Самые эксцентричные президенты футбольных клубов
Конец отборочного цикла Чемпионата мира-2014, по результатам которого сборной Турции не оказалось места на будущем мундиале. В последнем туре «янычары» проигрывают на выезде голландцам, и главным творцом победы в той игре становится помилованный Луи Ван Гаалем Уэсли Снейдер, ныне радующий своей игрой стамбульский «Галатасарай». На следующий день в СМИ появляется информация, что президент «Сарая» Унал Уйсал лично отчислил злого гения своей сборной из команды, посреди сезона выставив того на трансфер. Позже оказалось, что это лишь буря в стакане, раздутая кем-то из журналистов, Уйсал потом сам дал интервью, в котором упомянул Снейдера лишь в контексте того, что у него есть трудности адаптации в новой стране, но они решаемы. Глядя на то, как сейчас играет в «Галатасарае» голландец и как часто он выходит на поле, в одиночку, как и раньше, вытаскивая некоторые сложные матчи, можно убедиться, что турок не блефовал. А мы, в свою очередь, поговорим о тех президентах футбольных клубов, чей профессионализм в работе оставлял желать лучшего.
Хесус Хиль, президент «Атлетико» с 1987 по 2003 год.
«Атлетико» из славного города Мадрид в 2003 году отмечал столетие со дня своего основания. Праздник собирались отметить сразу же после, как на тот момент казалось, лёгкой домашней победы над не хватавшей звёзд с неба «Осасуной». Однако после матча игроки «матрасников» услышали в свой адрес не хвальбу и поздравления, а слова президента о том, что многие из игроков, проигравшие в день столетия клуба, не заслуживают права жить. «Что только не скажешь порой на эмоциях» - подумаете вы, но для эксцентричного Хиля не было авторитетов и его не держали никакие рамки. Так однажды, он притащил на пресс-конференцию живого аллигатора и заявил, что «если журналюги напишут ещё раз о нём гадость, он притащит сюда их мать». Игроков своей команды испанец несколько раз призывал расстрелять из пулёмета, а плохо игравшему в команде колумбийцу Адольфо Валенсии президент клуба персонально пообещал «перерезать глотку и обгадить его грёбаную мать». Доставалось и своим тренерам, которых он тщательно подбирал каждый раз после увольнения предыдущего, но каждый раз со скандалом с ними расставался.
Что уж до отношений с арбитрами, то и здесь испанцу не было равных. После неубедительного, по его мнению, судейства, Хиль мог обозвать арбитра «пятилетним пацаном с боевым револьвером», обвинить того в связях с мафией, или того хуже, в связях интимного характера с мужчинами. В свободное от футбола время Хесус Хиль также не был паинькой, несколько раз попадал за решётку за избиения и денежными махинации, но каждый раз благодаря нужным связям выбирался оттуда досрочно.
Список «недобрых» дел неуёмного испанца можно продолжать бесконечно — тут и избиение коллеги по команде, и публичное оскорбление целого города Марбелья и «Аякса», который он назвал «сборищем тупых негров», но самым глупым его поступком был роспуск собственной кантеры «Атлетико», в которой на тот момент играл совсем юный Рауль Гонсалес Бланко, или попросту Рауль. Игрок не затерялся и тут же был пристроен пронырливыми конкурентами из «Реала», где и сделал себе карьеру и имя великого игрока...
Совсем ещё юный Рауль Гонсалес - в нижнем ряду в центре с капитанской повязкой.
Конечно же, в Испании мало кто любил своенравного испанца, и в тот самый год, когда «Атлетико» вновь выбрался из Сегунды в Примеру, Хиля неожиданно не стало, а обстоятельства смерти до сих пор точно неизвестны. Под его 16-летним руководством клуб сделал «золотой дубль» в 1996 году, и за все эти нелёгкие годы у руля «матрасников» перебывало 39 тренеров.
Владимир Романов, президент шотландского «Хартса» с 2004 год по настоящее время
Бизнесмен, банкир, поэт, танцор со звёздами, а по совместительству хозяин шотландского «Хартса», бывший владелец литовского «Каунаса», белорусского МТЗ-РИПО и баскетбольного «Жальгириса» - всё это про русского бизнесмена с литовскими корнями, желавшего оставить свой яркий след в спорте. Первое время это у него получалось — Романов спас от банкротства «Хартс», приобретя контрольный пакет акций клуба, но так увлёкся желанием сделать из него шотландскую копию «Жальгириса», приглашая туда половину литовской сборной и литовского же тренера Иванаускаса, что не заметил, как уровень этих легионеров стал падать, как и позиции самого клуба. Но проблемы начались не тогда, когда число литовцев у «сердец» стало в разы больше, чем коренных шотландцев, а когда клуб стал влезать в долги, а футболисты перестали годами видеть зарплаты.
В лучших традициях диктатуры у руля «сердец» встал сын бизнесмена, но и для него, как и для папы, это была лишь временная игрушка, подаренная родственничком в развлекательных целях. Когда пришло время платить по счетам, оказалось, что у Романовых нечем покрывать долги, и тогда всем вдруг стало интересно, как идут дела у других его проектов, «Каунаса» и «Жальгириса». Оказалось, что ещё хуже — «Каунас» из регулярного участника еврокубков и грозной силы литовского футбола превратился в поставщика очков для других команд где-то в низших литовских лигах, баскетбольному «Жальгирису» не хватило средств заявиться в высшую лигу ВТБ, а белорусский МТЗ-РИПО, став ФК «Партизаном», сперва самоустранился, а сейчас партизанит где-то на задворках белорусского футбола.
Положение «Хартса» в лиге в прошедшем сезоне стало не менее удручающим, чем было до «романовских» времён — клуб стартовал с -15 в графе «набранные очки», и в случае непогашения долгов, рискует быть ликвидированным и рухнуть ещё ниже, чем «Глазго Рейнджэрс» 2 года назад. Сам Романов-старший сейчас не особо заботится о своём подшефном детище, в своих редких интервью виня во всём журналистов, которых он не стесняется называть «обезьянами», и договорные матчи в Шотландской Лиге, якобы поспособствовавшие скорой гибели старинного клуба.
Булат Чагаев, президент швейцарского «Ксамакса» с 2011 по 2012 год
Для того чтобы угробить старейший швейцарский клуб, чеченскому бизнесмену понадобился всего лишь год упорной работы. С лёгкой руки президента Чечни Рамзана Кадырова Чагаев ненадолго получил власть над грозненским «Тереком», потратив деньги, предназначенные на улучшение благосостояния Чечни, на приглашение Рууда Гуллита тренером грозненского клуба и на трансферы дорогостоящих Бракамонте и ещё ряд известных игроков. Позже Чагаев всплыл в Швейцарии, с деньгами и с контрольным пакетом акций местного «Ксамакса». Едва придя к власти, бизнесмен не скупился на красивые слова и обещания за пару-тройку сезонов сделать из скромного «Ксамакса» ежегодного участника группового раунда Лиги чемпионов. Новая метла стала мести по-новому — эмблему клуба стал украшать исконно чеченский орнамент, во время игр на весь стадион можно было услышать разудалые кавказские мотивы, а на будущий сезон команда была заявлена под названием «Ксамакс-Вайнах».
Все эти излишества сделали клуб всеобщим объектом насмешек и упрёков, а президента — показателем непрофессионализма в клубе. Но это было лишь начало конца. Едва Чагаев разобрался с документацией, он вдруг понял, что ему подсунули заведомо убыточный, с кучей долгов и проблем клуб. В своих интервью он не скупился на срывающие покровы речи, всячески обвиняя в коррумпированности местных чиновников и руководителей других клубов, которые якобы не раз предлагали ему сдать матч, искал виноватых даже среди подчинённых и сокрушался, что даже в центре Европы творится больший беспредел, нежели у него на родине.
После первого же матча с новым владельцем основной вратарь Галатто, которому не посчастливилось пропустить три мяча в одном матче, отправился искать себе новый клуб. Команда насильно едва не переехала в другой город, а затем в другую страну, в планах бизнесмена было даже перенести свою команду в российский чемпионат, но горе-владельца удалось отговорить. Клуб чудом спасся от вылета, хотя до прихода чеченца занимал последнее место, и добрался до финала Кубка Швейцарии, однако это было последнее спортивное достижение клуба из Невшателя. После того проигранного финала Чагаев в сердцах уволил половину руководителей и игроков команды, обусловив решение тем, что все эти люди «сдали» матч. Бытует мнение, что в перерыве при счёте 0:2 в раздевалку зашёл сам владелец вместе с 12-летним мальчиком, больным онкологией, и пригрозил футболистам, что если они не выиграют, то ребёнок умрёт из-за них.
В скором времени клуб потерял всех спонсоров и многих болельщиков, а когда пришло время подтвердить клубу свою финансовую состоятельность, Чагаев предъявил «липовый» чек с «гарантией» своего счёта из Bank of America. За короткий срок суд объявил «Ксамакс» должником на сумму 3 млн. евро, а затем признал бренд «Ксамакс» банкротом в аккурат на столетний юбилей клуба, запретив заявляться даже в низшие дивизионы страны, а сам незадачливый бизнесмен был взят под арест сроком на полгода, но даже из тюрьмы продолжал подавать апелляции и встречные иски, обвиняя чиновников в отмывании денег через клуб. В 2013 году суд окончательно принял решение депортировать кавказского бизнесмена на родину без права посещения Швейцарии, но разбирательство ещё не завершено.
Дмитрий Питерман, президент «Паламоса», «Расинга» и «Алавеса» с 2002 по 2006 год.
Наверное, вряд ли в истории испанского футбола, да и футбола вообще командой владел бы более болтливый и невежественный по отношению к соперникам человек, чем этот уроженец Украины с американским паспортом. Купив четвёртую часть от контрольного пакета акций сантандерского «Расинга», Питерман отправил на вольные хлеба всё руководство и тренерский штаб команды, и сам встал у её руля. Годом ранее эксцентричный американец проделал то же самое в ФК «Паламосе», и тот опыт был куда успешнее последующих. Едва выведя Расинг в Примеру, у новоиспечённого тренера попросили тренерскую лицензию, которой у того не оказалось. Реакция Питермана была молниеносной: «Взгляните на глав ведущих государств мира, это же сплошные идиоты. Почему же успешным и умным людям вроде меня не дают возглавить хотя бы команду?»
Тренером Дмитрий был действительно успешным — приняв на вооружение забытую всеми тактическую схему 4-2-4 и за один сезон закрепившись в Примере, как совладелец команды он продолжал совершать глупости — в случае поражения футболисты не только не получали премии, но и становились в прямом смысле должниками Питермана, обрастая штрафами. Недовольства в команде росли как среди игроков, так и среди других акционеров, и в конце концов Питерман продал свою долю и увлёкся другим проектом — ещё более самобытным и симпатичным в плане перспектив «Алавесом». Попутно тренируя и там, Дмитрий вывел команду в Примеру, но за неимением лицензии прибегнул к найму тренеров со стороны, коих в сезоне 2005-2006 сменил аж четверых. Несмотря на это, команда всё же пробилась в элиту испанского футбола, откуда благополучно на следующем же сезоне и вылетела.
Вне футбола Питерман вёл себя по особенному, снявшись для глянца полностью голышом и назвав трио бразильских «галактикос», Робиньо, Роналдо и Роберто Карлоса придурками, пигмеями и смазливыми обезьянами, а Роналдо — бритым быком. Но ни это, ни схема 4-2-4, которую он и здесь навязывал команде, не придали «Алавесу» ни капли надежды вспомнить о тех временах, когда команда играла в финале Кубка УЕФА-2000-2001 с «Ливерпулем», где уступила 4:5, пропустив «золотой» гол. Зато с его лёгкой руки клуб привлёк себе повышенное внимание со всего мира, и Питерман решил делать на этом деньги — стал брать с журналистов деньги за интервью с ним и командой. После этих всех чудачеств, оставив после себя руины в клубе и долги на 7 млн. евро, предприниматель скрылся в просторах Америки, где основал свой собственный футбольный клуб, но через год закрыл и его.