6 мин.

Сможем ли забить, сколько захотим?

Информация о восьмом рабочем дне спартаковцев на сборе в Никосии. 

1:0, 2:0, 2:1, 2:2… По такому сценарию до шестидесятой минуты развивались события в первом контрольном матче красно-белых на Кипре с самым титулованным клубом Молдовы — «Шерифом» из Тирасполя. Когда же Ивелин Попов элегантно откинул пяткой мяч под удар Лоренсо Мельгарехо и парагвайский новичок «Спартака», мастерски закрутив снаряд, отправил его в верхний угол, невольно пришла на ум известная формула, выведенная великим Пеле в далекие шестидесятые. 

«Вы забьете, сколько сможете, а мы — сколько захотим!» В том конкретном случае речь шла о бразильской сборной. А то, что это не пустая бравада, советские любители футбола убедились в «Лужниках» 4 июля 1965-го в ходе соперничества национальных команд СССР и Бразилии. Кудесники мяча, мягко говоря, не без помощи Пеле забили в ворота Виктора Банникова и Анзора Кавазашвили три мяча. В то время как хозяева поля ни разу не смогли порадовать голом стотысячную аудиторию Большой спортивной арены. 

Вы спросите (и будете по-своему правы): какая связь между историческим матчем более чем пятидесятилетней давности и вчерашним контрольным с участием красно-белых и лидера молдавского футбола? И все же ассоциации не возникают из ничего и не исчезают бесследно… Так вот, все три гола спартаковцы забили в бразильском стиле, продемонстрировав чудеса техники. Причем снова вышли вперед, как только соперник догнал их на дистанции. И с трибуны казалось: сколько бы ошибок ни допустили мы в обороне и сколько бы раз «Шериф» ни наказал нас за это — все равно до финального свистка мы забьем на один мяч больше, чем молдаване плюс восемнадцать легионеров (!), защищающих их цвета. 

Возможно, если бы Лоренсо, хотя он и не бразилец, а парагваец, приступил к тренировкам в стане красно-белых после двухмесячного перерыва на несколько недель раньше, то, вероятнее всего, сообразил бы вместе с Поповым и Квинси Промесом гол–другой на троих. Но при этом где гарантия, что при защите собственных ворот мы бы за этот временной отрезок еще в одном–двух случаях не допустили бы непростительные промахи?! Если исходить из ситуаций, при которых три мяча оказались за спиной Артёма Реброва (к нему-то как раз никаких претензий), то вряд ли можно утверждать, что ничего подобного больше не повторится. 

Судите сами: первый пропущенный гол — чуть неверно выбранная позиция одним игроком. Второй — опять-таки грубейшая позиционная оплошность. Но уже не одного футболиста, а по меньшей мере двух. Ну а сколько человек расположились неправильно, вследствии чего в наши ворота влетел третий мяч (напомним, что это произошло после выхода один на один с голкипером), — на эту тему даже говорить не хочется. 

Право, не знаем, согласится с нами болельщик или нет, но, выражаясь языком футбола, накануне в Ларнаке спартаковцы забили все шесть мячей: три в ворота соперника, а остальные — в свои. Судя же по словам главного тренера Дмитрия Аленичева, которые он произнес перед началом сегодняшней утренней тренировки, наше мнение он скорее разделяет, нежели опровергает. Так или иначе, а Дмитрий Анатольевич вместе с Дмитрием Васильевичем Ананко, в прошлом профессиональным защитником, на ближайшем теоретическом занятии сосредоточатся прежде всего на действиях группы обороны. 

И в этом смысле шестой по счету контрольный матч «Спартака» за время сборов в Абу-Даби, Марбелье и в Никосии — пожалуй, самый ценный. А получился он таким вовсе не случайно, ибо, на наш взгляд, готовность «Шерифа» оказалась выше, чем у любого предыдущего соперника нашей команды. В общем, в понедельник у спартаковцев была наилучшая возможность во встрече с достойным спарринг-партнером и себя показать, и на других посмотреть. И кое-чему у этих других — а точнее, у многократных чемпионов Молдовы — даже поучиться. 

Конечно, можно было бы сделать скидку на то, что спартаковцы играли на фоне усталости: все-таки третий сбор, да и тот близится к концу. Но ведь и соперники, если брать в расчет лишь их пребывание на Кипре, вот уже шестнадцать суток как приехали на островное государство (в отличие от нашей команды, «Шериф» проведет здесь двадцать дней кряду). И, надо полагать, приехали не кукурузу охранять! В общем, популярный клуб из Молдовы и популярнейший из России состязались в равных условиях. Поэтому оправдания игроков тренерский штаб красно-белых рассматривать не станет. Впрочем, футболисты и сами понимают, где именно они сыграли не так, как от них требовалось. 

Понятно, что это контрольная игра — и о потерянных в ней очках говорить не приходится. И тем не менее соперники покидали поле стадиона гимнастического клуба «Зенон» в Ларнаке в разном настроении. Игроки «Шерифа» — в приподнятом: они в конце концов ушли от поражения. Футболисты «Спартака» — в расстроенных чувствах: команда дважды вела в счете и под занавес все-таки упустила победу. А значит, вопрос, сможем ли мы забивать на мяч больше, чем пропускать, пока остается открытым. 

Настолько же открытым, насколько открыты двери стадиона гимнастической ассоциации «Панкиприя» для журналистов и болельщиков на тренировках «Спартака». И сегодняшний послеигровой день не стал исключением. А посмотреть было на что! Особенно во второй половине занятия, когда началось соперничество на площадках для теннисбола. И если в первых встречах команды состояли из трех–четырех человек, то в заключительном поединке все собравшиеся стали свидетелями упорнейшего противоборства Ивелина Попова и Квинси Промеса. Попутно заметим, что Ивелин и Квинси в течение дня, проведенного на сборах, могут не один раз заключить пари — и при этом проигравший спешит как можно быстрее взять реванш.

 

Между тем матч по теннисболу между Поповым и Промесом по своему сюжету чем-то напоминал нашу вчерашнюю игру с «Шерифом». Голландец был близок к победе. Шутка ли — он вел с перевесом в семь очков — 9:2, а игра шла до 11. И тут болгарин, словно спохватившись, взялся за дело, что называется, засучив рукава. И уже в скором времени главный арбитр встречи Аленичев и его ассистент Джано фиксировали ничейный счет — 9:9.  Развязка получилась на редкость драматической. Ну а кто именно победил — история умалчивает. Впрочем, если соперники покидали поле боя в обнимку — значит, победила дружба! 

К слову, у Пеле, с упоминания о котором мы начали этот репортаж, после того давнишнего исторического визита в Москву появилась немало друзей. Одним из них стал журналист Лев Костанян. Правда, не сразу. Для начала надо было, естественно, познакомиться. И Костанян, воспользовавшись аккредитацией на игру, пришел в «Лужники» на предматчевую тренировку легендарной бразильской сборной. И не с пустыми руками, а с автобиографической книгой Короля футбола. После окончания занятия журналист протянул ее Пеле. Тот молча поставил автограф и вернул ставший в секунду бесценным экземпляр спортивного издания. Но, к удивлению бразильца, Лев вновь протянул ему книгу. И добавил на португальском языке, которым он владел в совершенстве: «Вот тут надо написать — моему другу Льву Костаняну от Пеле». Король футбола удивленно пожал плечами и совершенно искренне спросил: «А ты мне друг?» 

Так или иначе, а именно с этой минуты и завязалась дружба между советским журналистом и великим игроком. Игроком, без которого даже сборная Бразилии далеко не всегда забивала столько, сколько хотела...

Источник