Сюжет на два Романа. Как совместить Широкова и Ерёменко
Альф Рамсей после победы сборной Англии на чемпионате мира 1966 года сказал, что никогда не выставлял в своих командах на поле лучших игроков, а набирал сбалансированный состав. Легендарный тренер, за несколько лет дошедший от третьей лиги Англии до звания лучшего в мире, признавал, что совместить лучший и сбалансированный составы в одном практически невозможно, поэтому он и не пытался это сделать.
Прошло 50 лет, а сборная Англии с тех пор так и не добилась значимых результатов, причём почти 15 последних лет мучительно чахла над проблемой, которую так легко решил Рамсей. В лице Фрэнка Лэмпарда и Стивена Джеррарда у «трёх львов» был один из самых сильных центров полузащиты в мире, но вместе они так и не сыгрались — с 2005 по 2008 год сборная Англии в матчах, где легенды «Челси» и «Ливерпуля» играли одновременно, одержала всего 40%, а лучше всего — 75% побед — дела складывались, когда на поле был Джеррард, но не было Лэмпарда. «С Бекхэмом, Джеррардом, Лэмпардом и Скоулзом у нас была лучшая четвёрка в Европе, но мы так ничего и не выиграли, и это самое большое разочарование», — недоумевал позже Фил Невилл. И добавлял: «Возможно, если бы у нас был 23-летний Лэмпард и 34-летний Джеррард в качестве оттянутого полузащитника, это была бы лучшая комбинация. Это не сработало, потому что они были слишком похожими». Тренеры сборной Англии упорно не слушали своего самого успешного предшественника, делая выбор в пользу сильнейших, а не в пользу баланса. С дилеммой Рамсея этой весной придётся столкнуть Леониду Слуцкому. Главный тренер ЦСКА получил в своё распоряжение Романа Широкова к уже имеющемуся Роману Ерёменко и пока, судя по всему, оптимистично планирует совместить их в схеме с четырьмя защитниками, тремя игроками центральной оси и тремя атакующими футболистами.
Показатели
Если сравнить показатели Фрэнка Лэмпарда и Стивена Джеррарда за пять последних сезонов чемпионата Англии, они будут разительно отличаться только в графе «Забитые мячи», не самой главной для центрального полузащитника. Лэмпард и Джеррард сезон за сезоном шли по одним цифрам в точности передач, количестве ключевых пасов, ударов, единоборств и перехватов — неудивительно, что когда в сборной Англии на один звонок отвечали сразу два, пусть и высококлассных, оператора, начиналась путаница. У Ерёменко и Широкова ситуация немного иная. Они по разнице в возрасте ближе к тому, о чём помечтал Фил Невилл, и Широков, если задержится в ЦСКА чуть дольше, чем на полгода, почти наверняка станет играть глубже. Предпосылки для этого есть — шагая с Ерёменко в одни цифры по проценту выигранных единоборств, Широков чаще блокирует удары, пасы и навесы, а также удачнее играет на перехватах. В пользу такого варианта совмещения двух Романов говорит и чумовое умение Широкова моментально принимать решения, находясь в глубине поля. При примерно одинаковом проценте точности дальних передач путешествующий по лучшим клубам России полузащитник отдаёт больше острых передач, зоной назначения которых является штрафная соперника, играя глубже Ерёменко — 3,0 против 2,4 за матч. В этом — почти незаметный, но очень важный ресурс для усиления ЦСКА. Широков модернизирует полузащиту красно-синих умением проникать в штрафную — до сих пор игроки средней линии ЦСКА больше остальных в РФПЛ били издали. Это, в свою очередь, не лучшее умение новичка команды Слуцкого — за последние годы он не забил ударами из-за пределов штрафной ни разу.
Расположение на поле
Одного взгляда на две карты действий должно хватить, чтобы понять, в чём видится возможность совмещения Широкова и Ерёменко. Полузащитник сборной России привык действовать в целом чуть ближе к правому краю, а Ерёменко, с его инстинктивным умением отдавать передачи внешней стороной стопы — чуть левее. В этом плане противоречий между ними не видно. Другой вопрос связан с расположением треугольника полузащитников на поле. До сих пор Леонид Слуцкий видел его вершиной к чужим воротам, с одним футболистом, наиболее близким по функциям к «десятке». Возможно, с приходом в ЦСКА Широкова и возвращением в нормальную форму Ерёменко мы увидим разворот треугольника в сторону ворот «армейцев» — игра бульдога Понтуса Вернблума позволяет набрать команде необходимый для вершины таблицы объём оборонительных действий в этой зоне. С другой стороны, это может быть совершенно иной ЦСКА — при развороте треугольника возрастёт роль крайних атакующих игроков в переходной между нападением и обороной фазе. Зорану Тошичу, например, будет уже непростительно, возвращаться порой на свою половину трусцой.
Карта действий Романа Ерёменко
Карта действий Романа Широкова
Вывод
О чём можно говорить уже сейчас, так это о том, что Широков добавит полузащите ЦСКА стабильности. У Ерёменко наблюдается достаточная разница во влиянии на игру в чемпионате России и Лиге чемпионов — даже в самой Премьер-Лиге порой заметно, как расслаивается игра финна на уровни. Широков опытнее и держит качество во всех турнирах и по объёму передач, и по количеству обострений.
Второй момент связан с перспективой сотрудничества Широкова и Ерёменко и после чемпионата Европы. Роману Николаевичу в июле исполнится 35 лет — возраст не критический, но почтительный. Умение Широкова отдавать радиоуправляемые передачи и видеть ситуацию под большим углом может сделать из него кого-то вроде Андреа Пирло времён последних полутора лет в «Ювентусе». Пирло номинально был единственным опорником, но задача пятёрки игроков над ним была в том, чтобы локализовать быстрое контрнаступление и откатиться назад всей командой. В случае сбоя это давало сопернику шанс на выдающийся индивидуальный проход — вроде того, что удался в туринском дерби Бруно Пересу, но в целом эта тактика довела «Ювентус» до финала Лиги чемпионов.
Пока у ЦСКА есть Вернблум, проблема может решиться ещё проще: швед будет грызть, а россиянин — творить. В таком случае вопрос уживаемости Широкова и Ерёменко к лету может трансформироваться в вопрос уживаемости Широкова и Вернблума. А это уже гораздо ближе к выбору баланса, а не расстановки сильнейших. Перед глазами у Леонида Слуцкого два совершенно разных английских примера.