6 мин.

"Вувузельеры"

Вы слышите их? Они уже рядом

Заметка футбольно-кинематографического толку о проблемах корпускулярно-волнового дуализма в пространственно-временном континууме

Мне кажется, многие люди моего поколения должны были до сих пор сохранить при себе определенные кинематографические воспоминания. Из того, прошлого времени. Времени, когда поход в кино стоил чуть дороже буханки хлеба, и все этим пользовались; времени «стульчаковых» видеосалонов, и наступившей вслед за этим эры формата VHS.

Однако же, все эти многочисленные возможности не мешали нам в большом количестве смотреть кино и по телевизору. А ведь тогда его показывали не в пример больше, чем сейчас. Даже целые каналы были (не обязательно кабельные), которые специализировались на показе полнометражных лент. Так же, кстати, дело обстояло и с «мультиками». Я, вот, пару раз вскользь задавал этот вопрос сам себе. «А почему сейчас совсем мало показывают мультфильмы? Русские, зарубежные, любые». Ответ, в общем-то, очевиден. Потому что раньше не было такого количества сериалов, ток-шоу, псевдо ток-шоу и прочей телевизионной низкосортной ереси. Вопросы прайм-тайма и рейтингов стояли и тогда, но не так остро. Вот и баловали зрителя «чистым продуктом», неразбавленным присутствием ведущего и активным промыванием мозгов, показывая в больших объемах «мульты» и «киношку».

У всех у нас есть фильмы из детства. У каждого они свои, в зависимости от стилевых предпочтений. Любители боевиков, я уверен, с теплотой вспоминают фильмы с Чаком Норрисом. Поклонникам комедийного жанра на ум мог бы прийти «Голый пистолет», а ценителям клубничного десерта - картины Залмана Кинга. Да и как не упомянуть о тех, кому всего милей было наблюдать за кромсанием в мясной винегрет разнокалиберной нечисти в таких фильмах, как «Зловещие мертвецы» и пр. Кто-то называет эти фильмы культовыми, многие – знаковыми, но почти все вспоминают о них с особым трепетом. Потому что там было детство, и не важно - что мы тогда делали и как; главное – делалось и чувствовалось это по-настоящему.

Хоть в глубине души все мы и понимаем, что фильмы эти в большинстве своем из категории «B», но сентиментальные отголоски памяти с легкостью душат в нас эти мысли. Душат до того момента, пока мы не решаемся повторно их посмотреть уже в зрелом возрасте. Мы с радостью находим киноленту, в детстве доставившую нам столько счастливых минут, включаем ее и снова ждем чуда. Но только чуда не происходит, и уже через 15- 20 минут с видом обманутого вкладчика, плюясь, мы нажимаем на стоп. Так происходит не всегда, но очень часто. Поэтому: не пересматривайте эти фильмы, не рушьте миф.

Меня в те светлые годы больше прочих привлекал жанр фантастики. Завидев на афише кинотеатра, расположенного близ моего дома, робота или космический корабль, я тут же бежал в кассу, уже предвкушая очередное путешествие в иной мир в мягком кресле. Да и программа телепередач нередко радовала меня подобными фильмами.

Много тогда было пересмотрено, но первое, что приходит на ум - это: фильм про битву огромных роботов, которыми управляли находящиеся внутри люди; фильм «Враг мой» про дружбу космического пилота и аборигена с чуднОй планеты; кинолента под названием «Заклятие долины змей» про какую-то разрушительной силы эссенцию, которая, попав на человека, превращала его в чудовище. Не забуду и еще одной картины, название которой не помню, где сумасшедший ученый мастерил самонаводящиеся пули и мерзких механических жуков со смертоносными жалами, от которых сам же в конце и принял смерть.

Был и еще одним фильм, ради которого, собственно, я и затеял всю эту ретроспективу. Называется он «Лангольеры». Уверен, что многие его смотрели, ну, а тем, кто не смотрел, вкратце расскажу сюжет.

Группа людей уснула в обычном пассажирском самолете, а проснувшись, обнаружила, что кроме них, спавших, все остальные пассажиры исчезли. Кое- как приземлив самолет в одном из аэропортов (благо среди пассажиров оказался пилот), они увидели, что и здесь нет ни единой живой души. Да и место какое-то странное. Все здесь вроде бы и так (за отсутствием людей) да что-то смущает, что-то гнетет. В итоге оказалось, что попали они в параллельный мир, отстоящий от реального на несколько минут. И что самое страшное - мир этот через какое-то время уничтожается ужасного вида существами – лангольерами. Но об этом они узнали позже. Сначала они просто разбирались, что к чему, и куда они вообще попали. Через какое-то время к всеобщему угнетенному состоянию примешался еще и какой-то непонятный гул (это как раз лангольеры приближались, подчищая и пожирая на своем пути остатки этого мира). Шум этот нарастал, нервируя людей все больше и больше. Людям это категорически не нравилось, и они решили поскорее отсюда смотаться. Тем более что еще и один взбрендивший пассажир всячески отравлял им существование. В общем, как это водится, все в последний момент поняли, что им надо делать, чтобы спастись, влюбленные сердца соединились, а зло в виде взбрендившего мужика было наказано жесточайшим образом.

Кульминацию представляю вашему вниманию. Думаю, перевод излишен.

А теперь к футболу…

Этот почти трехнедельный период перед чемпионатом мира, период футбольного безвременья, когда футбольная жизнь в нашей стране как бы остановилась, очень напоминает мне тот параллельный мир, в который попали действующие герои вышеописанного фильма. Вроде бы, все как прежде: и разговоры о переходах, и товарищеские матчи, и интервью игроков и тренеров. Но не покидает ощущение, что все это не с нами, все это не по-настоящему; что чего-то не хватает, и настоящая жизнь проходит где-то очень далеко.

Объяснение этому ощущению простое. Наша сборная не едет на мундиаль, и этим все сказано. Все же мы понимаем, ЧТО бы было, если б мы туда пробились. Мы бы играли товарищеские матчи, волнуясь при этом, как бы Паша Погребняк не повредил свое колено; мы бы слушали интервью своих игроков по десять раз на дню и во всевозможных интерпретациях; мы бы искренне переживали о том, что у Жиркова заболел зуб, а Андрюше Аршавину не понравился компот в столовой. Мы бы погрязли, утонули в этой суете. В общем, все мы, футбольный и околофутбольный люд, просто бы жили. А сейчас мы не живем. Сейчас мы попали в эту пространственно- временную воронку и ухнули в футбольное небытие.

Я не хочу продолжать сравнение, говоря, что, проиграв Словении, все мы очутились мигом в прошлом (тем более, что я так не считаю). Но эта аналогия напрашивается сама собой, особенно, что касается тех болельщиков, которые после ЕВРО-2008 пребывали в сладкой полудреме и по сюжету уж точно должны были очутиться в этом параллельном мире, с ужасом осознав, что вдруг, в один момент, окружающий их чудесный футбол родной сборной испарился.

Как и в фильме, переживания и переосмысление причин, по которым мы попали в эту новую (быстро забытую старую) для себя ситуацию, сменилось вначале апатичным спокойствием, а затем несколько гнетущим ожиданием будущего. Тревоги добавляют уже отчетливо, уже совсем рядом слышные звуки вувузел. Все мы понимаем, что завтра начнется что-то особенное: то, что уже никогда в таком виде не повторится; то, что принесет нам новые эмоции и новую жизнь. Жизнь настоящую, несмотря на то, что мы попадаем туда лишь в качестве стороннего наблюдателя. И если помешать героям фильма вернуться в нормальную жизнь могли лишь лангольеры, просто-напросто сожрав их, то всем нам уже ничто не помешает побывать там, хотя бы просто зрителями. Помешать нет, но отравить пребывание - запросто. И если не только на матчах с участием ЮАР, но и на всех остальных матчах будут эти ужасные дудки (а они таки будут, чует мое сердце), то они просто сожрут мой мозг.

Вувузелы и вувузельцы, не жрите мой мозг. Я не вынесу этого шума.

 

P.S.