13 мин.

Трапаттони возвращается, а Марчелло Липпи приносит величие. Часть первая

Адвокату потребовалось всего шесть слов, чтобы заполучить человека, способного поставить на ноги его любимую Старую Синьору. «Нам нужны перемены. Нам нужен ты!» - сказал Аньелли и Джованни Трапаттони немедленно возглавил клуб. «Это бы неожиданный звонок», - сказал мудрый тактик в интервью La Gazzetta Dello Sport, вспоминая о лете 1991-го года, и добавил: «Я был очень удивлен, но не преминул воспользоваться этим шансом». В возрасте 51-го года Трап выиграл скудетто и Кубок УЕФА вместе с «Интером», но был счастлив вернуться в Турин. Привыкший к регулярному завоеванию трофеев «Ювентус» уже слишком долго пребывал без единого титула. Доминирование «Милана» Сильвио Берлускони в том же стиле, что и «Ювентус» ранее, было невыносимым для Джанни Аньелли, и он позвал тренера, принесшего туринцам столько побед.

 

Джованни Трапаттони

К вернувшемуся Трапаттони присоединились несколько игроков, которые в скором будущем стали основой новой команды. Добившись последнего успеха под руководством Дино Дзоффа, прежняя команда, герои восьмидесятых, прекратила свое существование, смененная такими игроками как Анджело Перуцци, Антонио Конте и Юрген Колер. Немецкий защитник, во время чемпионата Европы 1988-го и чемпионата мира 1990-го показавший способность выключить из игры ван Бастена и Гуллита, стал для «Юве» ключевым приобретением и должен был помочь настигнуть «Милан» Арриго Сакки.

Придя в команду, Колер вместе с Чиро Феррарой, Массимо Каррерой и Андреа Фортунато образовал великолепную линию обороны. В первый сезон после возвращения Трапаттони команда завершила чемпионат на втором месте, сделав огромный шаг вперед после обреченного на провал эксперимента Манфреди, и, несмотря на большое отставание от «Милана», бьянконери обрели надежду.

Сегодня многие болельщики «Ювентуса» не воспринимают Лигу Европы всерьез, считая ее второсортной по сравнению с Лигой чемпионов и незначительной для такого клуба как «Юве». Хотя турнир действительно раздут и не продуман, нельзя отрицать, что его результаты расширили ландшафт европейского футбола. Успехи команд из России, Украины и Германии в Лиге Европы позволили им существенно улучшить рейтинги своих стран в таблице коэффициентов УЕФА, в отличие от итальянских команд, чье равнодушие к этому турниру привело к потере Италией четвертой путевки в Лигу чемпионов.

«Ювентус», «Сампдория» и «Наполи» были теми командами, чье блеклое выступление во втором по значимости еврокубке стоило места в главном. При этом у бьянконери в особенности есть множество причин, чтобы воспринимать турнир всерьез, его важность и влияние на историю туринского клуба невозможно переоценить. Оба наиболее успешных победных цикла «Юве» неизменно начинались с завоевания Кубка УЕФА. В конце семидесятых команда, в которой играли Гаэтано Ширеа, Беппе Фурино, Дино Дзофф и Роберто Беттега, впечатляюще выступала на внутренней арене, но безуспешно на европейской сцене.

 

Ювентус 1993/94

Приход Джованни Трапаттони усилил интересы клуба в Европе, и команда завоевала свой первый континентальный трофей. В течение следующих восьми лет были выиграны шесть скудетто, два Кубка Италии, Кубок обладателей кубков, Суперкубок Европы, Межконтинентальный кубок (теперь смененный чемпионатом мира среди клубов) и долгожданный Кубок европейских чемпионов на «Эйзеле». История повторилась шесть лет спустя, возможно даже в более изящной форме. Вновь Кубок УЕФА заставил «Ювентус» поверить в себя, будучи завоеванным в третий раз в истории в сезоне 1992/93, в котором команда финишировала лишь четвертой в Серии А, и став первым триумфом в новой эре клуба.

В финале, состоявшем из двух матчей, против собранной из дорогостоящих игроков дортмундской «Боруссии» Оттмара Хитцфельда, команды считались приблизительно равными по силе, несмотря на 10 голов, забитых «Юве» в ворота «Анортосиса» из Фамагусты в первом раунде турнира. Ранний гол Михаэля Румменигге вывел немцев вперед, но Андреас Меллер нивелировал добытое соперником преимущество, вдохновив туринцев на то, чтобы заставить весь континент воспринимать их всерьез. Великолепная игра Меллера привела к принесшим «Ювентусу» неоспоримое преимущество трем голам, забитым дважды усилиями Роберто Баджо и единожды его однофамильца Дино.

Ответный матч стал еще более ярко выраженной «игрой в одни ворота» под дирижерством Роберто Баджо, принесшим бьянконери комфортную победу со счетом 3:0. «Божественный хвостик», носивший теперь капитанскую повязку, стал центральной фигурой в команде и неоспоримым лидером на поле. Тот сезон стал его лучшим в Турине: Роберто забил 30 голов во всех соревнованиях, с 21-м мячом в своем активе выиграв бомбардирскую гонку в Серии А. К своим голам Баджо добавил шесть результативных передач, что в совокупности с его великолепной игрой принесло ему титулы Футболиста года в Европе и Лучшего игрока мира по версии ФИФА.

Баджо больше не был той скромной, «миниатюрной» фигурой, которой он предстал во Флоренции. На протяжении пяти лет в составе бьянконери он показывал игру высочайшего уровня, вложив больше, чем кто-либо, в окончание гегемонии «Милана» Берлускони в итальянском футболе. Практически никто в мире не мог превзойти Баджо в работе с мячом, мастерстве и видении поля, он без сомнения был игроком, наделенным даром свыше. Год спустя «Ювентус» финишировал вторым, вслед за россонери, сократив отставание и укрепив веру в то, что в предстоящем сезоне они наконец-то смогут обойти конкурента.

А затем был чемпионат мира 1994 года и ТОТ пенальти.

Показав игру, лучше которой возможно была только игра Марадоны в 1986м, Баджо в одиночку вытащил Италию в финал, забив пять голов в плей-офф. К финальному матчу «божественный хвостик» подошел с травмой, в дополнение к этому невыносимая жара стояла на протяжении основного и дополнительного времени матча, что привело к промаху в серии пенальти, принесшей Кубок Мира Бразилии. Игрок, считающийся в Италии лучшим пенальтистом в истории, неожиданно остался в памяти у всего мира благодаря одному из своих редчайших промахов.

Неудача ранила Баджо, и после возвращения в «Ювентус» он и клуб были неузнаваемы. Будучи потрясенным произошедшим в США, Роберто растерял форму, и между ним и его новым тренером появилось напряжение. Летом 1994-го года также произошло еще одно значимое для клуба событие: в «Ювентус» пришла «Триада». Генеральный менеджер Лучано Моджи, управляющий директор Антонио Джираудо и новый вице-президент Роберто Беттега, стали группой, которая должна была руководить спортивной, бизнес и финансовой составляющими клуба. «Триада» выбрала Марчелло Липпи на смену уходящему Трапаттони, который, казалось, оставался в клубе так долго, как только мог.

 

Триада

Новый тренер во время своей относительно скромной карьеры игрока долгие годы выступал в центре защиты «Сампдории», в ней же он начал высококлассную карьеру тренера, повесив бутсы на гвоздь в возрасте всего 34-х лет. Стартовав с работы в юношеской команде, Липпи затем постигал тренерское ремесло в различных клубах низших дивизионов Италии, перед тем как в 1989-м году получил свою первую работу в роли главного тренера в «Чезене». Вскоре он также поработал в «Луккезе» и «Аталанте», после чего Моджи привел его в «Наполи». Все еще пытаясь восстановиться после ухода Диего Марадоны, «Наполи» под руководством Липпи завоевал место в Кубке УЕФА, что убедило Моджи взять относительно неопытного тренера с собой в Турин.

Колер, Феррара и другие образовали невероятную оборону перед впечатляющим Анджело Перуцци, а приобретенный португальский полузащитник Пауло Соуза вместе с Антонио Конте и Дидье Дешамом должен был образовать грозное трио в середине поля. Липпи не был убежден кондициями Роберто Баджо и все чаще предпочитал использовать вместо него в атаке Алессандро Дель Пьеро, в результате более молодой игрок в сезоне 1994/95 появился в стартовом составе 29 раз, а Баджо всего 17.

Несмотря на это Дель Пьеро в тот момент еще не был первой скрипкой, в сравнении с Фабрицио Раванелли и Джанлукой Виалли, игроком, который наконец-то прервал самую длинную чемпионскую засуху «Ювентуса» за все послевоенное время. Благодаря их усилиям бьянконери выиграли 23-е скудетто, забив 96 голов и финишировав с отрывом от второго места в 10 очков. Приведя к чемпионству «Сампдорию» в 1991 году, Виалли знал, что требуется для завершения сезона на вершине турнирной таблицы, и Моджи верил, что такой игрок сможет помочь «Ювентусу». Виалли не был обычным футболистом, его называли «principe di calcio» (ит. – принц футбола), благодаря тому, что его отец владел строительной компанией, при помощи которой стал миллионером. Младший из пятерых детей, Лука в детстве жил в Кастелло ди Бельджойозо в Кремоне, замке четырнадцатого века.

 

Джанлука Виалли

В 16 лет Виалли дебютировал в составе местного клуба «Кремонезе», чахнувшего в третьем дивизионе. Под его влиянием клуб поднялся в Серию А, и в 1984-м году, в двадцатилетнем возрасте, форвард подписал контракт с «Сампдорией» Вуядина Бошкова, где образовал атакующую связку с Роберто Манчини. Бошков стал важнейшей фигурой в жизни Виалли, придав ему уверенности в достижении успеха, а их пару с Манчини прозвали «I gemelli del gol» (ит. – голевые близнецы). В сезоне 1990/91, когда «Сампдория» стала чемпионом, Джанлука стал лучшим бомбардиром лиги с 19-ю голами в 26-ти матчах.

Год спустя блючекьярти, проиграв финал Кубка европейских чемпионов «Барселоне» на «Уэмбли», решили, что пришло время продать своего самого ценного игрока. Болельщики, опустошенные возможностью потерять его, развернули на «Стадио Марасси» баннер, гласивший «продадите Виалли – убьем себя». Когда «Милан сделал «Сампдории» предложение, нападающий сказал одной из генуэзских газет, что переход в звездный состав команды Берлускони означал бы, что он «засунул голову в облака и забыл обо всем, что важно».

Неожиданно он согласился на переход в Турин, для чего «Ювентусу» пришлось осуществить самый дорогой на тот момент трансфер в мировой истории, заплатив 12,5 миллионов фунтов стерлингов. Как часто бывает, огромная сумма, заплаченная за Виалли, какое-то время довлела над ним. Первые два сезона в составе бьянконери получились непростыми из-за перелома лодыжки, позволившего принять участие всего в 10 матчах сезона 1993/94. Из-за долгого пребывания в лазарете он так и не смог набрать форму. Преодолев эти проблемы, Виалли в следующем сезоне набрал лучшие кондиции, забив 17 важнейших голов в лиге, ведя команду вперед во всех турнирах. Забивая с обеих ног, головой, Джанлука сделал удары слета неотъемлемой частью своего стиля, навсегда изменив игру итальянских нападающих.

«Если Роберто Баджо – Рафаэль, а Алессандро Дель Пьеро – Пинтуриккио, кто тогда Джанлука Виалли? Немного подумав, я бы назвал его Микеланджело в Сикстинской Капелле. Он скульптор, который знает как стать художником», - Джанни Аньелли.

 

Андреа Фортунато

Впечатляющий, атакующий футбол Липпи привел клуб к выигрышу девятого Кубка Италии, когда в финале была повержена «Парма». К сожалению, в финале Кубка УЕФА «Ювентус» проиграл тому же сопернику, упустив возможность сделать требл, в то же время всего во второй раз в истории сделав золотой дубль на внутренней арене.

Как уже случалось в истории бьянконери, триумф был омрачен трагедией, связанной со смертью Андреа Фортунато, молодого левого защитника, чье имя не стало мгновенно узнаваемым среди людей, не видевших его игру. Наблюдая за матчами своей или любой другой команды, иногда мастерство, способности, темперамент и отношение к делу некоторых игроков поражают в самое сердце. Между некоторыми игроками и некоторыми людьми моментально создается связь, которая продолжается независимо от времени, клубной принадлежности или длительности международной карьеры. Для фанатов «Ромы» таким игроком является Франческо Тотти, для фанатов «Наполи» - их Диего Марадона, фанаты россонери могут выбирать из бесконечного списка своих легенд.

В «Ювентусе» же подобными игроками являются Дино Дзофф и Мишель Платини, однако клубная история включает в себя гораздо большее, чем просто список легенд. Это и такие игроки как Морено Торричелли, Алессио Таккинарди и Анджело Ди Ливио, которые воплощают дух «Юве», сделавший клуб тем, чем он является сейчас. Фортунато, присоединившийся к команде в 1993 году, мгновенно стал показывать блестящую игру, напоминая болельщикам  Антонио Кабрини, который носил тот же третий номер на футболке с тем же почтением в течение 1980-х. Неутомимые забеги Фортунато и его точные навесы с левой великолепно поддерживали атаки «Юве».

Тренер сборной Италии Арриго Сакки тогда описывал его как «открытие итальянского футбола» и вызвал его в состав, чтобы провести первый и последний матч за сборную против Эстонии 22 сентября 1993 года. Фортунато занял место Паоло Мальдини, и команда даже не заметила отсутствия игрока «Милана», что стало показателем уровня игры новейшей звезды «Юве».

 

Андреа Фортунато

Спустя некоторое время Андреа начал необъяснимо терять форму. В мае 1994-го года, доктора объявили, что он страдает от редкой формы рака, однако не все еще было потеряно. После трансплантации спинного мозга, Фортунато полностью восстановился и был поставлен Марчелло Липпи в состав на матч с «Сампдорией» 22 февраля 1995 года. Казалось, что все шло хорошо, пока он не подхватил пневмонию и уже не смог излечиться от нее. Андреа Фортунато умер 25-го апреля 1995-го накануне матча сборной Италии, победу в котором адзурри посвятили ему. Чемпионский титул, выигранный бьянконери в том сезоне, также был посвящен ему и навсегда остался в памяти как «Скудетто Фортунато».

Для «Ювентуса» было очень важно почтить память защитника, и цель клуба на сезон 1995/96 была очевидна. Отношения Липпи с Роберто Баджо к тому моменту были полностью испорчены, и последний был продан в «Милан». Дель Пьеро извлек огромную выгоду из его ухода и перед началом сезона взял десятый номер, под которым ранее играл Баджо. В остальном состав команды не претерпел значительных изменений, что позволило самому успешному клубу Италии  надеяться на успешное выступление в Лиге чемпионов, турнире, в котором клуб участвовал впервые за 10 лет.

Благодаря успехам на внутренней арене, «Ювентус» имел больше возможностей принимать участие в самом престижном европейском клубном турнире, чем любой другой клуб Италии. Но, их 23 скудетто принесли лишь одну победу в Кубке европейских чемпионов, это было даже меньше, чем у «Ноттингем Фореста» и «Бенфики», которых очень сложно поставить в один ряд с «Ювентусом». То, в каких обстоятельствах был выигран первый Кубок Чемпионов, лежало тяжким грузом на плечах Старой Синьоры и ее болельщиков. Кроме той победы на «Эйзеле» в истории футбола не было больше ни одного финала, в котором игра была бы настолько омрачена событиями, произошедшими за пределами футбольного поля.

«Мы верили, что ты непобедим. В эти 11 месяцев ты был примером для нас, тем как ты противостоял настоящим проблемам, не тем что связаны с победами или поражениями. Противостоял со смелостью, спокойствием, силой и решительностью. Мы любим тебя. Ты в сердце каждого из нас. Честь тебе, брат Андреа Фортунато», - Джанлука Виалли.

Перевод: Андрей Сыроегин и Сергей Хавролев

Однажды

Глава 1. Рождённые на скамье: ранние годы «Ювентуса»

Глава 2. Первые герои: Джампьеро Комби и «Золотая пятилетка»

Глава 3. В гостях хорошо, а дома лучше: стадионы «Ювентуса»

Глава 4. Короли Италии: семья Аньелли

Глава 5. Джон Чарльз и волшебное трио

Глава 6. Беппе Фурино: неутомимая легенда

Глава 7. Рождение нечто особенного: финал Кубка УЕФА 1977

Глава 8. Джованни Трапаттони и Мишель Платини - Короли Италии

Глава 9. Триумф и трагедия «Эйзеля» и Гаэтано Ширеа

Глава 10. Характеризуя поколение: Межконтинентальный кубок 1985 года

Глава 11. Роберто Баджо, Иан Раш и легендарные противостояния. Часть первая

Глава 11. Роберто Баджо, Иан Раш и легендарные противостояния. Часть вторая

Глава 12. Трапаттони возвращается, а Марчелло Липпи приносит величие. Часть первая