Две Кореи: еще не война, но уже и не мир

27.05.2010
Гибель корвета «Чхонан», который, как утверждают международная экспертная комиссия, потопила подводная лодка КНДР, стала для Южной Кореи настоящей национальной трагедией. Там мало кто сомневается в виновности северокорейцев и относятся к их предупреждению применить военную силу вполне серьезно. Дополнительной остроты в ситуацию добавляют местные выборы, которые состоятся вот-вот. О настроениях политиков и простых жителей юга Корейского полуострова из Сеула Ирина Ю.
Всего неделя прошла с момента объявления результатов расследования причин гибели южнокорейского корвета «Чхонан», но стремительно развивающийся кризис уже отбросил два корейских государства на десятилетия назад – на грань военного конфликта. Два последних месяца, пережитых жителями Южной Кореи, пристально наблюдавшими за развитием событий по ТВ и рассказами очевидцев, похоже, разделили историю межкорейских отношений на два четких периода - до гибели «Чхонана» и после.
Последний поход
Поздним вечером 26 марта патрулировавший территориальные воды в Желтом море южнокорейский корвет «Чхонан» со 104 моряками на борту в результате взрыва разломился пополам и стремительно затонул. Погибли 46 военных моряков.58 спасенных и выживших членов команды были отправлены в военный госпиталь. 3 апреля Сеул прекратил поисково-спасательную операцию, в связи со смертью одного из водолазов. Судоподъемные работы заняли длительное время из-за большого веса затонувших частей корабля, неблагоприятных климатических условий и продолжались до середины апреля. В те дни многие южнокорейцы смотрели телевизионные передачи со слезами на глазах - эфир постоянно прерывала бегущая строка с сообщением об обнаружении еще двух тел погибших моряков и их фотографиями. Это было что-то сродни тому, что переживали россияне во время спасательной операции на подводной лодке «Курск». Прохожие в Сеуле - в метро и на площадях - застывали у плазменных ТВ экранов, передававших последние новости с места операции по подъему «Чхонана». 29 апреля был объявлен днем траура, а на Национальном кладбище в Тэджоне состоялись похороны, транслировавшиеся по общенациональным телеканалам в прямом эфире. Родственникам тех моряков, чьи тела не нашли, пришлось вместо останков хоронить личные вещи, принесенные из дома. По всей стране были приспущены государственные флаги - тхэгукки - и отменены развлекательные мероприятия. В Сеуле и других крупных городах на главных площадях, а также в южнокорейских зарубежных посольствах были установлены памятные алтари, украшенные белыми хризантемами, куда могли прийти жители и гости Кореи и отдать последний поклон морякам. Белый цвет - цвет траура в Корее.
Непризнанная вина
Ответ на вопрос «кто виноват?» в Сеуле искали почти два месяца. Кормовая и носовая части погибшего корабля были доставлены в штаб южнокорейских ВМС в Пхёнтхэке, где подверглись изучению международной комиссии в составе представителей Южной Кореи, Швеции, Великобритании, США, Австралии и Канады. Наконец, 20 мая на пресс-конференции, транслировавшейся в прямом телеэфире, было объявлено, что причиной затопления корвета Чхонан стала торпедная атака, произведенная с северокорейской мини-подлодки. Согласно заключению экспертов, для атаки северяне могли использовать торпеду среднего размера CHT-02D диаметром 533 мм, выпустив ее с 130-тонной субмарины класса «Yono». Как и ожидалось, КНДР отказалась взять на себя вину за произошедшее в Желтом море. Согласно заявлению МИД КНДР, доказательства причастности Пхеньяна к гибели южнокорейского сторожевого корабля «Чхонан» «сфабрикованы в Сеуле при содействии Вашингтона». КНДР, всегда выполнявшая свои международные обязательства, «не имеет никакого отношения к гибели корабля», а США «сорвали процесс денуклеаризации Корейского полуострова, связав Пхеньян с этим инцидентом», - сообщалось в заявлении.
Пхеньян - вновь «главный враг»
На следующий день после объявления результатов расследования, президент Ли Мен Бак созвал совещание Национального совета по безопасности - для обсуждения ответных мер в адрес Пхеньяна. А в понедельник выступил с телеобращением к народу из весьма символического места - Мемориала в память о Корейской войне. Ли обратился к Пхеньяну с предложением принести официальные извинения, в связи с трагическим инцидентом в Желтом море. А до тех пор, пока этого не произойдет, Сеул введет экономические, военные и дипломатические санкции в отношении северного соседа: запретит любые торговые отношения с Севером, заморозит все проекты межкорейского сотрудничества, кроме Кэсонского промкомплекса, а также блокирует заход северокорейских морских судов в свои территориальные воды. В случае же повторения провокаций, Сеул немедленно предпримет меры по самообороне. На границе с Севером, после шестилетнего перерыва, будут вновь установлены пропагандистские громкоговорители, а с самолетов станут разбрасывать листовки, которые расскажут северянам о богатом Юге и процветающих южнокорейцах. По следам инцидента, правительство Южной Кореи приняло решение назвать Север «главным врагом» в очередном издании «Белой книги по вопросам обороны», которое будет опубликовано во втором полугодии. В 2004 году термин «главный враг» был заменен более нейтральным - «источник возможной военной угрозы».
Убедить Китай
Сеул планирует обратиться с жалобой в Совбез ООН в ближайшее время. «Думаю, мы можем поднять вопрос о рассмотрении инцидента с «Чхонаном уже» на следующей неделе после того, как приложим максимум усилий, чтобы убедить Китай», - заявил анонимный источник в южнокорейском правительстве. Видимо, попытки убедить Пекин будут предприняты 28 мая во время визита китайского премьера Вень Дзябао в Сеул и будут продолжены на южном острове Чечжу во время трехстороннего саммита Японии, КНР и Южной Кореи, куда Вень Дзябао направится из Сеула. Ожидается, что вопрос о потопленном корвете будет основным на переговорах на Чечжу. По словам другого чиновника президентской администрации, «точное время передачи вопроса в ООН будет определено после трехстороннего саммита. Но это не произойдет слишком поздно, так как нужно не упустить момент». В любом случае, именно Китай в вопросе урегулирования нынешнего корейского кризиса будет играть крайне важную роль - это признает значительное число южнокорейских политиков.
Внутриполитический контекст
2 июня в Южной Корее намечены выборы в органы местного самоуправления, и по мнению многих аналитиков, правящая консервативная партия Ханнара использовала в свою пользу инцидент с Чхонаном, сплотив вокруг себя сторонников жесткого курса по отношению к КНДР. После гибели корвета антисеверокорейские настроения в обществе значительно усилились, а 70% населения поддержали выводы комиссии, расследовавшей инцидент, а значит - поддержали и проводимый Ли Мен Баком курс. Дошло до того, что северокорейские перебежчики стали массово терять работу и почувствовали на себе негативное отношение южнокорейцев. Политические же круги Южной Кореи по-разному отреагировали на заявление Ли Мен Бака. Представитель оппозиционной Демократической партии У Сан Хо заявил, что полностью согласен с необходимостью принятия ответных мер в отношении северокорейских провокаций, но выступление Ли Мён Бака после начала предвыборной гонки заставляет сомневаться в искренней озабоченности президента данной проблемой. В свою очередь, представитель конкурентов – Либерально-передовой партии – Пак Сон Ён отметил, что общение президента с народом было пустым и бесполезным и что нужно было показать жесткую позицию правительства, выразить готовность бороться за мир на Корейском полуострове, не останавливаясь даже перед возможностью начала войны. Кроме того, из опасений, что северокорейская сторона может предпринять какие-либо провокационные действия, правительство Южной Кореи приняло решение повысить уровень террористической угрозы с четвертого до второго, усилив охрану всех правительственных и хозяйственных объектов. Полиция несет службу в усиленном режиме.
Пхеньян отвечает
В среду, 27 мая, Пхеньян выслал 8 госслужащих из Кэсона и объявил о том, что разрывает все отношения с Сеулом и не возобновит их до тех пор, пока у власти находится администрация президента Ли Мён Бака. Север также пообещал открыть огонь по громкоговорителям, в случае их установки на границе, а также пригрозил Югу «полномасштабной войной». Южнокорейским воздушным и морским судам запрещается пересекать территориальные воды и воздушное пространство КНДР. Все проблемы, связанные с межкорейскими отношениями, «будут рассматриваться по законам военного времени». Кроме того, будет прекращена работа линий связи между Обществами Красного Креста, мореходными ведомствами Юга и Севера. В обычном режиме пока будут функционировать лишь линии военной связи, соединяющие Сеул с Кэсонским индустриальным и Кымгансанским туристическим комплексами. Впрочем, замораживание прибыльных межкорейских проектов сослужит плохую службу в первую очередь северянам, получившим в результате сотрудничества весьма неплохую валютную выручку. Так, только кэсонский комплекс с момента основания принес в северокорейскую казну более 30 млн. долларов.
Военные игры
Пока политики и дипломаты ищут мирное решение углубляющегося кризиса, военные по обе стороны демилитаризованной зоны (ДМЗ), разделяющей две Кореи по 38-й параллели, вовсю готовятся к возможному военному конфликту. Согласно приказу, отданному зампредседателя Комитета обороны КНДР О Гык Рёлем, северокорейские войска с 7 утра 20 мая были приведены в состояние повышенной боевой готовности. Причем речь идет не только о регулярной армии, но и других военизированных и полувоенных организациях, фактически о половине КНДР Хотя в Сеуле исключают ответный удар с использованием военной силы, США на всякий случай усиливают свое военное присутствие в регионе и готовятся провести совместные учения с ВС Южной Кореи. Как сообщила пресс-служба боевого командования ВВС США, в конце мая 2010 года планируется переброска истребителей F-22A Raptor на авиабазы «Кадена» на Окинаву (12 машин 49 истребительного авиакрыла с авиабазы Holloman) и «Андерсен» на Гуаме (12 машин 1 истребительного авиакрыла с объединённой авиабазы Langley-Eustis). По плану самолеты будут размещены в западной части Тихого океана на срок четыре месяца. С февраля на авиабазе Андерсен также находятся бомбардировщики – невидимки Б-2, способные нести ядерное оружие на борту. 26 мая южнокорейские ВМС провели в четверг противолодочные учения в Желтом море. В их ходе были проведены стрельбы по учебным целям и отработаны элементы бомбометания. А в июне в Желтом море пройдут масштабные совместные противолодочные учения южнокорейских и американских ВМС, с участием атомных авианосцев. Кроме того, объединенное военное командование рассматривает вопрос о проведении до июля других крупных совместных учений, ранее известных под названием »Team spirit (Командный дух)», в которых ранее принимали участие до 150 тыс южнокорейских и 70-80 тыс. американских военнослужащих. В связи с вероятностью вооруженных провокаций со стороны КНДР, Объединенный комитет начштабов вооруженных сил Южной Кореи и американо-южнокорейское объединенное военное командование решили повысить уровень наблюдения за действиями северокорейских военнослужащихего с третьего до второго уровня. Самый высокий уровень - первый. Усиление наблюдения означает, что шпионские спутники США и шпионские самолеты U-2 будут теперь более интенсивно проводить воздушную раздведку территории КНДР. В четверг , 26 мая, газета ВС США Stars and Stripes опубликовала статью на тему подготовки к эвакуации около 109 тыс граждан США, проживающих в Южной Корее, а также около 44 тыс. граждан из шести стран-союзников, имеющих с США соглашение об эвакуации в случае возникновения нештатной ситуации. Местные СМИ сообщают также, что южнокорейские власти подготовили планы по поддержанию автодорог свободными, а также использованию железных дорог страны для перемещения людей во время кризиса. На случай возникновения ЧС, американские военные уже заключили контракты с частными компаниями по предоставлению им воздушного и морского видов транспортировки. В общем, войны пока нет, но многое уже к ней готово. Однако в Южной Корее надеются на разрешение конфликта, прежде всего, дипломатическим путем.
Смотрите оригинал материала: http://www.rb.ru/blog/visitkorea/dve-korei-eshhe-ne-voyna-no-uje-i-ne-mir/2322694.html