Простая арифметика
В Росгосужасе наступил перерыв, поэтому самое время начать прикидывать шансы команд на золотые медали или вылет из лиги. Нижеприведённый способ оценки не нов. Однако, кто-то мог о нём подзабыть, кто-то вообще не знать, поэтому, надеюсь, заметка окажется полезной.
Стандартный подход к анализу таблицы после очередного тура чем-то напоминает старый анекдот про чукчу и геолога:
Чукча и геолог собирают камушки на берегу океана. Вдруг видят направляющегося к ним голодного белого медведя. Ружья нет. Чукча хватает лыжи и начинает их надевать. Геолог:
— Бесполезно. Все равно ты не сможешь бежать быстрее медведя.
— А мне и не надо бежать быстрее медведя. Мне надо бежать быстрее тебя!
Наблюдая за выступлением любимой команды, мы поступаем также. Смотрим на количество набранных очков, сравниваем с лидером (ну, разница в [вставить нужное число] — это всего лишь [вставить нужное число] побед!) и ждём следующего тура. Голодным медведем является время, бежать нужно быстрее Зенита и будет счастье в конце сезона...
Тренера же оценивают (а точнее говорят, что это именно так) по конечному результату. Для РФПЛ месяцем подведения итогов является ноябрь, а, собственно, результатом — количество набранных очков. Поэтому давайте взглянем на турнирную таблицу как бы с позиции 30 тура и того, как команда-чемпион двигалась по ходу сезона.
Если проанализировать последние 10 чемпионатов России, можно вычислить так называемый «чемпионский график» набора очков за игру. Вот он:
![](http://i068.radikal.ru/1005/ad/3f6b2adbe6c2.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Команде-чемпиону после 30 туров необходимо набрать 62 очка. В этом случае с вероятностью 80% она займёт первое место. Исключениями за последние 10 лет являются:
2000 год. Локомотив набрал 62, но уступил Спартаку.
2002 год. И ЦСКА, и Локомотив набрали по 66, но, к сожалению, первое место одно.
Любопытно, но предпоследнее чемпионство Спартака совпадает со сменой не только века, но и «тренда» (общего вектора развития) в российском футболе:
Из последних 10 чемпионатов лидер больше ни разу не набирал 70 очков.
Пара аутсайдеров показала наихудший результат по сумме очков обеих вылетевших команд — 30.
За декаду разница в классе команд уменьшилась, играть стало сложнее, смотреть — веселее.
Если взглянуть на ведущие европейские чемпионаты, то и там ситуация похожая. Период — 10 лет, результаты усреднённые. Также не стоит забывать, что в Англии, Испании, Италии и Франции по 20 команд в высшем дивизионе:
Англия. 88 очков. 2,31 за игру.
Германия. 72 очка. 2,11 за игру.
Испания. 82 очка. 2,17 за игру.
Италия. 81 очко. 2,22 за игру.
Франция. 76 очков. 2,03 за игру.
Понятно, что средний показатель не способен точно определить количество очков по окончании сезона. Но в этом и нет необходимости, поскольку для первого места достаточно прикинуть лишь сумму в пределах погрешности (± 1-2 балла). А теперь давайте посмотрим на слега видоизменённую таблицу РФПЛ:
![](http://s15.radikal.ru/i188/1005/3b/f5e25a64f0d0.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Столбец «Нужно» представляет собой средний показатель набора очков за игру для чемпиона (а именно 2,06), умноженный на количество игр (в таблице: 2,06 Х 11 = 22,66 ~ 23). Соответственно, столбец «Разница» — это разница между набранными очками и тем количеством, какое «нужно» было набрать.
Мы видим, что Зенит идёт с опережением (или запасом), ЦСКА всё делает чётко по расписанию, а остальные команды отстают. Казалось бы — всё просто, «но есть нюанс» (с).
На первый взгляд отставание, например, Рубина от нужного результата — 23 очков — невелико, всего лишь 1 победа. Это не так. Средний показатель предполагает, что команда набирает 2,06 очков после каждой игры. Соответственно, после каждых 3 игр коллектив должен набрать 2,06 Х 3 = 6,18. То есть выиграть минимум два матча из трёх. Таким образом, чтобы Казань смогла сократить разрыв в 3 очка, футболисты должны выиграть подряд 3 игры.
Взглянем на перспективы команд из «Топ-6».
Динамо
Команда отстаёт на 9 очков. Соответственно, поправить ситуацию бело-голубые смогут лишь к 20 туру при условии 9 побед подряд. Смотрим календарь:
Сибирь, Ростов, Крылья Советов, Томь, Терек — команды классом ниже.
Рубин, ЦСКА, Зенит, Локомотив — команды того же класса.
Крайне маловероятно, что динамовцы не потеряют очков в ближайших 9 матчах. Например, даже при 5 победах, 2 ничьих и 2 поражениях (а это неплохой результат) Динамо практически потеряет шансы на золотые медали.
Я уверен в том, что Кевин «нагнёт» многие команды премьер-лиги, но вот чтобы сразу все...
Локомотив
Паровоз отстаёт на 8 очков. Нужно в ближайших 8 матчах одержать 8 побед подряд. Календарь:
Анжи, Алания, Сибирь, Ростов, Крылья Советов — класс ниже.
Спартак М, Динамо, Зенит — класс такой же.
График проще, чем у Динамо, но с командой должны произойти разительные перемены. Лично я не верю, что у Юрия Павловича это получится.
Спартак Москва
Мы отстаём на 5 очков. Стало быть, нужно 5 побед подряд:
Ростов, Сибирь, Крылья Советов — класс ниже.
Рубин — класс такой же.
ЦСКА — класс выше.
Если команда перестанет тупить, то можно уложиться даже в 5 туров. В конце концов, даже в случае поражения в дерби, но при 4 победах, Спартак сможет улучшить позиции: будет в 3-ке.
Рубин
Сейчас у Казани, в целом, всё нормально (минус 3 — это 3 победы подряд). Однако проверка на прочность произойдёт ровно через тур, т. е. после матча с Крыльями Советов. Подряд идут: Спартак, Динамо, Зенит. Если Рубин всех порвёт, то займёт место не ниже второго. Если посыпется, то будет в 5-ке, но не в Лиге Чемпионов.
ЦСКА
Армейцам остаётся лишь выдерживать чемпионский график (минимум 2 победы при 1 поражении, а лучше ничьей) и ждать осечек Зенита.
Зенит
Питер набирает очки даже быстрее, чем «нужно». К слову, если команда темп не снизит (2,4 балла за игру), то к 30 туру у Зенита будет 72 очка... Надеюсь, этого не произойдёт, хотя предпосылки не радужные как по игре (всё замечательно), так и по составу (наверняка летом будет ещё и усиление).
Ну, и чтобы окончательно запудрить мозг, предлагаю рассмотреть ещё одну систему. 62 очка набираются разными комбинациями из побед, ничьих и поражений. Основных вариантов 6 и они представлены в таблице:
![](http://i076.radikal.ru/1005/bc/380e65f16cc5.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Динамо (ничьих — 5 штук; поражений — 3). Варианты №5 и 6 уже отпали. Проиграть можно от 1 до 3 матчей, поскольку уже 5 ничейных результатов. А победить, соответственно, в 15-19 оставшихся в чемпионате играх. Нет, не «нагнуть» столько команд Кевину...
Локомотив (3; 4). Остаётся либо вариант №3 (нужно 15 побед), либо №4 (нужно 14 побед).
Спартак (4; 2). Отпали варианты №1, 2 и 6. Нужно одержать от 13 (при отсутствии поражений) до 15 побед в оставшихся 20 турах. Нет, конечно Штранць, Йиранек и Сослан — парни отличные, но при их игре верится в 13-15 побед с трудом.
Рубин (5; 1). Отпали варианты №1, 2 и 6. Маловато Казань одержала побед — всего 5, однако ситуация отнюдь не безнадёжная.
ЦСКА (2; 2). Отвалились номера 1 и 6. Ну, то есть фантастические варианты, которые случаются раз в 20 лет... Так что у Леонида Викторовича Слуцкого всё под контролем.
Зенит (3; 0). Нет, у Питерцев, конечно же, ситуация крайне тяжёлая! Команда может смело проиграть от 1 до 6 матчей, сыграв в ничью от 3 до 14 раз при 9-12 победах в оставшихся 20 турах. Уроды...
Анализировать позиции аутсайдеров чуть сложнее, поскольку вылетают сразу две команды. Если смотреть лишь на необходимое количество очков, то получается следующее:
Максимум — это вылет Кубани при 32 набранных очках (2008 год).
Минимум — это вылет Локомотива НН при 18 набранных (2000 год).
В среднем, 15 команда вылетает, набрав 25-26 очков (16-ая, соответственно, ещё меньше).
Однако в данном случае лучше считать суммы двух последних команд:
Максимум — 52 (Уралан; Черноморец; 2003 года).
Минимум — 30 (Локомотив НН; Уралан; 2000 год).
В среднем, 44 очка на обе команды.
Если Сибирь и Сатурн будут двигаться по графику на вылет, то на пару должны набрать по 44 очка (22 каждая). Сейчас — по 7, таким образом, при 5 победах и 14 поражениях обе команды всё равно вылетают. Любопытно, но тоже самое произойдёт даже если ни Гордеев, ни Криушенко не проиграют во второй части чемпионата ни одного матча — будут одни ничьи...
Команде, претендующей на 14 строчку в турнирной таблице, достаточно набирать по 1 очку за игру (2 поражения при 1 победе за 3 тура). По такому графику сейчас движется Гаджи Гаджиев вместе с Анжи. А вот Амкару и Крыльям Советов нужно поднапрячься. В конце концов, статистике всё равно, какие две команды на пару набрали 44 очка...
Закругляясь. Понимаю, что обилие цифр несколько затрудняет восприятие и кого-то средние показатели могли запутать, однако если разобраться, то всё очень просто. Главное же достоинство такого подхода — он работает. Промежуточные итоги разумней всего подводить после 10, 15 и 20 туров. Уверен, что к середине чемпионата очень многое встанет на свои места вне зависимости от того, что будут говорить сами футболисты и тренеры.
Мне кажется, что бы привлечь боьше читателей вам нужно сменить аватар блога. А то когда на нее смотришь, ощущения что прочитаешь в блоге что-то серьезное не возникает.
Ну это как говорится ИМХО
разве что отголоски топления за наркооманду вредят делу
======
Команде-чемпиону после 30 туров необходимо набрать 62 очка. В этом случае с вероятностью 80% она займёт первое место. Исключениями за последние 10 лет являются:
2000 год. Локомотив набрал 62, но уступил Спартаку.
2002 год. И ЦСКА, и Локомотив набрали по 66, но, к сожалению, первое место одно.
Любопытно, но предпоследнее чемпионство Спартака совпадает со сменой не только века, но и «тренда» (общего вектора развития) в российском футболе:
Из последних 10 чемпионатов лидер больше ни разу не набирал 70 очков.
Пара аутсайдеров показала наихудший результат по сумме очков обеих вылетевших команд — 30.
======
Извиняюсь :)
Заставляет задуматься...тем ,более если ьы я был боссмо одного из клубов большой шестерки.
Я лично всегда ориентировался на график озвученный тренером Зенита Морозовым, ктоырй сказал,что нужно набирать 2 очка из трех возможных, т.е. 60 за сезон.
оказываетс яздесь 62, но если учитывать, что во многих из этих сезонов последний матч Чемпион сливал, то эта цифра может быть и чуть выше. А вот 66 очков были потмоу,что команды шли ноздря в ноздрю и терять было нельзя....
еще понравилось сравнение с топ-5...с Францией мы по плтности вровень, а вот в остальных вроде бы нет.
Но если к нам бы добавились 4-ре команды первого дивизиона.то думаю цифры были бы ближе к их.
А так чемпионат самый ровный из 16-ти командных))
Заставляет задуматься...тем ,более если бы я был боссом одного из клубов большой шестерки.
Я лично всегда ориентировался на график озвученный тренером Зенита Морозовым, который сказал , что нужно набирать 2 очка из трех возможных, т.е. 60 за сезон.
оказывается здесь 62, но если учитывать, что во многих из этих сезонов последний матч Чемпион сливал, то эта цифра может быть и чуть выше. А вот 66 очков были потому,что команды Локо и ЦСКА шли ноздря в ноздрю и терять было нельзя....
еще понравилось сравнение с топ-5...с Францией мы по плотности вровень, а вот с остальными вроде бы нет.
Но если к нам бы добавились 4-ре команды первого дивизиона.то думаю цифры были бы ближе к их.
А так наш чемпионат самый ровный из 16-ти командных))
Ответить | Удалить комментарий | Забанить
Очень интересный и познавательный материал! Так держать!
Согласен с Олегом насчет аватарки. Может стоит разместить фото поля сделанное от углового флажка, что, так или иначе, ассоциируется с названием блога?
Не, это пока так. Серьёзный анализ, но немного другого характера, будет позднее :)
«нужно сменить аватар блога».
Кстати, а идеи какие-нибудь есть?
Я, разумеется, не согласен :)
Подумалось, что лучше изначально обозначить симпатии, чтобы в дальнейшем не возникало вопросов. Но это не помешает мне анализировать ни действия Спартака, ни других команд. Надеюсь... :)
Кстати, странно, что для Спартака ЦСКА классом выше, а для Динамо - того же (да ещё и вместе с Зенитом). Если это не описка, то в принципе можно порассуждать, что вред объективности уже есть, но в другую сторону: повышенная критичность в адрес объекта поклонения...
Соглашусь, возможно это и было лишним. Зато я и своих антипатий тоже не скрываю. :) Поясню: я прекрасно понимаю, что игроки не виноваты в политике клуба. А ещё точнее - Газпрома, который навязывает свои представления о футбольной реальности посредством Зенита. Ну, а теперь уже и РФС. К этому вопросу обязательно вернусь в заметках, чтобы было понятей, о чём идёт речь.
А так, да - зависть белая, поскольку команда+тренер показывает хороший футбол. Правильный и стройный.
«Кстати, странно, что для Спартака ЦСКА классом выше, а для Динамо - того же [...]»
Ок, давай попробуем. Но сначала замечу одну вещь: речь может идти не только о повышенных требованиях (и критичности), но и банальной осведомлённости относительно игры любимой команды. Ведь все 10 игр Спартака в этом сезоне я видел, чего нельзя сказать о других командах, за которыми я слежу не так внимательно (на втором месте, пожалуй, будет Динамо).
Вообще, само понятие «класс команды» — достаточно глупое. Класс — это степень подготовленности в чём-либо, квалификация в какой-либо области, в каком-либо деле, занятии. Ну, одно из значений. Класс команды, соответственно, очень расплывчатое определение, которое раздувает споры. Я его употребил в значении «потенциально сильней/слабей». Думаю, в будущем так и нужно будет писать.
Что означает потенциально слабей/сильней? Я подразумеваю лишь одну простую вещь: подбор исполнителей. Ну, и фактический результат, хотя и в меньшей степени.
ЦСКА сейчас потенциально сильней любой из команд РФПЛ, поскольку дошёл до ¼ финала ЛЧ, проиграв будущему обладателю кубка. Однако в России коллектив не показывает того футбола, который он демонстрировал в Лиге.
Для меня ЦСКА (как и Динамо с Зенитом) потенциально сильнее Спартака. Что касается составов, то у ЦСКА, Динамо и Зенита он, по именам, равный и одинаково сильный. У каждой из команд есть проблемные позиции, но не какого-то катастрофического порядка. При этом — да, у бело-голубых игра не идёт и на то есть масса оснований: слабый форвард, смена тренера и т.═д.
А теперь возьмём Спартак. Нет, не состав — с ним итак всё ясно. Возьмём игровую модель. Все говорят: если дать Веллиотну свободное пространство — он убежит и забьёт. Так и происходит. Но когда появляется свободное пространство? В позиционной атаке? Нет, у Веллитона при такой игре как раз и возникают проблемы — ему некуда убегать. Шанс появляется лишь про контратаке. А что такое контратака? Это грамотная оборона + быстрый выход, а у красно-белых нет ни того, ни другого. Поэтому я не понимаю, чего от игроков хочет Карпин.
К слову, Веллитон идеальный игрок для Рубина. У них есть свой Быстров — Карадениз, но турок всё-таки полузащитник, а не форвард. Пока Бухаров добежит до штрафной, Веллитон уже вернётся на центр поля...
Если же объяснять фразу «ЦСКА выше классом» чуть упрощённо, то считай, что это я лишний раз сам себя подъе*нул :).