Люди, которые спасали этот год. Арсен Венгер
2015 год показал: мир катится в пропасть. Войны, теракты, геополитические конфликты, экономический кризис и прочая жесть не раз заставляли задуматься, есть ли будущее у нашей цивилизации. Как никогда тяжело было и тем, кто традиционно пытался спрятаться от общественно-политической повестки в спортивных новостях – проблем хватало и там: от грандиозных допинг-скандалов до коррупции в топ-менеджменте мирового футбола. Чтобы войти в новый год с правильным настроением, Sports.ru продолжает сериал про тех, кто в 2015 году был очень хорош несмотря ни на что. Дюжина супергероев, которые сохраняют нашу веру как минимум в индустрию, как максимум – в человечество.
В зимнем сериале Sports.ru, рассказывающем о людях, которые сделать мир чуточку лучше, – полно самых разных достойных персонажей. Клаудио Раньери? Обожаю этого парня. Неймар? Лучший бразилец со времен Лукаса Лейвы. Серена? Тут даже не надо ничего объяснять. Но раз уж по случаю новогодних каникул мы все же решили пролить немного пафоса – ну, знаете, все эти «супергерои, которые спасли для нас 2015 год» и все такое, – мне бы хотелось поговорить именно об Арсене Венгере. Человеке, который может быть, и не сделал ничего выдающегося за последние двенадцать месяцев, но точно помог нам их пережить – потому что если в тяжелые времена людям и стоит брать пример с какого-нибудь супергероя, то более подходящей кандидатуры в современном футболе просто не существует.
Позвольте мне объяснить…
Могу ошибаться, но, кажется, в последние месяцы 2015 года на планете не было более счастливого человека, чем репортер французского журнала L’Equipe Sport & Style по имени Эрик Бильдерман. Честно говоря, я бы с радостью махнулся с ним местами – и дело тут не только в красивой фамилии или апартаментах в Париже. Где-то на экваторе того сумасшедшего ноября, со всеми его терактами, эвакуациями и авиакатастрофами, Бильдерман встретился с главным тренером «Арсенала», чтобы как следует поговорить с ним о футболе и жизни – и видит бог, где бы ни проходило то выдающееся интервью, это, несомненно, было самое тихое, умиротворенное, пропитанное рассудительностью и здравым смыслом место в Европе. По крайней мере, до тех пор, пока его не покинул Арсен.
Нам хорошо известны все слабости тренера «Арсенала». Нет ничего проще, чем придумывать шутки про пожилого, худощавого и упертого, как депутат, француза в гигантском пуховике. Его трансферная политика уже давно сводит болельщиков «Арсенала» с ума, его игроки вечно теряются в ключевые моменты сезона, а его неловкая перепалка с Моуринью, состоявшаяся в технической зоне на «Стэмфорд Бридж» осенью позапрошлого года, – вполне вероятно, самый смешной и нелепый пятисекундный скетч с участием тренеров АПЛ за последние десять лет. 2015 год вышел для Венгера не то чтобы очень насыщенным – пока все идет по вполне обкатанному сценарию – но все те безумства, которые происходили в соседних английских топ-клубах, явно заставляют нас еще раз взглянуть на невероятную английскую карьеру француза и осознать, как же сильно он выделяется на общем фоне.
Ну, скажем, можете ли вы представить, чтобы какой-нибудь футболист «Арсенала» заявил, что лучше он проиграет, чем будет бороться за Арсена Венгера? Можете ли вы представить, чтобы парочка иностранных игроков «Арсенала» решила избавиться от своего французского тренера? Можете ли вы представить, чтобы команда Венгера провела половину сезона, находясь так близко к зоне вылета, что едва в нее не свалилась? Можете ли вы представить, чтобы «Арсенал» на несколько лет остался без еврокубков? Чтобы британские газеты приносили Арсену саркастичные извинения на обложках? Чтобы Венгера уволили посреди сезона? Чтобы Венгера уволили сразу после его окончания даже в том случае, если он выиграет чемпионат, – просто потому что из Мюнхена улетел более молодой и статусный тренер?
Карьера Арсена и раньше казалась нам по-настоящему уникальной, но теперь? В 2016 году она кажется просто немыслимой. Самый настоящий флэшбэк из той футбольной эпохи, в которой тренеры и игроки проводили в одном клубе десятилетия, в которой футболисты не сходили с ума от богатства и власти и не устраивали в команде переворот, в которой давали шансы и время, а потом давали их еще и еще, в которой придерживались выбранного пути, и футбольные клубы назывались футбольными клубами, а не заманчивыми и интригующими проектами. В комментариях к каждому третьему тексту на Sports.ru о какой-нибудь современной суперзвезде регулярно появляются люди, которые активно скучают по футболу из 90-х и нулевых; в конце концов, хоть раз в жизни об этом задумывался каждый из нас. И хотя Венгер регулярно говорит в интервью, что не любит оглядываться назад и никогда не вспоминает о прошлом, время от времени он точно заставляет вспоминать о нем нас.
Хорошо известно и то, что Арсен – удивительно умный тренер. В том самом интервью Эрику Бильдерману он рассуждает о жизни и смерти, о религии и искусстве. О том, что одна из главных вещей, которые он усвоил в Японии, – это отношение к победе и поражению у борцов сумо, которые никогда не празднуют свой триумф, чтобы не унижать поверженного соперника. О том, что прошлое напоминает нам об ошибках, а будущее – пугает своей неизвестностью, поэтому счастье возможно только сейчас, в настоящем. Человечество осознало это довольно быстро, говорит он, и поэтому придумало такую вещь, как религия – она прощает нам наши ошибки и сообщает, что не стоит волноваться о будущем, потому что мы все попадем в рай. «Религия говорит нам, чтобы мы по-максимуму использовали настоящее. Человек просто провел психоанализ над самим собой и нашел решение в вере».
Когда речь заходит о взглядах Арсена на профессиональный футбол, он признает, что многие считают его довольно наивным – но его это совсем не смущает.
«Так или иначе, есть только один способ прожить жизнь, зная, что в конце ты умрешь, – говорит он. – Это превратить настоящее в искусство. Я считаю себя оптимистом. Я хочу вытащить наружу самое прекрасное, что есть в моих игроках, и позволить им выразить себя на поле. Выигрывать трофеи – важно, но важно и то, как мы играем и какой политики придерживаемся. Я люблю командный спорт. Есть некоторая магия в том, как мужчины объединяются ради одной общей цели. В этом вся красота. Люди становятся несчастными, когда понимают, что им предстоит в одиночку справляться со своими проблемами. В этом смысле командный спорт опередил время. Ты можешь выпустить на поле одиннадцать игроков из одиннадцати разных стран и добиться цели коллективной работой. Сегодняшний спорт показывает нам, каким может быть мир будущего. Мы можем получать головокружительные эмоции, работая бок о бок с людьми, с которыми в реальной жизни вы бы даже общаться не стали. К сожалению, в сегодняшнем обществе подобное невозможно».
(...Теперь вы меня понимаете? Чертов Бильдерман. Может быть, нам еще не поздно махнуться местами? Ведь это еще не все...).
Стареть, наблюдая за работой Арсена, – совершенно нестрашно. В октябре ему стукнуло 66, но он совсем не похож на человека, которому с трудом удается не отставать от прогресса. Венгер говорит, что всегда живет в будущем. Он был одним из первых тренеров, которые осознали, насколько полезной может быть продвинутая статистика – в интервью официальному сайту клуба он долго рассуждает о том, как цифры изменили футбол и его личный подход к анализу матчей (иногда вам нужно быть достаточно скромным, чтобы признать: вы не увидели того, о чем говорит статистика, так что нужно снова приниматься за работу), а затем делает парочку прогнозов на будущее – например, говорит, что лет через двадцать из футбола окончательно исчезнут люди, полагающиеся исключительно на опыт и интуицию; в том числе, потому, что они просто не смогут конкурировать с цифрами, математикой и статистикой. Конечно, к тому времени Венгер уже перестанет тренировать, но если бы он родился на пару лет позже? Нет никаких сомнений в том, что и в эпохе тотальной роботизации и аналитики Арсен продолжал бы успешно тянуть свою команду наверх.
Удивительно, что при этом в современном футболе вряд ли можно найти более романтичного человека. Мы знаем, что в любой лиге мира полно самых разных интриг и ярких, запоминающихся противостояний – нам нравится смотреть, как богатые рубятся с бедными, как хорошие парни ставят на место плохих. Но если бы мы попросили Арсена Венгера разделить весь футбольный мир на две части, он бы наверняка зашел с другой стороны – и отправил бы в один лагерь всех тех, кто готов ради победы на все, а в другой – тех, кому по-настоящему дорога только победа, добытая на определенных условиях. И хотя как-то раз Венгер все-таки не удержался и начал говорить о том, что он «тоже мог бы переходить из команды в команду, выигрывать все, тратить все и оставлять после себя клуб-банкрот», думаю, нам будет не трудно сойтись на том, что здесь нет «правильного» и «неправильного» пути, даже спорить об этом просто бессмысленно. Но видим ли мы здесь «сложный» и «гораздо, гораздо, гораздо, гораздо более сложный» путь? Хмммм… есть подозрение, что в 2016 году это видит даже Жозе Моуринью.
Венгер полагает, что ни одна великая вещь не была сделана без сумасшедшей веры, и, пожалуй, мы вряд ли найдем более подходящую фразу для описания его английской карьеры. Боится ли он, что ему так и не удастся осуществить свой гениальный план? Наверняка. Но той самой верой Арсена в его собственные принципы и идеалы, которая не исчезает даже в самые тяжелые времена, просто невозможно не восхищаться – и кажется, это и есть лучший пример того, как надо жить, когда проблемы валятся со всех сторон, а «мир катится в пропасть». «Людям дана только одна жизнь, – говорит он. – Поэтому каждый из нас должен определиться с ценностями, которые для него важны. Я определился. И если я не буду их уважать, я буду несчастным человеком».
Фото: Gettyimages.ru/Laurence Griffiths, Dean Mouhtaropoulos