Кальчополи и перерождение клуба
Кальчополи. Даже простого упоминания данного слова достаточно для того, чтобы вызвать бурную реакцию со стороны любого болельщика «Ювентуса», помнящего то лето. Итальянский суффикс «opoli» эквивалентен английскому «gate», который так любят использовать журналисты при обозначении бесчисленных скандалов, от коррупции чиновников до нечестной торговли на фондовой бирже. Те события довольно часто также называют Моджиполи, что выводит болельщиков бьянконери из себя ещё сильнее, а новые факты того скандала всплывают на регулярной основе до сих пор.
Прошло уже восемь лет (прим. переводчика – книга писалась в 2014 году) с начала этой душераздирающей саги, подарившей нам потрясающую историю о якобы имевших место быть коррупции и взяточничестве. Те события сильнейшим образом ударили по всему итальянскому футболу, попутно зарядив эмоциями сборную страны на неожиданный успех в чемпионате мира 2006 года. Тогда критики Серии А использовали скандал в качестве доказательства того, что футбол на полуострове умирает медленной и мучительной смертью, тогда как защитники чемпионата неустанно твердили об отсутствии зафиксированных фактов участия каких-либо команд в договорных матчах, делая акцент на укоренении системы воздействия на итальянский футбол влиятельными фигурами.
Когда сборная Италии готовилась к решающей игре чемпионата мира против Франции, новостная лента начала наполняться известиями о том, что лига находится в центре смертельной борьбы. Речь шла обо всех ведущих клубах чемпионата, итальянской ассоциации судей и других ключевых фигурах аппенинского футбола. В результате, «Ювентус» был понижен в классе из-за действий Лучано Моджи, чей образ коррумпированного и одержимого властью человека так нравился местным болельщикам. Клуб должен был начать новый сезон в Серии В с 17-ти очковым штрафом, которое позднее было сокращено до девяти.
Изначально предлагалось сослать «Ювентус» в Серию С2 с 30-ти очковым наказанием, реальная же кара оказалась либо чрезвычайно резкой, либо слишком мягкой, всё зависело от того, чьё мнение спрашивали – болельщика «Ювентуса» или другого итальянского клуба. Отличная от официальной точка зрения основывалась на том, что другие клубы, вовлечённые в скандал, получили излишне мягкое наказание, «Милан» вовсе был допущен до участия в Лиге Чемпионов, где команда одержала победу в мае 2007 года.
Совет директоров «Ювентуса», в том числе знаменитая «Триада» в лице Антонио Джираудо, Роберто Беттеги и Моджи, незамедлительно ушёл в отставку, последний делал это со слезами на глазах, прося журналистов не задавать ему вопросы: «У меня больше нет души, они убили её». Сфокусировавшись на судебном процессе относительно «Юве», компания-владелец клуба отреагировала быстро и эффективно, сумев договориться о смягчении наказания. Генеральный директор Джон Элканн, внук Джанни Аньелли, возложил вину за происходящее на «Триаду», проявив, как многим показалось, неприкрытую слабость. С другой стороны, страшно представить, что было бы с «Ювентусом», если бы не данное решение, ведь Гвидо Росси, ведший судебный процесс на правах исполняющего обязанности главы федерации футбола Италии, имел явное намерение навредить бьянконери.
«У меня нет сил и желания отвечать на какие-либо вопросы. Я потерял свою душу, она была убита. Завтра я подам в отставку, с сегодняшнего дня мир футбола больше не мой мир. Теперь я думаю только о том, как защитить себя от обвинений и злых намерений», - Лучано Моджи.
Моджи продолжал повторять мантру «либо виновны все, либо не виновен никто» в качестве основной линии своей защиты на протяжении последующих лет. Он утверждал, что «не является единственным дьяволом в море ангелов», поскольку остальные клубы вели себя таким же образом, как и он, а все его устремления была направлены во благо «Ювентуса», чтобы «защитить» команду от официальных футбольных лиц, на которых якобы оказывалось влияние со стороны других людей. Однако бывший генеральный директор всё-таки был признан виновным в спортивном мошенничестве судом Неаполя и приговорён к пяти годам и четырём месяцам заключения, но из-за мягкости итальянских законов данный срок он вряд ли когда-то будет отбывать в силу возраста и длительности приговора. Владельцы «Фиорентины» Диего и Андреа Делла Валле, президент «Лацио» Клаудио Лотито также были признаны виновными и приговорены к одному году и трём месяцам заключения, но и они также избежали путёвки в тюрьму.
Бывший глава судейского корпуса Паоло Бергамо получил наказание сроком в три года и восемь месяцев, его коллега Пьерлуиджи Пайретто и бывший арбитр ФИФА Массимо Де Сантис также были признаны виновными, получив по одному году и одиннадцати месяцам тюремного заключения. Инноченцо Маццини, бывший вице-президент федерации футбола Италии, был приговорён к двум годам и двум месяцам заключения, семеро других участников скандала, включая боковых судей и бывшего президента «Реджины», получили меньшие сроки. Между тем, «Лечче», «Болонья», «Брешиа», «Аталанта» и общество потребителей получили денежные возмещения из-за понесённых убытков, тогда как аналогичный иск «Ювентуса» был, к большому сожалению представителей клуба, отклонён.
Второй суд, прошедший в июле 2011 года, казалось, ничего нового принести уже не мог, пока главный прокурор федерации футбола Италии Стефано Палацци не обнародовал заявление, что футбольный клуб «Интернационале» виновен в «деятельности, направленной на обеспечение преимущества в турнирной таблице». Это заявление вызвало шок среди всех причастных к итальянскому футболу людей, поскольку первоначальный вердикт, широко критиковавшийся за необдуманность и избирательный подход, выставлял Моджи в качестве творца системы неспортивных отношений между менеджментом клуба и судейским корпусом.
Помимо того, что туринский клуб был сослан в Серию В, первый суд отдал чемпионский титул сезона 2005/06 в руки «Интера», и этот факт с юридической точки зрения серьёзно усложнил дело. Два следующих правила спортивного кодекса федерации футбола Италии часто звучали во время процесса Кальчополи:
Статья первая: Неспортивное поведение, начиная с несущественных оскорблений, таких как ругательство или богохульство на поле, и заканчивая чрезмерным количеством телефонных звонков представителям лиги/федерации. Нарушение этого правила ранее приводило к штрафам или, в крайнем случае, снятию небольшого количества очков.
Статья шестая: Попытка получить преимущество в турнирной таблице при помощи договорного матча или попытка организации договорного матча. Нарушение обычно приводит к незамедлительному переводу в низший дивизион.
Но статья восемнадцатая того же кодекса, описывающая наказание за нарушение правил, открывает широкий простор для вероятного штрафа. Границы лежат от простого выговора до лишения ранее завоёванных титулов и понижению в классе. В 2006 году «Ювентус» из-за поспешных решений, связанных с сомнениями со стороны чиновников и имевшимися в их руках доказательствами, был объявлен главным злодеем итальянского футбола и был беспрецедентным образом отправлен в Серию В по причине многократного нарушения первой статьи кодекса.
Суд также постановил, что хотя прямого нарушения шестой статьи кодекса не было, особенные отношения между Моджи и определёнными официальными лицами создавали неоспоримое преимущество для клуба. То, что происходило дальше, – целиком заслуга Моджи, который неустанно подавал апелляции, прошения и обращения к федерации футбола Италии, открывая всё новые и новые факты. Это началось ещё до старта сезона 2006/07, когда всплыли на свет ранее неизвестные и неопубликованные записи разговоров Telecom Italia, став почвой для нового разбирательства, проходившего в рамках судебного процесса в Неаполе и получившего имя «Кальчополи II».
Опять же, благодаря Моджи и адвокатам, которых он нанял, федерации футбола Италии ничего не оставалось, кроме как рассмотреть представленные доказательства и открыть возможность для новых наказаний. Палацци было поручено детально изучить новые факты, и большинство из них говорило о том, что бывший президент «Интера» Джачинто Факкетти вёл тесное сотрудничество с судьями и другими официальными лицами в промежутке между 2004-м и 2005-м годами. Записи разговоров раскрыли существование продолжительного и обширного общения Факкетти с бывшим главой судейского корпуса Паоло Бергамо и Пьерлуиджи Пайретто, именно с ними вёл свой диалог и бывший директор «Ювентуса». Это, конечно, не было доказательством невиновности Моджи, но явно шло вразрез с первоначальным приговором, где содержались слова про его «особенные отношения» с двумя данными людьми.
Палацци заявил, что Факкетти нарушил статью шесть кодекса, и что роль «Интера» в коррумпированной системе была, пожалуй, наибольшей среди всех участников процесса. Согласно итальянскому закону об исковой давности, максимальный срок после события, в течение которого по нему может быть начато судебное производство, составляет пять лет, что для Моджи и сторонников теории заговора было доказательством того, что «Интер» никогда не понесёт наказание за совершённые им действия. Факкетти скончался ещё до того, как новые доказательства стали достоянием всеобщего внимания. И было действительно трагично видеть, как по-настоящему культовая персона оказалась запятнанной в коррупционном скандале, но виновные должны быть наказаны, что, судя по всему, никогда так и не произойдёт.
Скандал и его разрушительный эффект имели власть над клубом на протяжении долгих лет, пока Антонио Конте в 2012 году не вернул на футболки «Ювентуса» итальянский триколор, который на своей груди носят чемпионы страны. События 2006-го года отложили отпечаток на все аспекты жизни клуба, начиная с отношений со спонсорами, разорвавших или пересмотревших в негативную сторону контракты, заканчивая уровнем футболистов, защищавших цвета команды на футбольном поле.
После долгих лет пребывания в составе «Ювентуса» исполнителей мирового уровня клуб был вынужден выпускать в стартовом составе игроков вроде Джулиано Джанникедды и Жана-Алена Бумсонга, которые выступали на позициях, ранее принадлежавших величайшим футболистам в истории игры. Исключениями являлись те случаи, когда большие суммы денег тратились на увядающих звёзд, например, Фабио Каннаваро, в своё время чудесного защитника, ставшего по возвращению из Мадрида бледной тенью самого себя, или на Амаури, нападающего, чей контракт был бесконечным источником насмешек даже в среде болельщиков «Ювентуса».
Генеральный директор Жан-Клод Блан, взявший бразды правления клубом в свои руки, сотворил экономическое чудо, восстановив нормальную структуру бизнеса. Со спортивной же точки зрения «Ювентус» скатывался всё глубже и глубже, пока свои посты не заняли Андреа Аньелли и Беппе Маротта летом 2010-го года. Перед назначением последнего за трансферную стратегию отвечал Алессио Секко, человек, чей уровень явно не соответствовал столь высокому посту, где он оказался лишь в результате отставки предыдущего руководства из-за скандала.
Тем не менее, несмотря на бесцельно потерянные годы и трансферы, которые являлись насмешкой над знаменитым «стилем «Юве», среди всего этого был луч света, ради которого стоило это пережить. Опыт сезона, проведенного в Серии B, стал подарком, уведшим на второй план и сделавшим бессмысленными разговоры о заговоре. Это был единственный сезон в истории клуба, проведённый не в элитном дивизионе, и в нематериальном плане он значит очень многое для всех тех, кто причастен к духу «Ювентуса».
В истории итальянского футбола доселе не было подобного очищения, как тогда в «Ювентусе», и просто невозможно описать словами то, как истинные болельщики приходили на все домашние матчи команды, и как игрокам высочайшего класса приходилось выступать во втором по значимости дивизионе. Пусть соперниками теперь были «Ареццо» и «Модена», а не «Арсенал» и «Реал», но воспоминания о том чемпионате, о поиске искупления, останутся навсегда с теми, кто прошёл тот путь.
Когда Златан Ибрагимович и Патрик Вийера пожелали стать персонами нон грата в Пьемонте, пять их бывших партнёров, в том числе четыре участника финала чемпионата мира 2006-го года, навсегда нашли место в сердцах бьянконери всего мира. Названные «самураями» Алессандро Дель Пьеро, Джиджи Буффон, Павел Недвед, Давид Трезеге и Мауро Каморанези решили взять на себя ответственность за скорейшее восстановление былых позиций клуба на европейской арене, вместо того, чтобы просто уйти.
«Настоящий джентльмен никогда не оставит свою леди», - Алессандро Дель Пьеро, июнь 2006-го года.
Это стало доказательством уникального опыта, которому не было аналогов нигде в мире, ведь теперь на стадионах, чья посещаемость обычно исчислялась сотнями человек, можно было увидеть звёзд мирового масштаба. Болельщики занимали все доступные места, где было видно футбольное поле, в одном случае таким местом стал коридор больницы, чьи окна выходили на крошечный стадион. «Ювентус» превратился во что-то схожее с баскетбольным «Гарлем Глобтроттерс» (прим. переводчика - американская баскетбольная выставочная команда. В своих выступлениях сочетает элементы спорта, театрального шоу и комедии).
Таким образом, странствующий цирк футбольного мастерства без каких-то особых проблем обеспечил себе повышение в классе, вернув болельщикам чувство городсти, на чьём месте несколько месяцев тому назад была одна лишь боль. «Ювентус» проиграл всего четыре раза, причём дважды уже после завоевания путёвки в Серию А, установив рекорды по количеству очков за сезон (94), серии из побед (8), серии из гостевых побед (5).
При помощи своих звёздных партнёров Дель Пьеро стал лучшим бомбардиром чемпионата, попутно забив крайне важный мяч в своей карьере, тот удар он позднее описал следующим образом: «гол номер 200 за «Ювентус». Я забил его в матче против «Фрозиноне» в Серии В». Всякий раз он говорил с присущим ему смирением, при каждой возможности переводя внимание со своей персоны на всю команду и её конечную цель.
Таков был мотив всего сезона, и подобные чудесные истории являются истинным наследием этого знаменательного года. В большом пантеоне великих игроков «Ювентуса» имя Маттео Паро останется, скорее всего, незамеченным, мало кто вспомнит этого футболиста в будущем. Но для истинных поклонников истории «Старой Синьоры» это имя будет находиться в том же ряду, что и имена чемпионов мира и обладателей «Золотого мяча», украшая историю команды в самый тёмный её час.
На первый взгляд карьера Паро выглядит абсолютно непримечательной, обыкновенный игрок, выпускник молодёжной системы топ-клуба, которых пачками готовят каждый год. В основной команде он дебютировал в концовке сезона 2003/04, выйдя на замену всего на несколько минут в ничего уже не решавшем матче, когда судьба скудетто была решена. После этого Паро был отдан в совместное владение «Кьево» в качестве части оплаты трансфера Николы Легротталье в «Юве».
Четырьмя месяцами позднее Паро перебрался в «Кротоне», где стал играть на регулярной основе под руководством Джампьеро Гасперини, человека, с кем он уже работал в молодёжной академии «Ювентуса». Позднее пара перебралась в «Дженоа», где успешное выступление Паро и его умная игра позволили перебраться в клуб из Серии А, «Сиену».
Купив половину прав на 22-х летнего полузащитника у «Кьево», «Сиена» не прогадала, предоставив Паро ключевую роль, что стало залогом сохранения прописки в элитном дивизионе, несмотря на репутацию «команды-лифта». «Ювентус» тогда шёл ко второму скудетто подряд, расправляясь над соперниками с безжалостной эффективностью, что всегда являлось характерной особенностью команд Фабио Капелло.
Потом последовал Кальчополи и все последствия, связанные с ним, в результате чего «Юве» решил выкупить контракт Паро, а Дидье Дешам сделать на него ставку в полузащите. Его изобретательность и оборонительные способности позволили клубу моментально взлететь в верхнюю часть турнирной таблицы. Уроженец Асти успешно заменил покинувших клуб Эмерсона и Патрика Виейра, несмотря на то что данная задача была не из простых.
Тем не менее, Паро запомнят благодаря первому матчу кампании в Серии В. Это был странный и сюрреалистичный день, когда игроки вроде Джиджи Буффона и Давида Трезеге сменили финал чемпионата мира в Берлине на крошечный стадион «Стадио Ромео Нери» в Римини. По истечению часа игры после заблокированного удара Павла Недведа мяч вылетел за пределы штрафной площади прямо к Паро, который отправил его мимо беспомощного голкипера и навсегда вписал своё имя в историю бьякнонери.
Радость и облегчение на лицах товарищей Паро по команде дали ясно понять, что восстановление клуба началось всерьёз. Другой его вклад в успех «Ювентуса» выглядит грустным для него самого, поскольку заключается в полученной весной небольшой травме. Несчастье одного человека есть удача другого, так говорит одна древняя пословица, так было и здесь, поскольку освободившееся место занял уроженец Турина Клаудио Маркизио.
Сменщик Паро был на три года моложе, но Маркизио в итоге добился куда большего, чем его визави, став регулярным игроком основы как клуба, так и сборной. Уверенность и опыт, полученные в матчах Серии В, оказались неоценимыми. Паро, как и многие другие, более именитые полузащитники, пришедшие в «Ювентус» в течение следующих сезонов, не сумел отвоевать место у набравшего ход Маркизио, но его место в истории клуба неоспоримо благодаря сезону искупления.
«Ювентус» прошёл сквозь испытание вторым дивизионом, как этого и ожидали, но произошло это не без потерь. Ближе к концу сезона зашли разговоры о том, какие изменения необходимо сделать, чтобы укомплектовать команду, и тренер Дидье Дешам не мог согласиться с выбранной руководством трансферной политикой. Эти разногласия остались нерешёнными, в результате, чемпион мира во второй раз в своей жизни покинул «Ювентус». О данной потере потом сожалели многие, поскольку француз в итоге превратился в квалифицированного специалиста.
Перевод: Андрей Сыроегин и Сергей Хавролев
Глава 1. Рождённые на скамье: ранние годы «Ювентуса»
Глава 2. Первые герои: Джампьеро Комби и «Золотая пятилетка»
Глава 3. В гостях хорошо, а дома лучше: стадионы «Ювентуса»
Глава 4. Короли Италии: семья Аньелли
Глава 5. Джон Чарльз и волшебное трио
Глава 6. Беппе Фурино: неутомимая легенда
Глава 7. Рождение нечто особенного: финал Кубка УЕФА 1977
Глава 8. Джованни Трапаттони и Мишель Платини - Короли Италии
Глава 9. Триумф и трагедия «Эйзеля» и Гаэтано Ширеа
Глава 10. Характеризуя поколение: Межконтинентальный кубок 1985 года
Глава 11. Роберто Баджо, Иан Раш и легендарные противостояния. Часть первая
Глава 11. Роберто Баджо, Иан Раш и легендарные противостояния. Часть вторая
Глава 12. Трапаттони возвращается, а Марчелло Липпи приносит величие. Часть первая
Глава 12. Трапаттони возвращается, а Марчелло Липпи приносит величие. Часть вторая
Глава 13. 5 мая 2002 года: Рождение нового противостояния