Как попасть в Брюссель и найти оттуда выход
Брюссельская капуста
Лист первый. Брюссель.
Двухнедельный маршрут, который я для себя окрестил «брюссельской капустой» из-за большого количества городов, мог и не состояться. Просто я случайно выложил паспорт и в последний момент чудом об этом вспомнил. А ещё были дикие пробки и таксист, который в лучших традициях марсельского Даниэля, обгонял всё, что стоит, движется и летит. К счастью, я везде успевал.
Разве что на границе задержались из-за одного парня. Польский пограничник, взглянув в его паспорт, изменился в лице и вызвал подмогу, после чего принялся снимать отпечатки пальцев.
Оказался, фамилия этого парня – Кадыров. Нет, не тот.
- Каждый раз такое. Хорошо ещё, что паспорт не российский, - наверное, в сто первый раз пошутил он на эту тему.
Очень скоро я стоял в аэропорту Шарлеруа. Жаль, в самолёте не очень удалось выспаться из-за визжащих детей. Зато понимаешь, почему Гюго писал, что Юпитер создал людей в припадке мизантропии.
Час дороги до Брюсселя пролетел очень быстро. Я, конечно, очень наслышан о брюссельских улочках, но то мастерство, с которым водитель автобуса лавировал по ним, осталось для меня чем-то на магистра Йоды уровне. У меня не получалось так лавировать даже пешком.
Куда отправиться с вокзала? Я прочёл двадцать страниц путеводителя по Брюсселю, внимательно рассмотрел карту на телефоне, затем перешёл к карте на трамвайной остановке. После такого всеобъемлющего изучения информации о Брюсселе я принял максимально взвешенное и объективное решение. Я пошёл прямо.
Какое-то время я пытался идти к центральной площади Брюсселя, но мой топографический кретинизм упорно вёл меня в район гопников и проблем – Андерлехт. Собственно, эти проблемы читались на лице каждого второго встречного мной в этом районе. «Здесь все пустое – и мысли, и бутылки», - заявил бы Виктор Гюго.
Зато в Андерлехте повсюду стояли терминалы с бесплатными билетами на общественный транспорт, которые действуют 15 минут! Больше нигде таких в Брюсселе я не видел. Кажется, эти терминалы – дань обычных жителей Брюсселя Андерлехту.
В неравной схватке между топографическим кретинизмом и волчьей логикой победила последняя. Я сел на трамвай (спасибо, Андерлехт, за бесплатный билет!) и доехал до ближайшей станции метро. По невероятно удивительному совпадению эта станция оказалась на вокзале. Час спустя я вернулся туда, откуда начинал.
Что ж, повторим.
Ошибки прошлого я учёл, поэтому решил ехать на метро. К слову, брюссельское метро очень красивое. Очень. И дорогое. Очень. Возможно, одно непосредственно связано с другим?
Ехать я решил до станции «Луиза» - именно она, как мне показалось, максимально близка ко всем основным достопримечательностям. В принципе, я не ошибся. Вот так я и вышел к впечатляющему Дворцу Правосудия, который пробрал до мурашек. То ли ещё будет!
Дворец охраняли пара вооружённых винтовками М-16 (спасибо, Counter-Strike!) пехотинцев. Вероятно, где-то под боком штаб-квартира НАТО? Проверять я это не стал.
Сразу возле дворца находится монумент в память о двух мировых войнах. Честно говоря, это немного непривычно. Посудите сами: у нас, в странах бывшего СССР, очень развит культ Второй Мировой (а точнее, культ Великой Отечественной войны). Но празднуют ли у нас окончание Первой Мировой? Нет. Поэтому в монументе двум мировым войнам нет ничего удивительного, но для славянского менталитета он немного необычен.
Там же находится терраса, с которой открывается неплохой вид на Брюссель. Дело в том, что Дворец Правосудия находится на небольшом холме. Чтобы спуститься вниз, можно воспользоваться лифтом либо пройтись по плавному спуску. Я не удержался и прокатился на лифте.
У подножия холма находится довольно узкая улица, которая ведёт прямо к центральной площади Брюсселя. Вообще, она называется Гроте Маркт (или Гранд-Плас), но мне нравится называть её площадью Рынок. Тем более, что это, по сути, и есть перевод на русский язык.
Выйти к площади Рынок не легко, а очень легко. Площадь выдаёт ратуша, которая видна издалека. Уже гораздо позже, ночью, я «случайно» пришёл на площадь, ориентируясь по торчащей ратуше.
А площадь и впрямь очень хороша. Это практически идеальное для почтовых открыток место – площадь хороша в абсолютно любой её точке. Правда, в мае на площади ещё шла реконструкция одного из зданий, но это ничего.
Конкретно в тот день в Брюсселе проходил джазовый фест. Ничего не смыслю в джазе, поэтому мне он был безразличен, хотя судя по туристам, многие приезжали ради феста даже с других континентов. Тоже мне, нашли на что приезжать! Вот если бы здесь в футбол играли…
Будучи слегка голодным, я бродил по площади и мысленно повторял: «я не хочу эту вкусно пахнущую жареную сосиску, я не хочу эту вкусно пахнущую жареную сосиску». И знаете, это работало! Ровно до того момента, пока я не увидел вывеску с надписью «шоколад». Вся моя способность сопротивляться моментально улетучилась.
В этом магазине я затарился шоколадом на 40 евро. Хотя, знаете, вы очень удивитесь, узнав, что львовский шоколад гораздо вкуснее бельгийского. Но это так, лирическое.
Ещё я встретил на площади земляков. Я даже по себе замечал, что находясь в других странах, немного расхолаживаешься и совершенно не ожидаешь услышать родную речь. Поэтому я не удивился, когда русскоязычные ребята натурально вздрогнули, услышав:
- Привет, земляки! Не подскажете, где здесь почта? Открытку хочу отправить.
А вы бы не вздрогнули? К чести земляков, они довольно быстро оклемались. И даже нагуглили мне главпочтамт. Который, как выяснилось позже, не работал в этот день. Пришлось брюссельскую открытку отправлять из Парижа.
Недалеко от площади находится писающий мальчик (Манекен Пис). Честно говоря, я искренне не понимаю, почему этот памятник возведён в культ. А увидев его вживую, стал недоумевать ещё больше. Ладно, я не разбираюсь в искусстве.
Я гулял по центральным районам Брюсселя, катался в метро, отдыхал в уютных (а главное – прохладных!) туристических инфоцентрах, где заодно свистнул пару бесплатных карт Брюсселя, Брюгге и Остенде. Последние две – пригодятся. Вообще, Брюссель очень даже подготовлен для туристов. Просто приходи и наслаждайся.
На этом день, отведённый на Брюссель, стал клониться к закату. У меня был билет на автобус, отъезжающий от Королевского парка. Ехать проще всего было на метро. Я ещё днём купил проездной на метро. Проездной выглядит как обычная кредитная карточка (серьёзно, даже чип есть) и «одет» в красивый фиолетовый чехол. У меня теперь в этом чехле хранится минский проездной.
Прибыть на место я планировал хотя бы за час. Так бы и получилось, если бы не одно маленькое «но». Дело в том, что на месте, указанном в карте как место отправления автобуса, не было ничего. Вообще. Был только вход в парк, узкая односторонняя улица и здание. Всё!
Паника начинала грызть меня за ухо, потому что до отъезда оставалось 20 минут, а я ещё не нашёл автобус. Должно было быть 50 минут, но, как выяснилось прямо на месте, я перепутал время. Автобус отходит не в 18:35, а в 18:05. Спросил у одного прохожего – он не знает. Спросил у другого, третьего – никто ничего не знает. Ну и где же спрятался этот автобус?
За что ты так, Брюссель? Что я тебе такого сделал?
Я брёл по парку, осматривая окрестности и прикидывая, где ещё мог бы остановиться автобус. По всему выходило, что нигде.
На дальней лавочке сидел человек и читал газету. Было неловко отвлекать типичного в моём представлении джентльмена в пиджаке и шляпе, но что делать? Я обратился к нему. Здесь и далее разговор шёл на английском языке (в моём случае – ломаном), но я не стану выпендриваться и приведу их на русском.
- Извините, может быть, вы знаете, где это? – протянул я человеку карту.
- Так, - взял он в руки листок. – По всему выходит, что это вон там, - он указал на ту же самую точку в пространстве, которую я совсем недавно досконально исследовал. – Во сколько отправление?
- В 18:05.
- А сейчас 17:43… Так, смотри. Проблема вот в чём. Там, где должен быть автобус, раньше была улица, но теперь это пешеходная зона. Наверное, автобус будет находиться за домом. Понимаешь?
- Не очень.
- Так… - пробормотал мужчина и снова взял мой билет. – О, Яндекс! – увидел он эмблему «Яндекса» на распечатанном листе А4. – Так ты из России!
- Из Беларуси, - поправил я его.
- А, - улыбнулся собеседник, - из Белой России, значит. Итак, смотри. Вот одна улица, вот другая. Указанный тобой адрес – здесь, - ткнул он ручкой в билет, на котором нарисовал импровизированную карту. – Но здесь автобус стоять не может. Я думаю, тебе нужно пройти сюда.
Он повертел в руках распечатанный билет.
- Хм, «Megabus». Видел я их автобусы… Оу, в Париж за один фунт? Неплохо. А почему так дёшево?
- Акция была. Вот я и успел купить дешёвый билет.
- Молодец! Слушай, там солдаты стоят, где должен быть автобус, пойдём у них спросим.
Он даже не предлагал, не спрашивал, а просто потащил меня за собой, чтобы решить мою проблему.
- Значит, Париж? Так может, parlais vouz francais?
Я отрицательно покачал головой.
- И ты в Париж едешь? Сложно тебе будет. Это здесь, в Брюсселе, многие знают английский. Да и то, приезжают люди из Испании, Португалии или Африки и предпочитают учить французский. Сами французы английский не любят и не учат.
Мы подошли к солдатам и мой неожиданный знакомый заговорил на беглом французском. Как выяснилось, мы уже далеко не первые, кто спрашивал этих ребят. Вояки сообщили, куда нам идти. И мы пошли.
- Я тебя проведу, чтобы ты не потерялся, - сообщил мой спаситель. – Нам сейчас надо в downtown. Мы, брюссельцы, не очень любим это место, - усмехнулся он. – Кстати, ты летел в Брюссель? «Ryanair»?
Что ж, смекалки ему было не занимать. Я кивнул и начал рассказывать про своё путешествие.
- Прага и Краков – отличные города, - заявил он, узнав о моих планах.
- Кстати, а как вас зовут? – опомнился я.
- Ну, если читать имя по-английски, то Джеральд. А вообще, я germanspeaking.
По Джеральду это было незаметно. Английским он владел прекрасно, французским, кажется, ещё лучше.
- Чем ты занимаешься?
Я вкратце рассказал о своём университете и специализации.
- О, географ! А какой именно? Физгеограф? Тектоника, разломы, там, землетрясения, да?
Я с интересом посмотрел на Джеральда. С каждой секундой он удивлял меня всё сильнее и сильнее.
- Нет, я экономгеограф.
- А я учитель греческого и латыни. Ещё знаю английский, французский, немецкий, фламандский. Понимаю голландский, но отвечать толком не смогу. Примерно как ты понимаешь польский.
Лимит удивлений был давно превышен, так что я не стал удивляться.
- Правда, сейчас я уже не преподаю. Ушёл в другую отрасль. Хочу добиться улучшения образования в Европе, чтобы за каждый талант держались и берегли его. – И внезапно, без перехода: - Ну что, видишь автобус?
- Нет.
- И я нет. А пора бы уже. 17:53 ведь. О, смотри!
И действительно, синий «мегабус» подъезжал к нам.
- Что ж, - сказал Джеральд, - поклонись от меня Парижу. А ещё Праге и Кракову. Хорошенько там отдохни!
- Спасибо вам большое. Вы меня практически спасли.
- Да брось, чего там, - отмахнулся он. – Ну, бывай!
- Удачи вам!
Прости, Брюссель, я был слишком строг к тебе. Ты подарил мне знакомство с великолепным человеком. Ты подарил мне потрясающую историю. Спасибо, Брюссель.
А Парижу я обязательно поклонюсь.
Лист второй. Как попасть в Париж и сбежать от попрошаек
Лист третий. Как ПСЖ провёл капитана и отпраздновал чемпионство
Лист четвёртый. Собор Парижской Богоматери, Виктор Гюго и «Ролан Гаррос» под Эйфелевой башней
Зато в хостелах зачастую попадаются поистине уникальные личности.