Что твой алкоголь говорит о тебе
Человек на 80% состоит из воды, и эту прозрачную бесцветную жижу априори хочется чем-то разбавить. Для большинства вечный шекспировский вопрос звучит не «пить, иль не пить?», а «что будем пить?» Этот материал представляет собой анализ и интерпретацию результатов опроса 1191 респондента на предмет их взаимоотношений с алкоголем. Что, с кем, как часто и в каком количестве, а, главное, зачем пьёт наша молодёжь. И, конечно, что она (молодёжь) по этому поводу думает.
Пролог
Идея этого опроса пришла мне в голову совершенно случайно вскоре после празднования очередного нового года, 2014-го. Потом мне крайне лень было интерпретировать результаты. Настолько, что руки дошли только два года спустя. Но вы же не думаете, что ситуация с тех пор изменилась кардинально, правда? Тогда welcome, узнаете немало интересного.
Алкомэн: начало
С чего всё начинается? Этим вопросом я задался в первую очередь. Как и ожидалось, большинство (почти две трети) пробует алкоголь в компании друзей. Однако традиции и культура по-прежнему сильны: каждому третьему наливают дома. Количество отщепенцев, попробовавших без посторонней помощи, таким образом, отчаянно стремится к нулю.
Примерно половина впервые приобщается к неисчерпаемому источнику красноречия и мудрости в возрасте от 13 до 15 лет. 19% опрошенных делают это на пару лет позже, 17% - на пару лет раньше. Каждый десятый пробует, когда ему нет ещё и десяти. Полсотни респондентов, видимо, лежат в коме или родились с зашитым ртом – они вообще не пробовали алкоголь. У этих счастливцев всё ещё впереди.
Попробовав, люди довольно быстро оценивают весь блеск открывающихся перед ними перспектив. В возрасте от 16 до 18 лет 40% опрошенных начинает пить более-менее регулярно. Почти четверть делает это ещё в период с 13 до 15. 16% пристращается к выпивке уже после достижения совершеннолетия. Ещё 17% уходит в оппозицию, отказавшись от употребления алкоголя (об этих изгоях мы подробнее поговорим ниже).
Ты – то, что ты пьёшь
Скажи мне, что ты пьёшь, и я скажу, кто ты – гласит старая народная пословица. Как ни странно, потребление довольно сбалансированно: нельзя отдать пальму первенства слабоалкогольным (пиво с коктейлями), алкоголю умеренной крепости (вина) или крепким (водка, коньяк, виски) напиткам. Довольно многие выбирают какой-то один тип, которого придерживаются. Склонных комбинировать два из трёх меньше. Радует, что большинство респондентов не склонно к дискриминации любого рода, и пьёт всё подряд.
Тем интереснее понять, насколько часто люди совершают акты алкоголизма. Пятая часть всех опрошенных пьет несколько раз в год по праздникам, и столько же – пару раз в месяц. Однако почти та же пятая часть в группе риска: две трети таких товарищей обновляют состав крови каждый уик-энд, ещё треть успевает бухнуть несколько раз за неделю.
Пиво наши скромники пьют символически. 42% давит жалкую нольпяшку. Ещё 29% достаточно литра. Дальше хуже – количество выпитого алкоголя растет обратно пропорционально числу его пьющих.
С вином ситуация чуть бодрее: 60% одолевает пару бокалов, четверть – всего один. Ещё 13% на счастье выпивает целую бутылку.
Любопытно, что статистика по крепким напиткам с филигранной точностью повторяет пивную: 42% выпивает от 100 до 250 грамм, ещё 29% - до полулитра. 4% опрошенных выпивает до литра виски или коньяка. Меня слегка передернуло, как от десятой стопки водки, когда я писал это предложение. От следующего заболела голова: пятеро настоящих мужиков способны выпить за раз и больше литра (из них две девушки).
Результаты пьянок
Следующий блок логично вытекает из предыдущего. Как ни странно, большинство пьёт умеренно (по крайней мере, они так говорят).
На всякий случай я припас пару уточняющих вопросов. И тут меня ждало разочарование: 23% опрошенных ни разу не напивались допьяна. Зато всего процентом меньше практикуют это несколько раз за год. 11% респондентов напивается раз в месяц или чаще. А вот с 13% такого больше не случается – они разучились.
Ещё хуже дело обстоит с фундаментальным выходом в астрал до потери самосознания. Ровно половина отреклась от этого творческого акта. Тех, кто совершает его ежемесячно или чаще, всего 2%.
Много ли, мало ли мы пьём сейчас, важно одно: демократическое (58%) большинство устраивает то количество алкоголя, которое потребляется. Ещё 20% хотело бы пить меньше, но отказываться от алкоголя не намерено. Это если по чесноку.
Если же говорить о мнимых ожиданиях, то на сохранение паритета во взаимоотношениях с алкоголем рассчитывает уже лишь 44% опрошенных. А 34% наивно предполагают, что станут пить меньше. Оптимистично настроено всего 2% респондентов: «мы будем пить больше», с улыбкой отвечают они.
Философия алкоголизма
Самое время перейти к вопросам подпитываемого алкоголем мировоззрения. К распитию народ, несмотря на юность, относится слегка фаталистически. Все согласны с тем, что алкоголь вреден, но добавляют в конце «ну и?». Отдельный респект тем, кто может в любой момент завязать. Один мой знакомый бросает курить с седьмого класса. Сейчас ему 29. О влиянии алкоголя на организм достаточно осведомлены (думают, что знают) 85% опрошенных. И только 8% желало бы расширить горизонт познания.
Куда интереснее понять, зачем же люди всё-таки делают это. Тут мы вновь натыкаемся на традиции. Просто так никто не пьет, тока по праздникам. Каким – не уточняется. Видимо, день благодарения или день музейного работника. Многим алкоголь помогает расслабиться, но хватает и подлинных ценителей, которые любят алкоголь за вкус. А вот тех, кто кайфует от самого опьянения, как ни странно, мало.
Проблемой алкоголь назвать готовы далеко не все. Лишь 16% думает, будто страна спивается. Зато мы наталкиваемся на стену эмпатии трансерферов реальности: аж 44% респондентов уверены, что никакие запреты не помогут, и надо менять сознание людей. Им и флаг в руки. Более консервативные (таких четверть) полагают, что достаточно реально ограничить потребление среди несовершеннолетних, а дальше пущай пьют все, кому не лень. Некоторые горячие головы (наверняка подлецы-трезвенники) предлагают ввести пустой сухой закон. Наконец элита (3%) утверждает, что пить – это здорово. А валяться, обмочившись, в подъезде – ещё чудеснее.
Объект исследования
Кто вообще отвечал. 1191 человек (85% отметили как место проживания Ярославль). 430 поставили галочку напротив «м», остальные 761 – «ж». Так что не забывайте делать на это скидку. 58% респондентов в возрасте от 19 до 22 лет, ещё 32% - от 16 до 18. В сумме это даёт 90. Ещё 8% приходятся на примыкающие интервалы от 13 до 15 и от 23 до 25. Наконец, по роду занятий 62% - студенты вузов, 22% - колледжей и техникумов, 8% - школьники, 7% уже закончили образование. К сожалению, совсем не охвачены ребята из ПТУ, так что моё исследование, возможно, даст вам картину светлого счастливого мира. Хотя откуда нам знать, что парни из учаги бухают больше девочек с филфака?
Минутка методологии
Этот раздел написан для образованных людей, которые разбираются (или думают, что разбираются) в социологии. У них наверняка ко мне масса вопросов и претензий – как ты это сделал и почему мы должны верить?
Исследование поисковое, назвать его фундаментальным или прикладным не могу. Метод – случайная бесповторная выборка путем создания опросника в специальной форме документов гугл. На репрезентативность не претендую – никакого научного подхода за выбором респондентов нет, однако делать кое-какие выводы по тысяче человек из 600-тысячного города, попадающих в достаточно узкий возрастной интервал, вполне допустимо.
Понятно, что я привел самые поверхностные и общие вещи. Тут бы можно и нужно провести анализ по полу, более узким возрастным группам, сделать статистическую сводку и группировку и обнаружить разные интересные закономерности. Проблема в том, что у меня нет особой мотивации углубляться и заниматься этим. Разве что этот пост окажется дико популярным. Тогда может быть;)
Эпилог
Вместо послесловия хочу привести один любопытный факт, характеризующий всевозможные опросы и исследования с не самой светлой стороны. На протяжении всего теста я с упорством, достойным лучшего применения, добавлял в большинство вопросов вариант «не пью», чтобы не упустить добропорядочных граждан. И вывел-таки этих негодяев на чистую воду. Последняя диаграмма показывает, как меняется число убежденных трезвенников на протяжении ответов на один тест в течение десяти минут.
Детские годы, видимо, не все помнят хорошо. Но вот вопросы становятся осмысленнее: что? Как часто? И услужливая память побрасывает факты – да вот же, ну бухал же со всеми, чё ты как не родной? Философский вопрос «почему» и вовсе вскрыл толпу латентных пьянчужек. Более половины непьющих товарищей на самом деле зачем-то всё же выпивают. Затем, вспомнив о вреде алкоголя, тут же бросают. Покраснев от своих пьянок, чуть сбавляют обороты. Вспомнив те, о которых не помнят, трезвеют ещё больше.
Наконец, вера в счастливое светлое будущее, неистребимая в наших соотечественниках, приводит к резкому всплеску числа непьющих. Итого получаем амплитуду от 61 до 249 в выборке в 1191 человек. Впрочем, возможно я зря качу бочку на ребят. Может они просто по пьяни этот тест проходили? С кем не бывает.
Надо бы отметить.
-----------------
Чтоб вы знали, девочки с филфака бухают дай бог каждому (инсайд)