Неизвестный тренер «Зенита». Часть 2
Зенит перед стартом сезона-1941.
Сезон 1941 года обновлённый «Зенит» начал не слишком впечатляюще: после трёх туров команда набрала всего 2 очка, а главное, игру показывала неубедительную, не слишком организованную и бледноватую. Не этого ждали от команды спортивные руководители Ленинграда, собирая под её знамёнами лучшие футбольные силы города. При этом их мало смущал факт того, что состав «Зенита» за прошедшее межсезонье обновился больше, чем наполовину, что многочисленным новичкам, да и новому тренеру, необходимо немалое время для притирки, для налаживания связей, как игровых, так и человеческих, что времени и возможностей для полноценного сыгрывания у новой команды было катастрофически мало...
В общем, начальство «были недовольны-с». И, как водится, «крайним» поспешно был назначен тренер (с тех пор прошло почти 80 лет, а ничего ведь не меняется, правда?) – тут ему припомнили и его молодость, и неопытность, и неудачу 1939 года, когда его «Красная Заря» вылетела из группы А... После нулевой ничьей «Зенита» с ленинградским «Спартаком» будущая легенда ленинградского футбола Константин Лемешев был со своего поста смещён, успев провести со своей новой командой всего три матча.
А замена Лемешеву была уже подобрана загодя. За три недели до этого матча «Зенита» со «Спартаком», во втором тура чемпионата СССР встречались ленинградское «Динамо» и команда Красной Армии (именно под таким именем выступал в том году московский ЦДКА). Матч между командами, претендующими на лидерство в чемпионате (а «Динамо» в том году выступало сильно), получился не только упорным, но и очень жёстким, даже жестоким. Растерявшийся судья не сумел вовремя пресечь грубость, после чего игра вышла из-под контроля, и на поле началась откровенная рубка.
Матч этот до конца всё же был доведён («Динамо» победило 2:0 и вышло на второе место), но оргвыводы после него последовали всё равно. Наиболее «отличившиеся» игроки и капитаны обеих команд получили «строгачей», небезызвестный армейский полузащитник Анатолий Тарасов (будущий великий хоккейный тренер) – полуторамесячную дисквалификацию, а удалённый с поля за драку полузащитник «Динамо» Александр Николаев и вовсе годичную. Ну и, разумеется, были уволены главные тренеры обеих команд: Красной Армии – Сергей Бухтеев и «Динамо» – Михаил Окунь.
Дальнейшая судьба армейца Бухтеева была драматичной. Тренер-новатор, первый в СССР, кто решительно перевёл свою команду (тогда это было «Торпедо») на новую тактическую схему дубль-вэ, эрудит и интеллектуал, автор одного из первых в стране пособий по технике футбола, любимец футболистов и болельщиков, после увольнения из ЦДКА вынужденно завершил свою тренерскую карьеру. После войны был репрессирован и погиб в лагерях.
К ленинградцу Окуню судьба оказалась куда более милосердной.
Михаил Окунь
43-летний тренер первой категории, коренной петербуржец Михаил Осипович Окунь был специалистом авторитетным. В прошлом защитник легендарного петроградского «Меркура», в составе которого в 1923 году становился чемпионом города, впоследствии защищал цвета ленинградской «Промкооперации» («Спартака»), входил в сборную Ленинграда. Выделялся он и на тренерском поприще. Именно под его руководством ленинградская «Красная Заря» дебютировала в первом клубном чемпионате СССР 1936 года, а ленинградское же «Динамо» устроило переполох в чемпионате 1940-го, почти всё лето единолично возглавляя турнирную таблицу и лишь осенью лидерские позиции утратив. Отменно начали динамовцы под руководством Окуня и следующий сезон 1941 года, сходу закрепившись в тройке сильнейших и так в ней, кстати, и оставаясь вплоть до прекращения чемпионата в связи с началом войны.
А потому после увольнения из «Динамо», Михаил Окунь недолго оставался безработным: тренеры такого класса на дороге не валяются, а тут как раз в «Зените» игра, вроде как, не заладилась... И в 20-х числах мая 1941 года в «Зените» произошла смена на тренерском мостике: вместо Константина Лемешева главным стал Михаил Окунь. Лемешев же остался в команде в статусе его помощника.
В прессе это событие осталось практически незамеченным. Лишь заводская многотиражка «Сталинец» зенитовского шефа ЛМЗ в номере от 28 мая 1941 года сухо сообщила: «Тренер команды т.Лемешев назначен вторым тренером. Для тренировки первого состава приглашен тренер т.Окунь до этого тренировавший команду "Динамо" Ленинград». И всё. Правда, успел быстро сориентироваться и знаменитый футбольный статистик Александр Перель. В выпущенной им брошюре, посвящённой «Зениту» 1941 года, главным тренером указан уже Михаил Окунь, а Лемешев – его помощником. А ведь брошюра эта была свёрстана и подписана в печать всего через пару недель после назначения нового тренера.
Брошюра А. Переля. Год издания 1941-й
Как бы там ни было, а полноправным главным тренером «Зенита» в оставшихся 5 матчах чемпионата 1941 года являлся Михаил Окунь. Именно при нём команда одержала первые победы в том чемпионате, в том числе, и первую в истории победу в официальном матче над московским «Спартаком».
Мы же закрыли ещё одну прежде неизвестную страницу в истории «Зенита». И теперь осталось лишь включить в список тренеров новую фамилию: Окунь Михаил Осипович, тридцать шестой (а если хронологически – пятый) главный тренер «Зенита». А также несколько изменить суммарные цифры у тренера Константина Лемешева, которому прежде результаты этих пяти окуневских матчей были приписаны. Изменения эти, понятное дело, незначительные, ни на позиции, ни, тем более, на авторитет и заслуги Константина Ивановича никак повлиять не могущие. Исключительно точности ради.
А о тренере Михаиле Окуне мы в своё время непременно расскажем поподробнее – фигурой в ленинградском футболе 1930-40-х он был весьма заметной.
Неизвестный тренер «Зенита». Часть 1
Источник: http://zenit-history.ru/5148-neizvestnyj-trener-zenita-chast-2