Ложную девятку придумали в Советском Союзе?
На вопрос – кто изобрел ложную девятку? – большинство ответит – Гвардиола – и это, конечно, неверно. Пеп культировал эту позицию и систему в целом, но вообще считается, что чуть раньше к этой идее пришел Спаллетти, который в сезоне-2006/07 использовал в «Роме» модуль 4-1-4-1 с Тотти в роли ложной девятки. Вообще это спорный вопрос, вот посмотрите вот это видео:
Конечно, такие дискуссии – именно то, чего не хватает нашему спортивному телевидению, но главное здесь не это, а то, что Йохан Кройф объясняет свое видение даймонда. При желании вы вполне можете заметить в его рассказе оттенки концепции ложной девятки, и с вами сложно будет поспорить. Таким образом, смело можно утверждать, что изобрели ее задолго до 2006 года. Но и это еще не все, ведь венгры в знаменитом матче столетия на «Уэмбли» разгромили англичан с помощью схемы, в которой центральную роль играл Хидегкути. Он играл в оттяжке в схеме, издали напоминавшую 4-2-4 (хотя на самом деле там все гораздо сложнее – тот же Лорант играл либеро, из-за чего построение защитников в линию выглядело иначе): выше него располагались Пушкаш и Кочиш, а широко по флангам играли Цибор и Будаи.
Изначально Хидегкути был центрфорвардом, но где-то в районе 1949 года тренер «МТК» Мартон Букови видоизменил схему 3-2-2-3 (дубль-вэ-эм), перевернул верхнюю часть и создал дубль-эм-эм. Со временем центрфорвард отходил все глубже, а крайние нападающие поднимались выше, образовав подвижную четверку нападения. Хидегкути как раз и стал тем оттянутым нападающим. «У центрфорварда становилось все больше проблем из-за защитника, висевшего у него на шее. Поэтому идея состояла в том, чтобы отодвинуть его глубже, туда, где было немного места для маневра», – именно так сам Хидегкути описывал свою новую позицию. Это описание очень напоминает ложную девятку (пусть здесь речь идет всего лишь о действиях одного игрока, а не целой системы). И в целом Хидегкути был именно форвардом, который освобождал зоны для партнеров, которые потом растягивали оборону, позволяя ему ворваться обратно – неслучайно именно он оформил хет-трик в ворота англичан.
Но, листая «Революцию на газоне» Джонатана Уилсона, я пришел к выводу, что первые признаки ложной девятки появились еще в Советском Союзе, причем до Великой Отечественной войны. В те времена тактики в нашем футболе было гораздо больше, чем сейчас (а утверждать, что в СССР не было тактики так же глупо, как говорить, будто там не было секса): вкладу советских тренеров Уилсон посвятил 3 (из 17) главы книжки. А сколько он посвятит российскому футболу, если вдруг выйдет новая? Вряд ли вообще что-то напишет.
Важную роль в тактике Союза сыграл Борис Аркадьев, который до войны возглавлял московское «Динамо». Он был одним из первых, кто после турне басков по СССР перевел своих на схему «дубль-вэ-эм» (3-2-2-3), впечатлившись тем, как гости взаимодействовали в этой схеме. Аркадьев был фанатом тактики – к примеру, написал «Тактику футбольной игры», которая на долгие годы стала настольной книгой для многих тренеров из Восточной Европы. Также рассказывают, что Аркадьев стал первым тренером, кто провел двухчасовую тренировку, посвященную исключительно тактике. Он пытался на пальцах разъяснить своим игрокам особенности схемы «дубль-вэ-эм», но при этом, по его же словам, этот модуль несколько отличался от классического в первую очередь активными перемещениями в линии атаки. Центральный нападающий уходил вглубь, а крайние форварды и инсайды врывались в передние зоны.
Постоянные перемещения игроков группы атаки были нацелены на создания уязвимостей в обороне соперников, которые действовали в зоне по схеме 2-3-5. Причем это была не та зонная оборона, которую в 50-е годы в Бразилии придумал Зезе Морейро, а обычная игра «по зонам», когда один защитник отвечал за всю правую зону, а другой – за всю левую. Соперники внутри Союза пытались с этим бороться: сами переходили к «W-M» и жесткой персональной опеке. Но тогда Аркадьев заставлял своих игроков еще больше двигаться и чаще меняться позициями, вводя все больше суматохи в оборонительные построения соперника. Англичане потом назвали эту систему «пасовочкой» (советские – «системой организованного беспорядка») из-за большого количества быстрых коротких и средних передач. Вполне возможно, что «Динамо» контролировало мяч под 60-65%, но сейчас вряд ли возможно найти подтверждение этому (думаю, что в те годы такие цифры просто не считали).
После войны Аркадьев ушел в «ЦДКА», где, как говорят, впервые использовал четырех защитников в линию (неслыханное нововведение по тем временам). В «Динамо» его сменил Якушин, и именно он повез их в то самое знаменитое турне по Великобритании (ничьи с «Челси» и «Глазго», победа на «Арсеналом» и разгром «Кардиффа»), где советские показали игру, впечатлившую англичан. Очень важно, что Якушин продолжил развивать линию Аркадьева, что позволило «Динамо» использовать старые наработки – уход центрфорварда с обычной позиции, врывания инсайдов, постоянные смены позиций, большое количество коротких передач.
«Динамо» в матче против «Челси» на «Стэмфорд Бридж», 13 ноября 1945 года
Манера игры Бескова, который «отказался действовать в зоне, которую традиционно занимал нападающий», смутила англичан. Ему за спину врывались Бобров и Карцев, а Сергей Соловьев и Архангельский оказывали давление с флангов. «Русские все время перемещались. Мы едва за ними успевали», – жаловался Альберт Теннант.
Достаточно очевидно, почему в литературе и газетах тех времен не встречался термин «ложной девятки» – все-таки это слова немного из другого времени. Тогда еще не окончательно сформировалось понятие «девятка», чего уж говорить о ложной. Плюс, как ни раз отмечали сами советские тренеры, важной задачей футбола СССР было показать правильность коммунистической идеологии, а значит, не стоило выделять отдельных игроков, что неизменно произошло бы с Бесковым, если бы речь зашла о «ложной девятке».
Меня удивляет другое: почему Уилсон даже задавался не похожим вопросом? Ведь короткие и средние передачи, контроль мяча, постоянные смены позиций и подключения фланговых защитников и, самое главное, уход центрфорварда с привычного места с целью создать хаос – разве не это мы увидим через 70 лет и назовем лучшим футболом в мире? А ведь Аркадьев, похоже, все-таки опередил свое время.
P.S. На Спортсе нет тэгов "Борис Аркадьев" и "Высшая лига Советского Союза". Стыд и позор вам, парни.
Активно использовались материалы «Революции на газоне» Джонатана Уилсона. Спасибо Вадиму Лукомскому за разговор, в результате которого возникла идея материала.
Просто я считаю,что личность Аркадьева в нашей футбольной истории уж слишком мифологизирована. И щелкнуть его по носу всегда приятно)) У нас была масса хороших тренеров и Аркадьев лишь один из многих.