Памятник «Волжской защепке»
Глядя на изображение, строившегося в Самаре футбольного стадиона, первое, что приходит на ум, как такое чудо планируется украсить по периметру прилегающей территории?
Мысль закатать все в асфальт и организовать стоянки, она конечно практична, но не для нашего города, где ощущается острый дефицит материального воплощения историко-культурных ценностей в конкретные сооружения, места и площадки.
К тому же у нас есть хорошие традиции, по установке, перед домами культуры и театрами, памятников. Образцовым примером, является монумент Василию Ивановичу Чапаеву перед Самарским театром драмы.
Стадион это тот же театр.
Только театр одной пьесы, идущий всю его жизнь, с разными режиссерами и актерами, и с новомодными (или хорошо забытыми старыми) трактовками сюжета.
Нам, самарским зрителям, невероятно повезло, так как у нас такой памятник есть. Просто он пока, в голове каждого из нас. И сейчас, в этом материале я попробую его вам показать.
А натолкнул меня на эту идею наш тренер - Франк Веркаутерен
21 ноября 2015 года в игре с ЦСКА он продемонстрировал, с современной труппой артистов, на гастролях в Химках, идеально исполненную знаменитую самарскую пьесу под названием «Волжская защепка». Конечно немного на европейский лад, но в случае со вторым голом Адиса Яховича просто, попадание в яблочко.
Вспомните.
Пять играющих в первой линии, четыре во второй, равномерно распределены перед штрафной, в шахматном порядке, и вся эта конструкция синхронно п-о-к-а-чивается, как поплавки заграждения на волнах. И на этих заграждениях захлебываются атаки ЦСКА.
Но в один прекрасный момент, оборонительная линия, которую сдавливал соперник, разжимается и выстреливает на чужую половину мяч, где барражирует вольный стрелок, и все.
Вынимай ЦСКА.
Теперь вы поняли, что у нас в Самаре, есть возможность, возвести возле стадиона не просто памятник легендарным футболистам Самары, но и объединить их всех в уникальную композицию под названием «Память о знаменитой «Волжской защепке».
Специалисты, про «Волжскую защепку», говорят, что это единственный реальный случай, в отечественном футболе, когда особое тактическое построение команды и ее игра получают свое название.
Изложу коротко, в одно касание, больше для описания будущей композиции и отдельных ее элементов.
3 мая 1942 года команда самарских «Крыльев Советов» провела свой первый матч.
Это наш главный праздник в Самаре. Праздник весны и футбола.
3 июня 1945 первая игра на первенство СССР. Вот фото с этой игры.
Куйбышев, стадион "Локомотив". Первый матч "Крылья Советов" в чемпионатах СССР. "Крылья Советов" – "Торпедо" (Горький) – 1:1. Атакуют "Крылья Советов".
1948 год.
По ходу чемпионата руководители ДСО «Крылья Советов» решили, что из двух команд Куйбышева и Москвы должна остаться только одна. Вот эти бойцы самарской команды, которым предстояло отстоять для нас право Самары на большой футбол.
На фото: Абрамов А., Ржевцев А., Зайцев Н., Виноградов В., Бурмистров П., Скорохов А., Ширяев, Синяков Д., Проворнов В., Мурзин В., Головкин А., Мойсаков В.
Мы часто, не особо вдумываемся в смысл прочитанного - но для ясности, в это время в стране играет масса бюджетных клубов с названием «Динамо» (5 только в высшем дивизионе). Чемпионат страны практически превратился в чемпионат одного спортивного общества, а кому-то в Москве помешали две команды ДСО «Крылья Советов».
Зная инструменты того управления футболом, когда регулярно менялись названия клубов, их прописка, переводились игроки. Начинаешь понимать уникальность случившегося, когда решение в споре между столицей и провинциальным городом, принималось не в кабинете, а на футбольном поле.
16 сентября в Москве в очном противостоянии московских и самарских команд ДСО «Крылья Советов» решалась судьба наших родных «Крыльев». По ходу встречи москвичи вели 1:0, но гол Петра Бурмистрова «похоронил» их надежды, да и команду тоже.
В центральном совете ДСО «Крылья Советов» приняли во внимание игру первого круга в Самаре, когда 1-0 победили местные «Крылья» и расформировали московские КС.
По всему получается Петр Бурмистров и есть наш герой, а 16 сентября наш второй великий праздник футбола.
Если еще к этому добавить, что он забил тот гол, в игре с горьковским Торпедо 3 июня 1945, ставший для «Крыльев Советов» первым голом в чемпионатах СССР, то получается, что он наш главный герой и в нашей памятной композиции ему должно быть отведено центральное место.
На этой фотографии он третий слева.
6 июля 1946 года. Москва, стадион "Cталинец" (на его месте построен нынешний стадион "Локомотив"). Команда "Крылья Советов" Куйбышев.
На фото: м.c. Виктор Новиков (капитан и тренер), м.c. Александр Головкин, Петр Бурмистров, Иван Дьяков, Виктор Мурзин, м.c. Андрей Ржевцев, Сергей Румянцев, м.c. Константин Ратников, Александр Скорохов, Дмитрий Синяков, Анатолий Коротков.
Фотограф мастер.
Он в тот день сделал еще одно, более удачное фото нашего героя (приведу его ниже) но первым я поставил это. Эти ребята будут одними из первых, в общем поименном списке нашей команды, отображенном на памятнике. Те из них кто еще в нашем строю, должны быть приглашены на открытие стадиона и памятника.
О выделенных мною футболистах, еще пойдет речь в этом материале, так как о некоторых фактах, лежащих на поверхности, невозможно не говорить.
И так, Петр Петрович Бурмистров в контексте выбранной темы.
Играл в защите и полузащите. Выделялся острыми подключениями в атаке, был столпом обороны и в соавторстве с главным тренером Александром Кузьмичем Абрамовым, является творцом «Волжской защепки», так как уже в следующем году (после матча века) он стал его помощником.
Вот он в центре более крупным планом.
На фото: Головкин, Бурмистров, Дьяков.
Через 3 года тандем Абрамов А.К. – Бурмистров П.П. подарил Самаре 4 место в Чемпионате СССР, уступив 3-е место донецкому "Шахтеру", лишь по разнице мячей. При этом имея наименьшее, после чемпиона (ЦДСА), количество поражений и пропущенных мячей. А также победу над чемпионом дома и результативную ничью в гостях, чем прославил «Волжскую защепку» и превратил «Крылья» в культовый клуб СССР и в легенду российского футбола.
По стечению обстоятельств, руководил тогда донецким «Шахтером» Виктор Новиков, наш капитан и тренер, под руководством которого «Крылья» в 1945 году вышли в высшую лигу. В 1950 г. он возглавил донецкий «Шахтер», с которым, на следующий год, и стал бронзовым призером чемпионата СССР.
По игре, и по составу, это должна была быть наша бронза, но в «Шахтер», на один год, зашел лучший футболист СССР 1948 года Александр Пономарев, который и сделал ту самую разницу мячей.
Вот фото той великой самарской команды.
1951 год. Футбольная команда "Крылья Советов".
На фото: Абрамов, Бурмистров, Васильев Вас., Гулевский, Ворошилов, Новиков Ф.,Карпов, Поздняков, Смыслов, Гаврилов, Ширяев, Мурзин, Белоусов Ю., Зайцев Н., Корнилов, Скорохов
Тот факт, что Петр Бурмистров вместе с Александром Абрамовым отстояли, для нас «Крылья» у своего предыдущего клуба, так как в довоенные годы один играл, другой тренировал московские КС, говорит о высоком профессионализме и любви к самарским «Крыльям».
Сохраняя память о футболистах и тренерах того времени, мы не должны забывать не только о московских корнях нашего клуба, но и о тысячах москвичей, воронежцев, минчан, рабочих и служащих, эвакуированных в первые годы войны в Самару и составивших значительную долю болельщиков, носителей особой футбольной культуры.
Второй человек в центре нашей будущей композиции - это Виктор Иванович Карпов.
Человек-легенда советского футбола, являющийся рекордсменом по непрерывному стажу пребывания в команде высшей лиги (21 сезон, начиная с 1947 года) в качестве игрока и тренера. Это феноменально! Рекордсмен по самой главной футбольной традиции, традиции верности и преданности клубу.
Когда в 1955 году ему присвоили звание заслуженного мастера спорта, он сказал: "Это награда не за мастерство, а за верность".
Вот он на фото 1952 года.
Сидят: м.с. Виктор Карпов, м.с. Борис Смыслов, м.с. Виктор Ворошилов, Дмитрий Демин (политрук), м.с. Василий Васильев. Стоят: м.с. Александр Гулевский, м.с. Николай Поздняков, м.с. Федор Новиков, Михаил Родин.
Вот, что он говорил о «Волжской защепке»: - «Концепция игры у Александра Кузьмича Абрамова строилась на трех принципах. Первый - физическая работоспособность команды. Второй - дружеская атмосфера в коллективе. Третий - специальные тактические построения на каждую игру в зависимости от соперника и наших умений».
(Это же прямо про Френки).
Крылья, того времени, произвели фурор в стране и термин «Волжская защепка» из футбольного превратился в художественный и экстраполировался на другие виды спорта.
Особо приятно было услышать, как в одном из художественных фильмов 50-х годов в эпизоде с футбольным матчем комментатор упоминает о «Волжской защепке» как о коллективном оборонительном приеме высокого класса.
Конечно, эта тактика производила на соперников не лучшее впечатление.
А один господин в своих воспоминаниях написал о наших любимых и такое «В чемпионатах страны участвовала одна команда, вызывавшая всеобщее неуважение и даже презрение». Мотивируя это тем, что и сами не играли и другим не давали.
Полнейшая ерунда.
Несколько игроков той команды в списке лучших 33-х футболистов. Многие, впоследствии, разобраны по столичным клубам. Стали легендами не только нашего клуба. Для настоящего любителя футбола, они не могут вызывать презрения по определению.
А вот некоторые клубы, лидеры современного отечественного футбола, щеголяющие своими достижениями, на протяжении всей своей истории пользовались не только спортивными приемами для достижения результата.
Уже в 1939 году на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) под председательством И. Сталина, по жалобе одного из российских регионов, было принято решение о недопустимости своевольных действий ведущих московских спортивных обществ, которые насильно (по видом призывов на военную службу) изымали игроков из регионов и вводили в ЦДКА, Динамо и т.д. Игроки были возвращены, а матчи переиграны.
Вот наша аналогичная, печальная и светлая одновременно, история.
Иван Дьяков (на первых фото рядом с П.П. Бурмистровым), вместе со своим закадычным другом Константином Крижевским в 1948 году (под видом призыва) были изъяты из нашей команды Василием Сталиным в московские ВВС.
Вот их совместное, гениально современное, фото 1947 года сделанное на поляне Фрунзе в Самаре.
Константин Крижевский за рулем.
Константин Крижевский
После развала ВВС переводится в московское «Динамо» где и становится лидером клуба. С его приходом начинается звездное время «Динамо» 50-х годов.
Там его называли «Летающий» защитник (он и у них сохранил приобретенную в «Крыльях» способность).
Был одним из лучших центральных защитников страны, член сборной. Участник турниров. Короче легенда и в том числе наша.
О наших игроках того периода говорят такие факты.
Александр Гулевский
В списке лучших 33-х в стране в 1950, 1951 и 1953 годах. Вот, как потрясающе он выглядит в своей номинации.
1950 год – Бесков, Симонян, Гулевский.
1951 год – Гулевский, Пономарев, Симонян
То есть лучший центрфорвард в 1951 г., а ведь еще продолжается карьера великого Боброва.
В этот же год Крижеский за ВВС один из лучших защитников страны.
На следующий год уже два защитника «Крыльев» в числе лучших.
Виктор Ворошилов
В 1951 году составил компанию Гулевскому не только на поле, но в числе лучших, по номинации правый полусредний.
Через несколько лет после того как переехал в Москву, становится легендой и московского «Локомотива», а в сезоне 1961 года установил феноменальный результат, забив 20 голов в чемпионате страны в возрасте 35 лет, всего на 2 мяча отстав от 24-х летнего лидера гонки бомбардиров.
Анатолий Коротков
Еще в 1947 году, молодого талантливого полузащитника увели в «Зенит». В чемпионате 1950 года он забивает за команду 22 гола, и становится рекордсменом и легендой «Зенита». Только в чемпионате 2011-12 г. Александр Кержаков перекрывает на 1 мяч достижение Короткова.
Федор Новиков
В качестве тренера в 1978 году был приглашен Константином Бесковым в тренерский штаб московского «Спартака». Именно бывшему игроку нашей команды должны быть благодарны спартаковские фанаты за то, что он в качестве тренера-селекционера (это, с его - то 11 летним опытом «Волжской защепки») сумел разглядеть, в своем тезке, будущую легенду «Спартака» - Федора Черенкова, а также Рината Дасаева и Станислава Черчесова.
На памятнике «Волжской защепке» должны быть указаны фамилии всех футболистов игравших за нашу команду.
На барельефе должны быть и узнаваемые футболисты, и тренера. И такие, которые вошли в историю команды, например Константин Ратников забивший первый гол «Крыльев» в высшей лиге в 1946 году.
Автор первого гола в чемпионате России Рустям Фахрутдинов.
Александр Цыганков, автор победного гола в первой победной игре "Крыльев" в Чемпионате России. И конечно многие и многие другие.
На переднем, плане должны быть скульптуры самых выдающихся футболистов «Крыльев Советов», таких как Равиль Аряпов, Борис Казаков, Анатолий Фетисов, Александр Гулевский.
Думаю это можно определить голосованием. А выбирать у нас есть из кого.
Сбор средств объявить по всей стране. На композиции будет много места, а сегодняшние менеджеры знают, как надо собирать деньги.
Вот мы и проверим, из какого региона придет больше средств и где в стране больше всего любят футбол.
Завершу этот материал тоже изображением стадиона, но уже в комплекте с композицией, которую на скорую руку удалось соорудить мне.
P.S.
Предлагаю наши клубные праздники, 3 мая и 16 сентября, отмечать на стадионе как дни памяти «Волжской защепке». И что бы игроки в этот день (или первый за этими датами домашний тур) выходили на поле в игровых формах 1946 г. А болельщики и болельщицы одевались непременно по моде того времени, и непременно, чтобы были шляпки и фуражки. Все как на фото.
Фото: ФК «Крылья Советов», kc-camapa.ru