Что осталось от Сколари
Добрый день !
Данный блог вызвал какой то резонанс и интерес среди почитателей узбекского футбола, а может быть среди и не почитателей, а просто интересующихся футбольными новостями.
Сразу отпишусь, что автор статьи не я. Дело в том, что одному нашему читателю пришлась по душе данная статья и он не поленился перевести ее на Русский язык.
И так предлагаю Вашему вниманию присланные материалы.
Обычно, при написании статьи, автор уже имеет цель и соответствующие выводы. С помощью слов он движется по направлению к соответствующим выводам, факты и рассуждения также служат этим выводам, т.е. выбираются соответственно. В данном случае пойдём немного другим путём, начнём интересный для всех нас разговор. К каким выводам он приведёт?
Тема – Сколари, точнее, о самом сильном нашем клубе, заканчивающимся после нескольких крупных поражений в Азиатской Лиге Чемпионов. Будучи когда-то самым сильным тренером в мире он не смог выиграть нам АЛЧ. Будем говорить о Бунёдкоре, команде которая была, есть и будет после него. Заранее предупрежу, что не будем полагаться на ранее высказанные им точки зрения или точки зрения выражавшиеся в народе (прессе). Будем говорить о том, что видели.
Вопрос первый: Цель приезда Сколари в Узбекистан? Возможно, развитие узбекского футбола, молодого поколения и т.д. и т.п.. Мы вынуждены согласиться с его словами о стремлении, великих планах, однако, самое главное – деньги, правильно? Конечно, он старается оправдать вложенные в него средства и, поставленные руководством клуба, требования.
Вопрос второй: Стоит ли Сколари таких затрат? Об этом имеется много рассуждений и даже есть такие, кто считает его самым высокооплачиваемым тренером в мире. Клуб не предоставлял отчёта об этом, поэтому, по-моему, этот вопрос не обсуждается. Вопрос в другом. Сколари – знаменитый тренер. При желании может тренировать любой команду Европы и мира – участника чемпионатов мира. То есть, наряду с зарабатыванием денег может успешно продвигать карьеру. А в Азии? Максимум, что он может выиграть в Азии это АЛЧ, событие далеко не самое громкое в мировом футболе. При невыигрыше он может нанести вред собственному авторитету; риски равные. Или же карьера пойдёт под откос или застой. О движении вперёд и речи быть не может. То есть, если на кону авторитет то это значит, значение, затрачиваемых средств должно быть выше. К примеру, если Кака переходит в Манчестер Сити, то он бы получал намного больше, чем в Реале. Хотим мы, чтобы у нас работал сильный квалифицированный тренер, значит мы должны быть готовы терпеть такие стороны.
Третий вопрос возникает сам с собой: Какие цели преследовал приход Сколари? Однозначно ответить сложно, но судя по действиям, проделанным в дальнейшем, видно, что клуб, прежде всего, преследовал цель выиграть АЛЧ. Тренер пришёл, в первом же дерби удивил всех. Дал вдохновение существовашему составу и в игре против Пахтакора Бунёдкор показал классный футбол. Восхищались голами Жасура Хасанова, значит и другие талантливые футболисты начнут раскрываться, игра будет совершенствоваться и конечно же это пойдёт в пользу сборной. Сколари начал говорить о достаточности талантливой молодёжи в составе и о том, что без никаких изменений можно достичь цели. Однако, тогда мы не знали, что цель – не сильная команда, а сильный состав. Здесь есть разница. Действия по созданию сильной команды начинаются с фундамента, с максимальной реализации минимального потенциала, а сильный состав формируется путём денежных затрат. Сильный состав направлен на участие в определённом турнире, и проблемы, возникающие в составе, легко устраняются дополнительными трансферами. Одно время, Аль Иттихад ставил перед собой цели выиграть в АЛЧ и участвовать в межконтинентальном кубке и даже применял практику краткосрочных котрактов. В итоге, Сколари, некогда объявлявший, что состав не будет меняться, преобретает Нестерова, потом Мурзоева. Не достигнув результата приобретаются Исмаилов, Денилсон и Ристич.
Обвинять Сколари в этих трансферах – неуместно. Представьте себе, Вы чемпион мира и к Вам поступило приглашение от футбольного карлика. Деньги в наличии, цель – АЛЧ. Если смотреть с точки зрения Сколари, он всего лишь человек, независимо – то ли это сборная Узбекистана, то ли это молодое поколение. Также безразлично, если покинуть новый клуб спустя два года после работы в ней, правильно? Он же не узбек. Какая может быть ответственность ----------------------------? Как я и сказал, была ли у него возможность за короткий срок выиграть АЛЧ, раз так, открыть новые имена, предоставив возможность молодёжи, совершенствовать состав. Конечно нет. Был ли такой футболист, кто ярко раскрылся при нём или такой, кто значительно вырос в мастерстве? По-моему, стиль игры Бунёдкора, контроль мяча приобрели красивый и привлекательный вид, футболисты начали мыслить в тактическом плане, однако этим самым они не выросли в сознании. Не думаю, что Хайдаров и в другом клубе не будет напоминать о себе как о бывшем футболисте команды Сколари.
Значит вина в руководстве клуба что ли? Почему? Они поняли, что узбекских болельщиков не удивишь национальными (местными) рекордами и стремились к международным победам. Здесь я не вижу оснований в обвинении руководства клуба. Правильно, возможно были кое-какие просчёты в определении и направлении к цели. Точно также как, например, собрать недозревший урожай. Однако и зритель не намерен ждать. Он хорошо знает о вложениях в клуб. Следовательно, в каждой игре, в каждом сезоне он требует победы. Этим я не хочу сказать, что зритель виноват. Однако, смешно в каждой неудаче упоминать о зрителях………….
При наличии всех условий для создания сильного состава, и, даже, гранда азиатского футбола, что же помешало? Это тоже один вопрос. Известно, что для создания сильного клуба необходимо два принципа – условия и стремление. Мы поговорили об условиях. Уровень тренера, состав, деньги, стадион, материальная база вообще имена составляют условия клуба. Вторая составляющая – стремление (жажда). Духовность личностей, профессиональное отношение, патриотизм – все они есть составляющая стремления (жажды). Не хочу сказать, что у футболистов клуба нет желания выиграть АЛЧ. Дело в том, насколько сильна эта жажда (стремление). Первый «Челси» Абрамовича сравниваю с «Курувчи». Там не играли звёзды. Гудьйонсен, Дафф, Коул, Лемпард, Гронкьяер не были так известны как звёзды МЮ или Арсенала, Так ли они выросли как им начали платить? Мне кажется, во-первых это то, что эти футболисты стремились играть. Если есть условия, если есть стремления, если есть условия к стремлению можно стать обладателем многих результатов (побед). Далее, условия стали ещё лучше, состав усилился, но игра стала хуже. Потому, что стремление пропало. И в поражении Барселоны, и в том, что невыигрыш одним составом на Евро и ЧМ на протяжении двух лет подряд всем известно, что это эпизоды не только из футбола. Я верю в одно: если бы Иньеста не забил гол в Лондоне в прошлом году и тем самым не сделал Барселону чемпионом, он бы забил этот гол Интеру в этом году.
Обычно на эти мелочи мы не обращаем внимания. Сколько бы Сколари не говорил «я учу, они не могут выполнить задание», мы продолжаем повторять: «у тебя в распоряжении Ривалдо, лучший игрок Азии, ведущие игроки сборной». Он ли плохой тренер? Не может настроить игроков на важные матчи? Простите, значит Вы не видели четверть и полуфинальные встречи Евро-2004. Много ли времени прошло? Возможно… Но мы до сих пор далеко позади от этого футбола.
Возникает ещё один вопрос. К примеру, занижение амбиций суперклубов зависит от побед, которых они достигли ранее, а что выиграл Бунёдкор, чтобы говорить о занижении амбиций. Рекордный отрыв от преследователя в 22 очка на прошлогоднем чемпионате? Нет, по-моему само стремление у нас построено не на том фундаменте, т. е. на материальном. В чём была главная цель узбекского футболиста лет 10 назад? В том, чтобы попасть в глаза российского селекционера и посредством футбола достичь какого-нибудь благосостояния или имени. Какой из них раньше не важно, для узбекского футбола это был девиз. Позднее уровень российского чемпионата возрос. Но как понять то, что наши ведущие футболисты не смогли пробиваться в первую лигу российского чемпионата? Например, зарплата в том же Бунёдкоре во много раз больше, чем у клуба первой лиги российского чемпионата, следовательно, зачем мучать себя. Есть ли выгода от попыток пройти в 1-ю премьер лигу, далее в Европу. Есть ли у него для этого время, талант? Не лучше ли жить припеваючи в Ташкенте? Если уровень отношений, финансовый достаток европейских клубов есть в Бунёдкоре, значит все стремления направлены на включение в состав «ласточек». Какие ещё цели остаются у него после этого? Думаете ли вы что недостигшие 30 лет Джепаров или Хайдаров стремяться после этого попасть в российский или бельгийский чемпионат. Зачем? И состав национальной сборной, и состав Сколари остались неизменяемыми, почему? Значит ли это, что они работают больше футболистов запаса? Неужели нет ни одного исключения из этого правила? Верится с трудом.
Что имеем в конце концов? Давайте посчитаем?
1. «Курувчи» дебютировал в АЛЧ в Джидде. Никто не ожидал выхода в четвертьфинал. Костяк той команды составляли оставшиеся вне поля зрения Пахтакора и вернувшиеся из заграничной деятельности футболисты. То есть, стремление было очень сильное и «Курувчи» был для этого идеальным вариантом.
2. Возник феномен Это О. Точнее, новость о камерунском футболисте получила широкую огласку не только у нас в стране, но и во всём мире. В результате, не заключение с ним контракта отрицательно сказалось на имидже клуба. Естественно, слухи о переходах игроков в те или иные клубы одна из частей трансферного рынка, однако тонкость ещё состояла в том, что народ не был готов к таким разговорам и разница между футболистом и Бунёдкором была огромная. По моим предположениям, клуб, в целях выхода из ситуации и постепенного усиления, был вынужден на скорую руку приглашать Ривалдо.
3. С приобретением Ривалдо показалось, что команда усилилась вдвое . После двух побед над иранской Сайпой было впечатление, что команда в состоянии выиграть АЛЧ. В результате рокировок в сборной, в команду пришёл Зико.
4. Зико ушёл в ЦСКА. Клуб долгое время не мог определиться с главным тренером: то Мемет, то Эргашев, то Касымов… Влияние Ривалдо в клубе стало расти. Наверняка приход в команду Виктора и Рамоса, их беспрепятственное включение в заявку связаны с именем Ривалдо.
5. Ожидалось прибытие тренера с именем не менее Зико. Был подписан Сколари.
6. На Сколари возложили обязанность выиграть ЛЧ, тренер ознакомился с составом, огласил, что можно сделать и начал работать с данным составом. С академией клуба, дублем тренер не работал. Может быть работал, но плодов мы не увидели. Короче, или не работал, или если даже работал, то наши футболисты неграмотные, или наши футболисты неперспективные. Одно из трёх. Как в притче с Ходжа Насриддином: «если это кошка, то где мясо, если это мясо, то где кошка?»
7. Бросились в глаза проблемы по линиям, в итоге поражение в АЛЧ. Поверили в истинную школу Сколари в 2010 году. Почувствовавший, что во всём Узбекистане нет нападающих, Сколари привёл Денилсона и Ристича. И это естественно, групповой этап Лиги Чемпионов начинается раньше национального чемпионата, открывать новое имя не имеет смысла. И потом, зачем открытия? Нам нужен Кубок, правильно? Если не будет открытия, погорим ведь без нападающих.
8. Подготовка, организация, трансферы, инвестиции в 2010 году были настолько, что поражение Бунёдкора в любой стадии АЛЧ разценивались как позор. Однако, это было далеко от истины, потому что команд уровня Бунёдкора в Азии 5 или 6 как минимум.
9. Завышенная оценка клуба, особенно его появление в Узбекистане, оказали сильное давление на игру клуба, футболистов и даже на тренера. Давление достигло своего апогея: бытовало мнение типа, если выиграешь - «куда денешься, конечно, выиграешь с таким составом», не выиграешь – «не имеешь права». У футболистов начали дрожать ноги, появилась суета в голевых моментах. Всё началось преподноситься в красивом свете, не имея при этом реальных предпосылок (пример – игры с Ираном). Обычная травма и дисквалификация оказывали сильное психологическое давление на клуб.
10. Очередное крупное поражение в плэй-офф. Появились мнения: «Нужен ли нам Сколари?». «Нужен ли нам Сколари только для побед в национальном чемпонате?». «С такой задачей справится любой местный тренер?». К тому же у самого Сколари не было особого стремления выигрывать только в национальном чемпионате. Наверное он уйдёт.
Ещё одна главная причина узбекского футбола кроется в другом. Об этом Хасанали Кадыров не раз говорил в других статьях. Или же уместно привести слова Маслаченко о Хиддинке. Когда у него спросили о героизме Хиддинка, он ответил: «Я не могу сказать, что Хиддинк свершил великие дела. Если бы он пришёл к нам раньше, он бы точно также как и другие тренера, ничего бы не добился. В последние годы мы смогли поднять уровень нашего футбола до уровня полуфинала чемпионата Европы и тогда к нам пришёл тренер уровня Хиддинка. Раз так, победа на европейском чемпионате – это победа россиян». Вдруг если бы команда победила в АЛЧ, то это была бы наша победа, точно также как и поражение. Как было сказано в ранней статье, «уход Сколари – это позор всего узбекского футбола».
Теперь остановимся на следующем вопросе. Какую пользу принесёт команда без Сколари? Что сделать, чтобы был рост и в клубе, и в чемпионате, и в футболе. Давайте ответим на этот вопрос.
У меня есть вопрос. Какая выгода от того, чтобы всех лучших футболистов держать в одной команде? Вернёмся в сезон 2002 г. Тогда Пахтакор, как говорят многие, не собирал всех лучших футболистов у себя. Наоборот, отпустил несколько известных футболистов и набрал намного молодых, и начал играть с подающими надежды футболистами. Главное преимущество команды было в стремлении и его главном тренере Агамурадове. Именно тогда, организационные способности профессионального клуба Пахтакор стали примером для многих. Под руководством тренера начали раскрываться многие молодые игроки. В частности, приглашённый из Кызылкума Алексей Николаев или из Навбахора Джепаров, а также другие условия привели к росту их сознания. Очередные два чемпионства Пахтакора были следствием не набора самых лучших в одну команду, а роста стремления и условий. Агамуродов справился с идеей созданией сильной команды. Потом, руководство клуба допустило ошибки. Вместо роста клуба на этой идее и базе начали придерживаться идеи сохранения команды. Хайдаров начал помогать Агамурадову, Агамурадов – Джалилову, Джалилов – Хайдарову, Хайдаров – Непомнящему. Вобщем в результате этого, команда перестала расти, и за счёт сильного состава выигрывать в чемпионатах. Нет ни амбиций, ни сильной программы подготовки. Главным стало – выигрывать в национальных чемпионатах. По мере облегчения задачи выигрыша в национальном чемпионате, Пахтакор 6 лет подряд оставался в групповом этапе АЛЧ.
Кажется, я заговорился. Короче, хочу сказать, чтобы «Бунёдкор» не стал повторять прошлые ошибки горожан. Ни у кого не должно быть принципа «Состав сильный, этим составом и будем продолжать выигрывать». Если нет вероятности роста сознания игрока (как 2002-03 годах), практика держания сильных игроков в одной команде не принесёт пользы нашему футболу. Всего месяц назад амбиция выигрыша в АЛЧ объединяла, давала какую-то надежду. Сегодня отсутствие такой амбиции может сломать психологию команды, ухудшить отношения футболистов. Самое опасное, постоянное участие в турнире с приложением половины сил может привести к потере стремления футболиста, мастерства.
Лучше всего, с Касымовым или с другим тренером важно начать строительство команды на фундаменте выигрыша в АЛЧ через несколько лет, чем каждый год выигрывать в национальном чемпионате. Надеюсь, что созданная за несколько лет материальная база, профессиональные взаимоотношения, стремление к футболу будут сохранены.
Наверное у вас возник вопрос: «Почему все эти слова говорятся только сейчас, когда Бунёдкор проиграл в АЛЧ». Отвечу. Таков футбол. Если бы Бунёдкор по вышесказанному направлению выиграл АЛЧ, значит это был бы правильный путь и в данных словах необходимости не было бы. В футболе самый правильный путь – путь победы, тренер, который стал чемпионом – самый лучший тренер. Будьте здоровы.
P.S.Прошу прощения у автора данной статьи, несоблюдение авторских прав.
Благодарим нашего читателя за присланный материал.
Следущая статья будет про вице-чемпионов Азии, которые завоевали это звание в сложнейшем матче против сборной Ирана. Речь идет о сб. Узбекистана и о закончившимся недавно чемпионате Азии по футзалу в г. Ташкент.
Благодарю за внимание.
Не понимаю автор оправдывает что ли Бунедкора?
Солярис, не меняйте курс мыслей.
Давайте побольше скандалов, интриг и расследований! Это в Вашем стиле.
Это была экспериментальная статья.