13 мин.

Почему мини-футбол никому не нужен

И как это исправить.

Мини-футбол у обычного человека ассоциируется с уроком физкультуры или с вечерней секцией, где после работы можно подубасить мяч в любую погоду. 

Люди, которые хоть как-то следят за спортом, слышали о существовании «Дины» и Еременко, что Ловчев до того, как стать экспертом, руководил маленьким «Спартаком», а Сирило с бразильскими друзьями играет за русскую сборную.

Вместе с тем, практически каждый знает о первом и единственном Фалькао, не раз натыкаясь на его фокусы с мячом. 

Правда в том, что мини-футбол – самый подходящий для России, учитывая климат, вид спорта. В нем есть все, чтобы стать массовым:

– футбол как самый популярный вид спорта;

– зрелищность намного выше старшего брата, где счет 0:0 – дикость;

– комфортные условия проведения матчей как для команд, так и для болельщиков.

Юрий Дудь в недавнем диалоге с Федором Погореловым сказал, что спорт может стать национальной идеей, когда он вливается в нашу повседневную жизнь. Именно. Миллион людей играют в футбол для себя вечерами, большинство из нас играет именно в мини-футбол в зале, а в северных городах и вовсе только в мини.

Но горькая правда такова, что футзал интересен лишь самим игрокам, небольшой кучке фанатиков и жителям маленьких северных городов, где минимум развлечений.

И это при том, что наш чемпионат входит в тройку сильнейших в мире, к нам приезжают крутые легионеры, да и сами русские игроки котируются на мировом уровне. 

За английской лигой следят миллионы, потому что ее круто упаковывают маркетологи и продают за большие деньги всему миру. В России нет привычки что-то продавать, а уж тем более покупать. Тем не менее, и у нас стали бороться за внимание болельщиков, не привлекая больших денег. ФК «Уфа» снимают смешные ролики для клубного ютуб-канала, «Зенит» отправляет Халка работать на заправку. 

А теперь посмотрим как популяризует себя русский футзал.

Как только появился интернет, лицом любого клуба стал его официальный сайт. Так выглядит сайт у действующего чемпиона России «Газпром-Югры»:

Мало того, что дизайн у сайта эпохи «модемов», беда в том, что главной новостью является переход Андрея Афанасьева в «Югру» из «Синары». На фото он подписывает контракт 18 ФЕВРАЛЯ! Новости практически год, и она до сих пор главная для клуба, несмотря на то, что в июне клуб выиграл первое в истории чемпионство.

Для современного клуба очень важно вести сайт на иностранном языке. «Газпром» решил сделать версию на португальском языке, что логично. Вот только обновлялась она последний раз почти полтора года назад. И даже закрыть к ней доступ или попросту удалить у клуба руки не доходят. Так и висит. Позор.

Когда в прошлом году понадобилось связаться с  клубом и договориться об интервью с игроком «Югры» и сборной России Робиньо, обнаружил, что на сайте клуба нет ни единого номера телефона!

В июне «Югра» впервые в своей истории выиграла чемпионат России. А на прошлых выходных, также впервые, играла в Кубке УЕФА – аналоге Лиги чемпионов. Команда одержала три разгромные победы и вышла в элитный раунд турнира. Но даже это не стало поводом для упомнинания на сайте!

Представьте, что «Краснодар» Сергея Галицкого по итогам прошлого сезона вышел (скорее бы) в свою первую Лигу чемпионов, отыграл уже два матча в группе, а на сайте главной новостью до сих пор было бы подписание Одила Ахмедова? Класс?

Support your local team

И даже это не самое страшное. Клуб, представляющий небольшой северный городок Югорск, к себе домой летает только на домашние матчи, остальное время проживая в Москве. Затащить на ПМЖ в Югорск всех звезд стоит гораздо большей суммы в контракте, чем в Москву. Болельщики, конечно, ходят на матчи, но ассоциируют ли они команду со своим городом на все 100? Болельщикам «Анжи» ситуация знакома.

Кстати, как и «Газпром», в Москве живет еще одна команда, наведываясь домой лишь в дни игр – «Норильский Никель».

Глазовский «Прогресс» не придумал ничего лучше, как дать объявление о продаже собственного игрока на клубном сайте. Ну, хоть не на «Авито», и на том спасибо.

АМФР 

Так сложилось, что ни одно крупное СМИ не пишет о мини-футболе. «Динамо» зафрахтовало «Чемпионат», теперь там, кроме восторженных статей о подмосковном клубе, почитать нечего.

На том же «Чемпионате» и Sports.ru раздел мини-футбола находится в «прочих». Есть издание для своих «Футболревю», которое хоть и старается писать обо всех, принадлежит «Дине». И именно поэтому до сих пор существует.

Чтобы получить актуальную информацию, есть только одно место – сайт Ассоциации мини-футбола России. Это эдакая википедия российского футзала. Но достаточно двух кликов чтобы понять, что портал давно устарел и неудобен в пользовании. Например, какой-то материал нельзя открыть в новой вкладке.

Сотрудники АМФР делают хоть какие-то интервью перед и после матчей, организовывают показ матчей в интернете и раз в месяц выпускают обзорную программу.

Удивительно, но не все матчи чемпионата можно посмотреть. Очень часто один матч из тура остается без показа. Иногда главные матчи показывает ТК «Спорт» и портал Sportbox. 

Например, тур назад была битва «Динамо» и «Сибиряка», второй и третьей команды по итогам прошлого сезона. У команд одни из сильнейших составов лиги, в «Динамо» играют чемпионы мира в составе сборной Бразилии. Вдобавок, по ходу матч образовалась интрига – «Сибиряк», проигрывая 3:0, сумел свести матч вничью. Разве это не реклама футзала, транслируй его федеральное ТВ? Однако, АМФР по непонятным причинам отдала для трансляции ВГТРК матч «Дины», которая шагом обыграла «Новую Генерацию». Чтобы было понятней, представьте, что федеральный НТВ вместо ЦСКА – «Спартак» решил показать «Зенит» – «Волга». 

Отдельно стоит поговорить о качестве трансляции. Процентов 60 из всех трансляций на твердую «четверку», если отталкиваться от той же Испании. Остальные страшнее топовых боевиков с многомиллионным специэффектами. Трансляция снята, как сейчас модно, одним кадром – то есть одной камерой, без возможности показа повтора. А главный спецэффект – мозаика пикселей! 

Но есть и хороший пример. Самый современный клуб лиги «Дина» в интеренете открыл свой круглосуточный клубный канал, где транслируются матчи, выходят передачи об истории клуба и т.д.

Выпускаемая Ассоциацией ежемесячная передача «Мини-футбол в России» похожа на старую добрую «На футболе с Виктором Гусевым». Основной начинкой передачи является краткий обзор матчей плюс кабинетные новости. Дело в том, что у каждого клуба Суперлиги есть аккаунты в соцсетях, где уже через считанные часы после завершения матча, все желающие могут увидеть что было на паркете. Зачем это показывать спустя месяц? Но так как другой передачи нет, радуемся и этой.

Спортивные комплексы

Ни у одного клуба Суперлиги нет по-настоящему крутой площадки для игр. Свежие комплексы «Тюмени» и «Дины» хороши на фоне остальных команд, но надо ли равняться на низы?

«Сибиряк» играет в спортзале строительного института, глазовский «Прогргесс» играет домашние матчи в гостях, в соседнем Ижевске на хоккейной коробке. 

Выглядит это все уныло – в сравнении с европейскими аренами «Спортинга», «Мовистара», «Барселоны». К тому же, строительство крытого зала для мини-футбола не дороже строительства очередного фитнесс-центра. А относительно строительства стадионов для большого футбола, стоимость вообще на уровне погрешности.

Трансляция и домашняя арена «Прогресса» (Глазов)

Арена испанского «ИнтерМовистар»

«МЕО-Арена» в Лиссабоне

Работа с болельщиками. 

Чтобы быть у болельщиков на виду, каждый клуб должен быть на виду во всевозможных соц.сетях. У «Тюмени» и «Синары» с этим лучше, чем у остальных.

Но на шаг впереди всех «Дина». В этом клубе первыми поняли, что надо самим себя показывать широкой аудитории, а не ждать, когда к клубному аккаунту в инстаграм добавится несколько человек. Пушкари пока единственные, кто додумался завести блог на Sports.ru, а иногда и вовсе при помощи редакторов делают крутые интервью для главной страницы. Так клуб появляется на слуху.

Неужели остальным трудно обратить внимание на успешные примеры?

Очень живой твиттер Ассоциации:

Батерия, Феррао, Вильде – вам ни о чем не скажет этот набор букв. В реальности это фамилии игроков футзальной «Барселоны». В городе, где играют Месси, Неймар и Суарес, мини-футбол, по логике вещей, вообще не должен существовать. Но на каждый матч маленькой «Барсы» собирается 5-6 тысяч (!!!) человек! 

Такую посещаемость можно попробовать объяснить, что «Барса» одна для всех, независимо от вида спорта. И вообще Каталония всегда за своих. Тогда перенесемся в Мадрид. Там, где есть Роналду и Бэйл, рок-н-рольщик Симеоне со своими Коке и Гризманнами, есть и футзал! «Интер Мовистар» – абсолютно автономный футзальный клуб, продал перед сезоном 3500 тысячи абонементов! К этому добавляется 1000-1500 человек по билетам на каждый матч!

Матчи чемпионата Испании транслируются по федеральным каналам и собирают аудиторию около миллиона (!!!) человек. В России просмотр топовых матчей собирает порядка 2000 человек, и это считается хорошим показателем. Рядовой матч просматривают не более 500 человек.

Есть прекрасный клуб «Политех» из города, где играют Халк и хоккейный СКА. Кому как не ему стараться быть креативнее остальных? Нет, лучше закрыться на три замка и швабру. Вдруг что-нибудь не то о команде узнаем.

Проблем гораздо больше, чем описано выше. Это то, что отталкивает от мини-футбола его потенциальных потребителей. 

Чтобы кратко описать ситуацию, я приведу цитату парней, которые делали материал о баскетбольной Лиге ВТБ. Она на 100%, к сожалению, подходит к нашему мини-футболу. Слово в слово. 

«Главная лига российского баскетбола радостно ушла в тень и продолжает там пребывать с видом полнейшего удовлетворения собой. Выбираться из нее никому не интересно: у клубов есть финансирование, есть спортивные задачи, есть покровители – привлечение зрителей означает неудобное любопытство, заглядывание в карманы, спрос на околобаскетбольную составляющую, короче, никому не нужный шум. У лиги ВТБ все отлично, вот только, чтобы за ней следить, нужно испытывать известную степень ненависти к самому себе».

В тех городах, где нет крупных предприятий, есть проблемы с финансированием клубов. А если деньги и есть, то редко какой губернатор будет заинтересован вкладывать их в мини-футбол. По итогам прошлого сезона сразу три команды элитного дивизона отвалились в лигу на ступень ниже, как раз, по финансовым причинам. Зарплаты Александра Кокорина вполне хватит сколотить серьезную команду для борьбы за высокие места в Суперлиге. Поэтому для таких гигантов, как «Газпром-Трансгаз», «Норильский Никель» содержание мини-футбольного клуба не бьет по карману. Руководители предприятий, считай клубов, по каким-то причинам полюбили футзал и держат свои клубы на плаву. Слава им! Вот только открыть детскую секцию и раз в месяц привозить на гастроли в маленький город Робиньо – это не популяризации вида спорта. АМФР ведет рейтинг работы клубов с болельщиками в соцсетях, на матчах и пр. Вот только нужно вести не рейтинг, а прописать необходимый минимум работ с болельщиками в регламент.

Бумаги на деловом языке мы все каждый день читаем на работе, поэтому с болельщиками, особенно в социальных сетях, надо разговаривать на его языке, а официоз оставить максимум клубному сайту. Интересно показать жизнь команды в инстаграме и ВКонтакте обойдется гораздо дешевле зарплаты одного игрока.

У общества ошибочное мнение о засилии мини-футбола бразильцами. Вопрос натурализации для сборнуй страны оставим в стороне, здесь у каждого свое мнение. В чемпионате России полно по-настоящему крутых русских игроков. В 2007 году Владислава Шаяхметова признавали лучшим игроком мира! По итогам прошлого сезона Николай Шистеров и Артем Антошкин были номинантами на звание «Лучшего молодого игрока мира». А есть ведь еще Прудников и Батырев, Семуков и Фахрутдинов. А какие голы забиваются!

 

Следить есть за чем! Задача клубов и АМФР рассказать об этом всем!

Что необходимо сделать (важно):

1. Остается месяц до запуска «Матч ТВ», соответственно прекращают вещание ТК «Спорт» и Sportbox. Президент АМФР Эмиль Алиев обязан пролоббировать показ топовых матчей на новом канале. 

2. Предпринимать все усилия для назначения на матчи, пусть изредка, топовых комментаторов. 

Не секрет, что люди часто смотрят/не смотрят какой-то матч, потому что у микрофона любимый/нелюбимый комментатор. У Стогниенко, Генича и остальных в твиттере подписчиков больше, чем на клубы Суперлиги ходит зрителей за весь сезон. Для клубов это шанс привлечь новую аудиторию.

3. Каждому клубу и Ассоциации немедленно завести блог на Sports.ru, наполнять его интересным контентом. Именно на здесь вся целевая аудтория.

В прошлом году Николай Канивец, играя за «Сибиряк» фантастический гол. Он набрал 10 тысяч просмотров за сутки. Для мини-футбола это много. Потом этот гол опубликовали на Sports.ru – мигом счетчик просмотров скаканул к 200 тысяч. В дополнении ко всему, на главной странице сайта выходит обалденное интервью Юрия Дудя с Канивцом. Где еще «Сибиряк» бы привлек столько внимания к себе?

4. Каждому клубу создать SMM-стратегию.

5. АМФР срочно создать новый сайт. В перспективе создать круглосуточный тв-канал в интернете.

Что необходимо сделать(желательно):

Командам продавать атрибутику через интернет, а не только в дни матчей в спорткомплексе. «Газпрому» и «Никелю» переехать на ПМЖ к себе домой. Построить современную инфраструктуру. Мне – не умничать.

15 и 16 октября в Подмосковье пройдут два матча чемпионата России. Известная всем «Дина» будет играть с «Сибиряком». Это два наших топ-клуба, в составе которых полно ярких игроков. Зрелище будет обеспечено. Нет информации отдаст ли АМФР этот матч для показа на ВГТРК, трансляция в любом случае будет в интернете. Поэтому каждому, кто хочет составить впечатление о нашем мини-футболе, эти игры рекомендованы к просмотру . Именно такие встречи становятся оберткой всего чемпионата и есть шанс, что посмотрев его, число любителей увеличится.

Топовое фото: mfk-progress.ru

Последние материалы «Российского мини-футбола»: 

«Тренер спросил меня: «Ты педик?» Первый русский в чемпионате Бразилии.

Обзор 6-го тура + символическая сборная.

Девушка дня. Супруга Владислава Шаяхметова.

Троевластие. Превью к новому сезону.

 

Российский мини-футбол ВКонтакте

Российский мини-футбол в Instagram