пармы») дважды обыграли команду Дель Нери в предыдущем сезоне, тем очевиднее стала разница между старым и новым «Ювентусом».
Прошло всего 15 минут после начала встречи, когда Пирло освободился от двух соперников и, практически не глядя, забросил мяч за спины защитников пармезанцев. Как и тот пас на Роберто Баджо десятилетие назад, эта передача нашла своего адресата, которым был Штефан Лихштайнер, незамеченным ворвавшийся в штрафную с правого фланга. Швейцарский фуллбэк одной ногой принял мяч, а другой пробросил его мимо беспомощного Антонио Миранте, после чего открыл счет в матче. Новый дом бьянконери получил автора первого гола, а «Ювентус» не только нашел нового героя, но и вместе со всей Италией заново открыл для себя неоспоримость гения Андреа Пирло.
Конте сделал много больше, чем просто дал полузащитнику место в составе, он, вслед за Маццоне, Анчелотти и Липпи, сделал Пирло краеугольным камнем своей команды, где тот снова мог творить, подтверждая свое прозвище «Архитектор». Вместе с поддерживавшими его неутомимыми партнерами, такими как Артуро Видаль, Клаудио Маркизио и Симоне Пепе, они образовали настолько эффективную команду, о которой никто из болельщиков не мог даже и мечтать.
В итоге «Ювентус» победил со счетом 4-1, хотя и забил второй мяч лишь в середине второго тайма, сумев продемонстрировать смесь уверенности, выверенных передач и постоянного прессинга. Бьянконери непрерывно вступали в отбор и перехватывали мяч бесчисленное множество раз, оставив несчастным джаллоблу менее 30% владения мячом и совершив за матч более 400 точных передач.
Как и каждую неделю после этого, Пирло в тот день был сердцем игры «Ювентуса». Суммарно он совершил 122 касания мяча, почти все из которых были передачами на партнеров, добавив второй голевой пас, приведший к первому разгрому соперника в сезоне. Два гола и 110 передач полузащитника вызвали восхищение Джиджи Буффона, который в интервью La Repubblica сказал следующее: «Для нас это сделка века. Когда я наблюдал за его игрой перед моей линией защиты, я осознал, что Бог существует».
Андреа Пирло сохранял свою отличную форму на протяжении всего сезона, забив три мяча, сделав тринадцать голевых передач и создав более 100 голевых моментов для своих партнеров, которые, к сожалению, далеко не всегда преуспевали в их реализации. Он сделал больше пасов чем любой другой игрок в Серии А, однако судить игрока таких способностей только по его статистическим показателям, значит забыть обо всем, что делает его великим. Его стиль, грация, легкость в каждом действии определяют не только его стиль игры, но и его личность. Многие говорили о Пирло как о настоящем чемпионе в молодом и голодном до побед составе «Ювентуса», а Марчелло Липпи однажды очень точно охарактеризовал полузащитника, сказав о нем следующее: «Пирло – молчаливый лидер. За него говорят его ноги».
Эти же самые ноги получили похвалу в 2007-м году от другой знаковой фигуры, человека, который во многом предопределил будущее той «Барселоны», которую мы видим сегодня, команду, вобравшую в себя многие качества, присущие итальянским командам. Как сказал Йохан Кройф на конференции УЕФА: «Пирло своими ногами может сделать все что угодно. Он гений». Наблюдая за тем, с какой легкостью он работает с мячом даже под прессингом соперника, как он читает игру и своей, и чужой команды, начинаешь понимать уровень его таланта, уникального в целом поколении.
Уважение, которым к нему проникся голландский маэстро, говорит о многом. Пирло лучше всего преуспевал под руководством тех тренеров, которые и сами в свое время исполняли в команде аналогичную роль и отлично понимали игру. Не секрет, что Анчелотти был в сердце того невероятного «Милана», выигрывавшего Кубок европейских чемпионов в конце 80-х и начале 90-х, а Липпи свою скромную карьеру провел в полузащите «Сампдории». Возможно, и прошлое Конте в полузащите «Юве», выигравшего Лигу чемпионов, стало значимым фактором в работе с Пирло, дав возможность увидеть и понять, что нужно Андреа для проявления своих лучших качеств.
Верой в то, что Старая Синьора засияет, если ее новому лидеру будет дана свобода творить, также был наделен и человек, многое знавший о том, как добывать трофеи для туринцев. Мишель Платини, игрок, которого фанаты бьянконери называли «Королем», сказал в интервью La Stampa: «Если у Пирло идет игра, все сложится как нельзя лучше». То, что было правдой в 2001-м году, когда Пирло своим пасом на Роберто Баджо увел скудетто из под носа «Ювентуса» и отдал его «Роме», осталось правдой и после того, как история сделала полный цикл. Теперь Андреа носил майку в знаменитую черно-белую полоску, а его новый клуб сделал ставку на то, что эти невероятные передачи вернут его на землю обетованную.
Продолжение следует...
Перевод: Андрей Сыроегин и Сергей Хавролев
Глава 1. Рождённые на скамье: ранние годы «Ювентуса»
Глава 2. Первые герои: Джампьеро Комби и «Золотая пятилетка»
Глава 3. В гостях хорошо, а дома лучше: стадионы «Ювентуса»
Глава 4. Короли Италии: семья Аньелли
Глава 5. Джон Чарльз и волшебное трио
Глава 6. Беппе Фурино: неутомимая легенда
Глава 7. Рождение нечто особенного: финал Кубка УЕФА 1977
Глава 8. Джованни Трапаттони и Мишель Платини - Короли Италии
Глава 9. Триумф и трагедия «Эйзеля» и Гаэтано Ширеа
Глава 10. Характеризуя поколение: Межконтинентальный кубок 1985 года
Глава 11. Роберто Баджо, Иан Раш и легендарные противостояния. Часть первая
Глава 11. Роберто Баджо, Иан Раш и легендарные противостояния. Часть вторая
Глава 12. Трапаттони возвращается, а Марчелло Липпи приносит величие. Часть первая
Глава 12. Трапаттони возвращается, а Марчелло Липпи приносит величие. Часть вторая
Глава 13. 5 мая 2002 года: Рождение нового противостояния
Глава 14. Конец эры Липпи возвращает Фабио Капелло
Глава 15. Кальчополи и перерождение клуба
Глава 16. Навсегда в наших сердцах: Але, Рикки и Джанлука Пессотто
Глава 17. Алессандро Дель Пьеро: величайший во все времена
Глава 18. Пять самураев. Часть первая
Глава 18. Пять самураев. Часть вторая
Глава 19. Ошибка в лице Алессио Секко и то, к чему это привело
Глава 20. Новый рассвет и беспроигрышная серия. Часть первая