Семейные кланы «Зенита». Рауф и Борис Юмакуловы
Братья Рауф и Борис Абдуллаевичи Юмакуловы попали в «Зенит» во времена в его истории смутные, и поиграли сравнительно немного, да и не сказать, чтобы с особым блеском... Но след свой в его истории оставили. Особенно старший, Рауф, который и играл в Ленинграде дольше и заметнее младшего, и затем почти всю свою жизнь посвятил ленинградскому футболу. Уроженцы г. Баку, воспитанники азербайджанского футбола, братья Юмакуловы в дальнейшем нечасто встречались на футбольном поле. Как в одной команде, так и в командах-соперниках. Одно из редких пересечений их футбольных путей-дорог состоялось как раз в Ленинграде, в «Зените», в конце 1960-х.
Рауф Юмакулов (1945)
В начале 1960 годов по СССР разнеслась слава бакинский футбольной школы. Юношеская команда «Нефтяника» тогда наполучала множество призов на различных всесоюзных соревнованиях. А из того поколения впоследствии раскрылось немало отличных футболистов, от лучшего вратаря СССР 1976 года Владимира Астаповского и лидера «золотого» «Арарата» 1973 года Аркадия Андреасяна, до едва ли не половины состава бронзового призёра 1966 года бакинского «Нефтчи» во главе с форвардом сборной СССР Анатолием Банишевским. Руководил бакинскими юношами тогда тренер Артём Григорьевич Фальян, а в команде у него играл и десятиклассник Рауф Юмакулов. Который впоследствии на добрый десяток лет прочно связал свою футбольную карьеру со своим тренером.
Надо отметить, что многие из воспитанников Фальяна, сумевшие приспособиться к его крутому нраву и вычурным привычкам, охотно путешествовали вслед за ним из команды в команду. Хорошо зная, что своих Артём Григорьевич никогда не бросит, не сдаст. Вот и Рауф Юмакулов вскоре после окончания школы отправился с Фальяном сначала в Новороссийск, затем вслед за ним перебрался в Ереван, в «Арарат». В конце концов, в 1968-м оба они оказались в Ленинграде.
С самого начала левый защитник Юмакулов рассматривался заменой так и не сумевшему оправиться от тяжёлой травмы одному из самых заслуженных игроков в истории «Зенита» Василию Данилову. В первом же матче за новую команду Рауф отметился голевым пасом, после чего на весь сезон стал твёрдым игроком основы. Невысокий, крепко сбитый, чрезвычайно активный, он неутомимо барражировал по всей левой бровке, регулярно подключаясь к атакующим действиям команды, нередко обстреливая ворота мощными дальними ударами. При этом, правда, в исполнении своих непосредственных задач в обороне был далеко не безупречен. Недоставало футболисту техники, разворотливости, да и просто игровой выучки. А потому уже в следующем сезоне 1969 года он всё чаще оказывался на скамейке запасных, а со сменой на тренерском мостике и появлением в команде левого защитника Юрия Загуменных сразу сел на неё окончательно.
После чего некоторое время поиграл за разные клубы низших лиг, а затем прочно завяз в чемпионате Ленинграда. По завершении карьеры так и остался в городе, работал тренером в «Смене» и в детском спортинтернате, помогал Садырину вернуть «Зенит» в высшую лигу в 1995-м, некоторое время провёл в Финляндии, тренировал там женские футбольные команды.
Борис Юмакулов (1949)
Путь в «Зенит» для младшего Юмакулова, Бориса, оказался более коротким, чем у Рауфа, и при этом с Фальяном никак не связанным. Будучи на 4 года младше брата, Борис славы фальяновской молодёжки «Нефтяника» начала 1960-х застать не успел. Немного «опоздал» он и с появлением в «большом» «Нефтянике» – в первый и единственный раз бакинцы поднялись на пьедестал чемпионата СССР всего за год до его прихода, в 1966-м. Состав команды-медалиста к тому моменту был крепок, сыгран, и места для 18-летнего юниора в ней не нашлось. А потому два года проковырявшись преимущественно в дубле, Борис перебрался к брату, в «Зенит».
Однако и в Ленинграде у молодого полузащитника дела тоже не пошли. Средняя линия «Зенита» была также вполне укомплектована и являлась, пожалуй, единственной игровой линией, особых вопросов не вызывавшей. Да и кого из великолепной троицы Вьюн – Бурчалкин – Садырин мог вытеснить из состава 20-летний Юмакулов? А потому весь первый год в Ленинграде он был вынужден опять провести в дубле. Да и впоследствии появлялся в составе лишь от случая к случаю, особо погоды не портя, но и не делая. И в конце второго своего зенитовского сезона вслед за братом покинул Ленинград. Вернулся в «Нефтяник» (к тому времени уже «Нефтчи»), но и там толком не заиграл и вскоре растворился в командах второй лиги.
.................
И что в результате? А в результате получилась любопытная ситуация: несмотря на то, что целых два года братья Юмакуловы одновременно провели в «Зените», сыграть им вместе, по сути, так и не довелось. Пока Рауф был твёрдым игроком основы, его брат Борис геройствовал в дубле. А как только тренер посчитал, что Борис дорос до основного состава, так начал постепенно терять место в нём Рауф. При этом, создавалось впечатление, что Фальян как будто специально старался не выпускать братьев на поле вместе. Если появлялся один, то второй непременно оставался в запасе.
В итоге за два года (1969 и 1970), одновременно на поле Юмакуловы провели лишь 45 минут второго тайма домашней встречи с «Торпедо» 1970 года. Примечательно, что это оказался последний матч Фальяна во главе «Зенита», после которого его уволили. Может, многоопытный тренер что-то предчувствовал, всё время старательно держа братьев порознь?.. Последним этот матч оказался и для Рауфа Юмакулова – сменивший Фальяна Евгений Горянский сразу отказал ему в доверии. Борис при новом тренере всё же поиграл, но немного, и в конце того же сезона братья покинули «Зенит».
Семейные кланы «Зенита». Александр и Аркадий Кузьмины >>>
Семейные кланы «Зенита». Пётр и Сергей Беловы >>>
Семейные кланы «Зенита». Евгений и Валентин Шелагины >>>
Семейные кланы «Зенита». Алексей и Аркадий Ларионовы >>>
Семейные кланы «Зенита». Юрий и Олег Морозовы >>>
Источник: http://zenit-history.ru/5221-semejnye-klany-zenita-rauf-i-boris-yumakulovy